ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-254565/18-75-3909 от 15.01.2019 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-254565/18 -75-3909

января 2019 г.

Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2019 года

Полный текст решения изготовлен 16 января 2019 года

Арбитражный суд в составе судьи Нагорная А. Н. ,

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Нагорной А.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Климовой О.В., с использованием средств аудиофиксации,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) Управы Останкинского района города Москвы (зарегистрированной по адресу: 129515, г. Москва, ул. Академика Королева, д.10; ОГРН: 1027717010375; ИНН: 7717136600, дата регистрации:  19.12.2002 г.)

к Государственному учреждению – Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал № 6) (зарегистрированному  по адресу: 127006, г. Москва, б-р. Страстной, д. 7/1 (филиал № 6 находится по адресу: 105120, г. Москва, 3-й Сыромятнический пер., д.3/9, стр.2); ОГРН: 1027700532298; ИНН: 7710030933, дата регистрации: 19.07.1996 г.)

о признании незаконными: решения от 25.09.2018 г. № 42 н/с «О привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в части дополнительного начисления страховых взносов в сумме 23 237,24 руб., взыскания штрафов и пени в размере 7 953,25 руб.; решения от 25.09.2018 г. № 40 м/д «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» в части дополнительного начисления страховых взносов на сумму 109 693,63 руб., взыскания штрафов и пени в размере 21 401,67 руб. (с учетом уточнения требований от 15.01.2019 г.)

при участии представителей

от заявителя (истца)  – Алиева М.И. по доверенности от 10.01.2019 г. № 2;

от ответчика – Титова Т.В. по доверенности от 25.09.2018 г. б/н;

УСТАНОВИЛ:

Управа Останкинского района города Москвы (заявитель, Управа) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению – Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал № 6) (ответчик, Фонд) о признании частично незаконными решений: от 25.09.2018 г. № 42 н/с «О привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в части дополнительного начисления страховых взносов в сумме 23 237,24 руб., взыскания штрафов и пени в размере 7 953,25 руб.; и от 25.09.2018 г. № 40 м/д «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» в части дополнительного начисления страховых взносов на сумму 109 693,63 руб., взыскания штрафов и пени в размере 21 401,67 руб. (с учетом уточнения требований от 15.01.2019г.).

В судебном заседании представитель заявителя поддержала требования с учетом принятого судом уточнения. Ответчик против удовлетворения требований заявителя возражал по доводам отзыва на заявление.

Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу об удовлетворении требований заявителя исходя из следующего.

Материалами дела подтверждено, что Фондом были проведены выездные   плановые проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования РФ, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователем за период с 01.01.2015 г. по 31.12.2016 г., по результатам которых были составлены акты выездных проверок от 03.09.2018 г. № 65н/с и от 03.09.2018 г. № 65н/с.

Рассмотрев материалы выездных проверок, Фонд принял оспариваемые решения  от 25.09.2018 г. № 42 н/с «О привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и от 25.09.2018 г. № 40 м/д «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах», которыми доначислил заявителю страховые взносы, пени и штрафы по п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ и п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ.

По настоящему делу заявитель оспаривает решения Фонда в части, касающейся доначислений, связанных с неучетом в составе облагаемой страховыми взносами базы ежегодных выплат компенсаций за медицинское обслуживание сотрудников и членов их семей и выплат за неиспользованные санаторно-курортные путевки. 

При оценке правомерности исключения заявителем спорных выплат из базы, облагаемой страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования РФ суд исходил из следующего.      

Согласно пункту 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.

Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсацией являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных, предусмотренных федеральным законодательством обязанностей. При этом, статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что помимо общих гарантий и компенсаций, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, предусмотрены гарантии и компенсации в случае исполнения государственных или общественных обязанностей.

Компенсационные выплаты на медицинское обслуживание сотрудников и членов их семей и на санаторно-курортное лечение входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации затрат, связанных с замещением должностей государственной гражданской службы в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Законом города Москвы от 26.01.2005 № 3 "О государственной гражданской службе города Москвы". Выплаты за медицинское обслуживание сотрудников и членов их семей и за санаторно-курортное лечение относятся к компенсационным, поскольку направлены на восполнение физических и моральных затрат, связанных с исполнением служебных обязанностей.

На основании статьи 114 Трудового кодекса Российской Федерации работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности). Право на отпуск с сохранением замещаемой должности закреплено Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ и Законом города Москвы от 26.01.2005 N 3. Время отпуска входит в период трудового стажа и страхового стажа, заключенные служебные контракты на время отпуска не прерываются.

Статьей 53 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ предусмотрено предоставление государственным гражданским служащим дополнительных государственных гарантий, к которым согласно статье 42 Закона города Москвы от 26.01.2005 № 3 относится предоставление бесплатной или льготной санаторно-курортной путевки или выплата компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку, а также компенсация медицинского обслуживания работников и членов их семей.

Сотрудники заявителя являются государственными гражданскими служащими, что Фондом не оспаривается, и, соответственно, на них распространяются положения федерального и московского законодательства в части предоставления гарантий, в том числе в части выплаты компенсации за медицинское обслуживание и неиспользованную санаторно-курортную путевку.

Указанные компенсационные выплаты являются выплатой денежных средств взамен предоставления медицинского обслуживание и путевок в натуре, связаны с обеспечением гарантий замещения должностей государственной гражданской службы и исполнением должностных (трудовых) обязанностей.

Вследствие установления компенсационных выплат за выполнение трудовых обязанностей на законодательном уровне указанные выплаты на основании пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.

В соответствии с п. 3 ст. 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействий) государственных органов…лежит на органах, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие). В силу п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

Суд приходит к выводу, что Фондом не доказано правомерности и обоснованности принятых им решений в оспариваемой части; изложенные Фондом в обоснование правомерности принятых им ненормативных актов доводы признаны судом несостоятельными, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению судом.

Государственная пошлина не подлежит распределению судом, поскольку заявитель и заинтересованное лицо освобождены от уплаты государственной пошлины.

С учетом изложенного и руководствуясь Федеральными законами от 24.07.2009 № 212-ФЗ, от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ и от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом города Москвы от 26.01.2005 № 3, Указом Мэра города Москвы от 13.12.2005 N 83-УМ, а также 111, 167-170, 176, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными, не соответствующими Федеральному закону от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Трудовому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Закону города Москвы от 26.01.2005 № 3 "О государственной гражданской службе города Москвы", Указу Мэра города Москвы от 13.12.2005 N 83-УМ "О медицинском и санаторно-курортном обслуживании государственных служащих города Москвы", принятые в отношении Управы Останкинского района города Москвы (зарегистрированной по адресу: 129515, г. Москва, ул. Академика Королева, д.10; ОГРН: 1027717010375; ИНН: 7717136600, дата регистрации:  19.12.2002 г.) решения Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 25.09.2018 г. № 42 н/с «О привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в части дополнительного начисления страховых взносов в сумме 23 237,24 руб., пени в размере 3 305,80 руб. и штрафа в размере 4 647,45 руб.; решения от 25.09.2018 г. № 40 м/д «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» в части дополнительного начисления страховых взносов на сумму 109 693,63 руб., пени в размере 462,95 руб. и штрафа в размере 21 938,72 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

А.Н. Нагорная