Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-26131/12 140-111 |
апреля 2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2012 года
Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2012 года
Арбитражный суд в составе судьи Паршуковой О.Ю.
судей: единолично
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебных заседаний ФИО1
с участием сторон: от заявителя – ФИО2 паспорт, протокол № 1 от 24.11.2009 г.
От ответчика – ФИО3 доверенность от 10.01.2012 г. № 06-05/01981
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Холод» (ОГРН <***>, адрес местонахождения: 105275, <...>)
к ответчику ИФНС России № 20 по г. Москве
третьи лица: УФК по г. Москве, ГУ –ГУ ПФР № 7 по г. Москве и Московской области (Управление № 2) – не явились извещены
об обязании возвратить излишне уплаченный налог
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен ООО «Холод» к ИФНС России № 20 по г. Москве об обязании возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Холод» на расчетный счет сумму в размере 9 939 (девять тысяч девятьсот тридцать девять) руб. 78 коп., перечисленную на счет ИФНС России № 20 по г. Москве ошибочно.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания. Суд, на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.
Заявитель заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик иск не признал, возразил по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав мнение Заявителя, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Холод» в 2010 году перечислило ошибочно на Код бюджетной классификации 18210202010061000160 ИФНС № 20 города Москвы страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 9939-78 рублей в том числе; по платёжному документу от 13.01.2010 года № 3 за январь 2010 г. в сумме 4150-30 руб.; по платёжному документу от 03.02.2010 года № 9 за февраль 2010 г. в сумме 2652-86 руб.; по платёжному документу от 24.02.2010 года № 12 за февраль 2010 г. в сумме 1575-62 руб.; по платёжному документу от 04.03.2010 года № 15 за март 2010 г. в сумме 1561-00 руб.
Общество письмом от 15.04.2010 г. обратилось в ИФНС России № 20 по г. Москве с просьбой вернуть ошибочно перечисленные суммы в размере 9 939 руб. 78 коп., посчитав их как излишне уплаченные, на основании ст. 78 НК РФ.
ИФНС России № 20 по г. Москве письмом от 27.04.2010 года № 11-10/35396 уведомило, что у налогового органа отсутствуют основания для осуществления возврата указанных платежей.
Письмом от 14 мая 2010 года Общество «Холод» обратилось в УФНС России по г. Москве с просьбой обязать ИФНС России № 20 вернуть суммы в размере 9 939-78рублей указав, они перечислены ошибочно.
УФНС России по г. Москве письмом от 30.07.2010 г. № 19-14/080458 отказала Обществу со ссылкой на отсутствие оснований для возврата.
04.10.2010 г. общество повторно обратилось в ИФНС России №20 по г. Москве, а также в ГУ-ГУ ПФР № 7 по г. Москве и Московской области (Управление №2) с просьбой о возврате ошибочно перечисленных сумм.
Письмом исх. № 207-2/5500 ГУ-ГУ ПФР № 7 по г. Москве и Московской области (Управление №2) указало на правомерность требований, предъявляемых обществом к ИФНС России №20 по г. Москве.
Суд считает требования Заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, платежи по взносам на обязательное пенсионное страхование заявителем перечислены и своевременно поступили в ПФР, что подтверждается платежными поручениями (л.д. 7,8), в которых отражены сведения об ошибочно указанных кодах бюджетной классификации.
Согласно п. 1 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Кодекса.
В соответствии с п. 6 ст. 78 Кодекса, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Ответчиком в проведении возврата ошибочно уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование отказано (Письмо N 11-10/35396 от 27.04.2010) со ссылкой на то, что в соответствии с действующим законодательством администратором по страховым взносам, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии, является Пенсионный фонд РФ.
Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области (Управление № 2) в письме исх. № 207-2/5500 (л.д. 15) указал, что в 2010 г. ФНС России является главным администратором доходов бюджета ПФР за расчетные периоды 2002-2009 годов по КБК 182 1 02 02010 06 0000 160. По текущим платежам, ошибочно перечисленным по кодам бюджетной классификации 18210202010061000160, 182102020061000160 Пенсионный фонд РФ полномочиями по администрированию не наделен.
Пунктом 4 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 годов" и ст. 59, 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" определены полномочия ФНС России как главного администратора доходов бюджета Пенсионного фонда по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период с 2002 г. по 2009 г. включительно.
Согласно понятию главного администратора доходов бюджета, данному в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ таковым является - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ.
Согласно п. п. 3 и 4 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ, а также в соответствии с доведенными до чих главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющими их полномочиями администратора доходов бюджета; бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ, являющихся федеральными органами государственной власти, осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии со ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ и в целях реализации Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком РФ бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ" п. 1 Приказа Федеральной налоговой службы от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@) "О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ" (далее - Приказ N ММ-3-1/643@) на территориальные органы Федеральной налоговой службы, поименованные в Приложении N 1 (в том числе Инспекция Федеральной налоговой службы России N 30 по г. Москве) к Приказу, возложены полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ по главе 182 "Федеральная налоговая служба", в том числе полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, принятие решений о зачете (уточнении) платежей и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.
В соответствии с п. 2 Приказа Федеральной налоговой службы от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@ за территориальными органами Федеральной налоговой службы закреплены источники доходов бюджетов бюджетной системы РФ согласно Приложению N 2 к настоящему Приказу, где под N 20, 21 указаны страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, коды бюджетной классификации 18210202010061000160,182102020061000160.
В соответствии со ст. 40 Бюджетного кодекса РФ органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему РФ, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации РФ, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом указанной нормы, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).
Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и распределение их между бюджетами бюджетной системы РФ установлен Приказом Минфина РФ от 05.09.2008 N 92н (далее - Приказ Минфина РФ N 92н).
