Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
24 января 2019 года | Дело № | А40-254935/18-146-2192 | ||
Резолютивная часть решения объявлена 21 января 2019 года Решение в полном объеме изготовлено 24 января 2019 года | ||||
Арбитражный суд г. Москвы в составе: | ||||
Председательствующего судьи | Яцевой В.А. | |||
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Макеевой В.Н. | ||||
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Агентство по недвижимости и жилищному строительству» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 115035, <...>, дата регистрации: 08.08.2002) к Департаменту культурного наследия города Москвы (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 115035, <...>) третьи лица: Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы (125047, <...>) АО «Научно-производственное предприятие «Энергостройпром» (115035, <...>) о признании незаконным отказа Департамента культурного наследия города Москвы за исх. ДКН-16-09-2129/8 от 19.07.2018, об обязании дать положительное заключение | ||||
при участии:от заявителя – Спиридонова О.В. (Паспорт, Доверенность от 29.11.2018);, Тизенгольт Д.О. (Паспорт, Доверенность № 816/27 от 26.12.2018); от ответчика – Колесникова Е.Ю. (Удостоверение № 15692, Доверенность № ДКН-16-37-11/9 от 09.01.2019); от третьего лица - Москомархитектура - Котов С.А. (Удостоверение № 33507, Доверенность МКА -03-2221/8 от 28.03.2018); АО «НПП «Энергостройпром» - Алексеевских А.Е. (Паспорт, Доверенность № 827/3 от 08.08.2018); | ||||
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Агентство по недвижимости и жилищному строительству» обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента культурного наследия города Москвы за исх. ДКН-16-09-2129/8 от 19.07.2018, об обязании Департамента культурного наследия города Москвы дать положительное заключение на материалы архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства «Реконструкция здания для размещения административных помещений с подземным паркингом» по адресу: ЦАО, Замоскворечье, Садовническая ул., д. 10, стр. 1.
Представитель заявителя в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, возражал против заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица Москомархитектура в судебное заседание явился, возражал против заявленных требований, считает не подлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в письменных пояснениях.
Представитель третьего лица АО «НПП «Энергостройпром» в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в письменных пояснениях.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, явившихся в процесс, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив все доводы заявления, письменных пояснений и отзывов на него, суд признает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Суд установил, что срок установлены для оспаривания ненормативного правового акта, установленный ч.4 ст.198 АПК заявителем не пропущен.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ, п.6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, 13.04.2018 ООО «Агентство по недвижимости и жилищному строительству» (далее также - Агентство) направило через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» - официальный сайт Мэра Москвы www.mos.ru в Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы (далее - Москомархитектура) материалы архитектурно-градостроительного решения (далее - АГР) объекта капитального строительства «Реконструкция здания для размещения административных помещений с подземным паркингом», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0002022:117 по адресу: г. Москва, внутригородское муниципальное образование Замоскворечье, ул. Садовническая, вл. 10, стр. 1.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 07.12.2012 №633-ПП «Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы» в полномочия Москомархитектуры входит принятие решений о подготовке и выдаче ГПЗУ, а также о подготовке и выдаче свидетельств об утверждении АГР объектов капитального строительства.
Согласно ст. 10 Закона г. Москвы от 09.06.2004 № 40 и п. 17 Постановления Правительства Москвы № 284-ПП материалы архитектурно-градостроительного решения объектов, расположенных в границах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, рассматриваются в порядке межведомственного взаимодействия Департаментом культурного наследия г. Москвы.
Как следует из материалов дела, заявка Агентства зарегистрирована 13.04.2018 за номером 001-ОК-821 /2018.
Письмом Москомархитектуры от 27.04.2018 № 001-ОК-821/49-3-18 Агентству было отказано в утверждении АГР, в качестве причины указано наличие отрицательного заключения Департамента культурного наследия г. Москвы (далее - Мосгорнаследие) на материалы АГР объекта капитального строительства, что является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги «Подготовка и выдача свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства» согласно п. 2.10.2.5 Приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы от 30.04.2013 №284-ПП.
В нарушение требований п. 21 Приложения 1 «Положение об утверждении архитектурно-градостроительных решений объектов капитального строительства в городе Москве» к Постановлению Правительства Москвы от 30.04.2013 № 284-П11, решение об отказе в утверждении АГР, полученное Агентством, не содержит обоснования, рекомендаций по доработке представленных материалов.
