ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-252231/18-94-2715 от 24.12.2018 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

                                              Дело № А40-252231/18-94-2715

14 января 2019 года

Резолютивная часть решения принята путем подписания 24 декабря 2018 года

Решение в полном объеме изготовлено 14 января 2019 года

Арбитражный суд в составе судьи Лапшиной В. В. ,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области

к УФСП Пензенской области – филиалу ФГУП «Почта России»

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола № АП-58/3/602 от 05.10.2018 г.

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении к административной ответственности ФГУП «Почта России» по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на осуществление ответчиком почтовых услуг с нарушением условий п. 5 лицензии № 108074 (действует от 11.04.2013).

Ответчиком представлен отзыв, в котором возражает против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в нем.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.

Судом проверено и установлено, что заявителем соблюден пятидневный срок для подачи заявления об изготовлении мотивированного решения, установленный ч. 2 ст. 229 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, оценив представленные суду доказательства, судом признаются заявленные требования не обоснованными, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Как следует из материалов дела, Федеральное государственное унитарное предприятия «Почта России» является оператором почтовой связи на основании лицензии N 108074, выданной Министерством Российской Федерации по связи и информатизации.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Федеральным законом от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.

На основании ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

На основании ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

В соответствии с п. 20 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87. услуги почтовой связи подлежат лицензированию.

Раздел XX Постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 включает перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи.

ФГУП «Почта России» имеет лицензию на оказание услуг почтовой связи № 162571 от 11.04.2018 выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В соответствии с п. 5 Лицензионных требований лицензии на оказание услуг почтовой связи № 162571 от 11.04.2018, лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российском Федерации.

На основании абз. 3 ст. 4 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 5.2.25.1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.07.2008 № 418. органом, к компетенции которого отнесено утверждение правил оказания услуг почтовой связи, является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Правила оказания услуг почтовой связи утверждены Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 № 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи».

Из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения обращений гражданина ФИО1 (вх. от 13.09.2018 № 02-01-1006/58, вх. от 13.09.2018 № 02-01-1007/58, вх. от 13.09.2018 № 02-01-1008/58, вх. от 13.09.2018 № 02-01-1009/58, вх. от 13.09.2018 № 02-01-1010/58. вх. от 13.09.2018 № 02-01-1011/58) по факту невыдачи регистрируемых почтовых отправлений адресату ФИО1 при предъявлении документов удостоверяющих личность, а именно: военного билета военнослужащего СССР (серия НЛ № 5676730, выдан Первомайским РВК г. Мурманска, 23.11.1993; удостоверения ветерана боевых действий (серия БК № 0704034. выдано Минюстом. 22.06.2004) выявлено нарушение, а именно - отказ оператора почтовой связи ФГУП «Почта России» в выдаче регистрируемых почтовых отправлений адресату ФИО1 при предъявлении документов удостоверяющих личность, а именно: военного билета военнослужащего СССР (серия НЛ № 5676730, выдан Первомайским РВК г. Мурманска, 23.11.1993; удостоверения ветерана боевых действий (серия БК № 0704034, выдано Минюстом, 22.06.2004).

13.09.2018 в Управление Роскомнадзора по Пензенской области поступили обращения гражданина ФИО1 почтовой связью с жалобой на неоказание услуг почтовой связи оператором почтовой связи ФГУП «Почта России» гражданину ФИО1.

Исходя из информации, содержащейся в обращениях гражданина ФИО1 установлено, что в период с 07.09.2018 по 10.09.2018 включительно в отделении почтовой связи Пенза 440000, расположенном по адресу: 440000. <...>. неоднократно было отказано в выдаче регистрируемых почтовых отправлений адресату ФИО1 при предъявлении документов удостоверяющих личность, а именно: военного билета военнослужащего СССР (серия НЛ № 5676730, выдан Первомайским РВК г. Мурманска. 23.11.1993; удостоверения ветерана боевых действий (серия БК № 0704034, выдано Минюстом, 22.06.2004).

По результатам рассмотрения обращения гр. ФИО1 Управлением составлен протокол об административном правонарушении № АП-58/3/602 от 05.10.2018г. за несоблюдение установленного Правилами порядка выдачи регистрируемых почтовых отправлений адресату, что повлекло за собой нарушение ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», абз. 4 ст. 19 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», п. 33 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 № 234, п. 5 лицензионных требований лицензии № 162571 от 11.04.2018 на оказание услуг почтовой связи, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Судом установлено, что полномочия административного органа по составлению протокола подтверждаются ч. 3, 4 ст. 28.3 КоАП РФ, Приказом Минкомсвязи России «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» N 70 от 04.05.2010г.

