Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва Дело № А40-264023/18-84-1894
18 марта 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 07 февраля 2019 года
Полный текст решения изготовлен 18 марта 2019 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Сизовой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Саркисовой С.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению: Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 17.12.2002, 390006, <...>)
к ответчикам: Управлению Федерального казначейства по Рязанской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 06.11.2002, 390000, <...>), Федеральному казначейству (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 22.12.2004, 109097, <...>), Министерству финансов РФ (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 15.01.2003, 109097, <...>)
третьи лица: Правительство Рязанской области (390000, <...>), Министерство сельского хозяйства РФ (107139, <...>), Министерство финансов Рязанской области (390000, <...>)
о признании незаконным уведомления Федерального казначейства от 20.04.2018 № 07-04-04/09-7383 о применении бюджетных мер принуждения, о признании недействительными приказов Министерства финансов РФ от 18.05.2018 №№ 574, 575, 576, 577,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 (паспорт, дов. № Б4/5-6240 от 17.12.2018);
от ответчиков: от Федерального казначейства – ФИО2 (удостоверение № 02663, дов. от 13.12.2018 № 09-04-11/27055), от Министерства финансов РФ – ФИО3 (удостоверение № 5150, дов. от 25.07.2016 № 01-10-08/93), от Управления Федерального казначейства по Рязанской области – не явился, извещен;
от третьих лиц:не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Рязанской области, Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Федеральному казначейству с требованиями о признании незаконными решение Управления от 30.03.2018 № 59-13-19/23-1635 о направлении уведомления о применении бюджетных мер принуждения, уведомление Федерального казначейства от 20.04.2018 № 07-04-04/09-7383 о применении бюджетных мер принуждения, недействительными приказы Минфина России от 18.05.2018 Мо 574, 575, 576, 577, незаконными действия Управления по исполнению бюджетных мер принуждения в виде бесспорного взыскания средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Рязанской области, обязании ответчиков возвратить бесспорно взысканные денежные средства в бюджет Рязанской области.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 15.10.2018 по делу № А54-6953/2018 требования к Управлению Федерального казначейства по Рязанской области выделены в отдельное производство № А54-8159/2018 и рассматриваются Арбитражным судом Рязанской области.
По ходатайствам Минфина России и Федерального казначейства, дело № А54-6953/2018 в части требований к Министерства о признании незаконным уведомления Федерального казначейства от 24.04.2018 № 07-04-04/09-7383 о применении бюджетных мер принуждения, о признании недействительными приказов Министерства финансов Российской Федерации от 18.05.2018 №№ 574, 575, 576, 577 (далее - Приказы Минфина России от 18.05.2018) переданы для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд г. Москвы.
В рамках настоящего дела рассматривается требование Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области о признании незаконным уведомление Федерального казначейства от 24.04.2018 № 07-04-04/09-7383 о применении бюджетных мер принуждения, а также требование Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области о признании недействительными приказов Министерства финансов Российской Федерации от 18.05.2018 №№ 574, 575, 576, 577.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представители ответчиков против удовлетворения заявленных требований возражали, со ссылкой на законность и обоснованность оспариваемых актов, поддержали доводы ранее представленных отзывов на заявление.
Управлением Федерального казначейства по Рязанской области представлен отзыв на заявление, согласно которому Управление просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Министерством финансов по Рязанской области представлен также отзыв на заявление.
Управление Федерального казначейства по Рязанской области, Правительство Рязанской области, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство финансов Рязанской области, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных сторон в порядке ст.ст. 123, 124, 156 ч. 3 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Согласно п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 г. № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным обжалуемых заявителем актов необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие их закону и наличие нарушения прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом проверено и установлено, что срок на обжалование ненормативных актов, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ заявителем не пропущен.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным уведомление Федерального казначейства от 24.04.2018 № 07-04-04/09-7383 о применении бюджетных мер принуждения, суд руководствуется следующим.
Как усматривается из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Рязанской области по результатам внеплановой камеральной проверки в целях подтверждения фактов нарушений условий софинансирования субсидий из федерального бюджета, выявленных по результатам инвентаризации исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), софинансирование которых осуществлялось из федерального бюджета в 2015 - 2016 годах за 2015-2016 годы, проведенной с 30.01.2018 по 20.02.2018 в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области (далее - Министерство) (назначена приказом Управления Федерального казначейства по Рязанской области от 25.01.2018 № 22 о/д), установлено следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2014 № 1421), Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1460 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 766) (далее - Правила № 1460), Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемым между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации от 25.01.2016 № 5/17-с (в редакции дополнительного соглашения № 5 от 14.07.2016 № 1028/17с и дополнительного соглашения № 8 от 28.12.2016 № 1542/17-с) (далее - Соглашение № 5/17-с), в 2016году из федерального бюджета бюджету Рязанской области на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства (далее - Мероприятие № 1) предоставлена субсидия в размере 294 311 200 рублей 00 копеек по КБК 082 04 05 2520650480 521 (код цели-037), из которых средства федерального бюджета в размере 2 071 819 рублей 70 копеек использованы с нарушением условии предоставления межбюджетных трансфертов.
