Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-273023/18 130-2842 |
24 декабря 2018 г.
Резолютивная часть решения объявлена 18 декабря 2018 года
Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2018 года
Арбитражный суд в составе судьи Кукиной С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бардычевым П.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) ООО «Инвестиционная группа С. А. и К.» к ФСТЭК России о признании незаконными действий.
при участии представителей
от истца (заявителя) - ФИО1 (дов. № 105/2018 от 16.10.2018 г., паспорт)
от ответчика (заинтересованного лица) – ФИО2 (дов. № 240/54д от 10.12.2018 г., паспорт), ФИО3 (дов. № 240/55д от 10.12.2018 г., паспорт)
УСТАНОВИЛ:
ООО «Инвестиционная группа С. А. и К.» (далее по тексту также – Заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы к ФСТЭК России о признании незаконными действий.
Требования уточнялись в порядке ст.49 АПК РФ, приняты судом в указанной редакции.
Заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований.
Суд установил, что срок на обжалование ненормативного акта, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ заявителем не пропущен.
Заслушав явившихся представителей сторон, изучив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат в связи со следующим.
Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным обжалуемого заявителем предписания Управления Росреестра по Москве необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие их закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Из материалов дела следует, что 18 сентября 2018г. заявителем - ООО «Инвестиционная группа С.А. и К.» (ОГРН <***>) (далее - Инвестиционная группа) подано в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) (105066, Москва, Старая Басманная, д. 17) заявление исх. № 236 от 18.09.2018г. о выдаче разрешения Комиссии по экспортному контролю РФ на экспорт в Республику Афганистан авиационно-технического имущества, изготовленного по единым техническим условиям (далее - АТИ) по контракту № 13/2018 от 16.08.2018г. с Prtist Holding B.V. (Нидерланды).
К заявлению были приложены следующие документы в соответствии с п. 4 Правил получения разрешения Комиссии по экспортному контролю РФ утв. Постановлением Правительства РФ № 517 от 15.08.2005г. (далее - Правила) и п. 2.22. Административного регламента ФСТЭК России по представлению государственной услуги по выдаче лицензий и разрешений на осуществление операций по экспорту и (или) импорту товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством РФ утв. Приказом ФСТЭК России № 102 от 01.06.2017г. (далее - Административный регламент):
Копия контракта №13/2018 от 16.08.18г. между Инвестиционной группой и Prtist Holding B.V.;
Перечень авиационно - технического имущества для поставки по Спецификациям 1, 2, 3, 5, 6 от 16.08.2018г. к контракту №13/2018 от 16.08.18г.;
Техническое описание авиационно - технического имущества для вывоза по Спецификациям 1,2, 3,5, бот 16.08.2018г. к контракту №13/2018 от 16.08.18г.;
Копия гарантийного письма Prtist Holding B.V. № 2018.08-003 от 28.08.18г. с переводом на русский язык;
Копия письма компании Leidos Inc. от 12.09.18г. о статусах контрактов с переводом на русский язык;
Распечатка информации с официального сайта Министерства Обороны США за 2017, 2018 гг., содержащую информацию о контрактах компании Leidos Inc. с переводом на русский язык.
В соответствии с письмом исх. № 240/56/2482 от 23.10.2018г., ФСТЭК России запрошено у Инвестиционной группы предоставление дополнительных документов и информации, а также принято решение о приостановлении рассмотрения заявления исх. № 236 от 18.09.2018г.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствуется следующим.
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (Заинтересованное лицо) считает неправомерными и необоснованными доводы Заявителя о незаконности решения ФСТЭК России (письмо № 240/56/2482 от 23 октября 2018 г.) о предоставлении ООО «Инвестиционная группа С. А. и К» дополнительных документов и информации по вопросу выдачи разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на вывоз в Исламскую Республику Афганистан авиационно-технического имущества по контракту от 16 августа 2018 г. № 13/2018 с компанией «PriistHoldingB.V.» (Нидерланды) в связи со следующим.
Согласно статье 11 Федерального закона от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» и пункту 2 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1085 (далее - Положение), ФСТЭК России является специально уполномоченным органом в области экспортного контроля.
Пунктом 4 Положения определено, что одной из основных задач ФСТЭК России является осуществление организационно-технического обеспечения деятельности Комиссии по экспортному .контролю Российской Федерации, действующей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 января 2001 г. № 96.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона «Об экспортном контроле» Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации выдает разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники или приобретаются в интересах лиц, в отношении которых имеются полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения об их участии в террористической деятельности.
Российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны получить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление указанных внешнеэкономических операций (часть 2 статьи 20 Федерального закона «Об экспортном контроле»). Правила получения разрешения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2005 г. № 517 (далее - Правила получения разрешения).
Пунктом 5 Правил получения разрешения установлено, что решение о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения принимается Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации на основании результатов государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, проводимой в установленном порядке Федеральной службой по техническому и экспортному контролю совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству и при необходимости с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями.
Правила проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. № 294 (далее -Правила госэкспертизы).
