ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-25644/15 от 07.05.2015 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва

14 мая 2015г.                        Дело № А40-25644/15 (шифр судьи 133-213)

Резолютивная часть решения объявлена 07 мая 2015г.

Решение в полном объеме изготовлено 14 мая 2015г..

Арбитражный суд в составе:

судьи Михайловой Е.В.

единолично

с участием представителей:

От заявителя – ФИО1, дов-ть бн от 03.06.14г.

От заинтересованного лица – ФИО2, дов-ть №26020/2014 от 30.12.14г.

протокол судебного заседания вела помощник судьи Паукова Е.А.

рассмотрел дело по заявлению ООО «Строительный Альянс»

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве

о признании незаконным  решения об отказе в государственной регистрации права собственности  в ЕГРП, обязании осуществить государственную регистрацию прав,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Строительный Альянс» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением  о признании  решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (далее - Управление) оформленное письмом от 19.12.2014 № 12/054/2014-846,865,877,879,886 об отказе в государственной регистрации права собственности в отношении объектов недвижимого имущества расположенных по адресу: г. Москва, поселение Сосенское, <...>; д. 3; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве произвести государственную регистрацию права собственности ООО «Строительный Альянс» на объекты недвижимости, нежилые помещения 1-го этажа, по адресу:

·г. Москва, поселение Сосенское, <...>; общей площадью 190,7 кв.м с кадастровым номером 77:17:0120114:1638, общей площадью 376,2 кв.м., с кадастровым номером 77:17:0120114:1647;

·г. Москва, поселение Сосенское, <...>, общей площадью 226,7 кв.м с кадастровым номером 77:17:0120114:1140, общей площадью 289,8 кв.м с кадастровым номером 77:17:0120114:989, общей площадью 289,1 кв.м с кадастровым номером 77:17:0120114:983.

Заявление мотивировано тем, что оспариваемый отказ регистрирующего органа не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку для государственной регистрации изменений адреса объекта  в регистрирующий орган представлены все необходимые документы в соответствии с действующим законодательством; основания для отказа в государственной регистрации права необоснованны.

В судебном заседании заявитель требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее Управление) против заявления возражало, считая его необоснованным, представило копию дела правоустанавливающих документов.

Процессуальный срок, предусмотренный ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, оценив представленные доказательства в совокупности, считает, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме, при этом суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как установлено судом 05 сентября 2014 года ООО «Строительный Альянс» обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (далее Управление) с заявлениями №№ 846,865,877,879,886 о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, нежилые помещения расположенные по адресу г. Москва, поселение Сосенское, <...>; д. 3.

Управление, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 №122- ФЗ (далее - Закон о регистрации).

Согласно ст. 13 Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.

Поскольку по смыслу и содержанию Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется на основании документов поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.

Исходя из положений ст. 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

В соответствии с п.2 ст. 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу положений п.1 ст.25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

Пунктом 1 ст. 18 Закона о регистрации установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, том числе должны содержать описание недвижимого имущества.

В ходе проведения правовой экспертизы представленных документов, в числе иных причин препятствующих проведения государственной регистрации прав, было установлено следующее.

В качестве документа, подтверждающего создание объектов недвижимого имущества по вышеуказанным адресам в Управление было представлено Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию RU77245000-004863 от 25.04.2013, выданное застройщику (ООО «Строительный Альянс») в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных по вышеуказанному адресу.

В вышеуказанном Разрешении содержится информация о вводе в эксплуатацию нежилого здания площадью 566,8 кв. м, жилого здания №1 площадью 9014,5 кв. м., жилого здания №2 площадью 21743,3 кв. м., жилого здания №3 площадью 22728,6 кв. м.

Как следует из заявлений от 05.09.2014, к государственной регистрации заявлено право собственности ООО «Строительный Альянс» на нежилые помещения, расположенные в жилых зданиях №1, №2, №3.

Исходя из положений частей 1 и 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является документом, удостоверяющий выполнение строительства в соответствии с проектом и разрешением на строительство. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в том числе необходим документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.

Частью 11 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.

Следовательно, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не только должно подтверждать факт создания объекта недвижимости в соответствии нормами действующего законодательства, но и содержать достаточно сведений об объекте недвижимости, позволяющим его идентифицировать по этим сведениям со сведениями об объекте недвижимости,содержащимися в Государственном кадастре недвижимости, либо в кадастровом паспорте объекта.

В соответствии с п. 12 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», а порядок заполнения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.10.2006 № 121 «Об утверждении инструкции о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».

Вместе с тем, Разрешение от 25.04.2013 не содержало сведений о введении в эксплуатацию в составе указанных жилых зданий отдельных нежилых помещений.

В силу положений ст. 13 Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав регистрирующий орган обязан установить отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества.

Согласно п.2 ст.23 Закона о регистрации государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество

Учитывая изложенное, а также руководствуясь положениями ст.36 Жилищного кодекса РФ, у Управления  имелись основания полагать, что заявленные к регистрации нежилые помещения в жилых зданиях №1, №2, №3 относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.

С целью разъяснения данного обстоятельства Управлением в установленном порядке направлен запрос в адрес Мосгосстройнадзора.

