ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-254668/18-120-2733 от 06.02.2019 АС города Москвы

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                   Дело № А40- 254668/18-120-2733

21 февраля 2019 г.

Резолютивная часть решения объявлена 06 февраля 2019 года

Полный текст решения изготовлен 21 февраля 2019 года.

Арбитражный суд г. Москвы в составе

судьи Блинниковой И.А. 

протокол ведет секретарь судебного заседания  Фуникова А.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по  заявлению:   Образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»

ответчик: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

о признании незаконным повторное предписание  от 02.08.2018г. № 07-55-116/18-З/ПП об устранении выявленных нарушений

с участием:

от заявителя: Шубин Ю.П. (дов. б/н от 17.12.2018 г.); Климов И.С. ( дов. б/н от 29.01.2019г.)

от ответчика: Леонова Е.В. (дов. №01-318/11-01 от 26.12.2018г.); Горшков Д.В. (дов. №01-3/07-01 от 09.01.2019г.)

УСТАНОВИЛ:

Образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием к Федеральной службе по надзору в сфере образования с заявлением о признании незаконным повторное предписание  от 02.08.2018г. № 07-55-116/18-З/ПП об устранении выявленных нарушений.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на необоснованность повторного предписания об устранении выявленных нарушений, поскольку нарушения были устранены, доказательства чего были в административный орган представлены, в результате чего были нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении.

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая на законность и обоснованность вынесенного предписания.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства по делу, заслушав представителей сторон, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, во исполнение Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год, в соответствии с приказом Рособрнадзора от 11.04.2018 № 443 «О проведении плановой выездной проверки Образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права», с учетом изменений внесенных приказом Рособрнадзора от 15.05.2018 № 612, в период с 14.05.2018 по 18.05.2018 была проведена проверка Института.

В ходе указанной проверки выявлены нарушения обязательных требований, которые указаны в акте проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 18.05.2018 № 139/3 (далее - акт проверки № 139/3).

На основании указанного акта и в соответствии с частью 6 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) Рособрнадзором было выдано предписание от 18.05.2018 № 07-55-53/19-3 (далее - Предписание) со сроком устранения выявленных нарушений до 25.06.2018.

Во исполнение предписания Институт письмом от 21.06.2018 (копия письма прилагается) представил в Рособрнадзор отчет об исполнении предписания с приложением документов.

В связи с невозможностью установления факта исполнения или неисполнения предписания в полном объеме и в связи с истечением срока устранения выявленных Рособрнадзором нарушений, указанных в предписании, по основаниям, установленным пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее -Федеральный закон № 294-ФЗ) было принято решение о проведении в отношении Института внеплановой выездной проверки в соответствии с приказом от 27.07.2018 № 1063.

Предметом указанной выездной проверки являлась проверка исполнения Предписания.

По итогам проверки был выявлены факт неустранения нарушений, указанных в Предписании, что подтверждается актом проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 02.08.2018 № 302/ВП/КП/З) (далее - акт № 302).

Таким образом, Рособрнадзор пришел к выводу о неисполнении Институтом Предписания и неустранении Институтом выявленных нарушений.

В связи с неисполнением Предписания и в соответствии с частью 7 статьи 93 Закона об образовании Институту было выдано повторно предписание Рособрнадзора от 02.08. 2018 № 07-55-1126/18-3/ПП.

Посчитав повторное предписание Рособрнадзора не соответствующими действующему законодательству, а также нарушающим права и законные интересы учреждения, последнее обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемыми актами прав и законных интересов Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц.

Частью 1 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из следующего.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 594, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.

Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06. 2004 № 300 (далее - Положение о Службе), Рособрнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.

Пунктом 5.1.1. указанного Положения о Службе к полномочиям Рособрнадзора отнесен, в том числе государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования образовательными учреждениями высшего профессионального образования.

Пунктом 5.2. указанного Положения о Службе к полномочиям Рособрнадзора отнесено, осуществление лицензирования образовательной деятельности, в том числе, контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.

Согласно п.п. 5.1, 5.2, 5.9 указанного Положения к полномочиям Рособрнадзора отнесены федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, а также принятие мер по устранению последствий нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным организациям и контроль за исполнением таких предписаний в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п. 5.1 Положения); федеральный государственный контроль качества образования в организациях, указанных в пункте 5.1 настоящего Положения, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также принятие мер по устранению нарушений этих стандартов, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным организациям, и контроль за исполнением таких предписаний в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п. 5.2 Положения); лицензирование образовательной деятельности организаций, указанных в пункте 5.1 настоящего Положения, в том числе контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности (п. 5.9 Положения).

Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, правовое положение участников отношений в сфере образования установлены Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон об образовании).

В силу п. 3 ст. 93 Закона об образовании под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - органы и организации), требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.

Частью 6 статьи 93 Закона об образовании предусмотрено, что в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает организации, допустившей такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения.

В силу части 7 статьи 93 Закона об образовании в случае неисполнения указанного в части 6 настоящей статьи предписания (в том числе если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца.

Согласно повторному предписанию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 02.08.2018 г. №07-55-116/18-З/ПП об устранении выявленных нарушений (далее – повторное предписание) в нарушение пункта 4 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.01.2017 г. № 13, - в институте отсутствуют Правила приема в Образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

В соответствии с пунктом 4 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.01.2017 г. № 13 , Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по программам аспирантуры устанавливаются организацией в части, не урегулированной законодательством об образовании, самостоятельно. Правила приема утверждаются локальным нормативным актом организации.

Правила приема в ОУ ВО «СПБ ИВЭСЭП» на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре утверждены ректором ОУ ВО «СПБ ИВЭСЭП»27 сентября 2017 г.

Кроме того, Постановлением Мирового судьи судебного участка №199 города Санкт-Петербурга от 23 июля 2018 г. по делу №5-599/18-202 об административном правонарушении (вступившим в силу) установлено, что Правила приема в Образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре имеются в наличии и утверждены ректором Института 27.09.2017 года.

Таким образом, Институтом не был нарушен пункт 4 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.01.2017 г. № 13.

Согласно повторному предписанию в нарушение части 12 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подпункта «н» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 г. № 706, -  в институте в договорах об оказании платных образовательных услуг, заключенных в 2017 году, исполнитель не указал вид документа, выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы)

В соответствии с частью 12 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ об образовании) лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливающему организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно подпункту «н» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 г. № 706, договор заключается в письменной форме и содержит следующие сведения …вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы).

Институтом указанные нормы не нарушены, так как согласно пункту 1.3 договоров об оказании платных образовательных услуг, заключенных в 2017 году, в них предусмотрен вид документа, выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы), а в частности диплом и документ об освоении тех или иных компонентов образовательной программы.

Таким образом, в договорах об оказании платных образовательных услуг, заключенных в 2017 году между Институтом и Обучающимися, проверка которых осуществлялось Рособрнадзором, указывается вид документа, выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы).

Кроме того, Постановлением Мирового судьи Судебного участка № 202 города Санкт-Петербурга от 11 июля 2018 г. по делу №5-597/18-202 об административном правонарушении (вступившим в силу) установлено, что в Институте в Договорах об оказании платных образовательных услуг, заключенных в 2017 году, информация о виде документа выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы) содержится.

Таким образом, Институтом не были нарушены нормы части 12 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подпункт «н» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 г. № 706.

Согласно повторному предписанию в нарушение пункта 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 (далее – Порядок организации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам), - в институте реализация дополнительной профессиональной программы - программы повышения квалификации «Охрана труда и обучение навыкам оказания первой помощи» (40 часов) (далее - программа повышения квалификации) не направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности; в структуре разработанной организацией программы повышения квалификации не представлены: характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации; описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

Вышеуказанные нарушения Институтом устранены в ходе исполнения предписания Рособрнадзора от 18.05.2018 №07-55-53/19-3 - в программу повышения квалификации внесены соответствующие изменения в основные сведения о дополнительной программе повышения квалификации, а именно: характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации; описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения, что отмечено в акте проверки Рособрнадзора от 02.08.2018г. №302/ВП/КП/З (с.19) и в экспертном заключении Небренчина А.В. (с.23).

При этом, в соответствии с п. 5.2 Положения о порядке разработки и утверждения дополнительных образовательных программ, утвержденного ректором ОУ ВО «СПБ ИВЭСЭП» 25.10.2017 г., изменения в комплект учебно-методической документации вносятся руководителем программы и утверждаются следующим образом:

- изменения в учебный план и (или) учебно-тематический план, в кадровое обеспечение программы вносится по представлению руководителя структурного подразделения, реализующего дополнительные программы, и утверждаются в соответствии с процедурами утверждения дополнительных программ;

- изменения в основные сведения о дополнительной программе не требуют утверждения».

