ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-259073/2020-33-1827 от 15.02.2021 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-259073/20 -33-1827

марта 2021 г.

Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2021 года

Полный текст решения изготовлен 15 марта 2021 года

Арбитражный суд г.Москвы в составе:

Судьи Ласкиной С.О.

При ведении протокола секретарем судебного заседания Костровой О.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Енисейское управление Роскомнадзора

к ответчику: ПАО «МТС»

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, согласно протоколу об административном правонарушении от 17.12.2020г. № АП-24/5/1589

при участии в судебном заседании:

согласно протокола

УСТАНОВИЛ:

Енисейское управление Роскомнадзора обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ПАО «МТС» к административной ответственности на основании ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ, согласно протокола об административном правонарушении от 17.12.2020г. № АП-24/5/1589.

В судебное заседание не явился заявитель, извещенный надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке ст. 123, 156 АПК РФ.

От ответчика поступил отзыв,  вину не признал, возражал против удовлетворения заявленных требований.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, в Енисейское управление Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - «Управление» поступили обращения гражданина о незаконном списании ПАО «МТС» денежных средств с лицевого счета по абонентскому номеру за  подключение дополнительных платных услуг без согласия Заявителя.

В ходе рассмотрения обращений гражданина, Управлением установлено что ПАО «МТС» допущено нарушение условий осуществления деятельности определенными лицензиями Роскомнадзора № 101247, № 167215, № 182986 на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи.

По результатам рассмотрения вопросов, изложенных в обращении Заявителя и пояснений, представленных оператором связи ПАО «МТС» по запросу Управления установлено следующее.

Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального Закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон «О связи»), оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, также договором об оказании услуг связи. В соответствии с п. 5 Лицензионные требований лицензий № 101247, № 167215, № 182986 ПАО «МТС» обязано оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи утвержденными Правительством Российской Федерации.

Отношения между абонентом и (или) пользователем услугами связи v оператором при оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, регулируются Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342 (далее - Правила).

Согласно п.п. «а», п. 24 Правил оператор связи обязан оказывать абоненту (или) пользователю услуги телефонной связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Правилами лицензией и договором.

В пункте 7 Правил указано, что оказание услуг телефонной связи может сопровождаться предоставлением оператором связи иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами телефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, при соблюдении требований, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами РОССИЙСКОЕ Федерации. Перечень технологически неразрывно связанных с услугами связи иных услуг, направленных на повышение потребительской ценности услуг связи, которые оператор связи имеет возможность предоставить абоненту и (или) пользователю определяется оператором связи самостоятельно.

Пунктом 27 Правил установлено, что оператор связи вправе предоставить абоненту, прошедшему идентификацию в порядке, определенном оператором связи с использованием сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», или иными способами дистанционного взаимодействия абонента с оператором связи, возможность: а) получать информацию об услугах телефонной связи, оказываемых оператором связи,  состоянии расчетов за них, а также иную информацию, связанную с оказанием услуг телефонной связи в соответствии с договором; б) заказывать детализацию счета;  изменять состав оказываемых услуг телефонной связи, тарифных планов, иных условий договора; г) совершать иные действия, связанные с оказанием услуг телефонной связи.

Пунктом 5 статьи 44 Закона «О связи» установлено, что оказание иных услуг технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонное связи и направленных на повышение их потребительской ценности, осуществляется с согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг; до получения согласия абонента на оказании иных услуг связи, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение  потребительской ценности, в том числе контентных услуг, оператор связи должен предоставлять абоненту информацию о тарифах на услуги и кратком содержание данных услуг, а также о лице, предоставляющем конкретную услугу, и лицевом счёте, с которого осуществляется списание денежных средств на оплату таких услуг.

Согласно представленной оператором связи информации ФИО1 является абонентом ПАО «МТС» по абонентскому номеру <***>, услуги оказываются на условиях тарифного плана «Тарифище 082018».

29.08.2020 через приложение «МТС Библиотека» путем нажатия Заявителей соответствующей кнопки на лендинговой странице был оформлен абонемент на подписку «МТС Библиотека: Аудио» (далее - Услуга). При оформлении подписи до ФИО1 была доведена необходимая информация об Услуге, ее стоимости, порядке оплаты и подключения. В данном случае лендинговая страниц; это страница сайта партнёра ПАО «МТС» в сети Интернет ООО «Стрим», ш которой описывается услуга, а также содержится упрощенная форма обратной связи для совершения активных действий.

В соответствии с условиями «Пользовательского соглашения», которое является публичной офертой для абонентов МТС и доведено до сведения пользователей на сайте ПАО «МТС» по ссылкам:

https://kras.mts.ru/personal/mobilnaya-svvaz/uslugi/mobilnaya-svyaz/mts-knigi     и https://books.mts.ru/docs/mts/userlicense.pdf, Заявителем самостоятельно, путем совершения целенаправленных действий, был изменен состав оказываемых услуг. В детализации оказанных услуг подписка на Услугу отображается как Zakaz_B_456_265_45601.610000. 29.08.2020 в 15:53:22 на абонентский номер 7 (***)***-**-** было направлено уведомительное sms-сообщение следующего содержания: «Успешно! Вы оформили абонемент «МТС Библиотека: Аудио» Бесплатный период 7 дней, по его окончании стоимость составит 16 руб./день Слушайте где удобно и сколько угодно с приложением «МТС Библиотека» https:/books.mts.ru/get».

