ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. МоскваДело № А40- 883/17 -131-2510
24 апреля 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2018 года
Полный текст решения изготовлен 24 апреля 2018 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего судьи Жбанковой Ю.В., единолично,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Видановым А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
истец АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
ответчик АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "Вагонреммаш"
о взыскании 1 109 057 руб. 35 коп.
в заседании приняли участие:
от истца: ФИО1 по доверенности от 09.01.2018г. № 4-Д
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 17.05.2017г. № ВРМ-48/17
УСТАНОВИЛ:
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "ВАГОНРЕММАШ" о взыскании 1 109 057 руб. 35 коп. неустойки по договору подряда №ФПК-14-100 от 28.03.2014г.
Истец поддержал исковые требования в полном объеме, представил возражения на отзыв ответчика.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований по мотивам ранее представленного отзыва на иск.
Изучив материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, доводы отзыва на иск, исследовав и оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, выслушав в судебном заседании полномочных представителей сторон, которые поддержали и изложили свои позиции по делу, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между истцом (заказчик) и ответчиком (подрядчик) был заключен договор на капитальный ремонт пассажирских вагонов № ФПК-14-100 от 28.03.2014 г., в соответствии с которым Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по капитальному ремонту пассажирских вагонов в объеме капитально-восстановительного ремонта (КВР), включая дополнительные работы, а Заказчик - оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.
Пунктом 4.2. Договора предусмотрено, что нормативный срок простоя вагона в ремонте исчисляется с момента подписания акта приемки вагонов в ремонт ф.ЗРУ-25. АО «Вагонреммаш» обязуется выполнить Работы в соответствии с требованиями Указания МПС России от 23.12.1997 г. № В-1465у «Об утверждении норм простоя пассажирских вагонов при техническом обслуживании, деповском и капитальном ремонтах в условиях вагонных депо железных дорог». Подрядчик обязан выполнять ремонт с учетом Норм простоя пассажирских вагонов при ремонте на вагоноремонтных заводах, установленных Указанием МПС России № В -1465у от 23.12.1997 г.
Согласно Нормам простоя пассажирских вагонов при ремонте на вагоноремонтных заводах, срок общего простоя для пассажирского вагона с кондиционированием воздуха при ремонте КВР, должен составлять 90 календарных дней.
В соответствие с п. 4.2 Договора установлено, что нормативные сроки простоя пассажирского вагона в ремонте, включая сроки выполнения дополнительных работ, исчисляются с момента подписания обеими сторонами акта приемки вагона в ремонт формы ЗРУ - 25.
Пунктом 6.2. Договора установлено, что в случае нарушения Заказчиком сроков подачи вагонов в ремонт, предусмотренных Графиком подачи вагонов в ремонт и выпуска из ремонта на текущий год, срок выпуска вагонов из ремонта переносится на количество дней задержки подачи вагонов к Подрядчику.
Согласно п. 4.6 Договора выпуск вагонов из ремонта оформляется уведомлением по форме ВУ - 36 и работы считаются выполненными и принятыми Заказчиком с момента подписания обеими сторонами акта сдачи - приемки выполненных работ в отношении каждого отремонтированного вагона.
Пунктом 6.4. Договора установлено, что в случае нарушения Подрядчиком срока выполнения работ, установленного Указанием МПС России № В-1465у от 23.12.1997 г., Подрядчик обязан уплатить Заказчику штрафную неустойку в размере 0,1 % от стоимости ремонта вагонов, по которым нарушен срок выполнения работ, за каждый день просрочки, но не более 7 % от общей стоимости работ по ремонту вагонов, по которым нарушен срок выполнения работ.
Однако, Ответчиком условия настоящего договора были исполнены ненадлежащим образом, а именно при выполнении работ не соблюдались сроки нахождения вагонов в ремонте.
1) 05 мая 2017 г. Воронежским вагоноремонтным заводом - филиалом АО «Вагонреммаш» для проведения капитального ремонта КВР был принят в ремонт вагон № 061 16719, о чем свидетельствует подписанный с двух сторон акт приемки в ремонт пассажирского вагона формы ЗРУ-25 от 05.05.2017 г.
