ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-25780/10 от 02.06.2010 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-25780/10-146-90

9 июня 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 2 июня 2010 года

Полный текст решения изготовлен 9 июня 2010 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего Л.В. Ласкина

судей: единолично

при ведении протокола заседания Л.В. Ласкиным

с участием:

заявителя: ФИО1 по доверенности от 03.09.08 г. №01/0400-561 д, паспорт от 20.03.02 г., код 772-050; ФИО2 по доверенности от 03.09. №01/0400-562 д, паспорт от 26.05.03, код 772-067; ФИО3 по доверенности от 24.08.09 г. №01/0400-422д, паспорт от 01.11.02 г., код 772-142;

заинтересованного лица: ФИО4 по доверенности от 25.12.09 г., паспорт от 15.05.03 г., код 772-102; ФИО5 по доверенности от 26.04.10 г., паспорт от 23.07.08 г, код 770-093; ФИО6. по доверенности от 15.01.10 г., удостоверение PC №228911;

Третье лицо:

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Газпром» к Центральной энергетической таможне о признании недействительными корректировки таможенной стоимости и требования,

третье лицо: ФТС России

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Газпром» (далее заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Центральной энергетической таможне (далее таможенный орган) о признании недействительной корректировки таможенной стоимости природного газа (форма КТС-1, бланк №0185403 от 28 января 2010 г. к ПГТД №10006033/150110/0000010), которым таможенный орган самостоятельно определил таможенную стоимость и самостоятельно осуществил корректировку таможенной стоимости природного газа, ранее исчисленной при подаче временной грузовой таможенной декларации (ВГТД) № 10006033/181109/0000976 и дополнительной ВГТД № 10006033/091209/0001027, а также требования об уплате таможенных платежей от 28 января 2010 №8, выставленного входе проверки ПГТД №10006033/150110/0000010, указывая, что таможенным органом при вынесении решения нарушены ст.124, 125, 321, 323, 350 Таможенного кодекса РФ, нормы Закона от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».

Центральная энергетическая таможня ФТС России возражает против удовлетворения требований, указывая, что таможенным органом принято решение в соответствии с новой редакцией таможенного законодательства, допущенное заявителем нарушение законодательства привело к нарушению прав и интересов Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда г. Москвы от 05 мая 2010 г к участию в деле привлечена ФТС России в качестве третьего лица без самостоятельных требований, представитель которой не явился в судебное заседание, Служба извещена надлежащим образом о месте и времени заседания в соответствии со ст. 123 АПК РФ.

Рассмотреть дело в отсутствие представителя, высушав объяснения представителей заявителя, поддержавших заявленные требования, и представителей заинтересованного лица, возражавших против удовлетворения заявления, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу: заявленное требование обоснованное и подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ОАО «Газпром» представило в Центральную энергетическую таможню (ЦЭТ) временную ГТД № 10006033/150110/0000010 на фактические экспортные поставки природного газа в Южную Осетию по контракту от 07.09.2009 № КП-РЮ-09 в декабре 2009 года, рассчитав таможенную стоимость товара, используя курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации, действующий на день принятия.

ОАО «Газпром» 15.01.2010 года представило в Центральную энергетическую таможню полную ГТД № 10006033/150110/0000010 на фактические экспортные поставки природного газа в Южную Осетию по контракту от 07.09.2009 № КП-РЮ-09 в декабре 2009 года.

При проверке сведений, заявленных в вышеуказанной полной ГТД установлено, что в данной ГТД в графах №№ 47, В, 23 ГТД заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости, которые влияют на размер подлежащей уплате таможенной пошлины, а также о курсе иностранной валюты к валюте Российской Федерации.

В ходе таможенного оформления ПГТД № 10006033/150110/0000010 на поставки газа в декабре 2009г. для РГО «Энергетика» (Республика Южная Осетия), поданной Обществом в январе 2010г., ЦЭТ выявила неправильное определение таможенной стоимости и суммы вывозной таможенной пошлины, рассчитанных Обществом исходя из курса валют, действовавшего на дату подачи ВГТД.