Пунктом 8 Правил госэкспертизы предусмотрено, что в случае, когда содержащихся в представленных документах сведений о внешнеэкономической сделке, о вовлеченных в нее лицах, о назначении и технических особенностях контролируемой продукции, являющейся предметом этой сделки, недостаточно для принятия соответствующего решения, эксперты вправе через ФСТЭК России (Заинтересованное лицо) запрашивать у российских участников внешнеэкономической деятельности, а также у федеральных органов исполнительной власти и организаций и получать от них необходимую для проведения государственной экспертизы дополнительную информацию.
Статьей 13 Федерального закона «Об экспортном контроле» установлено, что федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия в области экспортного контроля, имеют право запрашивать и получать документы и информацию, необходимые для целей экспортного контроля. Также согласно подпункту 8 пункта 9 Положения ФСТЭК России правомочна запрашивать и получать от федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц необходимые для осуществления деятельности ФСТЭК России информацию, документы и материалы, в том числе добытые по специальным каналам.
Соответственно, запрос Заинтересованным лицом у Заявителя в процессе проведения государственной экспертизы дополнительных документов письмом от 23 октября 2018 г. № 240/56/2482 был осуществлен в рамках предоставленных ему законом полномочий. При этом ФСТЭК России является ненадлежащим ответчиком по заявленным Заявителем требованиям, поскольку государственная экспертиза проводится коллегиально.
Неправомерной является ссылка Заявителя на пункт 2.26 Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензий и разрешений на осуществление операций по экспорту и (или) импорту товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТЭК России от 1 июня 2017 г. № 102, поскольку указанная норма предусматривает запрет требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги. Право же Заинтересованного лица затребовать дополнительные документы для проведения государственной экспертизы закреплено законодательными актами большей юридической силы.
Пунктом 2.24 данного Административного регламента предусмотрено право ФСТЭК России запрашивать у заявителя дополнительные документы и информацию, необходимые для устранения выявленных неточностей и противоречий. При этом, направляя Заявителю письмо от 23 октября 2018 г. № 240/56/2482, ФСТЭК России не имело целью реализацию указанных полномочий. Данное письмо является лишь запросом документов для проведения государственной экспертизы согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 15 августа 2005 г. № 517 и от 16 апреля 2001 г. № 294, а не решением о предоставлении Заявителем дополнительных документов и информации, а также о приостановлении рассмотрения его заявления. Соответственно, ссылка Заявителя на статью 197 АПК РФ неправомерна.
Запрос (от 23 октября 2018 г.) Заинтересованным лицом документов не препятствовал предпринимательской деятельности Заявителя и не затягивал процесс рассмотрения заявления о выдаче разрешения. Уже 25 октября 2018 г. письмом № 273 Заявитель представил данные в отношении заводских номеров вертолетов, подлежащих ремонту, фактически дублирующие ранее представленные и оцененные экспертами как недостоверные. Письмом от 12 ноября 2018 г. № 287 Заявитель подтвердил отказ от представления дополнительной информации.
По имеющимся материалам Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации было принято решение об отказе в выдаче разрешения на совершение Заявителем внешнеэкономической сделки. Уведомление об этом доведено до Заявителя письмом от 19 ноября 2018 г. № 240/56/2697 в соответствии с абзацем третьим пункта 5 Правил получения разрешения. Основанием вынесения решения явилось заключение государственной экспертизы от 16 ноября 2018 г. № 8588/2. Отказ мотивирован значительными рисками использования поставляемой продукции в незаявленных целях, а также несанкционированного ее реэкспорта в третьи страны, что может причинить ущерб государственным интересам Российской Федерации.
Кроме того, в мае - июне 2018 г. в ФСТЭК России поступило 6 аналогичных обращений Заявителя по вопросу выдачи разрешений на поставку авиационно-технического имущества в Афганистан в адрес конечного пользователя - компании «LeidosInc» (США) по контрактам, заключенным с компаниями «ARMAAviationCorporation)) (США) и «PhirdosOneEZE» (ОАЭ), с тем же учредителем, что и в фирме «PrustHoldingB.V.» (Нидерланды).
Для проведения государственной экспертизы также была запрошена дополнительная информация. В выдаче разрешений Заявителю было отказано, в связи с чем Заявитель направлял жалобу в Правительство Российской Федерации (письмо от 1 октября 2018 г. № 250).
Правительство Российской Федерации, осуществляющее в силу статьи 114 Конституции Российской Федерации меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности, не нашло нарушений в отказе Заявителю в выдаче разрешений на поставку авиационно-технического имущества в Исламскую Республику Афганистан. По поручению Аппарата Правительства Российской Федерации от 5 октября 2018 г. № П7-52049 Заявитель был проинформирован о правомерности отказа (письмо ФСТЭК России от 31 октября 2018 г. № 240/56/2556).
Соответственно, подача Заявителем заявления в суд фактически является злоупотреблением правом, что является недопустимым в силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом отказы в выдаче разрешений не направлены на ущемление интересов Заявителя, поскольку ранее, при отсутствии угроз интересам Российской Федерации, Заявителю выдавались соответствующие разрешения, на что Заявитель указывает в своей жалобе в Правительство Российской Федерации от 1 октября 2018 г. № 250.
С учетом изложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст. 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие действующему законодательству, в удовлетворении требований ООО «Инвестиционная группа С. А. и К.» отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | С.М. Кукина |