Таким образом, в соответствии с п. 5.2 Положения о порядке разработки и утверждения дополнительных образовательных программ, утвержденного ректором ОУ ВО «СПБ ИВЭСЭП» 25.10.2017 г., внесение изменений в основные сведения о программе повышения квалификации не требовали рассмотрения на заседании коллегиального органа управления института, а также утверждения ректором.

Нарушение Институтом устранено, данный пункт предписания Рособрнадзора от 18.05.2018 №07-55-53/19-3 исполнен.

Согласно повторному предписанию в нарушение пункта 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам - в институте содержание реализуемой организацией дополнительной профессиональной программы - программы повышения квалификации «Охрана труда и обучение навыкам оказания первой помощи» (40 часов) не включает планируемые результаты обучения

Вышеуказанные нарушения Институтом устранены в ходе исполнения предписания Рособрнадзора от 18.05.2018 №07-55-53/19-3 - в программу повышения квалификации внесены соответствующие изменения в основные сведения о дополнительной программе повышения квалификации, а именно: были включены планируемые результаты обучения в виде итоговой аттестации (зачет), что отмечено в акте проверки Рособрнадзора от 02.08.2018г. №302/ВП/КП/З (с.19-20) и в экспертном заключении Небренчина А.В. (с.24).

При этом, в соответствии с п. 5.2 Положения о порядке разработки и утверждения дополнительных образовательных программ, утвержденного ректором ОУ ВО «СПБ ИВЭСЭП» 25.10.2017 г., изменения в комплект учебно-методической документации вносятся руководителем программы и утверждаются следующим образом:

- изменения в учебный план и (или) учебно-тематический план, в кадровое обеспечение программы вносится по представлению руководителя структурного подразделения, реализующего дополнительные программы, и утверждаются в соответствии с процедурами утверждения дополнительных программ;

- изменения в основные сведения о дополнительной программе не требуют утверждения».

Таким образом, в соответствии с п. 5.2 Положения о порядке разработки и утверждения дополнительных образовательных программ, утвержденного ректором ОУ ВО «СПБ ИВЭСЭП» 25.10.2017 г., внесение изменений в основные сведения о программе повышения квалификации не требовали рассмотрения на заседании коллегиального органа управления института, а также утверждения ректором.

Нарушение Институтом устранено, данный пункт предписания Рособрнадзора от 18.05.2018 №07-55-53/19-3 исполнен.

Согласно повторному предписанию в нарушение пункта 9 Порядка проведения аттестации педагогических работников организации, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 г. № 276 , - в институте работодатель не знакомит педагогических работников с распорядительными актами, содержащим список сотрудников организации, подлежащих аттестации, графиком проведения аттестации, под роспись, не менее, чем за 30 календарных дней проведения их аттестации по графику.

Вышеуказанные нарушения Институтом устранены в ходе исполнения предписания Рособрнадзора от 18.05.2018 №07-55-53/19-3 - на заседании Ученого Совета Института (протокол №9 от 29 июня 2017 г.) рассмотрен вопрос о проведении плановой аттестации профессорско-преподавательского состава Института. Решением Ученого Совета был принят график проведения аттестации работников и пофамильный список работников, подлежащих аттестации. Кадровому управлению Института было поручено подготовить приказ о проведении аттестации в установленные сроки.

Таким образом, работники Института, подлежащие прохождению аттестации, были ознакомлены с утвержденным графиком плановой аттестации под роспись непосредственно после заседания Ученого Совета 29.06.2017 г. (приложению №1 к протоколу №9 Ученого Совета от 29.06.2017 г.).

Приказ о проведении аттестации по техническим причинам был выпущен кадровым управлением Института с нарушениями сроков делопроизводства. На сотрудника кадрового управления (А.Л. Евмененко), допустившего халатность, было наложено взыскание.

Кроме того, на заседании Ученого Совета Института (протокол №11 от 29 августа 2018 г.) рассмотрен вопрос о проведении плановой аттестации профессорско-преподавательского состава Института в новом 2018-2019 учебном году. Решением Ученого Совета принят график проведения аттестации работников и пофамильный список работников, подлежащих аттестации, издан приказ №145-к от 30.08.2018 г. о проведении аттестации в установленные сроки.

Нарушение Институтом устранено, данный пункт предписания Рособрнадзора от 18.05.2018 №07-55-53/19-3 исполнен.

