Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-263195/18-140-5771 |
30 января 2019 г.
Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2019 года
Полный текст решения изготовлен 30 января 2019 года
Арбитражный суд в составе судьи Паршуковой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Пахтышевой А.Н., с использованием средств аудиофиксации,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению)
ИП ФИО1 (ОГРНИП <***>)
к ответчику ИФНС России № 21 по г. Москве (109444, <...>)
3-е лицо: Департамент экономической политики и развития города Москвы (ОГРН <***>, адрес местонахождения: 125032, <...>)
об обязании совершить действия
В судебное заседание явились:
от заявителя – ФИО2, дов. от 14.01.2019 г., паспорт; ФИО3, дов. от 14.01.2019 г., паспорт
от ответчика – ФИО4, дов. от 29.12.2018 г. № 117, паспорт
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России № 21 по г. Москве (далее - ответчик, Инспекция) об обязании сторнировать торговый сбор в сумме 62 700 руб. 00 коп., пени в сумме 1313 руб. 05 коп., штраф в сумме 40 000 руб. 00 коп.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования по доводам заявления; представитель ответчика возражал по доводам, отраженным в отзыве на заявление; представитель третьего лица представил в материалы дела отзыв на заявление.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Как сообщалось заявителем в ходе судебного заседания, 14 июня 2017 г. Департаментом экономической политики и развития города Москвы в соответствии с Постановлением Правительства Москвы № 401-ПП от 30.06.2015 г. «О порядке сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве» (далее - Постановление) арендуемый Индивидуальным предпринимателем ФИО1 объект недвижимости - нежилое помещение по адресу: <...> был включен в Список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения, на основании представленной ГБУ «Центр налоговых доходов» информационной карты от 13.04.2017 г. об объекте осуществления торговли.
В соответствии с п. 4.1. Организация или индивидуальный предприниматель, сведения об объектах которых включены в Список объектов, вправе в срок не позднее 20 дней со дня внесения объекта осуществления торговли в Список объектов, опубликованный на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, подать в Уполномоченный орган обращение об исключении такого объекта из Списка объектов (далее - Обращение).
В случае если в отношении соответствующего объекта не поступило Обращение в срок, указанный в настоящем пункте, Уполномоченный орган составляет соответствующий акт в порядке, установленном разделом 5 настоящего Постановления.
Заявитель не воспользовался указанным правом и не обратился в адрес Департамента в установленный двадцатидневный срок с заявлением об исключении Объекта из Списка объектов.
Акт был направлен в адрес заявителя сопроводительным письмом: от 20.06.2017 г. № ДПР-30-4463/17.
При этом, Департаментом учитывается, что площадь оспариваемого Объекта была определена как 77 кв.м., так как на данной площади Предпринимателем осуществлялась торговая деятельность, подтверждая соответствующую информацию фототаблицей, на основании которой исходит наличие двух торговых залов, площадью 28 км.м. и 31,6 кв.м., вспомогательные помещения. Департаментом представленная информация была определена с учетом сведений, полученных от Московского городского бюро технической инвентаризации.
В этой связи, доводы Заявителя относительно площади торгового объекта не обосновании.
Во исполнение положений п. 4 ст. 418 НК РФ, Департамент направил в адрес Ответчика информацию о выявлении объекта обложения сбором, в отношении которого в налоговый орган не представлено уведомление, что и послужило основанием для постановки ИП ФИО1 на учет в качестве плательщика торгового сбора с последующим начислением ему суммы торгового сбора и пени, а также направления Заявителю требования об уплате торгового сбора и пени.
Таким образом, акт от 14 июня 2017 г. № 14062 составлен Департаментом экономической политики и развития города Москвы в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
При оценке обстоятельств дела суд исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 410 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ, Кодекс) торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городе федерального значения Москве сбор устанавливается Кодексом и законом субъекта Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этого субъекта Российской Федерации.
Закон города Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе» (далее также - Закон о торговом сборе), в соответствии с главой 33 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливает торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору и определяет орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории города Москвы.
Согласно п. 1 ст. 418 Кодекса орган государственной власти города федерального значения Москвы осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.