Порядок вынесения составления протокола об административном правонарушении соблюден, процессуальные гарантии ответчику, как лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечены.

Административный орган пришел к выводу, что оператором почтой связи ФГУП "Почта России" были нарушены обязательные требования абзаца 4 статьи 19 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", пункта 33 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234, пункта 5 лицензионных требований лицензии N 108074 от 11.04.2013 на оказание услуг почтовой связи выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Действия ФГУП "Почта России" квалифицированы по части 3 статьи 14.1. КоАП РФ.

Между тем, отказывая в удовлетворении заявления, суд исходит из того, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.03.1997 N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", пунктом 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Военный билет не является документом, удостоверяющим личность ФИО1, в связи с чем, ответчиком правомерно в соответствии с требованиями пункта 33 Правил оказания услуг почтовой связи и пункта 99 Почтовых правил было отказано в выдаче указанному лицу регистрируемых почтовых отправлений при предъявлении им военного билета. С учетом этого суд пришел к выводу об отсутствии в действиях Почты России события административного правонарушения, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5. является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В силу частей 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с подпунктом 36 пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по оказанию услуг связи подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2015 N 87 утверждены Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, и Перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг соответствующих услуг связи.

В Перечень наименований услуг связи включены услуги почтовой связи (пункт 20).

Согласно пункту 5 Лицензионных требований ФГУП «Почта России»  к лицензии №108074 от 11.04.2013 лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правила оказания услуг почтовой связи утверждены приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 в соответствии с его компетенцией, установленной пунктом 5.2.25.1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2008 N 418.

В соответствии со ст. 19 Закона о почтовой связи пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонементного почтового шкафа.

В соответствии с пунктом 33 Правил оказания услуг почтовой связи вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (уполномоченным представителям) осуществляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

До настоящего времени такой федеральный закон не принят.

Конституция Российской Федерации возлагает на Президента Российской Федерации как главу государства решение вопросов гражданства Российской Федерации (п. "а" ст. 89) и устанавливает, что Президент Российской Федерации осуществляет свои полномочия посредством издания указов и распоряжений (ч. 1 ст. 90).

Таким образом, Президенту Российской Федерации делегированы в соответствии с Конституцией Российской Федерации полномочия по изданию указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного разрешения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов.

В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" был введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации.

Пунктом 2 данного Указа Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, согласно п. 1 которого паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

Кроме того, на основании статьи 7 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признается паспорт.

Следовательно, документом, удостоверяющим личность лица и гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации.

Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда РФ от 14.12.2015 N 48-КГ15-14.

В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона документом, заменяющим паспорт гражданина, является документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. На территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются: военный билет; временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу).

При этом, военный билет является документом, удостоверяющим личность военнослужащего.

Для гражданина, пребывающего в запасе, военный билет не является документом, удостоверяющим личность, а является документом, удостоверяющим его отношение к военной службе.

Как следует из материалов дела и установлено судом, из ксерокопии военного билета НЛ N 5676730 ФИО1 следует, что он был призван на военную службу 23.11.1993 и 17.05.1995 уволен в запас по окончании срока военной службы.

Таким образом, применительно к данному случаю при наличии у Мельника М.А паспорта гражданина РФ, который он обязан иметь, военный билет не является документом, удостоверяющим его личность.

В связи с этим, ответчик правомерно в соответствии с требованиями пункта 33 Правил оказания услуг почтовой связи и пункта 99 Почтовых правил отказал в выдаче ФИО2 регистрируемых почтовых отправлений при предъявлении им не паспорта гражданина РФ, а военного билета.

Предъявление гр. ФИО2 для получения регистрируемых почтовых отправлений удостоверения ветерана боевых действий, также не влечет обязанность ответчика выдать указанные почтовые отправления, поскольку указанный документ также не является удостоверяющим личность, а в силу п. 1 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.

Следовательно, в действиях Почты России отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, на что правомерно указано в решении суда 1 инстанции.

Следовательно, в действиях ФГУП «Почта России» отсутствует событие административного правонарушения в части нарушения требований и условий, предусмотренных п. 5 лицензии.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол.

При вышеуказанных обстоятельствах, ФГУП «Почта России» не может быть привлечено к административной ответственности в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства дела и нормы права, суд приходит к выводу об отсутствии состава вмененного предприятию административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 29, 65, 75, 226-229 АПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности по ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья:

В.В.Лапшина