Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
12 апреля 2021 года | Дело № | А40-258031/2020-146-1816 | ||
Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2021 года Решение в полном объеме изготовлено 12 апреля 2021 года | ||||
Арбитражный суд г. Москвы в составе: | ||||
Председательствующего судьи | Яцевой В.А. | |||
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Макеевой В.Н. | ||||
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Газпром нефтехим Салават» (453256, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 01.10.2016, ИНН: <***>) к Центральной энергетической таможне (107842, город Москва, площадь Комсомольская, 1А, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 02.10.2002, ИНН: <***>) о признании незаконными и отмене решений ЦЭТ о классификации товара в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза РКТ-10006000-20/000011 от 14.09.2020 и РКТ-10006000-20/000012 от 14.09.20020; об обязании; | ||||
при участии:от заявителя – ФИО1 (Паспорт, Доверенность № 028-169-0-31.12.2022Д от 01.07.2020, Диплом); от заинтересованного лица – ФИО2 (Удостоверение ГС № 209330, Доверенность Б/№ от 21.12.2020, Диплом); | ||||
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Газпром нефтехим Салават» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Центральной энергетической таможни о классификации товара в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза РКТ-10006000-20/000011 от 14.09.2020 и РКТ-10006000-20/000012 от 14.09.20020 и об обязании Центральной энергетической таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Газпром нефтехим Салават» путем возврата заявителю денежных средств в размере 2 890 871,08 рублей.
Представитель заявителя в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителя заявителя, возражения представителя заинтересованного лица, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил, что предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ срок для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями соблюден заявителем.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.13 ГК РФ, п.6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из заявления, Общество с ограниченной ответственностью «Газпром нефтехим Салават» (далее - Общество, Заявитель) осуществляло поставку товара «Смола пиролизная тяжелая (марка А и Б)» в Эстонию на основании контракта от 09.04.2018 № 024-221002518, заключенного с компанией AS NOVOTRADE INVEST.
18.01.2020 на Энергетический таможенный пост (Центр электронного декларирования) специалистом Общества была подана временная декларация на товар 10006060/180120/0003101 (далее - ВТД) с заявленным в графе 31 декларации наименованием товара «Смола пиролизная тяжелая (марка А и Б), получаемая в качестве побочного продукта на этиленовых установках при пиролизе углеводородных газов, бензинов или их смесей. Представляет собой вязкую жидкость со специфическим запахом, содержащую в основном бициклические соединения, в т.ч. нафталина и метилнафталина (1,2 изомеров) не менее 15 %, и полициклические ароматические углеводороды, предназначается для использования в качестве компонента сырья в производстве технического углерода, кокса, темных нефтеполимерных смол, суперпластификаторов бетонов, в качестве компонента котельного топлива. Плотность при 20 град.С, г/см3 не менее: 1,04 (марка А); 1,03 (марка Б); вязкость кинематическая при 50 град.С, мм2/с не более: 25 (марка А); 40 (марка Б); температура отгона 3%-го объема, град.С не ниже: 180 (марка А), 170 (марка Б); коксуемость, % не более: 12,0 (марка А); 16,0 (марка Б); массовая доля воды, % не более: 0,3 (марка А); 0,5 (марка Б).: контрактная спецификация (Прил.3). Производитель: ООО «Газпром нефтехим Салават».
Классификационный код товара согласно графе 33 ВТД 2706 00 000 0 «Смолы каменноугольные, буроугольные, торфяные и прочие минеральные смолы, обезвоженные или необезвоженные, частично ректифицированные или неректифицированные, включая «восстановленные» смолы».
Вывозная таможенная пошлина для товаров, классифицируемых в подсубпозиции 2706 00 000 0, не установлена.
На этапе убытия товара с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) таможенными органами в рамках системы управления рисками был произведен отбор проб и образцов товара и назначена таможенная экспертиза.
После осуществления фактического вывоза товара с таможенной территории ЕАЭС специалистом Общества 10.06.2020 на ВТД была подана полная декларация на товар № 10006060/100620/0053513 (далее - ПВД).
