ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-258918/20-147-1787 от 09.03.2020 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                         Дело № А40-258918/2020-147-1787

25 марта 2021 г.

Резолютивная часть решения изготовлена 09.03.2020 г.

Мотивированное решение изготовлено 25.03.2021 г.

Арбитражный суд города Москвы в составе  судьи Н.В. Дейна

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению АО «ГИДРОМАШСЕРВИС» (адрес 109129, г. Москва, ул. 8-я Текстильщиков, д. 11, пом. I ком. 34 оф. 527, ОГРН: 1027739083580, Дата присвоения ОГРН: 20.08.2002, ИНН: 7733015025)

к ИФНС России № 23 по г. Москве (адрес 109386, г. Москва, ул. Таганрогская, д. 2, ОГРН: 1047723040640, Дата присвоения ОГРН: 23.12.2004, ИНН: 7723013452)

о признании незаконными и отмене постановления от 18.12.2020 г. № 20-16/667П/2020

при наличии в материалах дела документов, подтверждающих надлежащее извещение

лиц участвующих в деле, руководствуясь ст.ст. 202-206, 226-229 АПК РФ, п.п. 37, 38 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10 от 18.04.2017 г.

суд

УСТАНОВИЛ:

АО «ГИДРОМАШСЕРВИС» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы  к ИФНС России № 23 по г. Москве с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от от 18.12.2020 г. № 20-16/667П/2020.

Определением Арбитражного суда г. Москвы заявление принято к производству с рассмотрением в порядке упрощенного производства. В соответствии со статьей 228 АПК РФ судом установлены срок для представления доказательств и отзыва на исковое заявление, отзыва на заявление ответчиком или другим заинтересованным лицом, а также срок для направления сторонами друг другу и в суд дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

Лица, участвующие в деле, извещены судом о принятии заявления к рассмотрению в порядке упрощенного производства надлежащим образом, в связи с этим препятствия для рассмотрения дела по существу отсутствуют.

Лица, участвующие в деле, извещены судом о принятии заявления к рассмотрению в порядке упрощенного производства надлежащим образом, в связи с этим препятствия для рассмотрения дела по существу отсутствуют.

09.03.2021г. суд изготовил резолютивную часть по делу № А40-258918/2020-147-1787. Резолютивная часть опубликована 13.03.2021г.

Суд, рассмотрев данное ходатайство, считает его подлежащим удовлетворению в соответствии с ч.2. ст.229 АПК РФ.

Ответчик представил отзыв на заявление, материалы административного дела.

Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 6, 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Судом проверено и установлено, что десятидневный срок, предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ст. 30.3 КоАП РФ  для обжалования  решения административного органа о привлечении к административной ответственности, заявителем  не пропущен.

В соответствии с ч. 7  ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

Общество привлечено к административной ответственности за правонарушение, ответственность за которое предусмотрено ч. 6.3-1 ст. 15.25 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушения (далее-КоАП РФ), выразившиеся в следующем.

Как следует из материалов дела, при исполнении Контракта № ASL-P-ME-96108 от 08.11.2017, заключенного с нерезидентом РФ - JONDISHAPOUR COMPANY (ИРАН, ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА) (Уникальный номер контракта № 18050004/1481/1598/9/1 от 14.05.2018 оформлен в ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК»), АО «Гидромашсервис» несвоевременно представлена в уполномоченный банк Справка о подтверждающих документах по Акту приемки на услуги по перевозке от 28.12.2019 № 1.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанную с проведением валютных операций, которые предусмотрены статьей 23 Закона № 173-ФЗ, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления  резидентами  и  нерезидентами  уполномоченным  банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее - Инструкция № 181-И) регулируются порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядок учета договоров, порядок формирования и ведения ведомости банковского контроля по договору, а также порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением.

Согласно п. 8.1, а также пп. 8.1.3 Инструкции № 181-И, при исполнении обязательств по контракту, в отношении которого Инструкцией № 181-И установлено требование о его постановке на учет, резидент должен представить в банк УК одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, документы, подтверждающие исполнение обязательств по контракту, которыми в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта, и (или) документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.

