ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-25660/2021-149-184 от 12.04.2021 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

Дело №А40-25660/21-149-184

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Кузина М.М.

рассмотрев в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ дело

по заявлению: ООО «БИТГИФТ» (117463, <...>, эт. 1, пом. IX, ком. 15-29,31,32,34,35)

к Госинспеции по недвижимости

о признании незаконным постановления от 22.12.2020 по делу об административном правонарушении №786-НФ/9064418-20,

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

ООО «БИТГИФТ» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее – ответчик, Госинспекция по недвижимости) от 22.12.2020 по делу об административном правонарушении №786-НФ/9064418-20о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.9.8 Закона г. Москвы от 21.11.2007 №45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (далее - КоАП г. Москвы).

Определением от 17.02.2021 заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, в соответствии с ч. 1,2 ст. 227 и ст. 228 АПК РФ, без вызова сторон.

06.04.2021 изготовлена резолютивная часть решения в порядке ч. 1 ст. 229 АПК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

08.04.2021 от заявителя поступило заявление об изготовлении мотивированного решения.

Таким образом, заявителем соблюден пятидневный срок для подачи заявления об изготовлении мотивированного решения.

Ответчик представил отзыв и заверенные копии материалов дела об административном правонарушении, возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве и оспариваемом постановлении, со ссылкой на законность и обоснованность оспариваемого постановления, доказанность вины заявителя.

Изучив материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

Суд установил, что заявителем соблюден  срок, установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ на обращение в суд.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет решение в полном объеме.

В соответствии с ч.6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.

Как следует из заявления, Постановлением Госинспекции по недвижимости от 22.12.2020 по делу об административном правонарушении №786-НФ/9064418-20 ООО «БИТГИФТ» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.9.8 КоАП г. Москвы с назначением административной ответственности в виде предупреждения.

Не согласившись с постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о его оспаривании.

Отказывая в удовлетворении требований ООО «БИТГИФТ», суд исходит из следующего.

Деятельность Госинспекции по недвижимости регулируется Законом г. Москвы «О государственном контроле за использованием объектов недвижимости в городе Москве» от 03.06.2009 № 17 и Положением о Госинспекции по недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 №184-ПП.

В силу пункта 1 постановления Правительства Москвы от 25.04.2012 №184-ПП «Об утверждении положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы» Госинспекция по недвижимости является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории города Москвы и за пределами, находящихся в собственности города Москвы.

Пункт 2 статьи 2 Закона города Москвы №17 от 03.06.2009 определяет понятие "проверки использования объекта недвижимости", под которым понимается совокупность действий должностных лиц уполномоченного органа по рассмотрению документов юридического, физического лица и обследованию объекта недвижимости для оценки соблюдения юридическим, физическим лицом обязательных правовых, организационных, технических и иных требований по владению, пользованию и распоряжению объектом недвижимости, установленных федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими и разрешительными документами, проектной и иной документацией.

В основные задачи и функции Госинспекции по недвижимости входит, в частности, предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в области использования объектов недвижимости (пункт 2.1.5; пункт 2.1.6 Положения, пункт 2 статьи 8 Закона №17 от 03.06.2009).

То есть пресечение противоправных действий нарушающих законодательство, регулирующее порядок и правила использования объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы и (или) земли, а равно требование от лица, использующего нежилое помещение и (или) земельный участок устранения выявленного правонарушения.

Согласно пункту 4.2.4 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (утв. Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 №184-ПП) на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы Госинспекция по недвижимости принимает решения о проведении плановых (рейдовых) обследований территорий без взаимодействия с их пользователями.

Частью 1 статьи 8.3 Закона №294-ФЗ установлено, что к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относятся, в том числе, плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий в соответствии со статьей 13.2 Закона №294-ФЗ.

Аналогичное положение содержится в пункте 1.6 Административного регламента исполнения Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы государственных функций по осуществлению контроля за использованием земель и находящихся в собственности города Москвы объектов нежилого фонда (утв. Постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 № 282-ПП).

При этом в пунктом 3.3.1 Административного регламента закреплено, что обследование территории без взаимодействия с их пользователями - это визуальный осмотр территории (особо охраняемых природных территорий, земельных участков и других определенных законодательством территорий) с расположенными на ней зданиями, строениями, сооружениями без взаимодействия с их пользователями с целью выявления признаков нарушения требований, указанных в пункте 1.5 Административного регламента.

Наряду с этим, в соответствии с пунктом 3.3.6.4(2) Административного регламента, в случае выявления при проведении планового (рейдового) обследования наличия события административного правонарушения инспектором после составления рапорта о результатах планового (рейдового) обследования в течение одного рабочего дня с даты его составления лицу, привлекаемому к административной ответственности, вручается извещение о вызове в Госинспекцию по недвижимости для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении.