ОАО «Газпром» 21.01.2010г. получено письмо Центральной энергетической таможни от 18.01.2010 № 01-17/220 о том, что в связи с разъяснениями ФТС России от 28.12.2009 № 01-11/62805 «О применении положений Федерального закона от 13.10.2009г. № 232-фз» с января 2010г. при подаче полных ГТД для целей пересчета сумм вывозных таможенных пошлин следует применять курс иностранной валюты к валюте РФ, действующий на день принятия таможенным органом полной грузовой таможенной декларации (ПГТД), и предложено скорректировать сведения о стоимости и пошлине, представить новую форму декларации таможенной стоимости (ДТС-4), произвести доплату платежей.

Таможенный орган указал, что в соответствии со ст. 326 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с разъяснениями, указанными в письме ФТС России от 28.12.2009 № 01-11/62805 в случаях, когда для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации для целей учета и таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

В соответствии со ст. 153 Таможенного кодекса РФ по вышеуказанной полной ГТД ЦЭТ выставила и направила в адрес ОАО «Газпром» соответствующие уведомление и требование от 19.01.2010 г.

В уведомлении и требовании ЦЭТ указала, какие условия выпуска товаров не соблюдены и какие именно ОАО «Газпром» должно совершить действия в срок до 27.01.2010 года, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров в соответствии с положениями настоящих статей Таможенного кодекса РФ: скорректировать сведения о таможенной стоимости и сумме таможенной пошлины в графах №№ 47, В ГТД, используя курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации для целей учета и таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации, через форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС-1) в соответствии с требованиями действующего таможенного законодательства РФ.

Скорректировать сведения о курсе иностранной валюты к валюте Российской Федерации в графе 23 ГТД в соответствии с требованиями действующего таможенного законодательства РФ.

В соответствии с требованиями действующего таможенного законодательства РФ осуществить корректировку сведений о стоимости природного газа, сведения о котором указаны в графе № 31 ГТД, таможенной стоимости и сумме таможенной пошлины в графах №№ 23, 47, В ГТД через форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС-1).

В соответствии с требованиями приказа ФТС России от 16.04.2008 г. № 435 новую форму декларации таможенной стоимости (ДТС-3).

После перерасчета таможенной стоимости и оформления формы КТС-1, в случае необходимости произвести доплату вывозной таможенной пошлины в полном объеме и представить документы, подтверждающие данную оплату.

Дополнительно в адрес ОАО «Газпром» направлено письмо ЦЭТ от 21.01.2010 № 01-17/306 с изложением обоснованной позиции ЦЭТ по вопросу таможенной стоимости природного газа, а также с предложением ОАО «Газпром» самостоятельно принять решение по требованиям ЦЭТ и письменно проинформировать об этом до 27.01.2010.

В ответ ОАО «Газпром» представило письмо от 26.01.2010 № 06/1464-56, в котором сообщило, что сведения о стоимости газа и суммах подлежащих уплате таможенных платежей в ГТД № 10006033/150110/0000010 заявлены ОАО «Газпром» достоверно.

В связи с отказом Общества скорректировать таможенную стоимость товара, руководствуясь пунктом 7 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации, ЦЭТ самостоятельно определила таможенную стоимость природного газа по полной ГТД № 10006033/150110/0000010 в соответствии с курсом иностранной валюты к валюте Российской Федерации в графе 23 ГТД в соответствии с требованиями действующего таможенного законодательства РФ.

ЦЭТ письмом от 28.01.2010 № 01-17/514, полученным ОАО «Газпром» 04.02.2010г. проинформировала о самостоятельно произведенной ею корректировке, выставлении требование от 28.01.2010 № 8 об уплате доначисленной таможенной пошлины на сумму 152 329,52 руб.

Письмом от 02.02.2010 № 06/1464-74 ОАО «Газпром» распорядилось о списании доначисленной суммы из денежных средств, уплаченных ранее при подаче временной грузовой таможенной декларации (далее ВГТД) № 10006033/181109/0000976 и дополнительной ВГТД № 10006033/091209/0001027.

ОАО «Газпром» считает действия таможенного органа по корректировке незаконными и необоснованными, а выставленное требование недействительным по следующим основаниям.

Не согласившись с доначислением таможенных платежей и указанным требованием, заявитель оспорил вышеуказанные акты таможенного органа в суде.

Рассмотрев заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу, что оспариваемые акты не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем в силу ст.198-200 АПК РФ подлежат признанию недействительными по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст.198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом под ненормативным актом государственного органа или органа местного само управления, который может быть оспорен и признан недействительным судом в порядке главы 24 АПК РФ, следует понимать документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом в рамках осуществления им государственно-властных полномочий и выполнения функций, возложенных на него законом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, затрагивающий гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.