Работы по капитальному ремонту вагона № 061 16719 Воронежским вагоноремонтным заводом фактически были начаты 05 мая 2017 г. и закончены 31 августа 2017 г., что подтверждается Уведомлением о приемке пассажирских вагонов из КВР ремонта формы ВУ -36 от 31.08.2017 г., актом приемки из ремонта пассажирского вагона от 31.08.2017 г., актами выполненных ремонтных работ № 22333-22335 от 31.08.2017 г., подписанными представителями сторон по Договору.
Общий простой вагона № 061 16719 на Воронежском вагоноремонтном заводе составил 118 календарный дней при норме 90 календарных дней.
Просрочка сроков выполнения работ по вагону № 061 16719 составила 28 календарных дней с 04.08.2017 г. по 31.08.2017 г.
02.11.2017 г. в адрес АО «ВРМ» была направлена претензия № исх-7170/ФПКФПрив об оплате штрафных санкций в размере 526 299,2 руб. за нарушения норм простоя вагона в ремонте.
Согласно ответа АО «ВРМ» от 20.11.2017 г. № ВРМ 1/12-2129 в удовлетворении требований АО «ФПК» было отказано в полном объеме.
2) 01 апреля 2017 г. Воронежским вагоноремонтным заводом -филиалом АО «Вагонреммаш» для проведения капитального ремонта КВР был принят в ремонт вагон № 061 16727, о чем свидетельствует подписанный с двух сторон акт приемки в ремонт пассажирского вагона формы ЗРУ-25 от 01.04.2017 г.
Работы по капитальному ремонту вагона № 061 16727 Воронежским вагоноремонтным заводом фактически были начаты 01 апреля 2017 г. и закончены 31 июля 2017 г., что подтверждается Уведомлением о приемке пассажирских вагонов из КВР ремонта формы ВУ -36 от 31.07.2017 г., актом приемки из ремонта пассажирского вагона от 31.07.2017 г., актами выполненных ремонтных работ № 22244-22241-1 от 31.07.2017 г., подписанными представителями сторон по Договору.
Общий простой вагона № 061 16727 на Воронежском вагоноремонтном заводе составил 121 календарный день при норме 90 календарных дней.
Просрочка сроков выполнения работ по вагону № 061 16727 составила 31 календарный день с 01.07.2017 г. по 31.07.2017 г.
02.11.2017 г. в адрес АО «ВРМ» была направлена претензия № исх-7171/ФПКФПрив об оплате штрафных санкций в размере 582 758,15 руб. за нарушения норм простоя вагона в ремонте.
Согласно ответа АО «ВРМ» от 21.11.2017 г. № ВРМ 1/12-2145 в удовлетворении требований АО «ФПК» было отказано в полном объеме.
Таким образом, Истцом ввиду ненадлежащего исполнения Ответчиком
договорных обязательств, а именно, нарушения срока выполнения работ,
установленного в Графике подачи вагонов в ремонт и выпуска из ремонта и
Указанием МПС России № В-1465у от 23.12.1997 г., начислены штрафные
санкции в соответствии с п. 6.4. Договора в размере 1 109 057,35 руб. Сумма
штрафных санкций определена в соответствии с Приложением № 1 к
настоящему претензионному требованию.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствие с п. 4.2 Договора установлено, что нормативные сроки простоя пассажирского вагона в ремонте, включая сроки выполнения дополнительных работ, исчисляются с момента подписания обеими сторонами акта приемки формы ЗРУ - 25. АО «Вагонреммаш» обязуется выполнить Работы в соответствии с требованиями Указания МПС России от 23.12.1997 г. № В-1465у «Об утверждении норм простоя пассажирских вагонов при техническом обслуживании, деповском и капитальном ремонтах в условиях вагонных депо железных дорог». Подрядчик обязан выполнять ремонт с учетом Норм простоя пассажирских вагонов при ремонте на вагоноремонтных заводах, установленных Указанием МПС России № В -1465у от 23.12.1997 г.
Согласно Нормам простоя пассажирских вагонов при ремонте на вагоноремонтных заводах, срок общего простоя для пассажирского вагона с кондиционированием воздуха при ремонте КВР, должен составлять 90 календарных дней.