В соответствии с п. 8.2.2 Инструкции № 181-И резидент представляет в банк подтверждающие документы и один экземпляр справки о подтверждающих документах в срок не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Согласно п. 8.3 Инструкции № 181-И датой оформления подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления.

По Акту приемки на услуги по перевозке от 28.12.2019 № 1 на сумму 476, 5 Евро датой составления Акта является - 28.12.2019. Дата подписания и дата вступления в силу на указанном Акте отсутствуют.

По Акту приемки на услуги по перевозке от 28.12.2019 № 1 на сумму 476, 5 Евро Справка о подтверждающих документах должна быть представлена АО «Гидромашсервис» в банк УК до 29.01.2020 (включительно).

Следовательно, АО «Гидромашсервис» несвоевременно представило уполномоченному банку Справку о подтверждающих документах и Акт приемки на услуги по перевозке от 28.12.2019 № 1 на сумму 476, 5 Евро. Указанная обязанность исполнена 15.07.2020 года с нарушением установленного срока на 167 дней.

АО «Гидромашсервис» в заявлении ссылается на то, что нарушение допущено обществом в связи с несвоевременным направлением документов контрагентом в связи с приостановлением раооты по причине начавшейся пандемии COVID-19.

По мнению заявителя, при вынесении инспекцией оспариваемого постановления, не учтен факт наличия ограничительных мер, введенных на территории РФ и города Москвы в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также фактов смещения срока представления резидентами справок о подтверждающих документах, предусмотренных Инструкцией Банка России № 181-И, на период до 30.09.2020 на основании Информационного письма Банка России.

Также АО «Гидромашсервис» ссылалось на невозможность представления в уполномоченный банк соответствующих документов, в связи с введением Указа Президента Российской Федерации № 239 от 02.04.2020 и Указа Мэра Москвы № 12-УМ от 05.03.2020 об ограничительных мерах в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим организацию и проведение валютного контроля, является Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», который определяет цели и задачи государственной валютной политики, принципы валютного регулирования и валютного контроля, финансово-правовой статус субъектов валютных правоотношений, характер взаимоотношений между ними.

Согласно Информационному письму Банка России от 29.06.2020 № ИН-014-12/03 в срок представления резидентами предусмотренных Инструкцией Банка России № 181-И справок о подтверждающих документах, а также документов, связанных с проведение валютных операций, не включается период с 30.03.2020 по 30.09.2020 года (включительно). По окончании указанного периода уполномоченные банки в соответствии с Указанием Банка России 4498-У2 направляют органам валютного контроля информацию о нарушении сроков о подтверждающих документах, а также документов, связанных с проведением валютных операций, при непредставлении до 21.10.2020 включительно резидентами таких документов.

Установленные Банком России временные регуляторные послабления введены только для справок о подтверждающих документах и документов, связанных с проведением валютных операций, при исчислении сроков представления которых согласно Инструкции 181-И попадает период с 30 марта по 30 сентября 2020 года (включительно).

Следовательно, временные регуляторные послабления, введенные Банком России, не могут быть применены в отношении сроков представления в Банк УК Справки о подтверждающих документах по Акту приемки на услуги по перевозке от 17.02.2020 № 2.

Таким образом, временные регуляторные послабления, введенные Банком России, не исключили обязанность АО «Гидромашсервис» представить в банк УК Справку о подтверждающих документах по Акту приемки на услуги по перевозке от 17.02.2020 № 2 в установленный срок.

Согласно Инструкции № 181-И и с учетом Писем Банка России от 17.04.2020 № ИН-014-12/71 и от 29.06.2020 № ИН-014-12/103 уполномоченным банком зафиксировано нарушение АО «Гидромашсервис» своевременного представления Справки о подтверждающих документах, и информация о нарушении сроков представления справки о подтверждающих документах правомерно направлена органам валютного контроля для проведения проверки соблюдения резидентом требований валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Налоговый орган со своей стороны, обязан проверить соблюдение требований валютного законодательства и вынести постановление в соответствии с нормами закона, действовавшими именно в проверяемый период.