Согласно повторному предписанию в нарушение пункта 11 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.08.2015 № 1383 (далее Положения о практике), - в институте в 2017/2018 учебном году для обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы по направлениям подготовки: 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата); 42.03.0l Реклама и связи с общественностью (уровень бакалавриата), для руководства производственной практикой, проводимой в профильных организациях, не назначены руководители практики из числа работников профильных организаций.

В соответствии с пунктом Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 27 ноября 2015 г. №1383 для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу организации, организующей проведение практики (далее - руководитель практики от организации), и руководитель (руководители) практики из числа работников профильной организации (далее - руководитель практики от профильной организации).

При этом Приказом Минобрнауки от 27 ноября 2015 г. №1383 не предусматривается обязанность образовательной организации назначать руководителя (руководителей) практики из числа работников профильной организации внутренним распорядительным локальным актом образовательной организации. Кроме того, Приказом Минобрнауки от 27 ноября 2015 г. №1383 не предусматривается обязанность профильной организации издать распорядительный акт о назначении руководителя практикой и представить его в образовательную организацию, также вышеуказанным приказом не регламентируется процедура назначения руководителя практики от профильной организации и процедура согласования руководителей практики от профильной организации и от образовательной организации.

Согласно п. 9.2 – 9.4 Положения о практике обучающихся в ОУ ВО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» от 31.01.2018 г. (в редакции, которая действовала в момент проведения проверки) порядок назначения руководителей практики из числа работников профильной организации не был регламентирован, но наличие руководителей практики из числа работников профильной организации подтверждалось документами по организации практики обучающихся (справки, гарантийные письма, согласованные рабочие графики (планы) проведения практики).

Экспертом в ходе проверки был запрошен распорядительный документ о назначении руководителя практики обучающегося из числа работников профильной организации, а именно Абрамова С.А (выборочно), который проходил практику в ООО «Тиинрилейшнз».

Для подтверждения факта назначения и наличия руководителя практики от профильной организации, Институтом был направлен запрос о предоставлении данного распорядительного документа от ООО «Тиинрилейшнз» (профильной организации, в которой проходил практику Абрамов С.А.).

15.08.2018 г. в Институт поступил ответ на запрос от ООО «Тиинрилейшнз», а именно Приказ о практике Абрамова С.А. № 104 от 19.01.2018, с назначением руководителя практики из числа работников профильной организации.

Таким образом, Институтом не был нарушен пункт 11 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 №1383.

Согласно повторному предписанию в нарушение пункта 13 Положения о практике – в институте в 2017-2018 учебном году при проведении практик обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы:

а) по направлениям подготовки: 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (уровень бакалавриата), 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата) руководитель практики от профильной организации:

не согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты практики; 

не обеспечивает безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;

не проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка;

б) по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (при проведении учебной и производственной практик), в профильной организации руководителями практик от организации и руководителем практики от профильной организации:

не составлен совместный рабочий график (план) проведения практики;

не проведен инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка руководителями практики от профильной организации.

Все вышеперечисленные требования, предусмотренные пунктом 13 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 27 ноября 2015 г. №1383, Институтом соблюдены, а документы, подтверждающие их соблюдение представлены, что подтверждается в экспертном заключении Небренчина А.В. (с.32), в котором отмечено, что Институтом представлены рабочие планы (графики) учебной и производственной практик, а также дневники практик в соответствии с которыми руководителями практик проводятся инструктажи с обучающимися.

Как отмечается в Акте проверки от 02.08.2018 г. № 302/ВП/КП/3 (пункт 36 – с.27) – «институтом не представлены документы, подтверждающие назначение институтом руководителя практики из числа работников профильных организаций (смотри пункт 34)», на основании чего делается вывод, что указанный пункт предписания Рособрнадзора от 18.05.2018 №07-55-53/19-3 Институтом не исполнен.

Однако, как уже отмечалось ранее, в соответствии с пунктом 11 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 27 ноября 2015 г. №1383 для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу организации, организующей проведение практики (далее - руководитель практики от организации), и руководитель (руководители) практики из числа работников профильной организации (далее - руководитель практики от профильной организации).

При этом Приказом Минобрнауки от 27 ноября 2015 г. №1383 не предусматривается обязанность образовательной организации назначать руководителя (руководителей) практики из числа работников профильной организации внутренним распорядительным локальным актом образовательной организации. Кроме того, Приказом Минобрнауки от 27 ноября 2015 г. №1383 не предусматривается обязанность профильной организации издать распорядительный акт о назначении руководителя практикой и представить его в образовательную организацию, также вышеуказанным приказом не регламентируется процедура назначения руководителя практики от профильной организации и процедура согласования руководителей практики от профильной организации и от образовательной организации.