Согласно материалам дела, 17.06.2020 Обществом по электронной почте было получено письмо Кингисеппской таможни № 33-37/0402 от 17.06.2020, которым было направлено Заключение таможенного эксперта Экспертно-криминалистической службы-регионального филиала ЦЭКТУ г. Санкт-Петербург № 12402001/0007005 от 28.04.2020 (далее - заключение таможенного эксперта).
18.06.2020 Обществом было получено Решение Энергетического таможенного поста (Центр электронного декларирования) о классификации товара в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза РКТ-10006060-20/000016 от 18.06.2020 и Требование ГТИ т/п Энергетический (ЦЭД) о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара от 18.06.2020.
Согласно вышеуказанным РКТ и требованию классификационный код товара - 2707 99 990 0 «---- прочие», Обществу необходимо в срок до 20.06.2020 внести изменения в сведения, заявленные в декларации на товары, в том числе в графу 33 путем изменения кода с 2706 00 000 0 на 2707 99 990 0.
Вывозная таможенная пошлина для товаров, классифицируемых в подсубпозиции 2707 99 990 0, также не установлена.
После произведенной 19.06.2020 корректировки ПВД путем изменения заявленных в ней сведений, ПВД была выпущена.
Как следует из материалов дела, 24.09.2020 Обществом было получено письмо заместителя начальника Центральной энергетической таможни (далее - ЦЭТ) (Вх. № 25604) от 15.09.2020 № 10-20/7744, которым были направлены копии Акта проверки ЦЭТ документов и сведений после выпуска товаров № 10006000/010/140920/А0004 от 14.09.2020 (далее - акт проверки), Решение ЦЭТ о классификации товара в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза РКТ-10006000-20/000011 от 14.09.2020 в отношении ВТД и Решение ЦЭТ о классификации товара в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза РКТ-10006000-20/000012 от 14.09.2020 в отношении ПВД (далее - решения о классификации товара).
Согласно решениям о классификации товара классификационный код товара Общества - 2713 90 900 0 «- прочие».
В рамках исполнения решений о классификации товара впоследствии ЦЭТ были вынесены решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары № 10006000/011020/0000182 от 01.10.2020, от 30.10.2020 в ВТД и от 30.10.2020 в ПВД и направлены Обществу Уведомления (уточнения к уведомлениям) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 03.11.2020 № 10006000/У2020/0000706 по ВТД и № 10006000/У2020/0000707 по ПВД.
Из материалов дела усматривается, что во исполнение вышеуказанных уведомлений денежные средства в сумме 2 890 871,08 рублей были внесены Обществом на ЕЛС (авансовые платежи), а также на имя начальника ЦЭТ было направлено обращение с просьбой об использовании указанных денежных средств (авансовых платежей) в счет уплаты сумм вывозной таможенной пошлины и пеней по Уведомлениям.
Не согласившись с указанными решениями о классификации товара, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Согласно ст. 19 ТК ЕАЭС Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее -ТН ВЭД) является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
Пояснения к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности принимаются Комиссией.
Основные Правила интерпретации ТН ВЭД утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (далее - ОПИ ТН ВЭД).
В соответствии с Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено.
В силу Правила 3 в случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом: предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Правилом 6 определено, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Как следует из материалов дела, решениями о классификации товара товару Общества присвоен классификационный код 2713 90 900 0.
В соответствии с ТН ВЭД группа 2713 «Кокс нефтяной, битум нефтяной и прочие остатки от переработки нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород».
2713 90 - прочие остатки от переработки нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород.
2713 90 900 0 - прочие.
Согласно Пояснениям к ТН ВЭД (В) Прочие остатки от переработки нефти включают:
(1)экстракты, полученные в результате обработки смазочных масел избирательными растворителями;
(2)нефтяную смолу и другие смолосодержащие вещества, полученные из нефти;
(3)кислые остатки и отработанные отбеливающие глины, содержащие часть масел.
Смола пиролизная производится в цехе пиролиза № 55 производства этилена и пропилена завода «Мономер» Общества.
Постоянный технологический регламент производства пирогаза методом термического разложения углеводородного сырья в присутствии водяного пара в цехе пиролиза № 55 производства этилена и пропилена завода «Мономер» утвержден 29.12.2018 (TP М055.007-2018).
