ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-265896/2021-84-1994 от 16.02.2022 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва

23 февраля  2022 г.Дело № А40-265896/21-84-1994

Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2022г.             

Полный текст решения изготовлен 23 февраля 2022г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Сизовой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белых Л.А.

рассмотрев  в открытом судебном заседании дело

по заявлению: АНО ОШ «АГ – Фили» (121087, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 31.08.2018, ИНН: <***>)

к ответчику: Департамент образования и науки города Москвы (129090, <...>, , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 01.11.2002, ИНН: <***>)

об оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат в связи с представлением гражданам дошкольного образования по заявкам в периоды с 01 сентября по 31 декабря 2021 г., с 01 января по 31 августа 2022 года, об обязани

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 (паспорт, доверенность от 22.09.2021 № 1, диплом);

от ответчика: ФИО2 (удостоверение, доверенность от 03.06.2019 г. № 01-38-19-30, диплом);

                                                          УСТАНОВИЛ:

АНО ОШ «АГ – Фили» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Департамент образования и науки города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействие, выразившимся в непринятии Решения о предоставлении АНО ОШ «АГ -Фили» субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по Заявкам в периоды с 1 сентября по 31 декабря 2021 года, с 1 января по 31 августа 2022 года (Заседание Отраслевой комиссии - сентябрь 2021 г.) в полном (заявленном) объеме; об обязании принять Решение о предоставлении АНО ОШ «АГ - Фили» субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по Заявкам в периоды с 1 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 3 083 334, 00 руб., с 1 января по 31 августа 2022 года в размере 6 166 666, 00 руб. (Заседание Отраслевой комиссии - сентябрь 2021 г.) на общую сумму 9 250 000, 00 руб.

Заявитель поддержал заявленные требования.

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, выслушав доводы заявителя и ответчика, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом проверено и установлено, что процессуальный срок, предусмотренный ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как следует из заявления, Заявитель обратился в Департамент образования и науки города Москвы (далее по тексту - ДОНМ), посредством УАИС «Бюджетный учет» с Заявками на предоставление субсидии, в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования в периоды с 1 сентября по 31 декабря 2021 года, с 1 января по 31 августа 2022 года (Копии Заявок с расчетами прилагаем).

Из Приказа ДОНМ № 571 от 14.10.2021 г. «О предоставлении субсидии из бюджета города Москвы частным образовательным организациям» (далее по тексту - Приказ)Заявителю стало известно, что денежные средства предоставлены не в полном (заявленном) объеме. Данный вывод Заявитель сделал на основании информации отраженной в Приложениях 1 к Приказу, где перечислены Списки частных образовательных организаций - получателей субсидий, период обучения за который предоставляется субсидия, а также ее размер.

Согласно данного Приказа, Департамент образования и науки города Москвы не предоставил право Заявителю на получение положенной ему субсидии, посредствомнепринятия Решения о предоставлении субсидии в полном (заявленном) объеме. Согласно сверке расчетов произведенной Заявителем, ДОНМ не принял о решение о предоставлениисубсидии АНО ОШ «АГ - Фили» в общей сумме на 9 250 000, 00 руб. а именно, поЗаявке за период с 1 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 3 083 334, 00 руб., с 1 января по 31 августа 2022 года в размере 6 166 666, 00 руб.

В Приказе разъяснено, что субсидии предоставлены на основании решения Отраслевой комиссии по рассмотрению заявок частных образовательных организаций на получение субсидий из бюджета города Москвы (Протокол 9 от 22 сентября 2021 г.).

Одновременно с заявкой претендент представляет в Департамент следующие документы:

1)Копии учредительных документов организации.

2)Копию документа, подтверждающего назначение на должность руководителя
организации, или доверенность, подтверждающую полномочия физического лица на
подписание договоров от лица этой организации.

3)Копии приказов о зачислении воспитанников в организацию для получения дошкольного образования в текущем учебном году, копии приказов о переводе воспитанников в другую возрастную группу.