Акт ЗРУ-25 является двусторонним актом о приемке вагона в ремонт, соответственно, подписав данный акт, Ответчик принял вагон в ремонт и обязался выполнить его в установленные Указанием МПС № В-1465у нормативные сроки. Ответчик является вагоноремонтным предприятием, который принимает или не принимает вагон в ремонт, его решение не зависит от факта подачи или неподачи вагона Истцом - приемка в ремонт осуществляется Ответчиком, который сам принимает решение брать вагон в ремонт или нет. Юридическое значение, исходя из норм Договора, имеет именно факт приемки вагона - подписание акта ЗРУ-25, который никак не связан с подачей Истцом вагона.
Пунктом 1.3.1. Договора № Исполнитель (АО «Вагонреммаш») обязуется выполнить Работы в соответствии с требованиями Указания МПС России от 23.12.1997 г. № В-1465у «Об утверждении ном простоя пассажирских вагонов при техническом обслуживании, деповском и капитальном ремонтах в условиях вагонных депо железных дорог».
Указанием МПС России № В-1465у от 23.12.1997, которым установлены нормативные сроки ремонта вагонов, и которым стороны руководствуются в соответствии с Договором, установлены сроки нахождения вагонов в ремонте как в рабочих, так и в календарных днях. В то же время Договором предусмотрена обязанность Исполнителя выполнять работы в сроки, установленные данным Указанием МПС № В-1465у от 23.12.1997. Поскольку данным Указанием установлено, что лицо обязано соблюсти сроки ремонта, указанные в рабочих и календарных днях, нарушение как обоих сроков, так и каждого из них по отдельности, исходя из буквального толкования Договора в соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, является нарушением срока выполнения работ.
Так, Истец осуществляет по Договору подачу вагонов, которые принимаются Ответчиком. По всем вагонам сторонами подписаны акты приемки вагонов в ремонт формы ЗРУ-25 (п.4.2. Договора). Стороны оговорили в договоре - п. 4.2. - что сроки простоя в ремонте исчисляются не с момента подачи вагона, а именно с момента подписания акта приемки ЗРУ-25. Акт приемки ЗРУ -25 является двусторонним актом согласованной воли двух хозяйствующих субъектов, с моментом подписания данного акта закон связывает определенные юридические последствия - а именно, начало ремонта вагонов и, соответственно, течения срока на ремонт.
Согласно п.4.4. Договора стороны обязаны при приемке вагонов в ремонт руководствоваться Основными условиями № РД 32 ЦЛ 024 от 11.12.2007 (далее - Основные условия).
Согласно данным Основным условиям вагон, как и указано в Договоре, считается принятым в ремонт с момента подписания акта приемки формы ЗРУ-25 представителем Исполнителя.
Таким образом, правового значения момент подачи вагона не имеет, правовое значение имеет момент приемки вагона Ответчиком- Исполнителем в ремонт. Именно от Исполнителя - Ответчика зависит момент подписания данного акта. Согласно п.7.14 Основных условий Исполнитель несет ответственность за сохранность вагонов с момента приемки в ремонт и до передачи вагонов проводника Заказчика после выполнения ремонта. Подписав акт ЗРУ-25 Ответчик принял на себя обязательства по ремонту, в том числе, выполнению ремонта в установленный срок. Поэтому довод Ответчика о том, что Истец поставил ему вагоны для ремонта позднее дат, указанных в графике, не может иметь правового значения. Подписание сторонами Акта ЗРУ-25 выражает согласованную волю сторон на выполнение ремонта с даты подписания указанного акта.
Подписание двустороннего акта ЗРУ-25 свидетельствует, таким образом, о фактическом согласовании сторонами иных сроков ремонта.
Таким образом, подписав акт ЗРУ-25, то есть приняв вагон в ремонт, Ответчик взял на себя обязательство по ремонту именно с этого момента, факт более поздней подачи вагона Истцом не имеет значения, поскольку, как было указано в пункте 6.2. Договора, в случае нарушения Заказчиком сроков подачи в ремонт, срок выпуска вагонов переносится на количество дней задержки поступления вагонов к Исполнителю (соответственно просрочке поступления для каждого вагона).
Согласно п. 4.4 - 5.5 Договора выпуск вагонов из ремонта оформляется уведомлением по форме ВУ - 36 и работы считаются выполненными и принятыми Заказчиком с момента подписания обеими сторонами акта сдачи - приемки выполненных работ в отношении каждого отремонтированного вагона.
Уведомления о приемки вагона из ремонта ф. ВУ-36 и акты приема-передачи выполненных работ подготавливаются для подписания сторон самостоятельно.