В соответствии с разделом 3 TP М055.007-2018 в качестве сырья в указанном цехе не используется нефть, а только жидкое и газовое углеводородное сырье. Перечень перерабатываемого сырья отражен в Таблице 3 раздела 3 TP.
Согласно TP М05 5.0007-2018 смола пиролизная образуется на узле подготовки пирогаза. Сущность процесса заключается в отделении от пирогаза тяжелого масла (смола пиролиза), конденсации паров воды и пироконденсата в воздушных и водяных холодильниках, отделения воды и пироконденсата от пирогаза в скруббере поз. К-1а за счет разницы удельных весов и доохлаждения пирогаза циркулирующей водой.
Получение смолы пиролизной тяжелой в качестве побочного продукта на этиленовых установках при пиролизе углеводородных газов, бензинов или их смесей подтверждается Техническими условиями на Смолу пиролизную тяжелую ТУ 2451 -183-72042240-2013.
В свою очередь, экстракция - процесс разделения смеси жидких или твёрдых веществ с помощью избирательных (селективных) растворителей (экстрагентов).
Процесс экстракции включает 3 последовательные стадии: смешение исходной смеси веществ с экстрагентом; механическое разделение (расслаивание) двух образующихся фаз; удаление экстрагента из обеих фаз и его регенерацию с целью повторного использования. После механического разделения получают раствор извлекаемого вещества в экстрагенте (экстракт) и остаток исходного раствора (рафинат) или твёрдого вещества. Выделение экстрагированного вещества из экстракта и одновременно регенерация экстрагента производится дистилляцией, выпариванием, кристаллизацией, высаливанием и т. п.
Следовательно, смола пиролизная тяжелая не является продуктом экстракции, в процессе ее производства не используется нефть, а только жидкое и газовое углеводородное сырье, что исключает возможность ее отнесения к позициям «Прочие остатки от переработки нефти».
Указанное подтверждается выводом таможенного эксперта (п.5 заключения таможенного эксперта) о том, что пробы представляют собой тяжелую смолу пиролиза углеводородного сырья (углеводородных газов (природный и попутный газы), нефтепродуктов (бензиновая и дизельная фракция) или их смесей). В химическом отношении исследованные пробы представляют собой многокомпонентную смесь, состоящую из ароматических углеводородов.
Таким образом, продукт тяжелая смола пиролиза, с точки зрения процесса производства и описания продукта, относится к продуктам нефтехимии, т.к. является побочным продуктом пиролиза жидкого и газового углеводородного сырья, т.е. не является остаточным продуктом нефтепереработки.
Следовательно, текст товарной позиции и наименование субпозиции в нем не соответствуют конкретному описанию товара Общества.
Согласно Примечанию к подсубпозиции 2713 90 900 Пояснений к ТН ВЭД, ароматические экстракты данных подсубпозиции (см. пояснения к товарной позиции 2713, часть (В), абзац (1)), как правило, удовлетворяют следующим требованиям:
1)содержание ароматических составляющих, определенное по методу, описанному в приложении А к пояснениям к данной группе, превышает 80 мас.%;
2)плотность более 0,950 г/см3 при температуре 15 °С по методу EN ISO 12185; и
3)не более 20 об.% перегоняется при температуре 300 °С по методу EN ISO 3405 (эквивалент метода ASTM D 86).
Таким образом, физико-химические критерии для товаров, классифицируемых в подсубпозиции 2713 90 900 0, определены лишь в отношении ароматических экстрактов и не рассматриваются в отношении смолы пиролизной тяжелой, поскольку она не является продуктом экстракции.
Таким образом, вывод таможенного органа в акте проверки о том, что текст товарной позиции 2713 ТН ВЭД ЕАЭС полностью соответствует описанию товара - «как побочный остаточный продукт нефтеперереработки» и основанная на нем классификация товара в подсубпозиции 2713 90 900 0 ТН ВЭД, не соответствует Правилам 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД.
Между тем, в силу Правила 3 (а) ОПИ ТН ВЭД в случае, если имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
В свою очередь, назначенный ранее таможенным органом классификационный код «2707 99 990 0 ---- прочие» (Решение ЭТП о классификации товара РКТ-10006060-20/000016 от 18.06.2020), содержит наиболее конкретное описание товара в соответствии с ТН ВЭД, Пояснениями к ТН ВЭД по следующим основаниям.
