Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-253205/21-93-1909
14 февраля 2022 гола
Резолютивная часть решения в порядке ч.1 ст.229 АПК РФ от 28 января 2022 года
Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2022 года
Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Позднякова В.Д.
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению: Управления Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу (630099, НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ, НОВОСИБИРСК ГОРОД, СОВЕТСКАЯ УЛИЦА, 33, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 23.07.2004, ИНН: <***>)
к АО "Почта России" (131000, МОСКВА ГОРОД, ВАРШАВСКОЕ ШОССЕ, ДОМ 37, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 01.10.2019, ИНН: <***>)
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола от 16.11.2021 № АП-54/2/1282 об административном правонарушении,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Управление Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении АО «Почта России» к административной ответственности на основании ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на осуществление ответчиком почтовых услуг с нарушением условий п. 5 лицензии № 108074.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, отзыв не представил, требования не оспорил.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В адрес Управления Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу поступили обращения ФИО1, ФИО2, о некачественном оказании услуг почтовой связи, в части нарушения контрольного срока пересылки почтового отправления №80515363860629, а также отказе в приеме/отправке почтового отправления в отделении связи АО "Почта России".
Регистрируемое почтовое отправление с объявленной ценностью № 80515363860629 было принято 20.08.2021 в ОПС Барнаул 656058 и следовало в ОПС Сургут 628426.
Таким образом, оказав некачественную услугу почтовой связи, нарушив контрольный срок пересылки регистрируемого почтового отправления № 80515363860629, отказав пользователю услугами почтовой связи в услуге по пересылке почтового отправления, АО «Почта России» нарушило пп. "а", "в" п. 46, п. 50 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234; п. 5 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 162571.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
Согласно п.1 ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
В силу ч.1 ст. 46 Закона оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи в соответствии с законодательством РФ, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией.
АО «Почта России» является держателем лицензии па оказание услуг почтовой связи от 11.04.2018 № 162571 (далее - Лицензии), выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых телекоммуникаций в порядке продления срока действия лицензии №108074 от 1 1.04.2013. Территория оказания услуг - Российская Федерация.
Правонарушение заключается в нарушении пункта 5 лицензии № 162571 на предоставление услуг почтовой связи.
Пунктом 5 лицензии № 162571 установлена обязанность лицензиата по оказанию услуг связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи.
Оказание услуг почтовой связи регулируются Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234 (далее - Правила).
На основании подпункта «а» пункта 46 Правил, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления в установленные сроки. Контрольные сроки пересылки почтовых отправлений установлены приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018 № 257 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции» (далее Нормативы).
На основании п. 12 Правил - операторы почтовой связи при оказании услуг почтовой связи (кроме универсальных услуг связи) вправе устанавливать другие виды и категории внутренних почтовых отправлений для пересылки по своей сети почтовой связи.
Согласно п. 23 Правил - нормативы, контрольные сроки и тарифы на оказание услуг почтовой связи, не относящихся к универсальным услугам почтовой связи, устанавливаются операторами почтовой связи.
В соответствии с Распоряжением АО «Почта России» от 15.11.2019 № 141/1-р «Об утверждении контрольных сроков пересылки посылок нестандартных негабаритных, нормативы их обработки и перевозки, а также доставки извещений», контрольный срок пересылки посылки (без учета дня приема, выходных и праздничных дней) по маршруту г. Барнаул - г. Сургут составляет 7 дней. Расчетным сроком прохождения регистрируемого почтового отправления № 80515363860629 в направлении г. Барнаул - г. Сургут является 28.08.2021.
06.09.2021 вышеуказанное почтовое отправление (посылка) прибыло в место назначения ОПС Сургут 628426 и 07.09.2021 получено адресатом.
Замедление в прохождении регистрируемого почтового отправления № 80515363860629 по территории Российской Федерации составило 7 рабочих дней.