С учетом изложенного при рассмотрении дела об оспаривании указанных решений суду следует проверить соблюдение таможенными органами порядка и условий принятия решения о корректировке таможенной стоимости товара, при этом в соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативно-правовому акту, возлагается на лицо, принявший указанный акт.

В силу положений п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 г. № 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров» следует, что при рассмотрении настоящего спора в суде таможенный орган обязан доказать наличие оснований для корректировки таможенной стоимости товара.

Арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу, что таможенными органами не доказано наличие оснований для принятия оспариваемых решений, при этом исходит из следующего.

В соответствии со ст.323 ГК РФ таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.

Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

Согласно ст. 14 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых Таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае несогласия таможенного органа с избранным декларантом методом определения стоимости и отказа декларанта определить таможенную стоимость на основании иного метода, предоставляет таможенному органу право скорректировать таможенную стоимость самостоятельно, определив ее путем последовательного применения методов, предусмотренных ст. 18 ФЗ «О таможенном тарифе»; при этом каждый последующий метод может быть применен только при обосновании невозможности применения предыдущего метода (п.5, 7 ст.323 ТК РФ).

Пунктом 11 Положения о корректировке таможенной стоимости товаров, утвержденного приказом ФТС России от 01.09.2006 № 830, установлен перечень случаев составления КТС после выпуска товаров, в том числе:

а) при принятии решения по таможенной стоимости товара, выпущенного с предоставлением обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены;

б) при принятии решения по таможенной стоимости товара, выпущенного без предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей в случаях, предусмотренных таможенным законодательством, если по результатам контроля таможенной стоимости таможенным органом принято решение о проведении корректировки таможенной стоимости и довзыскании или возврате таможенных платежей;

в) при выявлении после выпуска товара:

- технических и (или) методологических ошибок, допущенных при декларировании товара, повлиявших на величину его таможенной стоимости и (или) сумму подлежащих уплате таможенных платежей;

- несоответствия цены товара и (или) таможенной стоимости товара, заявленной в ГТД, фактической цене товара и (или), соответственно, таможенной стоимости товара, имевшей место на день принятия ГТД, в связи с отклонением количества и (или) качества поставленного товара от количества, заявленного в ГТД, и (или), соответственно, качества, исходя из которого определялась заявленная таможенная стоимость товара;

г) при выявлении в ходе проведения таможенного и валютного контроля (за исключением таможенной ревизии) после завершения таможенного оформления товара:

- технических и (или) методологических ошибок, допущенных при декларировании товара, которые повлияли на величину его таможенной стоимости и сумму подлежащих уплате таможенных платежей;

- дополнительных документов и сведений о товаре, его стоимости и обстоятельствах сделки, не известных на момент таможенного оформления этого товара, которые не были учтены при заявлении таможенной стоимости товара и при расчете суммы подлежащих уплате таможенных платежей.

Согласно ст. 60 ТК РФ таможенное оформление товаров начинается в момент представления таможенной декларации (ВГТД) и завершается совершением таможенных операций, необходимых для применения к товарам таможенных процедур, помещения под таможенный режим и завершения его действия, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров начинается с момента подачи таможенной декларации и завершается проверкой соответствия заявленных в ней сведений о товаре путем принятия таможенным органом решения о его выпуске.

В силу п.4 ст. 129 ТК РФ таможенная декларация на перемещаемые (вывозимые) товары подается декларантом (и принимается таможенным органом) до их убытия с таможенной территории РФ. При этом убытие товара (его вывоз) с таможенной территории РФ осуществляется на основании разрешения таможенного органа – отметка «Выпуск разрешен» на ВГТД (п. 1 ст. 310 ТК РФ, п.5 Инструкции о таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи», утвержденной приказом ГТК России от 15.09.2003 года № 1013).

Ст. 138 ТК РФ, главой 26 Кодекса для товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, установлен специальный порядок декларирования и уплаты таможенных платежей, связанный с физическими характеристиками перемещаемого товара (газ, жидкость и др.), особым видом транспорта, не позволяющими до начала перемещения предоставить точные сведения, необходимые для таможенного оформления (о количестве и стоимости) - периодическое временное декларирование.

В соответствии с пунктом 1 статьи 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.