В ходе проверки было выявлено следующее бюджетное нарушение.
На финансовое обеспечение Мероприятия № 1 в 2016 году в соответствии с пунктом 1.1. Соглашения № 5/17-с и пунктом 16 приложения № 1 «Перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия» к Соглашению № 5/17-с (далее - Приложение № 1 к Соглашению № 5/17-с) предусмотрены средства в размере 390 212 200 рублей 00 копеек, в том числе: 294 311 200 рублей 00 копеек - объем финансирования за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 95 901 000 рублей 00 копеек - объем финансирования за счет средств бюджета Рязанской области.
Согласно данным Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 01.01.2017 (ф. 0503127), Отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным внебюджетным фондом на 01.01.2017 (ф. 0503324) фактические расходы средств составили в общей сумме 387 465 280 рублей 00 копеек, в том числе:
- 294 311 200 рублей 00 копеек - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
- 93 154 080 рублей 00 копеек - за счет средств бюджета Рязанской области.
При общем объеме фактически использованных средств в размере 387 465 280 рублей 00 копеек субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 292 239 380 рублей 30 копеек (387 465 280,00 х 294 311 200,00 / 390 212 200,00).
Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 2 071 819 рублей 70 копеек (294 311 200,00 - 292 239 380,30).
Нарушение отражено на страницах 17, 18 Акта камеральной проверки министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области от 20.02.2018.
В нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 23 Правил № 1460, пункта 1.1 Соглашения № 5/17-с, пункта 16 Приложения № 1 к Соглашению № 5/17-с Министерством не соблюдено условие предоставления межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечено условие софинансирования за счет средств бюджета Рязанской области, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 2 071 819 рублей 70 копеек.
В соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.01.2015 № 17) (далее - Программа № 17), Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 (приложение № 8) (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.01.2015 № 17) (далее - Правила № 598), Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации от 30.03.2016 № 196/10-с (далее - Соглашение № 196/10-с) в 2016 году из федерального бюджета бюджету Рязанской области на софинансирование расходных обязательств Рязанской области, по реализации мероприятий Программы, предоставлены субсидии, в том числе:
- на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности в размере 32 881 000 рублей 00 копеек по КБК 082 0405 257 00 5018 522 (код цели -342-03233), из которых средства федерального бюджета в размере 2 792 635 рублей 01 копейка использованы с нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов;
- на развитие сети общеобразовательных организаций в сельской местности в размере 4 390 000 рублей 00 копеек по КБК 082 070 225 700 50180 522 (код цели - 344-00025), из которых средства федерального бюджета в размере 1 491 079 рублей 83 копейки использованы с нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов;
- на развитие сети водоснабжения в сельской местности в размере 20 370 000 рублей 00 копеек по КБК 082 050 225 700 50180 522 (код цели - 342-00120), из которых средства федерального бюджета в размере 1 158 294 рубля 83 копейки использованы с нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов.
В ходе проверки выявлены также были следующие бюджетные нарушения.
На финансовое обеспечение мероприятия «реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности» в 2016 году в соответствии с Соглашением № 196/10-с, приложением № 1 «Сведения о размерах субсидий, предоставляемых Рязанской области на реализацию мероприятий Программы, целевых индикаторах и показателях результативности использования субсидии в 2016 году» к Соглашению № 196/10-с (далее - Приложение № 1 к Соглашению № 196/10-с) и приложением № 2 «Сведения об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Рязанской области, утвержденном законом Рязанской области в бюджете Рязанской области от 25 декабря 2016 г. № 94-03 «Об областном бюджете на 2016 год», на реализацию мероприятий Программы и об объемах средств, предусмотренных в местных бюджетах и привлекаемых из внебюджетных источников в 2016 году» к Соглашению № 196/10-с (далее - Приложение № 2 к Соглашению № 196/10-с) предусмотрены средства в размере 56 620 480 рублей 00 копеек, в том числе: 32 881 000 рублей 00 копеек - объем финансирования за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 23 739 480 рублей 00 копеек (23 500 000,00 + 239 480,00) - объем финансирования за счет средств бюджета Рязанской области и бюджетов муниципальных образований (далее по тексту - бюджет Рязанской области);
Согласно данным Отчета о расходах бюджета Рязанской области, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета за январь - декабрь 2016 г., Отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № 03593009630 на 01.01.2017 (ф.0531786), Отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № 03593D49850 на 01.01.2017 (ф.0531786), Отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № 03593004090 на 01.01.2017 (ф.0531786) фактические расходы средств составили в общей сумме 51811 613 рублей 65 копеек, в том числе: 32 881 000 рублей 00 копеек - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 18 930 613 рублей 65 копеек (18 735 000,00 + 195 613,65) - за счет средств бюджета Рязанской области.
При общем объеме фактически использованных средств в размере 51811 613 рублей 65 копеек субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 30 088 364 рублей 99 копеек (51811 613,65 х 32 881 000,00 / 56 620 480,00).
Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 2 792 635 рублей 01 копейку (32 881 000,00 - 30 088 364,99).
Нарушение отражено на страницах 19-24 Акта камеральной проверки министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области от 20.02.2018.
В нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 20 Правил № 598, пункта 2.2.4 Соглашения № 196/10-с, Приложения № 2 к Соглашению № 196/10-с Министерством не соблюдено условие предоставления межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечено условие софинансирования за счет средств бюджета Рязанской области, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 2 792 635 рублей 01 копейка.
На финансовое обеспечение мероприятия «развитие сети общеобразовательных организаций в сельской местности» в 2016 году в соответствии с Соглашением № 196/10-с, Приложением № 1 к Соглашению № 196/10-с и Приложением № 2 к Соглашению № 196/10-с, предусмотрены средства в размере 14 868 000 рублей 00 копеек, в том числе:
4 390 000 рублей 00 копеек - объем финансирования за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 10 478 000 рублей 00 копеек (10 000 000,00 + 478 000,00) - объем финансирования за счет средств бюджета Рязанской области;
Согласно данным Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 01.01.2017 (ф. 0503127), Отчета о расходах бюджета Рязанской области, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета за январь - декабрь 2016 г., Отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № 03593006960 на 01.01.2017 (ф.0531786), а также платежным поручениям от 07.04.2016 № 140382, от 30.09.2016 № 194754 фактические расходы средств составили в общей сумме 9 818 028 рублей 49 копеек, в том числе: 4 390 000 рублей 00 копеек - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 5 428 028 рублей 49 копеек (5 000 000,00 + 428 028,49) - за счет средств бюджета Рязанской области.
При общем объеме фактически использованных средств в размере 9 818 028 рублей 49 копеек субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более2 898 920 рублей 17 копеек (9 818 028,49 х 4 390 000,00/ 14 868 000,00).
Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 1 491 079 рублей 83 копейки (4 390 000,00 - 2 898 920,17).
Нарушение отражено на страницах 25-31 Акта камеральной проверки министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области от 20.02.2018.
В нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 20 Правил № 598, пункта 2.2.4 Соглашения № 196/10-с, Приложения № 2 к Соглашению № 196/10-с Министерством не соблюдено условие предоставления межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечено условие софинансирования за счет средств бюджета Рязанской области, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 1 491 079 рублей 83 копейки.
На финансовое обеспечение мероприятия «развитие сети водоснабжения в сельской местности» в 2016 году в соответствии с Соглашением № 196/10-с, Приложением № 1 к Соглашению № 196/10-с и Приложением № 2 к Соглашению № 196/10-с, предусмотрены средства в размере 50 983 200 рублей 00 копеек, в том числе: 20 370 000 рублей 00 копеек - объем финансирования мероприятия «Развитие сети водоснабжения в сельской местности» за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 30 613 200 рублей 00 копеек (30 000 000,00 + 613 200,00) - объем финансирования за счет средств бюджета Рязанской области.
Согласно данным Отчета о расходах бюджета Рязанской области, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета за январь - декабрь 2016 г., Отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № 03593008610 на 01.01.2017 (ф.0531786). Отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № 03593005290 на 01.01.2017 (ф.0531786), Отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № 03593009630 на 01.01.2017 (ф.053,1786). Отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № 03593007530 на 01.01.2017 (ф.0531786), Отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № 03593009110 на 01.01.2017 (ф.0531786), Отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № 03593003870 на 01.01.2017 (ф.0531786), а также платежным поручениям от 29.12.2016 № 779705, № 779706 (2 967 000,00), от 22.12.2016 № 703162 (116 000,00), от 29.06.2016 № 585107 (1 850 000,00) фактические расходы средств составили в общей сумме 48 084 153 рублей 51 копейка, в том числе: 20 370 ООО рублей 00 копеек - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 27 714 153 рубля 51 копейка (27 000 000 + 714 153,51) - за счет средств бюджета Рязанской области.
При общем объеме фактически использованных средств в размере 48 084 153 рублей 51 копейка субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 19 211 705 рублей 17 копеек (48 084 153,51 х 20 370 000,00 / 50 983 200,00).
Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 1 158 294 рублей 83 копейки (20 370 000,00- 19 211 705,17).
Нарушение отражено на страницах 32 - 38 Акта камеральной проверки министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области от 20.02.2018.
В нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 20 Правил № 598, пункта 2.2.4 Соглашения № 196/10-с, Приложения № 2 к Соглашению № 196/10-с Министерством не соблюдено условие предоставления межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечено условие софинансирования за счет средств бюджета Рязанской области, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 1 158 294 рубля 83 копейки.
Общая сумма средств субсидий из федерального бюджета, использованных с нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов, указанных в пунктах 1-2 настоящего уведомления, составляет 7 513 829 рублей 37 копеек (2 792 635,01 + 1 491 079,83 + 1 158 294,83 + 2 071 819,70).
Министерством не были соблюдены условия предоставления межбюджетных трансферов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечено условие софинансирования за счет средств бюджета Рязанской области, что повлекло перерасход средств федерального бюджета:
- в сумме 2 071 819 рублей 70 копеек по Мероприятию № 1; в сумме 2 792 635 рублей 01 копейка по Мероприятию № 2;
- в сумме 1 491 079 рублей 83 копейки по Мероприятию № 3;
- в сумме 1 158 294 рубля 83 копейки по Мероприятию № 4. Следовательно, доводы Министерства об отсутствии правонарушения в виде необеспечения уровня софинансирования за счет средств бюджета Рязанской области в ходе исполнения указанных Соглашений являются несостоятельными.
