Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2018 года
Полный текст решения изготовлен 21 мая 2018 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Сизовой О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сочневой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению: УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 22.12.2004, 680000, <...>)
к ответчикам/заинтересованным лицам: 1) ПАО «Вымпел - Коммуникации» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 28.08.2002, 127083, Москва, ул. Восьмого Марта, д. 10, стр. 14), 2) ПАО «ВымпелКом» Обособленное подразделение в г. Ульяновске
о признании незаконным отказа в представлении информации от 19.10.2017г. № ЦР-03/74525-К (вх.№ 52/17/27000-дсп от 02.11.2017г.), обязании представить информацию, указанную в запросе исх.27910/17/24947-ЕС от 03.10.2017г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчиков: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к ПАО «Вымпел - Коммуникации» с требованием о признании незаконным отказа в представлении информации от 19.10.2017г. № ЦР-03/74525-К (вх.№ 52/17/27000-дсп от 02.11.2017г.), обязании представить информацию, указанную в запросе исх.27910/17/24947-ЕС от 03.10.2017г.
Стороны, надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В порядке ст.ст. 123, 124, ч. 5 ст.156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Посредством системы «Мой арбитр» от ответчика поступил отзыв на заявление, согласно которому Общество возражает против удовлетворения заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому граю и Еврейской автономной области (далее - Управление) из отдела полиции № 2 УМВД России по г. Хабаровску поступили обращения ФИО1 о нарушениях положения Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите трав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Закон № 230) при взыскании с нее просроченной задолженности по договору займа.
Согласно обращениям гражданки и представленным ею документам неустановленные лица с использованием средств телефонной связи и Интернет ресурсов, оказывают моральное психологическое давление на заемщика, угрожают генам ее семьи причинением вреда здоровью. Заявителю поступают телефонные звонки с номеров (в том числе, с номера 8-960-371-**-**) с требованиями выплатить просроченную задолженность по микрозайму компании «Деньги в руки», приходят смс-сообщения с неоднозначным содержанием, требованием выплатить образовавшийся долг в угрожающей форме.
03.10.2017 при проведении предварительной проверки Управлением в адрес Ульяновского филиала ПАО «ВымпелКом» направлен запрос (исх. 27910/17/24947-ЕС) о представлении информации о лице, которому принадлежит номер телефона 8-960-371-**-**.
02.11.2017 Управлением получен ответ (вх. 52/17/27000-дсп) от ПАО «ВымпелКом» Обособленное подразделение в г. Ульяновск от 19.10.2017 № ЦР-03/74524-К с отказом оставлении запрашиваемой информации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ФЗ от 03.07.2016 N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», настоящий Федеральный закон в целях прав и законных интересов физических лиц устанавливает правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств.
В силу положений пункта 1 статьи 4 Закона N 230-ФЗ при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе взаимодействовать с должником, используя: личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие); телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи; почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.
В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона N 230-ФЗ по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, установлены органиченя в действиях, направленных на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником посредством телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи.
В соответствии с частью 9 статьи 7 Закона N 230-ФЗ кредитору или лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, для осуществления непосредственного взаимодействия с должником посредством телефонных переговоров разрешается использовать только абонентские номера, выделенные на основании заключенного между кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, и оператором связи договора об оказании услуг телефонной связи. При этом запрещается скрывать информацию о номере контактного телефона, с которого осуществляется звонок или направляется сообщение должнику, либо об адресе электронной почты, с которой направляется сообщение, либо об отправителе электронного сообщения.
Согласно пункту 2 часть 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» в процессе рассмотрения обращения государственный орган запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы.
В соответствии с Указом Президента РФ от 15.12.2016 г. N 670 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» и в Положение, утвержденное этим указом, в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» и в Положение, утвержденное этим Указом» на Федеральную службу судебных приставов возложена обязанность по ведению государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр.
Согласно пункту 1 части 7 Указа Президента РФ от 13.10.2004 г. N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» ФССП России в целях реализации своих полномочий имеет право запрашивать и безвозмездно получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.
Таким образом, предусмотренное вышеперечисленными правовыми нормами право службы судебных приставов на получение информации сформулировано в общем виде и не может рассматриваться как право на получение конфиденциальной информации по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 23 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 63 Закона о связи на территории Российской Федерации гарантирована тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи.
При этом указанной нормой Закона о связи установлено, что ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Такое ограничение допускается только на основании судебного решения.
Исходя из положений статьи 63 Закона о связи, тайну связи составляют, в частности, сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, информации и документальной корреспонденции, почтовых отправлениях и почтовых переводах, а также сами эти сообщения, почтовые отправления.
Согласно пункту 2 данной статьи на операторов связи возложена обязанность обеспечить соблюдение тайны связи.
Как следует из материалов дела должностным лицом Управления ФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области как уполномоченным органом в рамках ФЗ от 03.07.2016 N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» у Общества запрашивались сведения о представлении информации о лице, которому принадлежит номер телефона в рамках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Закона о связи к сведениям об абонентах относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина, наименование (фирменное наименование) абонента - юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента.
Согласно данной норме сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются информацией ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с их согласия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
При этом нормами федерального законодательства предусмотрены случаи обязательного представления персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 2 ст. 63 Федерального закона N 126-ФЗ «О связи»).
Операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи (п. 3 ст. 63 Федерального закона N 126-ФЗ «О связи»).
В пункте 1.1 статьи 64 Закона о связи N 126-ФЗ закреплена обязанность операторов по предоставлению информации уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, определены в статье 13 Федерального закона от 12.08.1995 N 114-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». ФССП России в этот перечень не входит.
В пункте 7 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определено, что конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;
Вместе с тем в части 2 статьи 6 Закона о персональных данных определен исчерпывающий перечень случаев, когда при осуществлении обработки персональных данных оператором согласия субъекта персональных данных не требуется, в том числе когда обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора.
В абзаце 3 п. 1 ст. 53 Федерального закона N 126-ФЗ «О связи» определено, что предоставление третьим лицам сведений об абонентах может осуществляться только с их согласия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Таким образом, в абз. 3 п. 1 ст. 53 Федерального закона N 126-ФЗ «О связи» прямо указано, что сведения об абонентах представляются третьим лицам, в том числе, в случаях, предусмотренных иными федеральными законами.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что должностного лица службы судебных приставов получать конфиденциальную информацию об абоненте, являющуюся персональными данными, не предусмотрено ФЗ от 03.07.2016 N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ввиду того, что запрошенная информация является конфиденциальной в силу прямого указания ФЗ «О связи».
Кроме того, требования заявлены в порядке главы 24 АПК РФ.
Как указано в части 1 статьи 198, статье 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных и иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.
При этом ПАО «ВымпелКом» не является государственным и иным органом либо должностным лицом, в связи с чем, его действия не могут быть оспорены в порядке главы 24 АПК РФ, а требования Управления удовлетворению не подлежат.
В связи изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
На основании изложенного, ст.ст. 12, 14 ФЗ от 21.07.1997 N 118-ФЗ» О судебных приставах», ст.53 ФЗ от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи», ст. 6 ФЗ от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», руководствуясь ст.ст. 167-170, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции
Р Е Ш И Л:
Проверив на соответствие действующему законодательству, в удовлетворении заявленных требований УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, полностью отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятый Арбитражный апелляционный суд в течении месяца с момента его принятия.
Судья О. В. Сизова