В силу пункта 2 статьи 138 ТК РФ после убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. При этом декларантом представляются полные и достоверные сведения, необходимые для окончательного таможенного контроля в отношении ввозимых (вывозимых) товаров. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта. При установлении такого срока учитывается срок, необходимый декларанту для получения сведений, достаточных для подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Предельный срок подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации составляет 90 дней со дня, следующего за днем истечения периода времени для вывоза декларируемых товаров.

Период времени, в течение которого предполагается вывозить российские товары, декларируемые с использованием временной таможенной декларации, определяется декларантом. В отношении российских товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, этот период не может превышать один календарный месяц, а временная таможенная декларация принимается таможенным органом не ранее чем за 15 дней до начала этого периода (пункт 3 статьи 138 ТК РФ).

На основании пункта 4 статьи 138 ТК РФ во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.

При этом согласно ст. 312 ТК РФ не менее 50% суммы таможенной пошлины (исчисленной исходя из сведений, указанной во ВГТД) уплачивается не позднее 20-числа месяца, предшествующего месяцу поставки, оставшаяся часть (исчисляемая исходя из уточненных сведений о вывезенных товарах) - не позднее 20-го числа месяца следующего за месяцем поставки.

Таким образом, при применении процедур периодического временного декларирования заявление сведений о товаре таможенному органу осуществляется дважды: с ВГТД (ориентировочные сведения о количестве и стоимости товара, исходя из намерений его вывоза, до поставки товара - ч. 4 ст. 138, ч.1 ст. 311 ТК РФ) и с ПГТД (уточненные сведения о количестве и стоимости товара - ч.3 ст. 311, ч.1 ст. 312 ТК РФ), в связи с чем декларантом подается и принимается таможенным органом также две декларации (ВГТД - до начала перемещения товаров, ПГТД - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем поставки).

При этом, хотя декларантом подается две декларации, помещение товаров под заявленный таможенный режим, их выпуск и перемещение (вывоз) товаров через таможенную границу РФ осуществляется на основании поданной и принятой таможенным органом ВГТД.

Исходя из приведенных норм ПГТД носит уточняющий характер, подается к определенной, ранее поданной ВГТД. Так, согласно порядку заполнения графы 40 ГТД «Общая декларация/Предшествующий документ», регламентированному Инструкцией, в данной графе необходимо указать таможенный документ, по которому производился выпуск товаров, принятый таможенным органом в качестве таможенной декларации (при заполнении ПГТД декларант указывает ранее поданную ВГТД).

Согласно п.1 ст. 312 ТК РФ до 20-го числа месяца, следующего за месяцем поставки, декларант обязан уплатить оставшуюся часть сумм вывозных таможенных пошлин, исчисленной исходя из уточненных сведений о вывезенных товарах и ставки вывозной таможенной пошлины. При этом при подаче ПГТД уточнению подлежат сведения о товаре, невозможность представления которых до перемещения товара послужила основанием для подачи ВГТД (отсутствие точных сведений о количестве и стоимости товара - ч.4 ст. 138, ч.1 ст. 311 ТК РФ).

При этом положениями п.4 ч.3 ст. 124, ст.ст. 138, 312 ТК РФ установлен перечень сведений о товаре, которые подлежат уточнению при подаче ПГТД и влияют на окончательный размер подлежащих уплате таможенных платежей (наименование, описание, код, страна происхождения, страна назначения, количество), к которым курс иностранной валюты к валюте РФ не относится.

В то же время ТК РФ содержит перечень сведений о товаре, которые сообщаются декларантом таможенному органу, к которым курс валюты не относится.

Довод таможенного органа о том, что курс валют включен в перечень сведений о товаре, отклоняется судом, так как данный показатель не зависит от конкретного товара и не изменяется в результате действий декларанта в период между датой подачи временной и полной ГТД. Данный показатель фиксируется в разделе «Сведения об исчислении таможенных платежей», что не позволяет сделать вывод, что указание в соответствии с п.п. 5 п. 3 ст. 124 ТК РФ в таможенной декларации установленного Центральным банком Российской Федерации на день подачи таможенной декларации курс валюты для целей учета и таможенных платежей относится к сведениями о товаре.

Суд исходит из того, что статьей 311 ТК РФ предусмотрено право декларанта продлить срок подачи ПГТД, по сравнению с установленным п. 3 ст. 311 ТК РФ, на срок до 90 дней, при этом продление срока подачи ПГТД не продлевает сроков уплаты оставшейся суммы вывозной таможенной пошлины (п. 3 ст. 311 ТК РФ). Таким образом, для исполнения таможенной обязанности и уплаты оставшейся суммы пошлины необходимо знать подлежащий применению курс иностранной валюты к валюте РФ.