По окончании бесплатного пробного периода, с 05.09.2020 по лицевому счету абонентского номера 7 (***)***-**-** начислялась ежедневная плата за пользование подпиской в размере 16 руб./день. За период с 05.09.2020 по 14.11.2020 общая сумма списаний денежных средств составила 896 руб. 14.11.2020 в 19:59:1С гражданка самостоятельно посредством направления ussd-запроса #152* отключила данную Услугу. В 20:15:42 14.11.2020 на абонентский номер былс направлено sms-сообщение следующего содержания: «Абонемент «МТС Библиотека: Аудио» отменен. Теперь вам доступен только бесплатный каталог ш 57 тысяч книг в приложении «МТС Библиотека»: books.mts.ru/apps». В детализации отказ от Услуги отображается как «Otkaz_B_265_45601.610000».

Таким образом, оператором связи указывается, что подключение дополнительной платной услуги на абонентский номер 7 (***)***-**-** было осуществлено 29.08.2020 с согласия абонента, на основании его конклюдентных действий посредством абонентского устройства, позволяющим однозначно идентифицировать его действия в сети связи. До подключения дополнительной услуги на абонентский номер 7 (***)***-**-** Заявитель перед активацией подписки на соответствующей сервисной странице был проинформирован о тарифах на услугу, содержании данной услуги, лице, предоставляющем услугу, лицевом счете, с которого будет осуществляться списание денежных средств за оплату этой услуги.

Однако, полагая, что согласие абонента на подключение платных услуг, может быть выражено только посредством совершения им активных конклюдентных действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг, при этом к активным действиям абонента можно отнести: отправку SMS-сообщения, MMS-сообщения, USSD-запроса, голосового вызова с абонентского устройства на номер Доступа Оператора, или совершение иных действий, связанных с оказанием услуг телефонной связи влекущие за собой изменение состава оказываемых услуг телефонной связи, тарифных планов, иных условий договора и которые оператор связи обязан фиксировать сертифицированным оборудованием автоматизированной системой расчетов (АСР) оператора (п.п. «в» и п.п. «г» п. 27, п. 28 Правил), административный орган пришел к выводу о том, что в детализациях оказанных услуг по абонентскому номеру 7 (***)***-**-** за 29.08.2020 отсутствует информация об активных действиях: направление SMS-сообщения, MMS-сообщения, USSD-запроса, осуществление голосового вызова с абонентского устройства на номер доступа оператора или совершение иных действий, которые должны быть зафиксированы АСР ПАО «МТС».

При этом административный орган указывает, что активация подписки путем нажатия WAP-клика на странице Интернет-сайта не может быть оценена как согласие абонента на подключение платных услуг выраженное посредством совершения им конклюдентных действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг. Получение дополнительной платном услуги путем нажатия кнопки на лендинговой странице не соответствует требованиям законодательства. В детализации оказанных услуг по абонентскому номеру 7 (***)***-**-** зафиксировано получение Заявителем только 10 входящих SMS-сообщений от ПАС «МТС» 29.08.2020 в период с 15:53:22 по15:53:54, что не может являться доказательством совершения абонентом активных действий, а напротив свидетельствует о пассивном поведении, что, в свою очередь, не может служить однозначным доказательством волеизъявления на получение дополнительных услуг.

Полагая, что из представленной оператором связи информации не следует, что абонентом были совершены активные действия с использованием абонентского оборудования со вставленной в него SIM-картой, принадлежащей данному абоненту, так как любые инициативные действия с использованием SIM-карты включенной в абонентское устройство, должны фиксироваться оборудованием учета объема оказанных услуг связи, инициированные абонентом соединения с данными короткими номерами, подтверждающие согласие абонента на получении услуг в детализациях, отсутствуют, а ПАО «МТС» не представлено доказательств того, что подключение платной контент-услуги произведено с согласия абонента, выраженного в ответ на оферту ясно содержащую информацию о характере и содержании услуги, её платного характере и стоимости, административным органов в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N АП-24/5/1589 по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, и направлен в суд.

Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ. Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, судом не установлено.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

29.08.2020 гражданка через приложение «МТС Библиотека», установленное указанным абонентом на своем абонентском оборудовании путем скачивания указанного приложения из сети Интернет (App Store, Google Play Market), оформила платный доступ к аудиокнигам, содержащимся в указанном приложении (далее – контент).

При оформлении доступа на дополнительную платную услугу до гражданки была доведена необходимая информация об услуге, оказываемой с помощью приложения «МТС Библиотека», её стоимости, порядке подключения и оплаты.

