ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40- 251090/18-92-2781
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Уточкина И.Н.
рассмотрев в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ дело
по заявлению: ООО «ПАУЭР РЕСОРСЕС»
к ИФНС России № 5 по г. Москве
об отмене постановления № 770520180927078401 от 10.10.2018 г.
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ПАУЭР РЕСОРСЕС» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России № 5 по г. Москве (далее – ответчик, Инспекция) от 10.10.2018№770520180927078401 о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Определением от 29.10.2018 заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ.
21.12.2018 изготовлена резолютивная часть решения в порядке ч. 1 ст. 229 АПК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
27.12.2018 от заявителя поступило заявление об изготовлении мотивированного решения.
Таким образом, заявителем соблюден пятидневный срок для подачи заявления об изготовлении мотивированного решения.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ.
Ответчик представил отзыв и заверенные копии материалов дела об административном правонарушении, возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве и оспариваемом постановлении, со ссылкой на законность и обоснованность оспариваемого постановления, доказанность вины заявителя.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 6, 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Срок обжалования, предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ст. 30.3 КоАП РФ, заявителем не пропущен.
В соответствии с ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как следует из заявления, постановлением ИФНС России №5 по г. Москве от 10.10.2018№ 770520180927078401 ООО «ПАУЭР РЕСОРСЕС» привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением в части размера административного наказания, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО «ПАУЭР РЕСОРСЕС» является коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, которой в силу п. 1 ст. 2 ГК РФ является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Налогоплательщик был свободен в выборе партнеров по бизнесу. Поэтому, вступая в правоотношения из договора бухгалтерского и налогового учета с ООО «Учет.Налоги.Консалтинг» налогоплательщик должен был проявить такую степень заботливости и осмотрительности, которая позволит ему рассчитывать на надлежащее поведение контрагента в сфере гражданско-правовых отношений из заключенной между ними сделки, влекущей для Налогоплательщика, в том числе, налоговые и иные административные последствия. При этом, последствия неисполнения контрагентами своих обязательств по гражданско-правовой сделке, не могут быть переложены на бюджет. Поэтому довод Заявителя о невозможности подачи заявления о переоформлении паспорта сделки в уполномоченный банк несостоятелен.
В соответствии с п.8.1 и п.8.4 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - «Инструкция 138-И») заявление о переоформлении паспорта сделки и информации, которые являются основанием для переоформления паспорта сделки представляются резидентом в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления соответствующих документов.
ООО «ПАУЭР РЕСОРСЕС» заключило с нерезидентом компанией «PARAGON CONSTRUCTION LIMITED» (КИПР) договор №Рге$.200-210/УР от 01.03.2014 (далее-Договор).
На основании договора оформлен паспорт сделки №14030005/2179/0000/4/1(далее-ПС).
Дополнительным соглашением №4 от 01.12.2016 были внесены изменения в Договор (продлен срок действия Договора до 31.12.2017), затрагивающие сведения, указанные в графе 6 «Дата завершения исполнения обязательств по контракту» раздела 3 «Общие сведения о контракте» паспорта сделки. Согласно п.8.1 и п.8.4 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - «Инструкция 138-И») общество должно было переоформить паспорт сделки в срок не позднее 22.12.2016г.
Паспорт сделки переоформлен 11.01.2017, то есть с нарушением порядка, установленного Инструкцией 138-И.
В частности, пп.7.1, 7.3, 7.4 Инструкция №181-И установлено, что при внесении изменений и (или) дополнений в контракт, а также при изменении иных сведений, содержащихся в разделе 1 ведомости банковского контроля, по принятом на учет контракту, резидент должен направить в уполномоченный банк документы, которые подтверждают необходимость внесения изменений в раздел 1 ведомости банковского контроля в срок не позднее 15 рабочих дней после даты их оформления. Датой оформления документов, считается наиболее поздняя по сроку дата их подписания или дата вступления их в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата их составления.
Таким образом, несмотря на отсутствие с момента вступления в силу Инструкции 181-И обязанности резидентов по оформлению паспорта сделки и представлению в уполномоченный банк справки о валютных операциях, резиденты и нерезиденты в те же сроки, и на тех же основаниях обязаны представлять в банк УК документы, которые подтверждают необходимость внесения изменений в ведомость банковского контроля, в частности, контракт (договор), сведения о контракте, необходимые для постановки на учет, все изменения и дополнения в указанный контракт, заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций.