В Письме Москомахитектуры содержится рекомендация представить материалы АГР на заключение в Мосгорнаследие.
20.06.2018 исх. 816/30 Агентство направило в Мосгорнаследие материалы АГР с просьбой их согласовать.
Письмом исх. № ДКН-16-2129/8 от 19.07.2018 Мосгорнаследие отказало Агентству в выдаче положительного заключения на АГР, указанный отказ был получен Агентством 23.07.2018.
Согласно материалам дела, отказ в выдаче положительного заключения на АГР Мосгорнаследие мотивирует следующим:
- АГР противоречит режиму регулирования градостроительной деятельности, установленному для данной территории, так как предусматривает демонтаж и последующее восстановление главного (уличного) фасада здания;
- проектная документация не была согласована в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Москвы от 27.09.2017г. № 723-ПП «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы «Согласование разделов проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ либо проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или плана проведения спасательных археологических полевых работ при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия либо на земляном участке, непосредственно связанном с земляным участком в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия» (далее - Постановление № 723-ПП).
Посчитав, что отказ Мосгорнаследия нарушает права и законные интересы Агентства в сфере экономической деятельности, Агентство обратилось с настоящим заявлением в суд.
В обоснование позиции по спору Заявитель ссылается на то, что отказ Мосгорнаследия является незаконным, поскольку здание, расположенное по адресу: ул. Садовническая, д. 10, стр. 1 не относится к недвижимым памятникам истории и культуры.
Кроме того, заявлением мотивировано тем, что, по мнению заявителя, признавая представленное Агентством АГР нарушающим указанные требования, Мосгорнаследие не доказало, что данное здание обладает самостоятельной архитектурно-художественной ценностью, а также то, что в данном случае существует метод реконструкции здания с реставрацией фасада, гарантирующий невозможность обрушения фасада в ходе проведения ремонтно-строительных работ.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд исходит из следующего.
Суд приходит к выводу о том, что доводы Заявителя не основаны на законе и не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
В п. 2.5.1.2. административного регламента указаны документы и информация, получаемые уполномоченным должностным лицом (работником) Комитета с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе посредством доступа к сведениям Базового регистра среди которых указан Градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ).
Согласно п. 5 ГПЗУ № RU77130000-032971 от 03.10.17 (выданному Москомархитектурой ООО «Агентство по недвижимости и жилищному строительству» по заявке в рамках государственной услуги "Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков") земельный участок расположен в:
а) в границах объединенной охранной зоны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.12.1997 г. N 881 "Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы (в пределах Садового кольца)" (в редакции постановления Правительства Москвы от 10.01.2007 г. № 7-ПП) с режимом регулирования градостроительной деятельности - РЗ. Площадь земельного участка, покрываемая зоной с особыми условиями использования территории, составляет - 808 кв.м. РЗ - режим сохранения и регенерации историко-градостроительной и природной среды объекта культурного наследия в зонах, обладающих высокой историко-культурной ценностью и сохранностью:
- не допускает изменений композиционно-пространственного типа застройки ценных комплексов владений, а также изменения характеристик природного ландшафта; замены аутентичных элементов исторического
- комплекса застройки, обладающих архитектурно-художественной ценностью, сохранность которых возможно обеспечить методами консервации и реставрации, установки конструкций и сооружений, искажающих традиционные условия восприятия объектов культурного наследия и ценных фрагментов историко-градостроительной среды;
- предусматривает сохранение ценных элементов исторических комплексов застройки, границ исторических владений, исторических линий застройки улиц и ценных фрагментов застройки уличного фронта;
- устранение диссонирующих объектов;
- разрешает компенсационное строительство взамен утраченных элементов или элементов, не имеющих самостоятельной историко-культурной ценности, а также ограниченную модернизацию рядовых элементов (пристройку, надстройку), не трансформирующую характер композиционно-пространственного типа застройки владения.
б) в границах зоны охраняемого культурного слоя в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07.07.1998 № 545 "Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы (в пределах Камер-Коллежского вала)". Площадь земельного участка, покрываемая зоной с особыми условиями использования территории, составляет - 827 кв.м. В зоне охраняемого культурного слоя запрещается строительная и хозяйственная деятельность, которая может привести к утрате памятников археологии. Режим содержания зоны охраняемого культурного слоя предусматривает проведение охранных археологических раскопок с целью исследования, консервации и музеефикации памятников археологии, а также осуществление археологических наблюдений с целью изучения культурного слоя и выявления памятников археологии.