Законом города федерального значения Москвы определяется орган, осуществляющий полномочия, указанные в п. 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 418 НК РФ).
Пунктом 3 ст. 418 НК РФ определено, что уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы.
Согласно ст. 4 Закона о торговом сборе полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Пунктом 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 № 210-ПП, определено, что ДЭПиР осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП (в редакции, действующей на момент проведения сбора сведений об объектах обложения торговым сбором) утвержден Порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве (далее также - Порядок).
В соответствии с положениями п. 1.1 Порядка он устанавливает порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором, порядок выявления объектов осуществления торговли, используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в отношении которых в налоговый орган не представлены уведомления или в отношении которых в уведомлениях указаны недостоверные сведения, а также порядок передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором.
Пунктом 1.2. Порядка также определено, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляет Департамент экономической политики и развития города Москвы (далее также - Уполномоченный орган).
Согласно пункту 2.1. Порядка под сбором сведений об объектах обложения торговым сбором понимается одно или несколько действий:
- Получение сведений об объектах осуществления торговли от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти города Москвы, государственных предприятий и учреждений.
В целях сбора Уполномоченным органом сведений об объектах осуществления торговли, в том числе, Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Центр налоговых доходов» (далее также - ГБУ «Центр налоговых доходов») осуществляет межведомственное взаимодействие, связанное с направлением информации об объектах осуществления торговли, размещенных на территории города Москвы, в Уполномоченный орган в соответствии с регламентом, утвержденным Уполномоченным органом.
Приказом Департамента от 19.12.2016 № 200-ПР утвержден Порядок формирования списка объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения (далее также - Порядок формирования списка объектов осуществления торговли) {Приложение № 1).
Пунктом 2.1.6. Порядка выявления объектов обложения сбором также установлено, что при сборе сведений об объектах обложения сбором может использоваться информация от ГБУ «Центр налоговых доходов».
Список объектов подлежит опубликованию на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном Департаментом (п. 3.3. Порядка).
Пунктом 3.4 Порядка выявления объектов обложения сбором установлено, что список объектов публикуется на официальном сайте Департамента не позднее трех рабочих дней с момента его утверждения.
Во исполнение вышеназванных положений Департамент, получив от ГБУ «Центр налоговых доходов» информацию об объекте осуществления торговли, в которых заявитель осуществляет торговую деятельность, включил их в Список объектов, а именно объект по адресу: <...>, в котором заявитель осуществляет торговую деятельность.
При этом, доводы ИП ФИО1 о том, что согласно книге учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения на 2017 год, торговую деятельностью ИП Чернышева Е.Н. начала с 01.05.2017 г., также это подтверждается товарными чеками и до данного периода Заявитель деятельность по данному адресу не осуществляли, а лишь производила подготовительные работы, а именно оборудовала торговое место, не обоснованы и опровергаются фотографиями, сделанными сотрудниками ГБУ «Центр налоговых доходов» 13.04.2107 г. в ходе осуществления мероприятий по сбору информации об Объекте.
Департаментом подтверждается, что на момент сбора сведений об Объекте, последний был оснащен оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
18.05.2017 г. данный Список объектов был опубликован на официальном сайте Департамента. При этом вид торговли, осуществляемой через Объект, был определен как «торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы».
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 413 Кодекса торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
При этом к торговой деятельности относится, в частности, такой вид торговли как торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы (пп. 3 п. 2 ст. 413 НК РФ).
Статьей 2 Закона о торговом сборе, в том числе, установлена ставка торгового сбора для торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (п. 1 ст. 2 Закона), и объекты стационарной торговой сети с торговыми залами (п. 3 ст. 2 Закона).
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 413 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях главы 33 «Торговый сбор» Кодекса, в том числе, используются следующие понятия:
1) объект осуществления торговли в отношении видов торговли, указанных в пункте 2 статьи 413 Кодекса, - здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор;
2) торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
Как определено в пункте 1.5. Порядка, к объектам стационарной торговой сети, имеющим торговые залы, относятся:
- отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), используемые одной организацией или индивидуальным предпринимателем для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (п. 1.6.1. Порядка);
- расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые одной организацией или индивидуальным предпринимателем для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (п. 1.6.2. Порядка).