Согласно п. 7 Приказа N 92н учет поступлений осуществляется по кодам бюджетной классификации, указанным в поле 104 расчетных документов, если иное не установлено Приказом N 92н, с учетом соответствия кода главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджетов (далее - главный администратор поступлений в бюджет) и кода бюджетной классификации поступления в бюджет, администрируемого главным администратором поступлений в бюджет согласно законодательству РФ, законодательству субъекта РФ или правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 20 Приказа N 92н, возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется на основании заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты в орган Федерального казначейства.
Пунктом 47 указанного Порядка предусмотрено, что администратор доходов бюджета, в выписку из лицевого счета которого включены поступления, администратором которых он не является, направляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа, указанные поступления учитываются по коду бюджетной классификации "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет" и орган Федерального казначейства для уточнения (выяснения) принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет, формирует и направляет соответствующему администратору доходов бюджета запрос на выяснение принадлежности платежа.
Администратор доходов бюджета также вправе самостоятельно направить в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа в отношении учтенных по коду бюджетной классификации "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет" платежей в бюджет.
ИФНС России № 20 по г. Москве, на основании п. 47 Приказа N 92н, направила Решения об уточнении вида и принадлежности платежа в орган Федерального казначейства.
Однако, суд считает, что поскольку у Заявителя отсутствует задолженность по страховым взносам за спорный период с 2002 по 2009 г.г., Инспекция Федеральной налоговой службы России N 20 г. Москве согласно п. п. 20, 21 Приложения N 2 к Приказу ФНС России от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@ является администратором доходов по поступлениям с кодом бюджетной классификации по главе 182 и согласно п. 20 Приказа N 92н формирует заявки на возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм в орган Федерального казначейства, отказ Ответчика в несвоевременном проведении возврата ошибочно перечисленных взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии в сумме 9 939 руб. 78 коп. неправомерен.
В соответствии со статьями 3 и 62 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) с 1 января 2010 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Пенсионный фонд), осуществляет Пенсионный фонд и его территориальные органы.
В ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ, устанавливающей права и обязанности плательщиков страховых взносов, определено, что плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Данное положение корреспондируется со ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ, устанавливающей права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов и определяющей, что органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Приложением N 1 к Федеральному закону от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (далее - Федеральный закон N 307-ФЗ) и приложением N 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2009 N 150н, установлено, что главными администраторами доходов бюджета Пенсионного фонда в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации с 1 января 2010 года, являются ФНС России и Пенсионный фонд.
При этом пунктом 4 статьи 2 Федерального закона N 307-ФЗ и статьями 59 и 60 Федерального закона 212-ФЗ определены полномочия ФНС России как главного администратора доходов бюджета Пенсионного фонда по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период с 2002 года по 2009 год включительно.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом N 307-ФЗ, главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, за расчетный период с 1 января 2010 года, является Пенсионный фонд.
Одновременно, согласно понятию, содержащемуся в статье 6 Бюджетного кодекса РФ главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом.
Пунктами 3 и 4 ст. 160.1 Бюджетного кодекса предусмотрено, что бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющих их полномочиями администратора доходов бюджета. Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении казенных учреждений, а также Центральным банком Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.
Пунктом 1 Приказа Федеральной налоговой службы от 5 декабря 2008 г. N ММ-3-1/643@ "О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" на территориальные органы Федеральной налоговой службы возложены следующие полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 "Федеральная налоговая служба": принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы; принятие решения о зачете (уточнении) платежей и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.
В соответствии с пунктом 2 приказа ФНС от 5 декабря 2008 г. N ММ-3-1/643@ за территориальными органами ФНС закреплены источники доходов бюджетов бюджетной системы РФ, согласно приложению N 2 к данному приказу, где под N 20, 21 указаны страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
При этом в соответствии со ст. 40 Бюджетного кодекса РФ органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов РФ порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему РФ и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации РФ, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом указанной нормы, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).
Учитывая, что денежные средства по вышеуказанным платежным поручениям зачислены на коды бюджетной классификации, главным администратором дохода по которым является Федеральная налоговая служба, то в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ, органы Федерального казначейства осуществляют возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм на основании Заявки на возврат (зачет), представленной соответствующим администратором доходов бюджета, то, что согласно положениям Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утв. Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 г. N 8н, Заявки оформляются администратором доходов бюджета по администрируемым им КБК с учетом кода главы главного администратора дохода бюджета и ведении которого находится администратор доходов бюджета то обязанность по возврату ООО "Холод" излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 9 939 руб. 78 коп. лежит на ИФНС России N 20 по г. Москве.
Таким образом, суд считает требования Заявителя подлежащими удовлетворению в полном объеме по основаниям, указанным выше.
Согласно ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ подлежит взысканию в его пользу непосредственно с налогового органа как стороны по делу, поскольку освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов законодательством не предусмотрено.
Изменения, внесенные ст. 14 Федерального закона от 25.12.2008г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» в пункт 1 статьи 333.37 НК РФ об освобождении государственных органов, органов местного самоуправления, выступающих по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины, на распределение судебных расходов не распространяются.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 170, 171, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ИФНС России № 20 по г. Москве возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Холод» на расчетный счет сумму в размере 9 939 (девять тысяч девятьсот тридцать девять) руб. 78 коп., перечисленную на счет ИФНС России № 20 по г. Москве ошибочно.
Взыскать с ИФНС России № 20 по г. Москве в пользу ООО «Холод» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 (две тысячи) руб.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья: | О.Ю.Паршукова |