ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-276493/2021-33-2080 от 11.04.2022 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-276493/21 -33-2080

12 апреля 2022 г.

Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2022года

Полный текст решения изготовлен 12 апреля 2022 года

Арбитражный суд г.Москвы в составе:

Судьи Ласкиной С.О.

При ведении протокола секретарем судебного заседания Костровой О.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению АО «АГД ДАЙМОНДС»

к ответчику: Ростехнадзор

о признании незаконным предписания от 22.10.2021 года № 116-рш/П-2021 в части

при участии в судебном заседании:

согласно протокола

УСТАНОВИЛ:

АО «АГД ДАЙМОНДС» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным предписания от 22.10.2021 года № 116-рш/П-2021 в части пункта 1 данного Предписания.

Заявитель поддержал заявленные требования.

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, рассмотрев материалы дела, оценив представленные материалы в их совокупности и взаимной связи, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) была проведена плановая выездная проверка в отношении опасного производственного объекта, эксплуатируемого АО «АГД ДАЙМОНДС» -«Карьер на трубке имени В.П. Гриба», peг. № А127-01157-0010, II класс опасности, Архангельская область, Мезенский район, Мезенское лесничество, части кварталов №176, 229, 230 (участок Ручьевское) Ручьевского участкового лесничества; Кадастровый номер: 29:11:140201:8, учетный номер проверки 77210870002100887752.

По результатам был составлен Акт плановой выездной проверки от 22.10.2021, а также выдано Предписание к акту плановой проверки опасного производственного объекта «Карьер на трубке им. В.П. Гриба» об устранении выявленных нарушений.

Согласно п. 1 Предписания: «В нарушение установленных требований к техническому руководству на объектах ведения горных работ (Карьер) допущены лица, не имеющие высшее или среднее специальное соответствующее образование, а именно:

Мастер горный горного участка ФИО1; Мастер горный горного участка ФИО2».

Не согласившись с п. 1 предписания, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением. 

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из следующего.

Как указывает заявитель, Указанные работники имеют право заниматься профессиональной деятельностью на объекте ведения горных работ - Карьер, поскольку в период допуска их к работе в качестве мастеров горных действовала редакция п.29 Приказа Ростехнадзора от 11.12.2013 N 599, в соответствии с которой к техническому руководству работами на объектах ведения горных работ допускались лица, имеющие высшее или среднее специальное соответствующее образование или окончившие соответствующие курсы, дающие право технического руководства горными работами.

В период допуска к работе образование ФИО1 и ФИО2 полностью отвечало требованиям, предъявляемым к лицам, допущенным к ведению открытых горных работ.

ФИО2, с 01.01.2014г. допущенный к работе мастером горным, имеет Диплом Архангельского государственного технического университета ИВС 0484151 по специальности «Инженер», Свидетельство о прохождении курсов на право ответственного ведения горных работ (peг. номер 09/06 от 13.01.2006 года) и Диплом ПП-IK № 0797 Программа профессиональной переподготовки «Открытые горные работы» (peг. номер 0809-09-2019 от 03.09.2019г.).

ФИО1, с 14.12.2018г. допущенный к работе мастером горным, имеет Диплом ФГАОУ ВПО «Северный Арктический Федеральный Университет КБ № 25416 по специальности «Менеджмент организации», а также Диплом ФГАОУ ВПО «Северный Арктический Федеральный Университет (peг. номер 08-2014 от 16.05.2014 года) по программе «Открытые горные работы».

На дату прохождения обучения, выдачи диплома и допуска к работе указанных сотрудников, действовал не Приказ Ростехнадзора от 08.12.2020 N 505 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых" (вступил в силу с 01.01.2021), на который ссылается контролирующий орган, а Приказ Ростехнадзора от 11.12.2013 N 599 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых".

В соответствии с п. 29 Приказа Ростехнадзора от 11.12.2013 N 599: «К техническому руководству работами на объектах ведения горных работ и переработки полезных ископаемых должны допускаться лица, имеющие высшее или среднее специальное соответствующее образование или окончившие соответствующие курсы, дающие право технического руководства горными работами». Данная редакция действовала по 16.03.2019г.

П.29 Приказа Ростехнадзора № 599 от 11.12.2013г. был изменен Приказом Ростехнадзора от 21.11.2018 N 580 (изменения вступили в силу с 17.03.2019г.).

С 17.03.2019г. п.29 Приказа Ростехнадзора № 599 от 11.12.2013г. стал звучать следующим образом: «К техническому руководству работами на объектах ведения горных работ и переработки полезных ископаемых должны допускаться лица, имеющие высшее или среднее специальное соответствующее образование».

Таким образом, в связи с изменением законодательства, к техническому руководству ведения открытых горных работ, с 17.03.2019г. не могут привлекаться лица, окончившие соответствующие курсы.