Ссылка Ответчика на п.7.1.12 Основных условий № РД 32ЦЛ 024 от 11.12.2007 не состоятельна, поскольку данный пункт противоречит условиям Договора. Кроме того, Графиками, согласованными по Договору (Дополнительное соглашение № ФПК-12-450(24) от 03.07.2017 г. к договору № ФПК-12-450), конкретные даты подачи и выпуска вагонов в ремонт/из ремонта не предусмотрены. Факт подачи вагонов позднее срока, указанного в графике, не отменяет факт наличия простоя вагонов за рамками нормы общего простоя в календарных сутках в соответствии с Указанием МПС России № В-1465У 23.12.1992 г. АО «ВРМ» как вагоноремонтное предприятие, самостоятельно до принятия вагонов в ремонт, должно было рассчитывать свои производственные мощности с целью исполнения установленных сроков выполнения ремонта вагонов. В случае, объективного анализа работы предприятия с учетом его мощностей, АО «ВРМ» должно было или отказать в приеме в ремонт вагона № № 061 16719 или предупредить о невозможности выполнить ремонт вагона в срок. Однако, при приеме вагона в ремонт АО «ВРМ» не уведомило истца о том, что отсутствует возможность выполнения работ в установленные сроки. Таким образом, ссылка АО «ВРМ» не отсутствие производственных мощностей для выполнения в срок указанного вагона, не подтверждается самим же ответчиком. Документы по данному факту АО «ВРМ» не представлены.
Документы или сведения об отсутствии данных фактов простоя вагонов сверхнорматива Ответчиком не предоставлены в суд.
При проведении расчета штрафной неустойки истцом исчислялись сроки простоя вагонов в ремонте со следующего дня подписания акта ЗРУ-25 и по день подписания сторонами уведомления о приемки вагона из ремонта ф. ВУ-36 и акты приема-передачи выполненных работ на указанные вагоны.
Вагон №061 16727
Согласно акта ЗРУ-25 от 01.04.2017 г. и уведомления о приемки вагона из ремонта ф. ВУ-36 и акты приема-передачи выполненных работ от 31.07.2017 г. вагон находился в ремонте 121 сутки при норме нахождения вагона в ремонте - 90 суток, превышение нормы простоя составляет 31 день.
Вагон №061 16727. Согласно акта ЗРУ-25 от 05.05.2017 г. и уведомления о приемки вагона из ремонта ф. ВУ-36 и акты приема-передачи выполненных работ от 31.08.2017 г. вагон находился в ремонте 118 сутки при норме нахождения вагона в ремонте - 90 суток, превышение нормы простоя составляет 28 дней.
Таким образом, исковые требования АО «ФПК» о взыскании штрафной неустойки за несоблюдение сроков нахождения вагонов в ремонте в размере 1 109 057,35 руб. правомерны, обоснованы и подлежат удовлетворению в заявленном размере, а доводы ответчика, изложенные в отзыву к настоящему исковому заявлению, не соответствуют условиям договора, обстоятельствам дела, намеренно вводят суд в заблуждение.
Правомерность требования истца подтверждается судебной практикой по делам № А40-8600/17-131-848, № А40-188379/2017, № А40-207392/2017, № А40-95433/16-39-817, № А40-179383/16-13-1525, № А40-179383/16-13-1525, № А40-179383/16-13-1525, № А40-156335/16-131-1373, № А40-195131/16-13-1670, № А40-84295/17-170-770, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 № 09АП-28664/2017 по делу № А40-6332/2017.
На основании изложенного требование истца о взыскании с ответчика неустойки в размере 1 109 057 руб. 35 коп. обоснованно и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ госпошлина по иску относится на ответчика.
С учетом изложенного, на основании ст.ст. 12, 307, 309, 310, 330, 331, 702, 740 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 4, 27, 65-67, 68, 71, 102, 110, 167-171, 176, 180, 181, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "Вагонреммаш" (адрес: 105005, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 12.05.2008) в пользу АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ" (адрес: 107078, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, (дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 03.12.2009) штрафную неустойкув размере 1 109 057 (Один миллион сто девять тысяч пятьдесят семь) руб. 35 коп. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 24 091 (Двадцать четыре тысячи девяносто один) руб.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.
Судья Ю.В.Жбанкова