Таким образом, организации, ведущие торговлю, являются плательщиками торгового сбора только в случае использования объектов движимого или недвижимого имущества (объекта осуществления торговли), находящегося на территории города Москва, и при установлении ставки торгового сбора в отношении этого вида деятельности.
Понятие «торгового объекта» для целей торгового сбора прямо в налоговом законодательстве не определено. В соответствии со статьей 11 НК РФ в данном случае подлежат применению нормы отраслевого законодательства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Таким образом, если объект, расположенный в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемый одной организацией и (или) индивидуальным предпринимателям для продажи товаров, обладает хотя бы одним из трех признаков:
-оснащение оборудованием для выкладки товаров;
-оснащение оборудованием для демонстрации товаров;
- оснащение оборудованием для обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов, то он является объектом стационарной торговой сети, имеющим торговый зал.
Кроме того, согласно пункту 72 «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденного Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст, торговля по образцам - это форма розничной торговли, осуществляемая по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров.
Статья 497 ГК РФ предусматривает, что договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров.
Пунктом 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
С учетом данной нормы выставление образца товара в месте продажи (на прилавках, витринах и т.п.) является демонстрацией товара, т.е. публичной офертой договора розничной купли-продажи.
Пунктом 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
С учетом данной нормы выставление образца товара в месте продажи (на прилавках, витринах и т.п.) является демонстрацией товара, т.е. публичной офертой договора розничной купли-продажи.
В соответствии с пунктами 13-15 Правил продажи товаров по образцам, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 №918, в организации, осуществляющей продажу товаров по образцам, должны быть выделены помещения для демонстрации образцов предлагаемых к продаже товаров. При продаже комплектов (наборов) мебели в демонстрационном помещении (торговом зале) могут оформляться интерьеры, имитирующие жилые, бытовые помещения, кухни с использованием других предметов обстановки и оборудования, а также стенды с образцами тканей или отделочных материалов, применяемых для производства изделий. При этом образцы товаров, предлагаемых к продаже, должны быть выставлены в месте продажи в витринах, на прилавках, подиумах, стендах, специальных пультах, оборудование и размещение которых позволяет покупателям ознакомиться с товарами.
По фотографиям, сделанными в ходе проведения сбора сведений, видно, что на объекте выставлены образцы товаров и расходных материалов (цветы срезанные и в горшках, корзины, коробки, венки и пр.), размещенные на стеллажах и полках, обеспечивающих их демонстрацию, что опровергает довод Заявителя об отсутствии товарах на витринах.
Также Правилами продажи товаров по образцам в пункте 16 установлено, что образцы товаров, требующие ознакомления покупателей с их устройством и действием, демонстрируются в присутствии продавца - консультанта.
Согласно пункту 20 Правил продажи товаров по образцам договор купли-продажи товара может быть заключен как в месте продажи товара по образцам путем составления документа, подписанного сторонами, либо путем передачи покупателем сообщения о намерении приобрести товар посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что сообщение исходит от покупателя, а также в иной форме, согласованной продавцом и покупателем, при непосредственном заключении договора.
Пунктом 21 Правил продажи товаров по образцам определено, что договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, в месте его продажи или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар на условиях, предложенных продавцом.
В соответствии с частью 2 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара.
Указанная выше позиция также подтверждается письмом Министерства финансов Российской Федерации от 26 сентября 2016 года № 03-11-06/4/55977.
Министерством финансов Российской Федерации в письме от 15.07.2015 № 03-11-10/40730 разъяснено, что если лицо осуществляет торговую деятельность (включая торговлю товарами собственного производства, покупными и другими товарами) через объекты осуществления торговли (включая торговые объекты, являющиеся его филиалами или обособленными подразделениями), то в отношении такой деятельности в муниципальном образовании (городе федерального значения) может быть установлен торговый сбор.