В Приказе Ростехнадзора № 505 от 08.12.2020г. п. 30 звучит аналогичным образом: «К техническому руководству работами на объектах ведения горных работ и переработки полезных ископаемых должны допускаться лица, имеющие высшее или среднее специальное соответствующее образование».

Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, данным в Постановлении от 14.11.2018 N 41-П "По делу о проверке конституционности статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки ФИО3": В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции, утверждая приоритет личности и ее прав во всех сферах, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере правового регулирования трудовых отношений это предполагает, в частности, - в соответствии с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (части 1 и 2), 18, 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства - обязанность государства гарантировать гражданам, длительное время состоящим в трудовых отношениях и успешно осуществляющим профессиональную деятельность, уважение достоинства и трудовой чести при изменении правового регулирования, с тем чтобы обеспечить учет их прав и законных интересов и не допустить изменения их правового положения исключительно на основе формальных критериев.

Оценка соответствия выполняемой работе (занимаемой должности) лиц, занятых одинаковой профессиональной деятельностью (занимающих одинаковые должности), должна осуществляться с использованием одинаковых критериев, позволяющих принимать во внимание результаты профессиональной деятельности работников и их отношение к труду, их деловые качества, а не основываться исключительно на факте отсутствия у работника требуемого профессионального образования, притом что трудовой договор с ним был заключен на основании решения работодателя в рамках действовавшего правового регулирования».

Суд принимает во внимание ссылку заявителя на разъяснения контролирующего органа, изложенные в Письме Ростехнадзора от 26.03.2019 г. № 07-00-05/385 (находятся в свободном доступе в сети «Интернет»), где указано, что специалисты организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации объектов ведения горных работ и переработки полезных ископаемых, должны иметь высшее профессиональное (техническое) или среднее профессиональное (техническое) образование по специальности, соответствующей профилю работы подразделения. В случае отсутствия у специалистов организации образования по специальности, соответствующей профилю работы предприятия, то в соответствии со ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указанные лица должны получить дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, и приобретение соответствующей квалификации».

Аналогичные разъяснения содержания п.29 Приказа РТН № 599 от 11.12.2013 28.11.2019г. содержатся также в письме, адресованном АО «АГД ДАЙМОНДС» Ростехнадзором (исх.№ 57-1/64696) (вх. № 4028 от 28.11.2019г.) «О разъяснении требований ФНП».

Аналогичную позицию Управление горного надзора Ростехнадзора 27.12.2021 подтвердило на официальном сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому  и          атомному            надзору          (Ростехнадзор) (https://www.qosnadzor.ru/public/reception/faq/27-dekabrya-2021-goda/index.php)

Вопрос (100/31003)): «В случае отсутствия у руководителей и специалистов образования по специальности, соответствующей профилю работы предприятия, в соответствии со ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указанные лица должны получить дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, и приобретение соответствующей квалификации».

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании): «Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации» (ч. 5. ст. 76 Закона об образовании).

Согласно частям 10, 15 Закона об образовании: Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

Согласно ч. 5 ст. 76 Закона об образовании, п.п. 6, 19 Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам": Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования.

Таким образом, диплом о профессиональной переподготовке дает право указанным работникам Общества заниматься профессиональной деятельностью в сфере ведения открытых горных работ и выполнять конкретные трудовые функции в области полученной компетенции.

П. 30 Приказа Ростехнадзора от 08.12.2020 N 505 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых": «к техническому руководству работами на объектах ведения горных работ и переработки полезных ископаемых должны допускаться лица, имеющие высшее или среднее специальное соответствующее образование» необходимо применять с учетом вышеуказанных норм Закона об образовании. Основополагающим принципом правовой системы РФ является то, что подзаконные нормативно-правовые акты издаются в соответствии с законами, на основе закона, во исполнение его и не должны противоречить ему.

Поскольку, мастер горных работ должен обладать высшим образованием, соответствующим профилю его работы, контролирующий орган утверждает, что в соответствии со ст. 10 Закона об образовании, «дополнительное образование не тождественно ни высшему, ни среднему специальному», в связи с чем «наличие диплома о профессиональной подготовке не отвечает квалификационным требованиям, установленным для руководства горными работами».

Однако, в соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образование подразделяется на следующие виды: общее образование; профессиональное образование;    дополнительное образование; профессиональное обучение, обеспечивающее возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Дополнительное образование подразделяется на подвиды: дополнительное образование детей и взрослых; дополнительное профессиональное образование (ч. 6 ст. 10 Закона об образовании).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования (ч. 3 ст. 10 Закона об образовании).

На основании ч. 5 ст. 10 Закона об образовании в РФ устанавливаются следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Таким образом, Закон об образовании осуществляет регулирование по видам и уровням образования.