Вместе с тем, Инструкция Центрального Банка Российской Федерации 181-И по своей правовой природе является подзаконным нормативно правовым актом ЦБ РФ, поэтому положения обратной силы закона на него распространяться не могут. Об этом свидетельствует и императивная норма п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».
Более того, акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Оговорки о возможности применения принципа обратной силы Инструкция №181-И не содержит.
Соответственно, к Инструкции ЦБ РФ №181-И не применяются нормы об обратной силе.
Таким образом, общество, представив в уполномоченный банк заявление о переоформлении паспорта сделки, документы и информацию, которые являются основанием для внесения изменений в паспорт сделки с нарушением установленного срока, совершило 23.12.2016 по адресу регистрации административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с п.6 ст. 15.25 КоАП несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств(вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и(или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделки, не уведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором(контрактом). или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору, или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному договору (контракту) с приложением соответствующих документов - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушений по ст. 15.25 КоАП РФ выступают экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в осуществлении контроля над внешнеэкономической деятельностью и порядком осуществления валютных операций. Такие правонарушения посягают на установленный нормативно правовыми актами порядок регулирования и контроля за юридически значимыми действиями участников внешнеэкономической деятельности.
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-Ф3, а также акты органов валютного регулирования устанавливают правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, а также общие права и обязанности для резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Реализация и выполнение субъектами внешнеэкономических отношений, предусмотренных Законом №173-Ф3 и актами валютного законодательства Российской Федерации положений и требований, позволяет достигнуть единства внешней и внутренней валютной политики государства, а также приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования.
Следует отметить, что административные правонарушения, совершенные резидентами и нерезидентами, посягают на установленный и охраняемый государством порядок в сфере валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, и соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере.
Непредставление либо несвоевременное представление документов препятствует выполнению контрольных мероприятий, влияет на своевременность и достоверность представления уполномоченными банками в Банк России отчетности, предусмотренной Положением Центрального Банка Российской Федерации от 11.03.2015 N 462-П "О порядке составления отчетности, необходимой для осуществления надзора за кредитными организациями на консолидированной основе, а также иной информации о деятельности банковских групп", необходимой для составления платежного баланса Российской Федерации, тем самым наносит существенный вред общественным отношениям в сфере валютного законодательства.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Инспекцией вынесено Постановление от 10.10.2018 г. №770520180927078401 о назначении административного наказания.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения статей 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено, что заявитель не оспаривает.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Согласно ч. 2 ст. 29.11 копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Таким образом, довод Заявителя о том, что он был лишен возможности участия в рассмотрении материалов об административном правонарушении, не соответствует действительности.
Мера ответственности административным органом определена в пределах санкции, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Понятие малозначительного правонарушения дано в п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. № 5, где указано, что малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.
Из статьи 2.9 КоАП РФ, рассматриваемой с учетом смысла, придаваемого ей сложившейся правоприменительной практикой, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
Отсутствие общественной опасности имеет место в случае, если правонарушение не причинило вреда и не создало угрозы причинения вреда личности, обществу или государству (государственным, общественным интересам).
Совершенное заявителем административное правонарушение влияет на осуществление государством своих функций по валютному контролю.
Правонарушение может быть признано малозначительным только при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Вместе с тем, при наличии вины в совершении административного правонарушения, разрешая вопрос о возможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, при вынесении постановления следует учитывать, что правонарушении, предусмотренные статьей 15.25 КоАП РФ, нарушают установленный порядок валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, обеспечивать стабильность внутреннего валютного рынка и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.
Положения статьи 15.25 КоАП РФ направлены на охрану финансовой системы Российской Федерации в сфере общественных правоотношений в области валютного регулирования.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что факт совершения Заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами.
При указанных обстоятельствах Заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Доводы заявителя об обратном не свидетельствуют и документально не подтверждены, в то время как факт совершения правонарушения в полном объеме подтверждается представленными ответчиком материалами административного дела.
Доказательств того, что Заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено (ст. 2.1 КоАП РФ).
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Заявителя к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Заявителем правонарушения, как малозначительного с учетом положений п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10, суд не усмотрел, требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании ст.ст. 1.5, 2.1, 4.5, 15.25, 23.5, 24.1, 25.1, 25.4, 26.1-26.3, 29.5, 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 75, 110, 167-170, 176, 198, 208, 210, 211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении требований ООО «СК Кладезь» (ИНН 7734212347) об оспаривании постановления ИФНС России № 5 по Москве от 10.10.2018 №770520180927078401 по делу об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Судья Уточкин И.Н.