2707 «Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических».
Пунктом 2 Пояснения к кодам 2707 99 110 0 и 2707 99 190 0 установлено, что «аналогичные продукты» - это те продукты, качественный состав которых аналогичен продуктам, описанным выше в пункте 1.
Основные компоненты Смолы пиролизной тяжелой марки А и марки Б приведены в Паспорте безопасности на продукт РПБ № 05766575-20-53831 от 24.10.2018 (далее-ПБ).
При сравнении данных, указанных в заключении таможенного эксперта, с данными, указанными в ПБ и Протоколе испытания продукта № 3618 от 29.03.2020, проведенного ООО «ПетроХимТест» (представлено в материалы дела), наблюдается схожесть обозначенных компонентов, а именно, ароматических углеводородов.
Кроме того, превышение массы ароматических составных частей над массой неароматических в составе товара подтверждается выводами заключения таможенного эксперта: «содержание ароматических составных частей в исследованных пробах составляет более 50 масс.% (фактически, вся проба состоит из ароматических составных частей)».
Следовательно, учитывая Правило 1 ОПИ, текст товарной позиции кода 2707 соответствует товару Общества.
Согласно Пояснению к ТН ВЭД к подсубпозиции 2707 99 990 0 в данные подсубпозиции включаются в основном продукты, содержащие смеси углеводородов (Заключение таможенного эксперта: «В химическом отношении исследованные пробы представляют собой многокомпонентную смесь, состоящую из ароматических углеводородов (бензол, нафталин, бифенил, флуорн, фенантрен, антрацен, пирен и их алкилзамещенные производные; алкилзамещенные производные индена; аценафтен; флуорантен, терфенил; бензофлуорен; бензоантрацен; бензопирен).
Физико-химические условия, соответствия товаров подсубпозиции 2707 99 990 0, установленные Пояснением к ТН ВЭД | Физико-химические характеристики исследованных проб товара согласно заключению таможенного эксперта |
а) менее 65 об.% перегоняется при температуре 250 °С по методу EN ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86); и | |
б) пенетрация (метод иглы) при температуре 25 °С, определенная по методу EN 1426, 400 или выше; и | пенетрация (метод иглы) при температуре 25 °С составляет выше 400; |
в) они имеют характеристики, отличные от характеристик, приведенных в товарной позиции 2715 00 000 0. Код 2715 000000: все эти битумные продукты имеют следующие отличительные характеристики: пенетрация (метод иглы) при температуре 25 °С, определенная по методу EN 1426 , не менее 400; остаток после перегонки, проводимой при пониженном давлении, составляет не менее 60 мас.% и имеет пенетрацию (метод иглы) при температуре 25 °С, определенную по методу EN 1426, менее 400. Данные продукты обычно имеют плотность выше 1000 г/см3 при температуре 15 °С по методу EN ISO 12185. | - пенетрация (метод иглы) при температуре 25 °С составляет выше 400; определение остатка после перегонки по методу ASTM D 1160 не представляется возможным по причине наличия высокого содержания фракций, кипящих при атмосферном давлении. Данный метод описывает определение при пониженном давлении диапазона температур кипения нефтепродуктов и биодизеля, которые могут частично или полностью испаряться при максимальной температуре жидкости 4000С. В стандарте описаны ручной и автоматический методы. Практически вся проба (86% мае.) выкипает при температуре =347 ОС и атмосферном давлении, т.е. соблюдение условия наличия остатка менее 60% недостижимо. Плотность при температуре 15 °С по методу EN ISO 12185 1075 г/см3. |
Приведенный сравнительный анализ позволяет установить соответствие физико-химических характеристик исследованных проб условиям соответствия товаров подсубпозиции 2707 99 990 0.
На основании вышеизложенного, учитывая Правила ОПИ (1 и 6), товар «Смола пиролизная тяжелая» в наибольшей мере соответствует классификационному коду 2707 99 990 0 по тексту товарной позиции и физико-химическим характеристикам в силу соответствующих Примечаний и Пояснений к группе и подсубпозиции ТН ВЭД, в то время как классификация товара по коду 2713 90 900 0 не основана на соответствии действительного описания товара тексту товарной позиции кода ТН ВЭД, что противоречит Правилам ОПИ, Пояснениям и Примечаниям к коду ТН ВЭД.