Согласно объяснениям и справке ПАО «МТС от 12.02.2021, представленным Обществом, оформление подписки на дополнительную платную услугу, отраженную в детализации оказанных услуг в строке от 29.08.2020 15:53:13 +07:00 Zakaz_B_265.45601.6., было осуществлено пользователем с абонентским номером 7 (***)***-**-** после его предварительной обязательной идентификации в качестве абонента, что зафиксировано аппаратно-программными средствами Общества. Без предварительной идентификации абонента воспользоваться платной услугой через приложение «МТС Библиотека» абонент возможности не имеет.

Представленная справка содержит пояснения о том, что в детализации оказанных услуг значение «Zakaz_B_265.45601.6» означает запрос, исходящий от абонента, на подключение дополнительной платной услуги. Подтверждением совершения абонентом именно активных действий по подключению дополнительной платной услуги является необходимость совершения им нескольких последовательных действий. Для этого абонент должен: скачать из сети Интернет (App Store или Google Play Market) на абонентское оборудование приложение «МТС Библиотека»; в диалоговом окне указанного приложения нажать на виртуальную кнопку «Войти по номеру»; после чего пройти существующую в Обществе процедуру авторизации (идентификации) абонентов: указанное приложение по вставленной в абонентское оборудование SIM-карте автоматически определяет абонентский номер, после чего предлагает абоненту продолжить использовать приложение по установленному в процессе идентификации абонентскому номеру посредством нажатия на виртуальную кнопку  «Войти»; далее посредством совершения клика на экране абонентского оборудования абонент выбирает интересующий его контент, после чего абоненту необходимо нажать на виртуальную кнопку «Читать» или «Слушать»; после совершения указанных действий абонент получает возможность оформить подписку на услугу (абонемент) посредством нажатия на экране абонентского оборудования на виртуальную кнопку «Оформить абонемент»; после этого абонент, предварительно выбрав условие подписки на услугу (на день, месяц) посредством клика  по соответствующему чек-боксу, получает возможность подключить подписку на услугу посредством нажатия на экране абонентского оборудования на виртуальную кнопку «Подключить».

Перед прохождением процедуры идентификации абонента в приложении «МТС Библиотека» абонент имеет возможность предварительно ознакомиться с пользовательским соглашением, содержащим описание оказываемой дополнительной услуги, информацию о лице, предоставляющем конкретную услугу, условия доступа и отключения дополнительной услуги, права и обязанности абонента при подписке на дополнительную услугу посредством клика на соответствующую гиперссылку на стартовой странице указанного приложения, после чего на экране абонентского оборудования становится доступной вся информация, содержащаяся в пользовательским соглашении.

Нажатием на виртуальную кнопку «Войти по номеру» абонент принимает условия пользовательского соглашения. Тариф, по которому будет оказана дополнительная услуга, выбирается абонентом после нажатия им в приложении на виртуальную кнопку «Оформить абонемент» посредством клика на экране абонентского оборудования по чек-боксу тарифа на день или месяц.

Представленной справкой подтверждается предшествующая подключению платной дополнительной услуги предварительная идентификация абонента с абонентским номером 7 (***)***-**-** в приложении «МТС Библиотека».

Согласно ч.1 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Действия по подключению абонентом дополнительной платной услуги посредством приложения «МТС Библиотека» зафиксированы АСР ПАО «МТС» и отражены в имеющейся в материалах дела детализации оказанных услуг по абонентскому номеру 7 (***)***-**-** в строке от 29.08.2020 15:53:13 +07:00 Zakaz_B_265.45601.6.

Пунктом 28 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2014 № 1342 установлено, что все действия, совершенные после идентификации, считаются совершенными абонентом.

С учётом совокупности, последовательности и целенаправленности действий, предшествующих подключению на абонентский номер 7 (***)***-**-** дополнительной платной услуги посредством приложения «МТС Библиотека», которые должен был совершить пользователь абонентского номера 7 (***)***-**-**, включая прохождение абонентом обязательной процедуры идентификации, принятой в Обществе, у суда отсутствуют основания полагать, что подключение дополнительной платной услуги на указанный абонентский номер могло быть совершено путём случайного касания, а активные действия, направленные на подключение данной услуги абонентом не совершались.

При указанных обстоятельствах запись в детализации оказанных услуг в строке от 29.08.2020 15:53:13 +07:00 Zakaz_B_265.45601.6 позволяет достоверно установить волеизъявление абонента на получение платной дополнительной услуги.

Также у суда отсутствуют основания полагать, что предварительно до абонента не были доведены все необходимые сведения, установленные частью 5 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Возможность ознакомиться с данными сведениями предоставлена абоненту до прохождения идентификации в приложении «МТС Библиотека», что подтверждается представленной Обществом справкой.

ПАО «МТС» выполнило все обязательные требования в области связи при подключении вышеуказанной дополнительной услуги на номер 7 (***)***-**-**.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что в действиях ПАО «МТС» отсутствует состав административного правонарушения.

Кроме того, суд соглашается с доводами ответчика об истечении срока давности привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании ст. ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.3, 4.5, 14.1, 25.4, 28.2, 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 27, 29, 65, 71, 123, 156, 167-170, 202-206, 226-229  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных Енисейским Управлением Роскомнадзора требований о привлечении ПАО «МТС» к административной ответственности по ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Девятый арбитражный апелляционный суд.   

Судья:

С.О. Ласкина