В соответствии с п.1 ст. 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно части 5 статьи 306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях данного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных данным Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения.
Согласно указанной норме и пункту 71 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 уведомление о применении бюджетной меры принуждения содержит описание совершенного бюджетного нарушения.
Основания отказа в применении бюджетных мер принуждения установлены п.6 ст. 306.2 БК РФ.
Отсутствие в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения оснований для применения бюджетных мер принуждения или его формирование и направление в финансовый орган с нарушениями порядка, установленного в соответствии с пунктом 3 статьи 268.1 или пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса, является основанием для принятия финансовым органом решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения.
Установленный, указанными нормами порядок, при формировании Уведомления Федеральным казначейством соблюден.
Оспариваемое уведомление вынесено на основании результатов проверки и в пределах прав, предоставленных Федеральному казначейству законом.
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно части 2 статьи 266.1 БК РФ органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, котором) предоставлены межбюджетные трансферты.
В соответствии с частью 3 статьи 269.2 БК РФ порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Подпунктом «а» пункта 6 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее - Правила № 1092), Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Как было указано выше, УФК по Рязанской области была проведена внеплановая камеральная проверка по соблюдению условий софинансирования субсидий из федерального в 2015-2016 годах.
Указанные контрольные мероприятия проведены в рамках предоставленных пунктом 3 статьи 166.1 и статьей 269.2 БК РФ полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляемых Федеральным казначейством, в том числе через свои территориальные органы, в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ и пунктами 39 - 43 Правил № Ю92).
По результатам проверки органом внутреннего финансового контроля (пункт 3 статьи 265 БК РФ) оформлен акт камеральной проверки от 20.02.2018 (пункт 44 Правил №1092, далее - Акт проверки), копия которого вручена должностному лицу заявителя.
В ходе проверки были подтверждены документально и установлены факты нарушений условий софинансирования субсидий из федерального бюджета, выявленных по результатам инвентаризации исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) за 2015 -2016 годы.
Указанные контрольные мероприятия проведены в рамках предоставленных пунктом 3 статьи 166.1 и статьей 269.2 БК РФ полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляемых Федеральным казначейством, в том числе через свои территориальные органы, в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ и пунктами 39 - 43 Правил № 1092).
В соответствии с пунктом 46 Правил № 1092 материалы камеральной проверки подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства в течение 50 дней со дня подписания акта.
В соответствии с пунктом 47 по результатам рассмотрения акта и иных материалов камеральной проверки руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение:
а) о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо)
наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных
мер принуждения;
б) об отсутствии оснований для направления предписания, представления и
уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
в) о проведении внеплановой выездной проверки (ревизии),
возражения на акт проверки.
В соответствии с пунктом 47 Правил № 1902 по результатам рассмотрения акта и иных материалов камеральной проверки руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства принял решение о направлении в Минфин России Уведомления о применении мер бюджетного принуждения от 20.04.2018 г № 07-04-04/09-7383.
В Минфин России, согласно сопроводительному письму № 07-04-04/09-7384 от 20.04.2018 Уведомление поступило 20.04.2018 ВХ. № 2-56614.
Из представленного в Минфин России уведомления следует, по результатам внеплановой камеральной проверки, проведенной в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области (далее - Министерство), соблюдения в 2016 году условий предоставления и использования средств из федерального бюджета:
- на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства в рамках подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (далее - Госпрограмма) (пункт 1 уведомления);
- на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» Госпрограммы (пункт 2.1 уведомления);
- на развитие сети общеобразовательных организаций в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» Госпрограммы (пункт 2.2 уведомления);
- на развитие водоснабжения в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» Госпрограммы (пункт 2.3 уведомления).
В ходе проверки выявлены следующие бюджетные нарушения.
1.В соответствии с Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключенным между Минсельхозом России и высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации от 25.01.2016 № 5/17-с (в редакции дополнительного соглашения № 5 от 14.07.2016 г. № 1028/17-с и дополнительного соглашения № 8 от 28.12.2016 № 1542-17-с) (далее - Соглашение № 5/17-с) на финансовое обеспечение приведенных в таблице мероприятий (пункт 1 уведомления), в 2016 году предусмотрены средства в размере:
Правила предостав ления субсидии | Предусмотрено Соглашением №5/17-с | Фактическое исполнение | Сумма субсидии из ФБ, которая могла быть использованы субъектом | Перерасход средств ФБ | ||||
Всего | ФБ | РБ | Всего | ФБ | РБ | |||
Постановление ПРФ от 28.12.2012 № 1460 | 390212 200,00 | 294 311 200,00 | 95901 000,00 | 387 465 280,00 | 294 311 200,00 | 93154 080,00 | 292 239 380,30 (387 465 280,00* 294 311 200,00/ 390 212 200,00) | 2 071 819,70(294 311 200,00-292 239 380,30 |
В нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 23 Правил № 1460, пункта 1.1 Соглашения № 5/17-с, пункта 16 Приложения № 1 к Соглашению № 5/17-с Министерством не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидий из федерального бюджета), а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Рязанской области, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 2 071 819 рублей 70 копеек.