Таким образом, ТК РФ предусмотрено использование величин данных существенных показателей (курс валют, льготы по уплате таможенных платежей), установленных на дату заявления товара к соответствующему таможенному режиму и до его вывоза (дату подачи ВГТД), вместе с тем не установлена обязанность декларанта по пересмотру суммы таможенной пошлины с учетом изменения курса иностранной валюты на дату подачи ПГТД.

Учитывая изложенное,) уточнения декларантом сведений о количестве и стоимости товаров (путем подачи ПГТД после подачи и принятия ВГТД), изменяют ранее заявленную в ВГТД таможенную стоимость, но не могут изменять уже заявленные декларантом и принятые таможенным органом не относящиеся к товарам существенные показатели, влияющие на сумму подлежащих уплате таможенных платежей (курс валют, льготы по уплате таможенных платежей).

В соответствии с частью 1 статьи 357.1 ТК РФ к таможенным сборам, в том числе, относятся таможенные сборы за таможенное оформление.

Таможенные сборы исчисляются лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, самостоятельно, а также таможенными органами при выставлении требований об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 350 ТК РФ (пункт 1 статьи 357.3 ТК РФ).

В силу пункта 1 статьи 357.6 ТК РФ таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.

В соответствии со ст. 326 Таможенного кодекса РФ в случаях, когда для целей исчисления таможенных пошлин, в том числе определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс валют, действующий на день принятия таможенной декларации таможенных органом.

Из представленных участвующими в деле лицами материалов и из текста оспариваемого решения следует, что при его принятии ЦЭТ ФТС России исходила из того, что Федеральным законом от 13.10.2009г. № 232-ФЗ внесены изменения в порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин при использовании процедур временного декларирования, в связи с чем подлежит изменению и порядок применения курса валют. Поэтому при уточнении сведений о фактически перемещенном товаре при подаче ПГТД и пересчете таможенных платежей, исчисленных ранее исходя из сведений, заявленных в ВГТД, декларант должен применять курс валют на дату подачи ПГТД. Соответствующие разъяснения об изменении порядка применения курса валют изданы ФТС России (письмо от 28.12.2009г. № 01-11/62805) и обязательны для применения ЦЭТ. Согласно позиции таможенного органа обменный курс валюты подлежит применению на дату подачи ПГТД, соответственно указывается в полной декларации (графа 23 «Курс валют»).

Таким образом, новой редакцией статьи 138 Таможенного кодекса с изменениями, внесенными Федеральным законом, предусмотрено, что при периодическом временном декларировании российских товаров вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации исходя из ставок, действующих на день принятия временной таможенной декларации. При этом сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин подлежит пересчету при подаче полной таможенной декларации по ставкам, действующим на день фактического вывоза указанных товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Между тем Федеральным законом от 13.10.2009 № 232-фз «О внесении изменений в статьи 138 и 325 Таможенного кодекса Российской Федерации ст. 138, 325 ТК РФ внесены изменения, которым предусмотрено: возможность подачи после фактических поставок нескольких ПГТД; уточнен срок подачи ПГТД; ограничен срок отгрузки товаров, декларируемых с использованием ВГТД; а также предусмотрено, что в случае изменения в периоде поставки размеров ставок вывозных таможенных пошлин, итоговая сумма вывозной таможенной пошлины подлежит уточнению исходя из данных изменений.

При этом в нормах Федерального закона от 13.10.2009 № 232-ФЗ, изменяющих положения ст.ст. 138, 325 ТК РФ, не содержится изменений в порядок применения курса валют, в связи с чем ссылка таможенного органа на факт принятия данного нормативного акта безосновательна.

Положения ч.5 ст. 138 ТК РФ, обязывающие подавать ПГТД после фактического перемещения, а также положения ст. 325 ТК РФ, на который ссылается таможенный орган, устанавливают порядок применения ставки вывозной таможенной пошлины (на день фактического вывоза), который не оспаривается ОАО «Газпром», однако подлежащий применению курс валют (ст. 326 ТК РФ) и ставка вывозной таможенной пошлины являются различными понятиями. Кроме того, согласно специальной норме - п. 1 ст. 312 ТК при перемещении товаров трубопроводным транспортом (природного газа по системе газопроводов) при подаче ПГТД оставшаяся часть сумм вывозной таможенной пошлины уплачивается исходя из ставок, действующих на 15-е число месяца поставки (а не на день фактического вывоза либо подачи ПГТД).