в) в границах заповедной территории в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17 июня 1997 № 440 "Об утверждении зон охраны ансамбля Московского Кремля". Площадь земельного участка, покрываемая зоной с особыми условиями использования территории, составляет – 827 кв.м. Зона со строгим режимом регулирования застройки, необходима для сохранения и восстановления характера исторической планировки, пространственной структуры, своеобразия облика центрального ядра города, для обеспечения архитектурного единства новых построек с исторически сложившейся средой.
Как следует из материалов дела, здание, расположенное по адресу: ул. Садовническая, д. 10, стр. 1 заседанием секции № 1 "Историко-культурная экспертиза объектов, заявленных к включению в реестр объектов недвижимого культурного наследия" от 5 марта 2008 года отнесено к объектам историко-градостроительной среды - "Доходный дом, 1899 год, арх. ФИО6".
Спорный объект расположен в границах зоны регулирования застройки № 001, зоны охраняемого культурного слоя № 001, зоны охраняемого ландшафта № 001, зоны строгого регулирования застройки № 001, (утверждены постановлением Правительства Москвы от 07 июля 1998 года № 545). Также, участок проектирования вышеуказанного объекта расположен в объединенной охранной зоне № 80, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 10 января 2007 года № 7-ПП.
Вблизи участка проектирования расположен объект культурного наследия федерального значения "Церковь Георгия в Яндове, 1654 <...> год", расположенный по адресу: ул. Садовническая, д. 6, стр. 2,11.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Требования режимов использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972 "Об утверждении положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", и предусматривает ограничение строительства, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде, ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей и иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде.
Согласно п. 14.4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации снос объекта капитального строительства - ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей.
В соответствии с п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Между тем, в п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей,
Таким образом, реконструкция объектов капитального строительства предполагает лишь изменение технико-экономических параметров данного объекта.
Вместе с тем, в соответствии с представленным заявителем архитектурно-градостроительным решением предусмотрено проведение работ по реконструкции существующего здания путем разборки (сноса) наружных и внутренних стен, кирпичных пилонов, перекрытий с усилением и сохранением фундаментов торцевых стен с последующим возведением нового объема из керамического кирпича, также запроектирован дополнительный пятый этаж (аттиковый) с заглублением на 4,2 м от красных линий и устройство двухэтажного подземного паркинга под всем зданием.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что из представленных в материалы дела документов усматривается, что в отношении объекта предусмотрен фактически полный снос здания по адресу: ул. Садовническая, д. 10, стр. 1, что противоречит требованиям режима содержания рассматриваемой территории, запрещающего в том числе замену аутентичных элементов исторического комплекса застройки, обладающих архитектурно-художественной ценностью.
В соответствии с Положением об утверждении архитектурно-градостроительных решений объектов капитального строительства в городе Москве, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 30 апреля 2013 года № 284-ПП (далее - Положение), формирование архитектурно-градостроительного решения объектов, расположенных в границах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, осуществляется в соответствии с законодательством в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (п. 6).
В соответствии с п. 10 Положения, рассмотрение архитектурно-градостроительного решения объекта осуществляется с учетом сложившихся особенностей и характеристик территории, в том числе историко-культурных, визуально-ландшафтных, функциональных, планировочных, инженерно-технических, архитектурно-градостроительных, включая композиционные, типологические, масштабные, стилистические, колористические характеристики окружающей застройки.
Согласно п. 17 Положения, в целях соблюдения требований законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия материалы архитектурно-градостроительного решения объектов, расположенных в границах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, рассматриваются в порядке межведомственного взаимодействия Департаментом культурного наследия города Москвы.
Таким образом, отрицательное заключение Департамента культурного наследия города Москвы является основанием для отказа в утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта.
Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако, они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного, суд признает отказ Департамента культурного наследия города Москвы за исх. ДКН-16-09-2129/8 от 19.07.2018 законным и обоснованным.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29, 65, 71, 75, 110, 167-170, 198-201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Агентство по недвижимости и жилищному строительству» отказать в полном объеме.
Проверено на соответствие действующему законодательству.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья:В.А. Яцева