В соответствии с Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключенным между Минсельхозом России и высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации от 30.03.2016 № 196/10-с (далее - Соглашение № 112/10-с) на финансовое обеспечение приведенного в таблице мероприятия (пункт 5 уведомления), в 2016 году предусмотрены средства в размере:
Правила предоста вления субсидии | Предусмотрено Соглашением № 196/10-с | Фактическое исполнение | Сумма субсидии из ФБ, которая могла быть использован ы субъектом | Перерасход средств ФБ | |||||
Всего | ФБ | РБ | Всего | ФБ | РБ | ||||
Постановление ПРФ | 56 620 480.00 | 32881 000.00 | 23739 480.00 | 51 811 613,65 | 32 881 000.00 | 18 930 613.65 | 30 088 364.99 (51 811 613.65* | 2 792 635.01 (32 881 000.00- | |
от 15.07.2013 №598 | 32 881 000,00/ 56 620 480,00) | 30 088 364,99) | |||||||
14 868 000,00 | 4 390 000,00 | 10 478 000,00 | 9 818 028,49 | 4 390 000,00 | 5 428 028,49 | 2 898 920,17 (9 818 028,49* 4 390 000,00/ 14 868 000,00) | 1 491 079,83 (4 390 000,00- 2 898 920,17) | ||
50 983 200,00 | 20 370 000,00 | 30613 200,00 | 48 084 153,51 | 20 370 000,00 | 27 714 153,51 | 19 211 705,17 20 370 000,00/ | 1 158 294,83 (20 370 000,00-19211 705,17) | ||
В нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской
Федерации, пункта 20 Правил № 598, пункта 2.2.4 Соглашения № 196/10-с,
Приложения № 2 к Соглашению № 196/10-с Министерством не соблюдено
условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов
(субсидий из федерального бюджета), а именно не обеспечен уровень
софинансирования за счет средств бюджета Рязанской области, что
повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 7 513 829 рублей 37 копеек (2 792 635,01 + 1 491 079,83 + 1 158 294,83).
Пунктом 36 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1460, предусмотрено взыскание ассигнований в доход федерального бюджета в случае несоблюдения условий, установленных соглашением, аналогичные пункты предусмотрены в Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 (приложение № 8) (пункт 30).
В соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановлением (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Письмом от 24 апреля 2018 г. № 19-09-05/27401 Минфин России направил в адрес Минсельхоза России запрос о рассмотрении и представлении предложений по выполнению Уведомления.
Согласно позиции Минсельхоза России, представленной в рабочем порядке, получателям субсидий: на возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства перечислено 387 465,3 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета -294 311,2 тыс. рублей (100 % от лимитов), за счет средств областного бюджета 93 154,1 тыс. рублей (97,1 % от лимитов) на мероприятие по развитию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности перечислено - 51 811,6 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета 32 881,0 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета - 18 735,0 тыс. рублей, средств бюджетов муниципальных образований - 195,6 тыс. рублей.
Остаток средств областного бюджета составил 4 765,0 тыс. рублей, средств бюджета муниципальных образований составил - 43,9 тыс. рублей.
- на мероприятие по реализации развития сети общеобразовательных организаций в сельской местности перечислено 9 818,0 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 4 390,0 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета - 5 000,0 тыс. рублей, средства бюджета муниципального образования - 428,0 тыс. рублей.
Остаток средств областного бюджета составил 5 000,0 тыс. рублей, средств бюджета муниципального образования составил - 50,0 тыс. рублей.
- на обеспечение мероприятия развитие сети водоснабжения в сельской местности перечислено - 48 084,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 20 370,0 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета - 27 000,0 тыс. рублей, средства бюджета муниципального образования освоены в полном объеме.
Остаток средств областного бюджета составил - 3 000,0 тыс. рублей.
Таким образом, Минсельхозом России подтверждается информация, представленная в уведомлении.
Уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения, подготовленное территориальным органом Федерального казначейства, подлежит согласованию с Федеральным казначейством, (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.04.2016 № 300).
Уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения, в том числе подготовленное территориальным органом Федерального казначейства, направляется в Министерство финансов Российской Федерации руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства в определенный Бюджетным кодексом Российской Федерации срок. (306.2 БК РФ)
В силу пункта 1 статьи 306.1 БК РФ совершенное в нарушение бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетной меры принуждения, признается бюджетным нарушением.
В соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетного трансферта (за исключением субвенций).
В соответствии с пунктом 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329, Минфин России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кроме прочего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, валютной, банковской деятельности, издает приказы, имеющие как нормативный характер, так и ненормативный характер.
Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации утвержден приказом Минфина России от 11 августа 2014 года № 74н (далее - Порядок № 74н).
В соответствии с пунктом 6 ст. 166 БК РФ Министр финансов имеет право в случае выявления бюджетных нарушений принять решение: - о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат; о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с пунктом 5 статьи 306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса.