Суд отмечает, что в справочнике ИТС 30-2017 подтверждается довод Общества относительно отнесения смолы пиролизной тяжёлой к группе 27 ТН ВЭД, к которой относятся «аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических», а именно, «это обусловлено высоким содержанием полициклических ароматических углеводородов (до 85% масс.)».
Кроме того, суд отмечает следующее.
Производство основных органических химических веществ описано в Информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям ИТС 18-2019 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее-ИТС 18-2019).
Согласно п.3 Предисловия ИТС 18-2019 справочник НДТ содержит описание применяемых при производстве ароматических соединений технологий, использующихся в производстве и реализованных на территории Российской Федерации технологических процессов, оборудования, технических способов, методов.
На стр.16 ИТС 18-2019 отражена Принципиальная схема процесса пиролиза углеводородного сырья (рис.2.1.1.). Согласно схеме тяжелая смола пиролиза получается путем первичного фракционирования в результате пирогаза в процессе пиролиза углеводородного сырья.
Указанное подтверждается технологическим процессом пиролиза углеводородного сырья, описываемым на стр.18 ИТС 18-2019 (таблица 2.1.1.).
Согласно таблице, отражающей суть процесса, тяжелая смола пиролиза является продуктом, получаемым путем первичного фракционирования в результате пирогаза в процессе пиролиза углеводородного сырья.
Таким образом, тяжелая смола пиролиза получается в процессе пиролиза углеводородного сырья, который относится к процессу производства химических веществ, т.е. процессу нефтехимии.
В свою очередь, описание и виды технологических процессов переработки нефти содержатся в Информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям ИТС 30-2017 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ИТС 30-2017).
При этом тяжелая смола пиролиза не указана в качестве продукта, получаемого в результате описанных в ИТС 30-2017 процессов переработки нефти.
Следует отметить, что на стр. 86 ИТС 30-2017 указано, что тяжелая смола пиролиза является одним из основных видов сырья, применяемого для получения высококачественного технического углерода. Это обусловлено высоким содержанием полициклических ароматических углеводородов (до 85% масс), высоким индексом корреляции (125-140), низкой зольностью (менее 0,01%) и содержанием серы (менее 0,3% масс).
Таким образом, тяжелая смола пиролиза в ИТС 30-2017 отражена лишь в качестве возможного исходного сырья для процесса переработки нефти, а никак не в качестве получаемого в результате такого процесса продукта.
Следовательно, тяжелая смола пиролиза, с точки зрения технологии производства, может быть получена лишь в результате процесса пиролиза углеводородного сырья, который является процессом производства химических веществ, но никак не в результате процесса переработки нефти. Указанное обстоятельство исключает возможность отнесения тяжелой смолы пиролиза к продуктам нефтепереработки.
Также, выше уже было отмечено, что тяжелая смола пиролиза производится в цехе пиролиза № 55 производства этилена и пропилена завода «Мономер» заявителя.
Постоянный технологический регламент производства пирогаза методом термического разложения углеводородного сырья в присутствии водяного пара в цехе пиролиза № 55 производства этилена и пропилена завода «Мономер» TP М055.0007-2018 был утвержден 29.12.2018 заместителем генерального директора по производству ООО «Газпром нефтехим Салават» (далее - TP). Срок действия TP до 29.12.2028.
Согласно разделу 1 TP «Общая характеристика производства» (стр. 7 TP) побочным продуктом цеха является тяжелая смола пиролиза.
В свою очередь, в таблице 2 п.2.1. Раздела 2 TP «Характеристика производимой продукции» определены характеристики смолы пиролизной тяжёлой (далее - СПТ). В соответствии с указанными характеристиками смола является побочным продуктом пиролиза и состоит из ароматических углеводородов (столбец 5 Таблицы, п.2.1.1).
Описание процесса движения СПТ по технологической схеме, а также процесс вывода товарной СПТ отражены в разделе 4 TP «Описание химико-технологического процесса и схемы».
Суть технологического процесса с участием и выводом товарной СПТ состоит в следующем.