Из системного анализа пункта 2 Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 №251, и пункта 4.2.4 Положения №184-ПП, обследование земельного участка, территорий осуществляется без взаимодействия с их пользователями.

Как следует из материалов административного дела, должностным лицом Госинспекции по недвижимости 12.11.2020 проведен осмотр объекта нежилого фонда, расположенного по адресу: 117463, <...>. Проводилась фотосъемка, фотографии приобщены к материалам дела.

Главным инспектором Управления контроля за объектами недвижимости по Юго-Западному административному округу Госинспекции по недвижимости ФИО1 проведен анализ акта о результатах осмотра объекта нежилого фонда от 12.11.2020 и приложенных к нему материалов осмотра объекта нежилого фонда, расположенного по адресу: 117463, <...>.

ООО «БИТГИФТ» занимает и использует нежилое помещение площадью 240 кв. м (этаж 1, помещение IX - комнаты с 15 по 29, 31, 32, 34, 35) с кадастровым номером 77:06:0009010:7141 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, для осуществления гостиничной деятельности.

Помещение оформлено в собственность г. Москвы (запись ЕГРН от 11.08.2004 № 77-01/06-753/2004-243) и передано в аренду ООО «БИТГИФТ» на основании договора аренды объекта нежилого фонда находящегося в собственности города Москвы от 28.02.2019 № 00-00198/19 сроком с 06.02.2019 до 06.02.2029 для использования в целях: гостиничная деятельность (далее - Договор). По данным Информационной системы Реестр единых объектов недвижимости (ИС РЕОН) договор действует.

В ходе осмотра (акт осмотра нежилого помещения от 12.11.2020 №9064418/11/2020, рапорт об обнаружении административного правонарушения от 12.11.2020 № 9064418) вышеуказанного нежилого помещения установлено, что в нежилом помещении с кадастровым номером 77:06:0009010:7141 (этаж 1, помещение IX - комнаты с 15 по 29, 31, 32, 34, 35), предоставленном в аренду ООО «БИТГИФТ» Договором от 28.02.2019 № 00-00198/19 осуществляется гостиничная деятельность, проживают граждане, что подтверждается материалами фотофиксации.

Согласно поэтажного плана, являющегося неотъемлемой частью Договора от 28.02.2019 №00-00198/19, ООО «БИТГИФТ» в предоставленном помещении с кадастровым номером 77:06:0009010:7141 (этаж 1, помещение IX - комнаты с 15 по 29, 31, 32, 34, 35) выполнено переустройство объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, а именно:

этаж 1, помещение IX - комната 24 - выполнена установка дополнительного санитарно-технического оборудования (моечная раковина) с прокладкой дополнительных подводящих сетей.

этаж 1, помещение IX - комната 22 - выполнена установка дополнительного санитарно-технического оборудования (душ с душевым поддоном) с прокладкой дополнительных подводящих сетей.

этаж 1, помещение IX - комната 23 - выполнена установка дополнительного санитарно-технического оборудования (умывальная раковина) с прокладкой дополнительных подводящих сетей.

этаж 1, помещение IX - комната 19 - выполнена установка дополнительного санитарно-технического оборудования душ с душевым поддоном) с прокладкой дополнительных подводящих сетей.

этаж 1, помещение IX — комната 17 — выполнена установка дополнительного санитарно-технического оборудования (моечная раковина) с прокладкой дополнительных подводящих сетей.

этаж 1, помещение IX - комната 31 - выполнено устройство совмещенного санузла (установлены умывальная раковина, унитаз, ванна).

этаж 1, помещение IX - комната 32 - выполнено устройство совмещенного санузла (установлены умывальная раковина, унитаз, ванна).

При этом, по информации Мосжилинспекции ООО «БИТГИФТ» на вышеуказанные работы выдано распоряжение Мосжилинспекции от 08.07.2019 №ЮЗ-0765-19/А152000 «Решение о согласовании переустройства и перепланировки нежилого помещения в многоквартирном доме и жилом доме по адресу: <...>, пом. IX»; решение Мосжилинспекции от 23.06.2020 №ЮЗ-0765-19 «Решение о продлении срока действия решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме» на срок до 20.04.2021.

Кроме того, согласно проекта переустройства нежилого помещения, на основании которого Мосжилинспекцией выданы «Решение о согласовании переустройства и перепланировки нежилого помещения в многоквартирном доме и жилом доме по адресу: <...>, пом. IX» и «Решение о продлении срока действия решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме» в нежилом помещении с кадастровым номером 77:06:0009010:7141 (этаж 1, помещение IX - комнаты с 15 по 29, 31, 32, 34, 35) ООО «БИТГИФТ» выполнены работы по переносу существующего санитарно-технического оборудования с прокладкой дополнительных подводящих сетей, не предусмотренное проектом, а именно:

- этаж 1, помещение IX - комната 22 - выполнен перенос к противоположной стене существующего санитарно-технического оборудования (умывальная раковина) с прокладкой дополнительных подводящих сетей (фото 8, 9).