В силу положений статьи 306.3 БК РФ, пункта 2 Порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомления Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.08.2014 № 74н финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения или решение об отказе в применении бюджетных мер принуждения по каждому нарушению, указанному в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения, а Федеральное казначейство применяет бюджетные меры принуждения, в соответствии с решениями финансового органа об их применении.
Порядок составления и направления Уведомления регулируется Приказом Казначейства России от 20.11.2017 № 314 "Об организации работы по направлению уведомлений о применении бюджетных мер принуждения в Федеральном казначействе", в соответствии с которым по результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 1 настоящего приказа, юридическое управление обеспечивает оформление уведомления о применении бюджетных мер принуждения для направления в Министерство финансов Российской Федерации.
Следовательно, уведомление, направленное в адрес финансового органа, является основанием для решения вопроса о принятии бюджетных мер принуждения либо об отказе в применении бюджетных мер принуждения. Заявителем не представлено доказательств нарушения его прав спорным уведомлением.
Уведомление о применении мер бюджетного принуждения направлено в Минфин России с соблюдением 60 дневного срока направления установленного ст.306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, (контрольные мероприятия были закончены 20.02.2018, уведомление направлено 20.04.2018).
Таким образом, Уведомление о применении бюджетных мер принуждения № 07-04-04/09-7383 от 20.04.2018 направлено Управлением Федерального казначейства по Рязанской области в установленный статьей 306.2 БК РФ срок и в соответствии с полномочиями установленными БК РФ и Правилами № 1092.
Порядок проведения контрольных действий УФК по Рязанской области и действий Федерального казначейства по оформлению и направлению уведомления о БМП в Минфин России, а также сроки направления уведомления заявителем не оспариваются, из заявления не следует таких доводов.
Следовательно, в соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ, указанные обстоятельства считаются признанными стороной, поскольку прямо ею не оспорены.
Оспариваемое уведомление вынесено на основании результатов проверки и в пределах прав, предоставленных Управлению законом, уведомление не содержит конкретных мер принуждения в отношении заявителя, ограничивающих его права в финансово-бюджетной сфере.
Как видно из определения термина «уведомление о применении бюджетных мер принуждения», данный документ не содержит одностороннего властного распоряжения (волеизъявления) либо индивидуально-определенных предписаний, адресованных Минфину России (и более того, не заявителю), поскольку содержит только лишь: описание фактов бюджетного нарушения, указание на орган публично-правового образования, исполнявший бюджетные обязательства и допустивший бюджетное нарушение, на бюджет публично-правового образования, которому предоставлялись средства межбюджетного трансферта из федерального бюджета; расчет сумм, использованных с нарушением бюджетного законодательства, и указание на бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством за совершение указанных нарушений.
В то же время Уведомление по форме существенно отличается от приказа (распорядительного акта), поскольку не содержит распорядительной части и характерных для данной части слов, таких как «приказываю», «требую», «поручаю», «надлежит выполнить» и подобных, свидетельствующих об одностороннем властном волеизъявлении, исходящем именно от уполномоченного органа государственной власти указанному в распорядительной части ненормативного акта органу (лицу).
Также уведомление не содержит указаний на возникновение, изменение или прекращение прав либо обязанностей органа (лица) - заявителя, не предписывает каких-либо юридически значимых действий заявителю либо возлагает на него какие-либо обязанности, не создает препятствия для осуществления экономической деятельности.
Как видно из Уведомления, данный документ по своему содержанию не является распорядительным актом, который имеет непосредственное воздействие на заявителя, Уведомление не содержит индивидуально-определенных предписаний заявителю, не устанавливает, не изменяет и не прекращает права заявителя, и не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей, адресован Министру финансов Российской Федерации для рассмотрения его по существу, а также содержит указания на факты совершенных бюджетных нарушений и предложение (а не распоряжение или приказ) применить бюджетные меры принуждения.
Направление уведомления о применении бюджетных мер принуждения не нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и не влечет неблагоприятные юридические последствия.
Бюджетным законодательством не предусмотрено направление уведомления в адрес объекта контроля, документ был адресован Минфину России как финансовому органу и может нарушать права заявителя.
На основании изложенного требования о признании решения Федерального казначейства в форме уведомления о применении мер бюджетного принуждения незаконными не подлежат удовлетворению.
Требование Министерства о признании недействительными приказов Министерства финансов Российской Федерации от 18.05.2018 №№ 574, 575, 576, 577, суд также считает не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 БК РФ, подлежат применению в течении 30 календарных дней после получения уведомления.
Пунктом 2 Порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений утвержденного Приказом Минфина России от 11.08.2014 № 74н (далее - Порядок) предусмотрено, что бюджетные меры принуждения подлежат применению Федеральным казначейством или Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с решением Министерства финансов Российской Федерации о применении бюджетных мер принуждения, принятым на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения Счетной палаты Российской Федерации, направленного председателем Счетной палаты Российской Федерации, или уведомления о применении бюджетных мер принуждения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, направленного руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее - уведомление), в течение 30 календарных дней после получения Министерством финансов Российской Федерации уведомления.