Таким образом, организации, осуществляющие торговлю по образцам на площадях торгового центра (в том числе арендованных), специально оснащенных оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки или демонстрации товаров, являются плательщиками торгового сбора.
Тем самым, оспариваемый акт составлен Департаментом в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Наряду с вышеизложенным, из представленных материалов следует, что Заявитель, в нарушение положений п. 2 ст. 416 НК РФ не представил в налоговый орган уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора и осуществлял деятельность без постановки на учет в налоговом органе.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики (плательщики сборов) обязаны встать на учет в налоговом органе, если такая обязанность предусмотрена налоговым кодексам РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 416 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в пункте 2 статьи 418 НК РФ уполномоченным органом в налоговый орган.
Пунктом 1 ст. 101.4 НК РФ установлено, что при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена кодексом должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
Инспекцией, на основании изложенного, составлен акт № 8475 от 09.08.2017 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ) и вынесено решение № 6807 от 09.10.2017 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное НК РФ(за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном ст. 101 НК РФ) о привлечении Заявителя к налоговой ответственности, установленной п. 2 ст. 116 НК РФ, за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
На основании сведений, поступивших из Департамента (акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором № 14062 от 14.06.2017) установлено, что Заявитель осуществлял деятельность без постановки на учет в налоговом органе по адресу: 109472, г. Москва, Ташкентская ул., 25, 1, II с 13.04.2017, то есть совершено налоговое правонарушение, ответственность за которое установлена п. 2 ст. 116 НК РФ.
Исчисленная сумма торгового сбора в течение одного квартала по объекту обложения согласно ст. 417 НК РФ по акту Департамента составила 31 350,00 руб.
Таким образом, на основании вышеуказанного Акта, вынесенного Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Инспекцией в карточке расчетов с бюджетом Заявителя отражены суммы исчисленного торгового сбора:
•за II квартал 2017 года в размере 31 350,00 руб., по сроку уплаты 25.07.2017;
•за III квартал 2017 года в размере 31 350,00 руб., по сроку уплаты 25.10.2017;
•за IY квартал 2017 года в размере 31 350 ,00 руб., по сроку уплаты 25.01.2018;
•за I квартал 2018 года в размере 31 350 ,00 руб., по сроку уплаты 25.04.2018;
•за II квартал 2018 года в размере 31 350,00 руб., по сроку уплаты 25.07.2018, которые не были уплачены Заявителем.
Таким образом, у Заявителя образовалась недоимка по торговому сбору в размере 156 750 руб. и задолженность по пеням в размере 9 302,88 руб.
Согласно пп. 3 ст. 416 НК РФ, постановка на учет в качестве плательщиков торгового сбора производится на основании уведомления, представленного плательщиком торгового сбора, в течение пяти дней после получения налоговым органом указанного уведомления.
В случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик торгового сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган.
Датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении.
Индивидуальный предприниматель с даты начала применения патентной системы налогообложения в отношении объектов осуществления торговли, использование которых до применения патентной системы налогообложения облагалось торговым сбором, освобождается от уплаты торгового сбора, в связи с чем на него возлагается обязанность по представлению соответствующего уведомления в налоговый орган.
В случае если дата начала применения патентной системы налогообложения приходится на середину периода обложения торговым сбором (квартал), то индивидуальный предприниматель должен уплатить сумму торгового сбора за текущий квартал, а также соответствующую стоимость патента.
Однако, в нарушение вышеуказанных норм законодательства, Заявителем такое уведомление в налоговый орган до настоящего времени не представлено.
В ЕГРИП содержатся следующие сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, в том числе: основной вид деятельности - Торговля розничная текстильными изделиями в специализированных магазинах (47.51). Дополнительные виды деятельности также являются различными видами торговли.