Также заявитель ссылается на то, что при вынесении оспариваемого постановления инспекцией не учтены требования, установленные ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, поскольку никто не может нести административную ответственность дважды за одно и тоже административное нарушение.

Однако, обществом не учитывается, что инспекцией составлены протоколы об административном правонарушении по части 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ по каждому эпизоду непредставления Справки о подтверждающих документах в срок, установленный п. 8.2.2 Инструкции 181-И.

Ссылка заявителя на то, что им совершено одно правонарушение, за совершение которого должно было быть назначено одно наказание не обоснована, поскольку каждое из выявленных инспекцией правонарушений валютного законодательства является самостоятельным, все они совершены в разное время, при исполнении разных договоров, то есть объективная сторона правонарушений различна.

Справка о подтверждающих документах, порядок и сроки представления которой установлены Инструкцией 181-И, является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов.

Следовательно, представление в банк УК с нарушением сроков, установленных п.8.2.2 Инструкции 181-И, форм учет и отчетности (Справок о подтверждающих документов), содержащих сведения о документах, подтверждающих исполнение обязательств в рамках различных внешнеторговых контрактов и в разные отчетные периоды, невозможно квалифицировать как событие одного административного правонарушения.

Согласно ч.1. статьи 4.4. КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

В рамках требований ч. 1 статьи 4.4. КоАП РФ и с учетом условий, установленных ч. 5 статьи 4.1 КоАП РФ, инспекцией вынесены Постановления о назначении административных наказаний по каждому совершенному административному правонарушению.

Кроме того, заявленные обществом доводы не могут рассматриваться как обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного административного правонарушения.

Объектом правонарушений по статье 15.25 КоАП РФ выступают экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в осуществлении контроля над внешнеэкономической деятельностью и порядком осуществления валютных операций. Такие правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования и контроля за определенными юридически значимыми действиями участников внешнеэкономической деятельности.

Неисполнение резидентами и нерезидентами установленных требований валютного законодательства Российской Федерации, представляет существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования, выраженную в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей.

Учитывая это, охраняемые правоотношения по своему характеру исключают малозначительность деяния.

Реализация и выполнение субъектами внешнеэкономических отношений, предусмотренных Законом № 173-ФЗ и актами валютного законодательства Российской Федерации положений и требований, позволяет достигнуть единства внешней и внутренней валютной политики государства, а также приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования.

Административные правонарушения, совершенные резидентами и нерезидентами посягают на установленный и охраняемый государством порядок в сфере валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, и соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере.

Составы административных правонарушений, предусмотренные ст. 15.25 КоАП РФ, являются по своим признакам формальными, то есть считаются законченными правонарушениями независимо от наступления вредных последствий и существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Таким образом, поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.25 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.

Доказательств, подтверждающих невозможность соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказывающих принятие обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлено.

Вступая в правоотношения, регулируемые законодательством РФ, общество должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством РФ, но и обязано было обеспечить их выполнение.

Вина общества в совершении административного правонарушения доказана и подтверждена материалами дела об административном правонарушении, обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ не установлено.

Вина заявителя в совершении данного правонарушения установлена, подтверждена материалами дела, принимая во внимание, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Наказание назначено административным органом с учетом всех обстоятельств дела в пределах санкции ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. АО «Гидромашсервис» надлежащим образом извещалось о времени и месте составления протокола, законный представитель общества, присутствовал в инспекции при рассмотрении материалов проверки.

Таким образом, суд  считает, что оспариваемое Постановление о назначении административного наказания от 18.12.2020 г. № 20-16/667П/2020 является законным и обоснованным, вынесено в соответствии с действующим законодательством.

В силу ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

            На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 202-206, 226-229 АПК РФ, п.п. 37, 38 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10 от 18.04.2017 г., арбитражный суд первой инстанции

РЕШИЛ:

Требование АО «ГИДРОМАШСЕРВИС» к ИФНС России № 23 по г. Москве  об отмене постановления от 18.12.2020 г. № 20-16/667П/2020 - оставить без удовлетворения.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья                                                                                                                        Н.В. Дейна