В Министерство финансов Российской Федерации на исполнение поступило Уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 20.04.2018 № 07-04-04/09-7383. В соответствии с сопроводительным письмом Федерального казначейства в Министерство финансов Российской Федерации уведомление поступило 20.04.18 года за №2-56614
В соответствии с частью 1 ст. 306.3 БК РФ Финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения или решение об отказе в применении бюджетных мер принуждения по каждому нарушению, указанному в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения.
Министерством финансов Российской Федерации согласно пункту 3 Порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомления во исполнение статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принято решение о применении в отношении субъекта бюджетной меры принуждения о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за своевременный возврат средств федерального бюджета, изданы Приказы от 18.05.2018 №574-577.
Из даты подписания Приказов 18.05.2018 и даты поступления Уведомления в Минфин России 20.04.2018 следует, что все приказы изданы в пределах 30 дневного срока, установленного пунктом 6 статьи 306.2 БК РФ. Приказы подписаны уполномоченным должностным лицом.
Таким образом, в процедурной части все приказы соответствует вышеуказанным положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Выездная проверка и оформление акта проверки осуществлены Управлением Федерального казначейства по Рязанской области в пределах предоставленных статьей 269.2 БК РФ полномочий.
Основания отказа в применении бюджетных мер принуждения установлены пунктом 6 статьи 306 БК РФ, отсутствие в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения оснований для применения бюджетных мер принуждения или его формирование и направление в финансовый орган с нарушениями порядка, установленного в соответствии с пунктом 3 статьи 268.1 или пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса, является основанием для принятия финансовым органом решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения. Таких оснований Минфином России установлено не было.
По настоящему делу Минфин России обладает полномочием на вынесение оспариваемого приказа, меры бюджетной ответственности применены им в точном соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, следует обратить внимание на нормы бюджетного кодекса применяемые к данным правоотношениям.
К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов (статья 69 БК РФ).
В соответствии со статьей 6 БК РФ межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Получателями межбюджетных трансфертов являются нижестоящие бюджеты бюджетной системы РФ, условия предоставления которых, в том числе по возврату остатков, устанавливаются правовыми актами Правительства РФ и соответствующими соглашениями.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (статья 129 БК РФ).
В соответствии с правилами пунктов 1, 3 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (статья 130 БК РФ).
Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Правоотношения сторон в рамках заключенного соглашения, в настоящем случае регулируются Федеральным законом от 29.09.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее по тексту - Закон № 264-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы» (далее по тексту - Постановление № 717), постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.201 № 598, соглашениями № 196/10-с, № 5/17-с.
Частью 3 статьи 7 Закона № 264-ФЗ установлено, что Правительство Российской, Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации.
Из Постановления № 717 (пункт 3 Правил предоставления и распределения субсидий - Приложение № 6) следует, что субсидии предоставляются при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 8 Правила № 999.
Пунктом 8 Правил № 999 предусмотрены условия предоставления субсидий, которые включают в себя:
а) наличие правовых актов субъекта Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных
ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской
Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального
бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер
планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, и порядок
определения объемов указанных ассигнований, если иное не установлено
актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской
Федерации;
в) заключение соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с
пунктом 10 настоящих Правил.
Также, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 №1460 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (действующие в период до 13.04.2017), (далее по тексту - Правила № 1460).
Пунктом 5 Правил №1460 условиями предоставления субсидии являются:
а) наличие утвержденной государственной программы субъекта Российской
Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих
возмещение части затрат по кредитам (займам) на цели, указанные в пункте 2
настоящих Правил;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетах
бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по
финансовому обеспечению мероприятий, связанных с возмещением части
затрат, одним из источников финансового обеспечения которых является
субсидия.
Пункт 13 Правил № 999 предусматривает, что объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии, утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (определяется сводной бюджетной росписью бюджета субъекта Российской Федерации) исходя из необходимости достижения установленных соглашением значений показателей результативности (результатов) использования субсидии. Аналогичные по своему смысловому содержанию положения Правила № 598.
Соглашениями предусмотрено, что высший исполнительный орган использует субсидии, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации в пределах годовых объемов субсидий, утвержденных субъектом.
Также из соглашений следует, что высший исполнительный орган осуществляет финансирование расходов по направлениям и в объемах, предусмотренных в Соглашении.
Положения, регулирующие обязательный и принудительный возврат неиспользованных средств субсидий (межбюджетных трансфертов) и (или) образовавшихся их остатков в федеральный бюджет, предусмотрены пунктом 5 статьи 242 БК РФ.
Положения пункта 5 статьи 242 БК РФ являются императивными и подлежат неукоснительному соблюдению всеми участниками бюджетных отношений (в том числе межбюджетных отношений).
Заключенное между сторонами соглашение является основанием для предоставления субсидий из федерального бюджета, при этом в нем конкретизируются условия предоставления субсидий, их размеры (в том числе за счет средств субъекта Российской Федерации), положения об ответственности сторон за неисполнение условий соглашения (использование, расходование субсидий), Правил предоставления субсидий, и меры, предусмотренные бюджетным законодательством за нарушение положений бюджетного законодательства.