- этаж 1, помещение IX - комната 19 - выполнен перенос к смежной стене существующего санитарно-технического оборудования (умывальная раковина) с прокладкой дополнительных подводящих сетей (фото 21,22).

Разрешительная документация на производство работ по переустройству (перепланировке, переоборудованию) в части переноса существующего санитарно-технического оборудования в виде «Решения о согласовании переустройства и Гили) перепланировки помещения в многоквартирном доме» и «Акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме» в органе, специально уполномоченном Правительством Москвы, ООО «БИТГИФТ» не получена.

Таким образом, ООО «БИТГИФТ» допущено переустройство (перепланировка) объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, без оформления разрешительных документов на переустройство (перепланировку), тем самым нарушены п. 17 приложения 1, приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 25.10.2011 №508-ПП «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах».

Данный факт зафиксирован в рапорте об обнаружении административного нарушения от 12.11.2020 №9064418  и подтвержден материалами дела, в том числе сведениями из информационной системы Департамента городского имущества города Москвы.

Административная ответственность за нарушение указанных положений предусмотрена ч.1 ст.9.8 КоАП города Москвы.

Согласно п. 10 ст. 16.3 КоАП г.Москвы дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.9.8 КоАП г.Москвы рассматривает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы по контролю за использованием нежилого фонда и земель.

10.12.2020 при участии генерального директора Общества составлен протокол о выявлении административных правонарушений в сфере учета и использования объектов нежилого фонда № 9064418.

22.12.2020 при участии генерального директора Общества вынесено оспариваемое постановление о назначении административного наказания по делу №786-НФ/9064418-20 о привлечении Общества к административной ответственности по ч.1 ст.9.8 КоАП г. Москвы и назначении административного наказания в виде предупреждения.

Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.

Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.

Частью 1 статьи 9.8 КоАП г. Москвы предусмотрена административная ответственность за переустройство (перепланировку, переоборудование) объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, без оформления разрешительных документов на переустройство (перепланировку, переоборудование) объекта нежилого фонда, а также возведение пристроек без постановки на учет и оформления прав владения.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.8 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, характеризуется совершением конкретного действия по переустройству (перепланировке, переоборудованию) объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, без оформления соответствующих разрешительных документов, а также, по возведению пристроек (надстроек) без постановки на учет и оформления прав владения.

Приложением 1 к постановлению Правительства г. Москвы от 25.10.2011 №508-ПП «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах» установлены требования к переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах. Настоящие требования устанавливают особенности производства работ по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах в целях обеспечения безопасности жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества.

К мероприятию по перепланировке, требующему получения решения Мосжилинспекции, относятся: установка, перенос сантехнического оборудования; устройство проемов в несущих стенах и межквартирных перегородках; работы по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, производство которых связано с передачей в пользование части общего имущества и (или) затрагивает архитектурный облик многоквартирного дома; создание входов (лестниц, крылец и других площадок) в подвальные либо цокольные помещения или на первые этажи зданий в пределах габаритов земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе с устройством козырьков и навесов за границей наружных стен здания.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

На основании ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, однако им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению.

Событие вмененного заявителю административного правонарушения подтверждается представленными доказательствами: рапортом об обнаружении административного правонарушения, протоколом об административном правонарушении и другими материалами административного дела, которые отвечают признаками относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.8 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.

Доказательства наличия объективных обстоятельств, препятствовавших соблюдению обществом норм действующего законодательства Российской Федерации, а также свидетельствующие о том, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в материалах дела отсутствуют.

Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных статьей 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Обществом правонарушения, как малозначительного с учетом положений пунктов 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10, не усматривается, Арбитражный суд города Москвы не находит оснований для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.

Судом рассмотрены все доводы ООО «БИТГИФТ», однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований и расцениваются судом как направленные на уклонение от административной ответственности.

В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ  заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 1-13, 15, 17, 27, 29, 64-68, 71, 75, 117,  167-170, 176, 180, 181, 189, 207,  208, 210, 211 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ООО «БИТГИФТ» о признании незаконным и отмене постановления Госинспеции по недвижимости от 22.12.2020 по делу об административном правонарушении №786-НФ/9064418-20  о привлечении ООО «БИТГИФТ»  к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.8 Закона г. Москвы от 21.11.2007 №45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»- отказать.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья                                                                                                                   М.М. Кузин