Согласно ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ, понятие «квалификация работника» включает в себя, в том числе и уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Принимая во внимание положения ч. 5 ст. 76 Закона об образовании, согласно которым: реализация программы профессиональной переподготовки направлена на приобретение новой квалификации, которая дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции, следует сделать вывод о соответствии полученного в результате профессиональной переподготовки уровня образования уровню образования, требуемому в соответствии с данной квалификацией.

Подтверждением этому служат и положения частей 3,5 статьи 76 Закона об образовании: «К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1)           лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование:

2)           лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

А программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Иными словами, на программу профессиональной переподготовки может поступить человек, который уже имеет высшее или среднее профессиональное образование, то есть «переподготовиться» с одной профессии на другую.

Как следует из материалов дела, Мастер горный горного участка ФИО2 имеет Диплом Архангельского государственного технического университета ИВС 0484151 по специальности «Инженер» (высшее образование), а Мастер горный горного участка ФИО1 - Диплом ФГАОУ ВПО «Северный Арктический Федеральный Университет КБ № 25416 по специальности «Менеджмент организации» (высшее образование). И после прохождения профессиональной переподготовки указанными работниками и получения ФИО2 Диплома ПП-IK № 0797 по программе профессиональной переподготовки «Открытые горные работы», а ФИО1 - Диплома ФГАОУ ВПО «Северный Арктический Федеральный Университет № 08-2014 по программе «Открытые горные работы», предоставляющими право на ведение деятельности в сфере открытых горных работ, следует прийти к выводу, что образование указанных работников отвечает требуемому критерию -работники имеют высшее соответствующее образование.

Дополнительным подтверждением вышеизложенного служат положения ч. 10 ст. 76 Закона об образовании: «Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований,

профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ». Другими словами, работник, завершивший программу профессиональной подготовки, имеет уровень среднего профессионального или высшего образования.

При обратном подходе, следовало бы признать, что установленный законом вид образования - профессиональная переподготовка, полностью утрачивает свое значение и декларируемое законом назначение - право заниматься определенной профессиональной деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции в соответствии с полученным дипломом о профессиональной переподготовке (в данном случае - открытые горные работы), а соответствующие дипломы десятков высших учебных заведений России о прохождении профессиональной переподготовки в сфере горных работ не должны приниматься работодателями в качестве документов, подтверждающих соответствующее образование работников.

Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Квалификация (ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации) -уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, который необходим для реализации определённого вида профессиональной деятельности или определенной трудовой функции (п.1 ст. 195 ТК РФ).

Для работодателей - профстандарт является основой для установления более конкретных требований при выполнении трудовой функции работника с учетом специфики деятельности организации.

АО «АГД ДАЙМОНДС» не оспаривает утверждение ФИО4 о том, что диплом о профессиональной переподготовке не является документом, подтверждающим получение высшего образования.

Диплом о профессиональной переподготовке не подтверждает получение высшего образования, а подтверждает право выполнения нового вида профессиональной деятельности, и (или) выполнения конкретных трудовых функций на основании имеющегося у работника среднего специального или высшего образования.

Относительно замечания Ростехнадзора о том, что программы профессиональной переподготовки, пройденные ФИО1 и ФИО2 в ФГАОУ ВПО «Северный Арктический Федеральный Университет» и в АНО ДПО «Центр подготовки специалистов «Сфера», не согласованы Ростехнадзором, суд отмечает следующее.

Согласно ст. 76 Закона об образовании: дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) (часть 2).

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (часть 5).

Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование (часть 6).

А вот типовые дополнительные профессиональные программы действительно утверждаются федеральным органом исполнительной власти в соответствующей сфере деятельности (часть 7).

Так, Приказом Ростехнадзора от 13.04.2020 N 155 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области промышленной безопасности" утвержден целый перечень типовых программ: Типовая дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации) 'Требования промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности", Типовая дополнительная профессиональная программой (программой повышения квалификации) 'Требования промышленной безопасности в нефтяной и газовой промышленности", 'Типовая дополнительная профессиональная программа (программой повышения квалификации) "Требования промышленной безопасности в металлургической промышленности", Типовая дополнительная профессиональная программа {программа повышения квалификации) 'Требования промышленной безопасности в горнорудной промышленности", Типовая дополнительная профессиональная программа (программой повышения квалификаций) 'Требования промышленной безопасности в угольной промышленности", Типовая дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификаций), «Требования промышленной безопасности в области маркшейдерского обеспечения горных работ", Типовая дополнительная профессиональная программа {программой повышения квалификаций) " промышленной безопасности на объектах газораспределения и газопотребления", Типовая дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации) "Требования промышленной безопасности к оборудованию, работающему под давлением", Типовая дополнительная профессиональная программа (рограмма повышения квалификации) 'Требования промышленной безопасности к подъемным сооружениям", Типовая дополнительная профессиональная программа {программа повышения квалификаций) 'Требования промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ", Типовая дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификаций) 'Требования промышленной безопасности на объектах хранения и переработки растительного сырья", Типовая дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации) 'Требования промышленной безопасности, относящиеся к взрывным работам") (Зарегистрировано в Минюсте России 05.08.2020 N 59180).