При этом Департамент в Акте отразил код вида торговли - 3. В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 413 НК РФ данный код соответствует осуществлению торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о торговом сборе организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты торгового сбора в отношении торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торгового зала, объекты нестационарной торговой сети или объекты стационарной торговой сети с залом (залами) площадью менее 100 кв. метров, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) основной вид деятельности, указанный при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, относится к: предоставлению услуг:
-парикмахерскими и салонами красоты,
-услуг стирки, химической чистки и окрашивания текстильных и меховых изделий; -по ремонту одежды и текстильных изделий бытового назначения; -по ремонту обуви и прочих изделий из кожи, по ремонту часов и ювелирных изделий; -по изготовлению и ремонту металлической галантереи и ключей,
2) площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товаров, составляет не более 10 процентов общей площади объекта, указанного в абзаце первом настоящей части и используемого для осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящей части.
Следовательно, к Заявителю не могут быть применены положения ч. 3 ст. 3 Закона о торговом сборе.
Как следует из пункта 1.2 письма ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/11229@ (ред. от 15.09.2015), датой постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора признается дата возникновения объекта обложения торговым сбором, указанная в уведомлении либо в информации, представленной уполномоченным органом.
В соответствии с п. 2 ст. 411 НК РФ от уплаты сбора по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен сбор, освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества.
ИП ФИО1 по ее заявлению выдан патент на право применения патентной системы налогообложения для осуществления вида предпринимательской деятельности: «Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговли сети с площадью торгового зала не более 50 кв. метров по каждому объекту организации торговли (размер потенциально возможного к получению годового дохода на один обособленный объект торговли)»: № 7721170007120 от 17.04.2017 на период с 01.05.2017 по 31.12.2017, по адресу: <...>,.
Нормами п. 1 ст. 346.45 НК РФ предусмотрено, что документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 346.46 НК РФ постановка на учет индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, осуществляется налоговым органом. Датой постановки индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата начала действия патента.
Таким образом, Инспекция зарегистрировала Заявителя в качестве плательщика применяющего патентную систему налогообложения на основании его заявления о получении патента с 01.05.2017 по патенту № 7721170007120 (срок действия патента до 31.12.2017), т.е. после выявления объекта обложения торговым сбором Департаментом.
Вместе с тем ИП Чернышева Е.Н. не представила в Инспекцию уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.
В силу п. 2 ст. 116 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.
Таким образом, при наличии доказательств, подтверждающих факт ведения деятельности без постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора, получения доходов в указанный период плательщиком торгового сбора, Заявитель подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 НК РФ.
Вчастности, таким доказательством может являться информация (акт о выявлении нового объекта обложения сбором), представленная уполномоченным органом о выявлении нового объекта обложения сбором, если таким плательщиком сбора не было ранее представлено уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.
Аналогичная позиция содержится в письме ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/11229@ (в редакции от 15.09.2015).
Учитывая изложенное, в рассматриваемой ситуации, привлечение Заявителя к налоговой ответственности, установленной пунктом 2 статьи 116 НК РФ, а также начисление торгового сбора на основании Акта № 14062 от 14.06.2017, выявившего объект обложения торговым сбором, в отношении которого в налоговый орган не представлено уведомление, является правомерным.
Аналогичная позиция содержится в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 18 ноября 2015 № 03-11-06/66915, от 25 августа 2015 № 03-11-06/48973, от 21 августа 2015 № 03-11-06/48528, от 21 августа 2015 № 03-11-06/48525. от 27 июля 2015 № 03-11-06/42993, от 24 июля 2015 № 03-11-06/42898, от 24 июля 2015 № 03-11-06/42872, от 24 июля 2015 № 03-11-11/42882, от 24 июля 2015 № 03-11-11/42902, от 15 июня 2015 № 03-11-06/3/34389, от 15 июня 2015 № 03-11-06/3/34382, от 15.02.2016 № 03-11-06/4/8110, от 06.04.2017 №03-11-06/4/20268.
Таким образом, требования заявителя об обязании сторнировать торговый сбор в сумме 62 700 руб. 00 коп., пени в сумме 1313 руб. 05 коп., штраф в сумме 40 000 руб. 00 коп. не подлежат удовлетворению судом как необоснованные и не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным в данном деле.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований, расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать ИП Чернышевой Елене Николаевне в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | О.Ю. Паршукова |