Согласно п.4.1.7. раздела 4 TP (стр. 50 TP) сущность процесса подготовки пирогаза заключается в отделении от пирогаза тяжелого масла (смола пиролиза), конденсации паров воды и пироконденсата в воздушных и водяных холодильниках, отделения воды и пироконденсата от пирогаза в скруббере за счет разницы удельных весов и доохлаждения пирогаза циркулирующей водой.
Смола пиролизная тяжелая (закалочное масло) поступает от насосов и подается в закалочный фитинг (через форсунки). Поток пирогаза вместе со смолой пиролизной тяжелой (закалочным маслом) после закалочного фитинга подается в общий коллектор пирогаза, проходит смеситель, куда также подается смола пиролизная тяжелая (закалочное масло), и затем подается в колонну первичного фракционирования (стр. 60-61 TP).
Тяжелая смола пиролизная из емкости через гидроциклон, насосами через гидроциклоны и фильтры, которые работают поочерёдно, подается на охлаждение в теплообменники и далее на орошение насадки и через теплообменники подается в смеситель и в смесители печей пиролиза.
Тяжелая смола пиролизная, поступающая в гидроциклоны, разделяется на два потока. Основной поток смолы пиролизной тяжелой на выходе из верхней части циклона с низким содержанием кокса возвращается обратно в соответствующий контур. Меньший поток смолы пиролизной тяжелой с коксом выходит из нижней части циклона и направляется в фильтры для отделения кокса, два из которых находятся в работе, а один в резерве или на отчистке. Смола пиролизная тяжелая с коксом подается сверху на «свечи» и проходит через экран, а отделенный кокс падает вниз внутрь «свечей» и собирается на дне корпуса фильтра, где накапливается и периодически сбрасывается. Отфильтрованная смола пиролизная направляется в смеситель.
Смола пиролиза с нагнетания насоса через гидроциклоны и фильтры, которые работают поочерёдно поступает в теплообменники, где подогревает воду, поступающую на узел получения пара разбавления. Также смола пиролиза с нагнетания насоса через гидроциклон и работающие поочередно фильтры поступают через трубное пространство теплообменников. Из теплообменников охлажденная смола поступает на узел получения пара, где за счет нагрева и испарения водяного конденсата снимается часть тепла с смолы пиролиза. Охлажденная смола в теплообменниках впрыскивается в смеситель и далее, вместе с потоком пирогаза, сливается в куб колонны.
Пиролизная смола также поступает через трубное пространство теплообменников, предназначенных для подогрева химзагрязненной воды, поступающей от насосов в колонну, далее в трубное пространство теплообменников, где отдает свое тепло бензину, поступающему с ТСЦ завода «Мономер» на печи пиролиза и далее на распределительную тарелку для орошения насадочной части колонны.
Избыток смолы пиролизной тяжелой по уровню в кубе колонны с нагнетания насосов через фильтр отводится в ТСЦ завода «Мономер» или ТСЦ НПЗ (стр.71 TP).
Таким образом, смола пиролизная тяжелая образуется на узле подготовки пирогаза.
Пиролиз, в свою очередь, представляет собой сложный процесс химических реакций, делящихся на первичные и вторичные реакции.
К первичным реакциям относятся реакции расщепления (крекинга) молекул парафиновых и нафтеновых углеводородов с получением этилена, пропилена, метана, этана, водорода (стр. 46 TP).
В дальнейшем полученные предельные углеводороды, в свою очередь, разлагаются.
Следовательно, смола пиролизная тяжелая в силу ее вывода в процессе пиролиза является продуктом, получаемым в процессе химических превращений, то есть в процессе нефтехимии.
Кроме того, в силу ч.1 ст. 179.3 НК РФ в целях настоящей главы (Глава 22. Акцизы) продукцией нефтехимии признается продукция, получаемая в результате переработки (химических превращений), в том числе с использованием вспомогательных веществ, фракций (компонентов) углеводородного сырья (нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, этана, сжиженного углеводородного газа (далее также в настоящей главе - СУГ) и (или) природного газа), в том числе прямогонного бензина, в органические вещества, которые являются конечными продуктами и (или) используются в дальнейшем для выпуска на их основе других продуктов и (или) используются для технологических потребностей (в том числе в виде топлива), а также побочная продукция и отходы, получаемые в результате указанной переработки.