Согласно п. 9.2 – 9.4 Положения о практике обучающихся в ОУ ВО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права от 31.01.2018 г. (в редакции, которая действовала в момент проведения проверки) наличие руководителей практики из числа работников профильной организации подтверждалось документами по организации практики обучающихся издаваемыми профильными организациями (справки, гарантийные письма, согласованные рабочие графики (планы) проведения практики.

Таким образом, Институтом не был нарушен пункт 13 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 №1383.

Согласно повторному предписанию в нарушение пункта 14 Положения о практике – в институте в 2017-2018 учебном году при проведении практик обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы по направлениям подготовки: 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (уровень бакалавриата), 45.03.02 Лингвистика (Уровень бакалавриата), 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), в профильной организации руководителем практики от организации и руководителем практики от профильной организации не составляется совместный рабочий график (план) проведения практики.

Вышеуказанное требование, предусмотренные пунктом 14 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 27 ноября 2015 г. №1383, Институтом соблюдено, а документы, подтверждающие его соблюдение представлены, что подтверждается в экспертном заключении Небренчина А.В. (с.32), в котором отмечено, что Институтом представлены рабочие планы (графики) учебной и производственной практик.

Как отмечается в Акте проверки от 02.08.2018 г. № 302/ВП/КП/3 (пункт 37 – с.27) – «институтом не представлены документы, подтверждающие назначение институтом руководителя практики из числа работников профильных организаций (смотри пункт 34)», на основании чего делается вывод, что указанный пункт предписания Рособрнадзора от 18.05.2018 №07-55-53/19-3 Институтом не исполнен.

Однако, в соответствии с пунктом 11 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 27 ноября 2015 г. №1383 для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу организации, организующей проведение практики (далее - руководитель практики от организации), и руководитель (руководители) практики из числа работников профильной организации (далее - руководитель практики от профильной организации).

При этом Приказом Минобрнауки от 27 ноября 2015 г. №1383 не предусматривается обязанность образовательной организации назначать руководителя (руководителей) практики из числа работников профильной организации внутренним распорядительным локальным актом образовательной организации. Кроме того, Приказом Минобрнауки от 27 ноября 2015 г. №1383 не предусматривается обязанность профильной организации издать распорядительный акт о назначении руководителя практикой и представить его в образовательную организацию, также вышеуказанным приказом не регламентируется процедура назначения руководителя практики от профильной организации и процедура согласования руководителей практики от профильной организации и от образовательной организации.

Согласно п. 9.2 – 9.4 Положения о практике обучающихся в ОУ ВО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права от 31.01.2018 г. (в редакции, которая действовала в момент проведения проверки) наличие руководителей практики из числа работников профильной организации подтверждалось документами по организации практики обучающихся издаваемыми профильными организациями (справки, гарантийные письма, согласованные рабочие графики (планы) проведения практики.

Таким образом, Институтом не был нарушен пункт 14 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 №1383.

Кроме того, несмотря на то, что Институтом нарушений пунктов 11, 13 и 14 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 №1383, допущено не было, в целях подготовки к новому 2018-2019 учебному году на заседании Ученого Совета Института 29 августа 2018 г. актуализирована и принята новая редакция «Положения о практике обучающихся в ОУ ВО «СПБ ИВЭСЭП», в частности, внесены  изменения:

- в пункт 9, подпункт 9.1 в части нормативных документов по оформлению практики: «Подтверждающими документами о готовности предприятия принять обучающегося на практику является гарантийное письмо с указанием руководителя практики от профильной организации, договор, рабочий график (план) проведения практики, индивидуальные задания для обучающихся, согласованные руководителями практики от Института и профильной организации»;

 - в пункт 13, подпункт 13.1 в части сроков предоставления рабочих документов от учебных подразделений: «Декан соответствующего факультета готовит приказ о закреплении руководителей на практику от Института и от профильной организации (на основании гарантийного письма от профильной организации) с указанием мест и сроков проведения практики. Приказ подписывает Проректор по образовательной деятельности и инновациям»;

- дополнительно разработан и принят регламент по организации, проведению и оформлению документов по всем видам практик обучающихся в ОУ ВО «СПБ ИВЭСЭП» (приложение 12 к Положению), в котором определены зоны ответственности и обязанности участников процесса организации практики.