С учетом вышеуказанных положений БК РФ об обязательствах Российская Федерация и Рязанская область, заключая Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета, и, предусматривая в Соглашении конкретные суммы расходных обязательств за счет двух бюджетов, вытекающие из федерального закона о федеральном бюджете, распоряжений Правительства Российской Федерации о предоставлении субсидий, из закона о бюджете Рязанской области, одновременно принимают на себя публичные обязательства по осуществлению соответствующих расходов на выполнение мероприятий как федеральной программы, так и региональной программы, на софинансирование которой в соответствующей пропорции предоставляются субсидии из федерального бюджета.
Условия, указанных выше правил и Соглашений в их совокупности позволяют прийти к выводу, что в случае сокращения расходных обязательств субъекта подлежащих исполнению в объемах, установленных Соглашением, предоставленные средства субсидий из федерального бюджета подлежат сокращению, а возникшие остатки субсидий по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежат возврату в федеральный бюджет.
В случае невозврата остатков субсидий в федеральный бюджет, последние подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
Из совокупного толкования указанных выше норм законодательства и условий Соглашений следует принцип соблюдения долей между средствами субсидий и собственными средствами бюджета субъекта при расходовании бюджетных средств, то есть принцип соблюдения пропорции между средствами двух бюджетов при софинансировании расходных обязательств Рязанской области.
При соблюдении этого принципа, в случае сокращения общего объема расходов (за счет двух бюджетов), такое сокращение расходов не может возникнуть только у бюджета субъекта, оно возникает также и в отношении средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета.
Иными словами, полное расходование предусмотренных соглашением средств федерального бюджета возможно только при таком же полном расходовании установленных соглашением средств бюджета субъекта.
При этом, отсутствие в соглашении конкретного процентного соотношения средств федерального бюджета и средств бюджета субъекта, не исключает указанные выводы.
Таким образом, из указанных в уведомлении и акте проверке объемов фактических расходов следует, что субъектом Российской Федерации получена экономия средств, тогда как средства федерального бюджета израсходованы с перерасходом на указанные выше суммы.
Возникновение остатка средств только в средствах области указывает на нарушение баланса интересов Российской Федерации, предоставившей субсидии, которые были израсходованы областью в полном объеме (то есть с перерасходом), а средства области при этом незаконно сэкономлены в нарушение взятых на себя расходных обязательств.
Следовательно, Управление Федерального казначейства по Рязанской области при проведении проверке пришло к обоснованному выводу о нарушении условий софинансирования при фактическом исполнении расходных обязательств Рязанской области.
Ссылка заявителя на то, что само понятие уровня «софинансирования» на момент заключения соглашений и в применяемых правилах отсутствовало, а в Правилах № 999 это понятие было введено с 01.01.2017 года не может быть принята во внимание, поскольку расчет размера перерасхода средств федерального бюджета выполнен по методике, утвержденной приказом Минфина России от 31.03.2017 № 53н, и основан на математических принципах расчета долей в общем объеме средств.
Эта формула применялась и раннее при применении мер бюджетного принуждения, однако в целях надлежащей организации работы и упрощения расчетов, указанная формула была нормативно закреплена в приказом Минфина России от 31 марта 2017 г. № 53н «Об утверждении методических рекомендаций по определению Федеральным казначейством суммы средств, подлежащих бесспорному взысканию, и межбюджетных трансфертов, подлежащих приостановлению (сокращению), при нарушении условий предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета».
Указанная методика впоследствии была внесена в Правила № 999 постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2017 № 1519, пунктом 5 которого действию указанной методики (формулы) для расчетов размеров сумм, использованных с нарушением условия софинансирования, придана обратная сила, что позволило применять данную методику к субсидиям, предоставленным из федерального бюджета в проверяемый период.
Подлежит отклонению и довод заявителя, о том, что из условий соглашения не следует ответственности за нарушение условий софинансирования, поскольку, из совокупного толкования указанных выше норм и условий заключенного Соглашения, расходования средств федерального бюджета в полном объеме, возможно только при полном использовании средств областного бюджета.
Само по себе нарушение условий софинансирования расходных обязательств, указывает на нарушение условий предоставления (расходования) средств субсидий из федерального бюджета.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения норм действующего законодательства.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи законные права и интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права. Согласно статье 65 АПК РФ заявитель должен доказать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого решения.
Заявителем, вопреки ч. 1 ст. 65 АПК РФ, не доказано, каким именно нормативным актам не соответствует оспариваемое решение (действие, бездействие), и какие права и законные интересы Министерства нарушены этим актом, поскольку оспариваемое решение не создает заявителю никаких препятствий в осуществлении им своей деятельности и не возлагает на него никаких обязанностей.
При указанных обстоятельствах, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные статьей 13 ГК РФ, статьями 198, 201 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативных актов недействительными.
При указанных обстоятельствах, требования Заявителя не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судом проверены все доводы Заявителя, однако, они не опровергают установленные судом обстоятельства и не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
В силу действия части 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167, 170, 176, 198, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие действующему законодательству, в удовлетворении заявленных требований Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья О.В. Сизова