Согласно письму ФНС России от 28.02.2019 № СД-4-3/3507@ «О направлении письма» в соответствии с пунктом 1 статьи 179.3 НК РФ продукцией нефтехимии признается продукция (за исключением подакцизных товаров, перечисленных в пункте 1 статьи 181 Кодекса), получаемая в результате переработки (химических превращений), в частности, фракций нефти, в том числе прямогонного бензина, в органические вещества, которые являются конечными продуктами и (или) используются в дальнейшем для выпуска на их основе других продуктов, а также отходы, получаемые при переработке указанных видов сырья.
Таким образом, для признания продукции, произведенной из прямогонного бензина, продукцией нефтехимии такая продукция должна соответствовать условиям и определению, установленным пунктом 1 статьи 179.3 НК РФ, в частности являться органическим веществом, соответствующим с точки зрения указанного производства конечному продукту и (или) используемым в дальнейшем для выпуска на его основе других продуктов, а также отходом, получаемым при переработке прямогонного бензина в процессе производства, а именно переработки прямогонного бензина.
При этом под конечным продуктом следует понимать продукт, который произведен организацией, в дальнейшем реализуется налогоплательщиком или потребляется им для собственных нужд внутри организации.
В силу указанного, смола пиролизная тяжелая в силу ее вывода в результате процесса пиролиза (химических превращений) является продукцией нефтехимии, то есть не является нефтепродуктом.
Кроме того, отклоняя доводы отзыва таможенного органа, суд отмечает следующее.
Таможенным органом поддерживаются выводы таможенного эксперта (заключение Экспертно-криминалистической службы-регионального филиала ЦЭКТУ г. Санкт-Петербург № 12402001/0007005 от 28.04.2020) (далее - заключение таможенного эксперта) о том, что содержание ароматических составных частей в исследованных пробах составляет более 50 масс. % (фактически, вся проба состоит из ароматических составных частей) и о получении продукта в результате процесса пиролиза.
Так, таможенный орган ссылается на то, что согласно заключения в составе присутствуют только углеводороды нефтяной природы» (нефтяного происхождения).
Между тем, на стр.7, 8 заключения таможенного эксперта указано следующее: «исследованные пробы представляют собой многокомпонентную смесь, состоящую из ароматических углеводородов», «содержание ни одного из компонентов не преобладает над суммой других в количественном соотношении».
Таким образом, заключением таможенного эксперта не установлена нефтяная природа углеводородов, входящих в состав товара.
Кроме того, таможенный орган указывает, что процесс пиролиза углеводородного сырья относится к процессам вторичной (деструктивной) переработки продуктов, полученных из битуминозных пород.
Между тем, на стр. 7-8 заключения таможенного эксперта указано следующее: «Тяжелая смола пиролиза является побочным продуктом, получаемым в результате процесса пиролиза углеводородного сырья (углеводородных газов (природный и попутный газы)), нефтепродуктов или их смесей».
Также, в соответствии с ТУ 2451-183-72042240-2013 настоящие технические условия распространяются на смолу пиролизную тяжелую, получаемую в качестве побочного продукта на этиленовых установках при пиролизе углеводородных газов, бензинов или их смесей.
Таким образом, процесс пиролиза не является процессом переработки продуктов, полученных из битуминозных пород.
Относительно позиции таможенного органа в части того, что из анализа заключения следует, что экспортируемый продукт следует рассматривать как остаточный продукт переработки нефтепродуктов, суд отмечает следующее.
Согласно п.2 выводов заключения таможенного эксперта (стр. 10) в связи с тем, что при температуре 350* перегоняется 86 об.% проб (конечная температура кипения проб находится до температуры 350*, указан выход при конечной температуре кипения), определение физико-химических показателей в соответствии с дополнительным примечанием 2е к 27 группе ТН ВЭД ЕАЭС не проводилось.
Согласно примечанию 2е к группе 27 ТН ВЭД ЕАЭС термин «топлива жидкие» означает тяжелые дистилляты, определенные выше в пункте (г), кроме газойлей, определенных выше в пункте (д), которые при соответствующих колориметрических характеристиках в растворе К имеют вязкость В.