4)Копию годовой бухгалтерской отчетности за последний отчетный год (с приложениями) или документ, заменяющий ее в соответствии с законодательством Российской Федерации, за последний отчетный период (с отметкой налогового органа или с квитанцией о приеме в электронном виде).

Основанием для отказа в приеме заявки к рассмотрению является несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов установленным требованиям (в том числе наличие неполного комплекта документов, представляемых претендентом) и (или) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 1.2 № 489-ПП., а также наличие в отношении организации процедуры приостановления деятельности, ликвидации, банкротства (п. 2.8 489-ПП).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» финансовой обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр. игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок определения объема и предоставления субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениям из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации.

Так в соответствии с Постановлением Правительства город Москвы от 18.09.2012 № 489-ПП «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования» субсидии предоставляются организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам, имеющим место жительства в городе Москве дошкольного образования.

Как следует из материалов дела, Приказом Департамента образования города Москвы ДОНМ от 15.03.2019 № 87 «О предоставлении субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям» определен порядок рассмотрения заявок на получение субсидии из бюджета города Москвы.

Данные об обучающихся в образовательной организации из списка, предоставленного на Отраслевую комиссию, должны быть внесены в Комплексную информационную систему «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» (пункт 2 приложения 3 к Приказу).

Полномочиями Отраслевой комиссии является рассмотрение заявок частных образовательных организаций и прилагаемых к ним документов, а также проверка достоверных сведений, указанных в документах (п. 12 приложения 4 к Приказу).

Комплексная информационная система «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» создана в целях реализации Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и используется при предоставлении государственных услуг в сфере образования и услуг в сфере образования, предоставляемых государственными, муниципальными и частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории города Москвы и (или) участвующими в предоставлении услуг в сфере образования на территории города Москвы.

Одной из основных функций Комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» является предоставление информации об организации дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях, расположенных на территории города Москвы (пункт 5.2.4. Положения о Комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде», утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 10.07.2013 № 447-ПП).

Частные образовательные организации при работе с системой обязаны руководствоваться Инструкцией пользователя Сотрудника ДОУ Автоматизированная информационная система «Зачисление в ОУ», включенной в Комплексную информационную систему «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» (далее - КИС ГУСОЭВ), утвержденную Департаментом информационных технологий города Москвы.

В соответствии с данной инструкцией личные дела обучающихся и приказы о зачислении формируются сотрудниками образовательной организацией самостоятельно из заявлений родителей (законных представителей) обучающихся (пункт 3.4. страница 15, п. 5.1.1. страница 34 Инструкции).

Надлежащим внесением в систему учета, в том числе, является не только сам факт внесения записи об обучающемся в систему КИС ГУСОЭВ и в дальнейшем формирование и выпуск приказа о зачисления, но и внесение данных сведений в систему надлежащим образом в соответствии с Инструкцией. При этом подтверждением факта надлежащего внесения в систему учета сведений об обучающемся является, в том числе заполнение сведений, предусмотренных пунктами 4.1.1.- 4.1.2.

В связи с тем, что часть детей, включенная в заявки на момент рассмотрения Отраслевой комиссией по рассмотрению заявок частных образовательных организаций на получение субсидии из бюджета города Москвы, не была надлежащим образом внесена в Комплексную информационную систему «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» Отраслевой комиссией принято решение частично удовлетворить заявки в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования.

Таким образом, субсидия была предоставлена Департаментом образования города Москвы в соответствии с приказом ДОНМ на основании тех документов и сведений, которые подтвердил Заявитель при направлении соответствующих документов, а также в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании вышеизложенного и руководствуясь, ст.ст.16, 29, 65, 75,102, 110, 167-170, 198, 201 АПК

Р Е Ш И Л:

Проверив на соответствие действующему законодательству, в удовлетворении заявленных требований АНО ОШ «АГ – Фили» отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

О.В. Сизова