Согласно Пункту 11, 13 и 14 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 №1383, Положению о практике обучающихся в ОУ ВО «СПБ ИВЭСЭП» от 29.08.2018 г. в новой редакции (принятого 29.08.2018 г. на заседании Ученого Совета, Протокол № 11) и регламенту по организации, проведению и оформлению документов по всем видам практик обучающихся в ОУ ВО «СПБ ИВЭСЭП» (приложение 12 к Положению) актуализированы требования к организации практики обучающихся, которые включают в себя:

- процедуру назначения руководителей практики из числа работников профильных организаций и Института;

- согласование индивидуальных заданий, содержания и планируемых результатов практики руководителем практики от профильной организации; 

- обеспечение безопасных условий прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда руководителем практики от профильной организации;   

- проведение инструктажа обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка руководителями практики от профильной организации.

- составление совместного рабочего графика (плана) проведения практики в профильной организации руководителем практики от Института и руководителем практики от профильной организации.

Согласно повторному предписанию в нарушение пункта 3 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации», утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 № 785, - на официальном сайте института в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://ivesep.spb.ru/) не представлена информация о реализуемых программах дополнительного образования, право на реализацию которых установлена лицензией института на осуществление образовательной деятельности.

В соответствии с пунктом 2 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации», утв. Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 г. № 785, для размещения информации на Сайте должен быть создан специальный раздел «Сведения об образовательной организации» (далее - специальный раздел).

В соответствии с пунктом 3 (подпункт 3.4) Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации», утв. Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 г. № 785, информация о реализуемых программах дополнительного образования должна быть размещена в специальном разделе – в подразделе «Образование».

Официальный сайт Института содержит специальный раздел «Сведения об образовательной организации» (https://ivesep.spb.ru/sveden/) и подраздел «Образование» (http://ivesep.spb.ru/sveden/education/), в котором представлена информация о реализуемых программах дополнительного образования, право на реализацию которых установлено лицензией института на осуществление образовательной деятельности.

Согласно Акту проверки от 02.08.2018 г. № 302/ВП/КП/3 (пункт 41 – с.31-37) информация о реализуемых программах дополнительного образования была получена по ссылке http://ivesep.spb.ru/dpo/, т.е. в разделе, который не входит в состав специального (обязательного) раздела «Сведения об образовательной организации» и не является обязательным разделом официального сайта образовательной организации. В указанном разделе (http://ivesep.spb.ru/dpo) была размещена старая информация о ранее (в прошлые годы) реализуемых Институтом программах дополнительного образования.

Кроме того, несмотря на то, что размещение вышеуказанной информации в разделе http://ivesep.spb.ru/dpo/ не является нарушением Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации», утв. Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 г. № 785, после замечания экспертов и во избежание разночтений, раздел http://ivesep.spb.ru/dpo/ был удален с сайта Института.

Таким образом, Институтом не был нарушен пункт 3 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации», утв. Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 г. № 785.

В нарушение ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ доказательств обратного ответчиком не представлено, необходимость представления документов, подтверждающих, что Институт предоставил каждому студенту пароль доступа к электронным библиотечным системам (далее также ЭБС), документально и нормативно необоснованна ответчиком.

В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. В силу положений частей 4 и 5 названной нормы каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами и никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Согласно части 7 статьи 93 Закона об образовании в случае неисполнения указанного в части 6 настоящей статьи предписания (в том числе если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая изложенное, требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу пп. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

По общему правилу, устранение нарушения прав и законных интересов заявителя состоит в восстановлении положения, существовавшего до принятия незаконного ненормативного акта или осуществления незаконных действий (бездействия), либо понуждении совершить действия, на которые заявитель был вправе рассчитывать при правильном исполнении вышеназванными органами и лицами требований закона и их обязанностей.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Кодекса. Данная позиция соответствует разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (абзац третий пункта 21).

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 16, 29, 64-68, 75, 110, 167-170, 198-201 АПК, суд

РЕШИЛ:

         Проверив на соответствие ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», признать незаконным повторное предписание Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки  от 02.08.2018г. № 07-55-116/18-З/ПП об устранении выявленных нарушений.

         Взыскать с Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в пользу Образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» расходы по госпошлине в сумме 3000 руб. (три тысячи рублей).

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья                                                                                                    И.А.Блинникова