Согласно пункту (г) термин «тяжелые дистилляты» означает нефтяные фракции и другие нефтепродукты, менее 65 об.% которых (включая потери) перегоняется при температуре 250 °С по методу ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86), или фракции, процент перегонки которых при температуре 250 °С не может быть определен данным методом.
Таким образом, таможенным экспертом подтверждается невозможность проведения специфического исследования в отношении товара Общества, применяемого для исследования свойств нефтепродуктов и нефтяных фракций, ввиду объективных свойств товара, что свидетельствует о том, что товар по своей природе не является остаточным продуктом переработки нефтепродуктов в целях его классификации в товарной позиции 2713 ТН ВЭД ЕАЭС.
Довод таможенного органа о невключении продукта в подсубпозицию 2707 99 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС в случае, если он удовлетворяет требованиям, установленным для продуктов подсубпозциии 2713 90 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС суд также отклоняет, ввиду следкующего.
Так, таможенный орган ссылается на то, что в соответствии с п.2 пояснений к подсубпозициям 2707 99 910 0 и 2707 99 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС (том 6), в данные подсубпозиции не включаются продукты, удовлетворяющие требованиям, указанным для этих продуктов в пояснениях к товарным позициям 2713 90 100 0 и 2713 90 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Между тем, согласно п.2 Пояснений к подсубпозициям 2707 99 910 0 и 2707 99 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС (том VI) к этим продуктам относятся ароматические экстракты, не удовлетворяющие требованиям, указанным для этих продуктов в пояснениях к подсубпозициям 2713 90 100 0 и 2713 90 900 0.
Таким образом, пояснения распространяются не на любой продукт, а лишь на ароматические экстракты, и определяют отдельное (самостоятельное) основание для включения товара в подсубпозицию 2707 99 990 0.
В соответствии с пояснением (том VI) к подсубпозициям 2713 90 100 0 и 2713 90 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС к товарной позиции 2713, часть (В), абзац (1) ароматическими экстрактами данных подсубпозиций являются экстракты, полученные в результате обработки смазочных масел избирательными растворителями.
Довод таможенного органа об усматриваемом им составе административного правонарушения суд также отклоняет ввиду следующего.
Так, по мнению таможенного органа, в действиях декларанта усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 16.2. КоАП РФ.
Вместе с тем, суд отмечает, что вопрос о наличии в действиях декларанта состава административного правонарушения является предметом разбирательства по делу № А07-4586/21, рассматриваемому в Арбитражном суде Республики Башкортостан по заявлению Общества об оспаривании постановления ЦЭТ о назначении административного наказания № 10006000-403/2020 от 11.02.2021 и представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 11.02.2021 (по ч.2 ст. 16.2. КоАП РФ).
С учетом изложенного, по мнению суда, решения Центральной энергетической таможни о классификации товара в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза РКТ-10006000-20/000011 от 14.09.2020 и РКТ-10006000-20/000012 от 14.09.20020 не соответствуют действующему законодательству, указанными решениями нарушаются права и законные интересы заявителя.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как следует из материалов дела, в связи с принятием ЦЭТ оспариваемых решений о классификации товара Заявитель понес расходы, связанные с необоснованной уплатой вывозной таможенной пошлины и пеней, в размере 2 890 871,08 рублей.
В соответствии с п. 3 ч.4 ст. 201 АПК РФ суд считает необходимым обязать Центральную энергетическую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Газпром нефтехим Салават» в течение тридцати дней со дня вступления судебного акта в законную силу в установленном законом порядке путем возврата заявителю денежных средств в размере 2 890 871,08 рублей.
Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29, 65, 71, 75, 167-170, 176, 181, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительными решения Центральной энергетической таможни о классификации товара в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза РКТ-10006000-20/000011 от 14.09.2020 и РКТ-10006000-20/000012 от 14.09.20020.
Обязать Центральную энергетическую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Газпром нефтехим Салават» в течение тридцати дней со дня вступления судебного акта в законную силу в установленном законом порядке путем возврата заявителю денежных средств в размере 2 890 871,08 рублей.
Проверено на соответствие таможенному законодательству.
Взыскать с Центральной энергетической таможни в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Газпром нефтехим Салават» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 (шесть тысяч) руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья:В.А. Яцева