Как следует из ответа Мосгосстройнадзора от 15.10.2014 №09-4042/14-(4)-1 в соответствии с техническими паспортами ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» фактически:

по объекту г.Москва, поселение Сосенское, <...> «читать» машиноместа - 32 шт. общая площадь 503,5 кв.м.; офисные помещения - 4 шт. общая площадь 888,2 кв.м.; помещения-ниши - 39 шт., общая площадь 109 кв.м.;

по объекту г.Москва, поселение Сосенское, <...> д.З «читать» машиноместа - 84 шт. общая площадь 1036,8 кв.м.; офисные помещения - 10 шт. общая площадь 2388,1 кв.м.; помещения-ниши - 104 шт., общая площадь 538,7 кв.м.;

по объекту г.Москва, поселение Сосенское, <...> д.З «читать» машиноместа - 82 шт. общая площадь 1030,9 кв.м.; офисные помещения - 90 шт. общая площадь 2512,3 кв.м.; помещения-ниши - 90 шт., общая площадь 516,5 кв.м.

Мосгосстройнадзор в своем письме подтвердил, что указанные машиноместа и помещения входят в состав проектной документации на объект.

Вместе с тем, поступивший ответ не позволял установить, относятся ли помещения, права на которые заявлены к регистрации, к офисным помещениям, помещениям-нишам, а равно к помещениям, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома.

Кроме того, из указанного ответа на запрос не представлялось возможным установить, соответствуют ли характеристики заявленных к регистрации помещений проекту, в частности, занимают ли они габариты частей здания, предназначенных проектом для размещения помещений иного назначения.

О вышеуказанных причинах, препятствующих проведению государственной регистрации, заявитель был уведомлен соответствующим письмом о приостановлении исх.№12/054/2014-846,865,877,879,886 от 22.09.2014, а государственная регистрация прав приостановлена.

В связи с чем, доводы заявителя, о неведении о наличии препятствий в осуществлении Управлением регистрации права, а также в чем состоит несоответсвие представленной на регистрацию документации требования Закона, суд отклоняет как противоречащие фактическим обстоятельствам дела.

После приостановления государственной регистрации прав заявителем в качестве дополнительных документов в дело ПУД 77-77-12/054/2014-846 были представлены письмо Мосгосстройнадзора от 13.08.2014 №09-4042/14-(3)-1, а также пояснительное письмо заявителя от 17.11.2014.

Однако данные документы не содержали информации, устраняющей выявленные замечания в части наличия сведений о не отнесении спорных помещений к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а сам заявитель не относился к должностным лицам наделенными полномочиями предоставлять подобную информацию.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 19 Закона о регистрации, если в течение срока приостановления государственной регистрации прав не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав.

Поскольку и после истечения приостановления государственной регистрации причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации дополнительными документами устранены не были, а полученные от уполномоченных органов ответы на запросы не позволяли в полном объеме установить наличие прав заявителя, регистрирующий орган был вынужден отказать заявителю в государственной регистрации прав на основании абз.4, 10, 13 п.1 ст.20 Закона о регистрации (документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию (п.1 ст. 18 Закона о регистрации - Разрешения на ввод объектов в эксплуатацию в нарушении требований норм ч. 11 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ не содержат достаточно сведений об объектах капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", т.е. сведений в том объеме, который позволит идентифицировать введенный в эксплуатацию объект недвижимости, права на который заявлены, с объектом, права на который заявлены) не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (документы подтверждающие, что заявленные к регистрации помещения введены в эксплуатацию); ответы органов государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствуют об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе).

В обосновании своих доводов заявитель ссылается на справки, выданные Московским Филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 20.03.2015 № 124/06 и от 20.03.2015 № 12 сообщающих о том, что спорные помещения не входят в состав общего имущества многоквартирных домов.

Однако, данные документы не отнесены к правоустанавливающим или правоподтверждающим документам на объекты нового строительства и не могут быть рассмотрены, как приложения или пояснения к выданным Мосгостройнадзором Разрешениям на ввод объектов по вышеуказанным адресам в эксплуатацию, поскольку в действующим законодательством указанная организация не отнесена к лицам, наделенными полномочиями подтверждать отнесение или не отнесение помещений к общему имуществу многоквартирных домов, поскольку на настоящий момент она является хозрасчетной организацией, осуществляющей предоставление услуг в части подготовки документации для постановки объектов на кадастровый учет, а также иных услуг, т.е. по факту исполняет функции кадастрового инженера.

Иными словами государственную регистрацию прав на недвижимость, имеющую гражданско-правовое значение, не следует смешивать с кадастровым и иным техническим учетом (инвентаризацией) отдельных видов недвижимости, имеющей фискальное или иное публично-правовое значение. Такая регистрация или учет осуществляются наряду с государственной регистрацией прав на невижимость (п. 2 ст. 131 ГК), однако не имеют правопорождающего значения.

В рассматриваемом случае устранение дефектов в представленных на регистрацию документов не могло быть осуществлена в рамках проведения возложенных на Управление регистрационных действий. Доводы заявителя относительно соответствия объектов права, указанных в заявлении, поданном в Управление, проектной и иной технической и разрешительной документации, в отсутствие надлежащим образом оформленного документа, с которым Закон связывает возникновение права собственности, не устраняют имеющихся недостатков, внимание заявителя на наличие которых было обращено Управлением..

При наличии изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение является обоснованным, не нарушает нормы действующего законодательства, а также права и законные интересы заявителя.

Судебные расходы по уплате госпошлины распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

С учетом изложенного, на основании  ст.ст. 11, 12, 13 ГК РФ, ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», руководствуясь ст.ст. 8, 9, 65, 71, 75, 102, 110, 131, 167-171, 176, 198-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ООО «Строительный Альянс»   отказать.

Проверено на соответствие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

С У Д ФИО3 Е.В.