Ссылка таможенного органа на постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 500 также несостоятельна, так как данный документ содержит принципы и методы определения таможенной стоимости (по цене сделки, по цене сделки с идентичными товарами и т.д.), и не устанавливает обязанности определять таможенную стоимость в какой-либо определенной валюте.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что ена сделки, оформленная ПГТД № 10006033/1501010/0000010, заявлена Обществом по 1 методу (цене сделки) и выражается в валюте контракта от 07.09.2009г. № КП-РЮО-09. Согласно разделу 5 приказа ФТС России от 04.09.2007г. № 1057 (порядок заполнения графы 47 декларации) в ГТД декларант указывает таможенную стоимость в валюте РФ. При этом курс, подлежащий применению для пересчета, правомерно определен заявителем в соответствии с положениями ст. 326 ТК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии со ст. 350 ТК России требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты, которое направляется плательщику при обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 320 Таможенного кодекса Российской Федерации лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 2 статьи 144 ТК РФ.

При неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов (пункт 3 статьи 320 Кодекса).

В силу части 2 статьи 144 ТК РФ таможенный брокер (представитель) уплачивает таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату. За уплату таможенных платежей, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом при декларировании товаров, таможенный брокер (представитель) несет такую же ответственность, как декларант.

Согласно пункту 2 статьи 348 ТК РФ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов (статья 320 ТК РФ), либо за счет стоимости товаров, в отношении которых i таможенные пошлины, налоги не уплачены (статья 352 ТК РФ).

До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей (статья 350 ТК РФ), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 352 ТК РФ.

Таким образом, требование об уплате таможенных платежей направляется лицу, ответственному за уплату таможенных пошлин, налогов. При этом из приведенных норм следует, что если декларирование осуществляется таможенным брокером (представителем) он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 2 спи 144 ТК РФ, так как является представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (ст. 11 ТК России).

Основанием для начисления таможенных платежей и выставления оспариваемого требования об уплате таможенных платежей является оспариваемое по настоящему делу решения, однако, поскольку оно по вышеприведенным основаниям подлежит признанию недействительным как вынесенное в отсутствие предусмотренных законом оснований и нарушающие права и законные интересы заявителя, оно также не может быть основанием для начисления таможенных пошлин, налогов и пени.

На основании вышеизложенных доводов и доказательств, арбитражный суд приходит к выводу о том, что у Центральной энергетической таможни ФТС России не имелось законных оснований, предусмотренных Таможенным кодексом РФ и Законом РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», для принятия оспариваемых решения о проведении корректировки таможенной стоимости товаров, оформленное письмом №01-17/5027 от 12 ноября 2008 г., и требований Центральной энергетической таможни ФТС России № 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, в связи с чем указанные акты признаются судом недействительными.

Судом первой инстанции рассмотрены все доводы таможенного органа, однако они не могут служить основанием к отказу в удовлетворении заявления.

Суд считает возможным признать, что заявителем не пропущен срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, для обращения в суд, так как письмо таможенного органа от 28.01.2010 № 01-17/514 получено ОАО «Газпром» 04.02.2010 г., заявление направлено в суд 05 марта 2010 г.

Госпошлина распределяется в соответствии со ст. 333.40 НК РФ и ст 110 АПК РФ подлежит возврату заявителю

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 103, 167-170, 174, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции

Р Е Ш И Л:

Признать недействительной корректировку таможенной стоимости природного газа (форма КТС-1, бланк №0185403 от 28 января 2010 г. к ПГТД №10006033/150110/0000010) в связи с ее несоответствием ст. ст. 123, 124, 138, 311, 312, 322, 326 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Признать недействительным требование от 28 января 2010 №8, выставленное в ходе проверки ПГТД №10006033/150110/0000010), в связи сего несоответствием ст. ст.323,326 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Возвратить ОАО «Газпром» из федерального бюджета госпошлину в размере 4.000 (четыре тысячи) руб. 00 коп., уплаченную платежным поручением №6650 от 01.03.2010.

Решение может быть обжалование Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд г. Москвы.

Судья Л.В. Ласкин