30.09.2021 в ОПС Новосибирск 630056 Новосибирского почтамта - ОСП УФПС Новосибирской области - филиала АО "Почта России" гражданину ФИО2 было отказано в приеме/отправке почтового отправления.
Согласно п. 50 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 - оператор почтовой связи вправе отказать пользователям услуг почтовой связи в представлении услуги почтовой связи, если такая услуга не входит в утвержденный оператором почтовой связи для этого объекта перечень услуг почтовой связи. "ОПС Новосибирск 630056 Новосибирского почтамта - ОСП УФПС Новосибирской области -филиала АО "Почта России" оказывает пользователям на договорной основе следующие услуги почтовой связи:
а) универсальные услуги почтовой связи - услуги по пересылке письменной корреспонденции (простая, заказная и с объявленной ценностью, в том числе с описью вложения):
-почтовая карточка;
-письмо;
-бандероль;
-секограмма;
б) иные почтовые услуги, в том числе:
-услуги по пересылке посылок;
-услуги по пересылке отправлений 1 класса;
-услуги по пересылке международных почтовых отправлений;
-услуги по приему, обработке, перевозке и доставке (вручению) почтовых отправлений, пересылаемых в сроки, в порядке и с логотипом, определенными актами Всемирного почтового союза, которые осуществляются оператором почтовой связи, уполномоченным в установленном порядке на оказание этих услуг (услуги EMS).
По информации, представленной УФПС Новосибирской области - филиалом АО "Почта России", гражданину ФИО2 было отказано в предоставлении услуги почтовой связи в связи с техническим сбоем.
Указанные нарушения влекут административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) «Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешен и см (лицензией)».
АО «Почта России» является держателем лицензии и песет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности по оказанию услуг почтовой связи в соответствии с лицензией.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у пето имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, по данным лицом не были приняты всё зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствовавших о принятии всех зависящих мер для соблюдения лицензионных условий АО «Почта России» не представлено.
Таким образом, АО «Почта России» не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от пего в целях надлежащего соблюдения лицензионных условий и действующего законодательства.
О составлении протокола об административном правонарушении АО «Почта России» уведомлено надлежащим образом, уведомление о составлении протокола направлено по электронной почте, а также заказным письмом с уведомление о вручении.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ. Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, судом не установлено.
В силу части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии).
Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с п.6 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 16.11.2021 №АП-54/2/1282, датой совершения вменяемого ответчиком административного правонарушения является с 29.08.2021 по 30.09.2021
.Срок привлечения к административной ответственности истекает 28.11.2021.
Заявление подано в суд 23.11.2021.
Таким образом, на момент принятия решения, трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.01.2019 N 3-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СПСР-ЭКСПРЕСС", часть 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, устанавливающая, что постановление по делу об административном правонарушении, выразившемся в нарушении законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает распространения указанного срока на привлечение к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 данного Кодекса, в том числе когда такое административное правонарушение повлекло нарушение прав потребителей.
В соответствии с п. 2 резолютивной части Постановлении от 15.01.2019 N 3-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СПСР-ЭКСПРЕСС" выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл части 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.
Пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП установлено, что истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с абзацем 4 пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", учитывая, что сроки, предусмотренные статьей 4.5 Кодекса, не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного прцессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенные обстоятельства, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
Таким образом, в удовлетворении заявления Управления Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу о привлечении АО "Почта России к административной ответственности по части 3 ст.14.1 КоАП РФ на основании протокола от 16.11.2021 №АП-54/2/1282 следует отказать.
Руководствуясь ст. 4.5, 14.1 (3), 23.1, 24.1, 26.1, 26.2, 29.6, 29.7 КоАП РФ, ст. 71, 75, 156, 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления о привлечении АО "Почта России" (131000, МОСКВА ГОРОД, ШОССЕ ВАРШАВСКОЕ, ДОМ 37, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 01.10.2019, ИНН: <***>) к административной ответственности по ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ - отказать.
Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.
Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Судья:
В.Д. Поздняков