То есть, типовые программы предназначены для целей дополнительной переподготовки в области ПБ (промышленной безопасности), а не для получения новой компетенции - руководства горными работами.

Программа профессиональной переподготовки «Открытые горные работы» по направлению подготовки 21.05.04 «Горное дело», по которой проходили обучение указанные работники, была разработана на кафедре геологии и горных работ высшей школы энергетики, нефти и газа ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова». Содержание программы профессиональной переподготовки было определено образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность - ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» (ч. 6 ст. 76 Закона об образовании). Программа разработана на основе квалификационных требований к должностям руководителей и специалистов организаций геологии и разведки недр, утвержденных Постановлением Минтруда России от 20.12.2002 № 82, а также на основе требований ФГОС ВО по специальности 21.05.04 Горное дело к результатам освоения образовательной программы. В соответствии с Письмом ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» № 03-146 от 21.02.2022  «данная программа не является типовой дополнительной профессиональной программой в области промышленной безопасности и не подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Цель реализации указанной программы - формирование профессиональных компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в области ведения открытых горных работ.

Таким образом, Ростехнадзор смешивает два различных понятия - «программа профессиональной переподготовки», которая определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и Типовая дополнительная профессиональная программа, которая утверждается федеральным органом исполнительной власти в соответствующей сфере деятельности.

В письме ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» подтверждает, что «слушатели, успешно освоившие дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки и прошедшие итоговую аттестацию, получают по результатам обучения диплом о профессиональной переподготовке, предоставляющий право на ведение профессиональной деятельности в сфере открытых горных работ, и допускаются к техническому руководству работами на объектах ведения горных работ и переработки полезных ископаемых».

В соответствии с частью 7 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" была дополнена пунктом 3 о необходимости согласования типовых дополнительных образовательных программ с Ростехнадзором Федеральным законом от 29.07.2018 N 271-ФЗ, вступившим в силу с 01 января 2019г., то есть после получения диплома ФИО1

Заявитель ссылается на неисполнимость оспариваемого пункта предписания.

Так, срок устранения вменяемого Обществу нарушения установлен до 22.01.2022 г. Набор на обучение ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» будет производится по Основной профессиональной образовательной программе Высшего образования по направлению «Горное дело», по специальности «Открытые горные работы» только в очном формате с 01.09.2022 г. (Письмо САФУ им. М.В. Ломоносова от 17.02.2022).

При этом предписание должно быть исполнимым. Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания - это наличие реальной возможности у лица, которому оно адресовано, устранить в установленный срок выявленное нарушение.

Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

Неопределенность и неисполнимость выданного предписания влечет признание его недействительным.

Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт решение или совершили действия (бездействие).

Исходя из распределения бремени доказывания по делам, рассматриваемым арбитражным судом в порядке главы 24 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что Заинтересованным лицом во исполнение положений части 1 статьи 65 АПК РФ, части 5 статьи 200 АПК РФ не представлены доказательства несоответствия заявителя требованиям действующего законодательства в рассматриваемой части.

Согласно требованиям ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

На основании вышеизложенного, с учетом установленных конкретных обстоятельств настоящего дела, суд, исходя из принципа справедливости,  недопущения формального подхода, принимает решение об удовлетворении заявленного требования.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в ряде постановлений, в случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу фактические обстоятельства, ограничиваясь только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным (Постановления от 6 июня 1995 года по делу о проверке конституционности положения статьи 19 Закона РСФСР "О милиции", от 13 июня 1996 года по делу о проверке конституционности части пятой статьи 97 УПК РСФСР, от 28 октября 1999 года по делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"). Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

Ввиду изложенного, требование заявителя  о признании недействительным Предписания об устранений выявленных нарушений от 22.10.2021 года № 116-рш/П-2021  в части пункта 1 данного Предписания подлежит удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины распределяются по правилам ст. 110 АПК РФ и относятся на ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 71, 75, 110, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

  Проверив на соответствие требованиям действующего законодательства, признать недействительным Предписание об устранении выявленных нарушений от 22.10.2021 года № 116-рш/П-2021  в части пункта 1 данного Предписания.

Взыскать с Ростехнадзор в пользу   АО «АГД ДАЙМОНДС» 3 000 (Три тысячи) рублей 00 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

            Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

С.О. Ласкина