ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-2778/20-120-22 от 02.07.2020 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

09 июля 2020 годаДело № А40-2778/20-120-22

Резолютивная часть объявлена 02 июля 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 09 июля 2020 года

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи – Блинниковой И.А.

протокол ведет секретарь судебного заседания  Фуникова А.Г.

Рассмотрев  в открытом судебном заседании

дело по иску (заявлению)

ООО "Завод ПСК"

ответчик: Министерство обороны РФ, ФКП "БОЗ"

о признании недействительным  закрытый конкурс для закупки №0173100004519002304 и государственный контракт  №1920187190342461149000134 на выполнение работ по утилизации специальных топлив для ракетной техники

с участием:

от заявителя:   не явка

от ответчика:  1)Гуторова О.А. (дов. от 21.03.2019г., диплом); 2) не явка

УСТАНОВИЛ:

ООО "Завод ПСК" (далее – Истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Министерству обороны РФ и ФКП "БОЗ" о признании недействительным  закрытый конкурс для закупки №0173100004519002304 и государственный контракт  №1920187190342461149000134 на выполнение работ по утилизации специальных топлив для ракетной техники  и применении последствий недействительности государственного контракта №1920187190342461149000134, с учетом принятых в порядке ст.49 АПК РФ уточнений.

Представитель истца в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются документы, подтверждающие его надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства. Суд счел возможным рассмотреть дело без участия истца в порядке, предусмотренном ст.156 АПК РФ.

В судебном заседании представитель ответчика в судебном заседании по иску возражал.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя ответчика, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, основываясь на следующем.

Как следует из искового заявления, 30.09.2019 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (zakupki.gov.ru) опубликована информация о проведении закрытого конкурса на выполнение работ по утилизации специальных топлив для ракетной техники, извещение о проведении закрытого конкурса № 0173100004519002304.

27.11.2019 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (zakupki.gov.ru) опубликована информация о внесении изменений в извещение о проведении закрытого конкурса № 0173100004519002304.

02.12.2019 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (zakupki.gov.ru) опубликована информация о внесении изменений в извещение о проведении закрытого конкурса № 0173100004519002304.

В соответствии с Изменениями в извещение о проведении закрытого конкурса на выполнение работ по утилизации специальных топлив для ракетной техники (извещение № 0173100004519002304): Закупка работ по утилизации специальных топлив для ракетной техники: Начальная цена 121 316 893 (сто двадцать один миллион триста шестнадцать тысяч восемьсот девяносто три) рубля 10 копеек, из них:

2019    год: 0 (ноль) рублей 00 копеек;

2020    год: 121 316 893 (сто двадцать один миллион триста шестнадцать тысяч восемьсот девяносто три) рубля 10 копеек.

Идентификационный код закупки (ИКЗ): 191770425226177040100170220018422219 Дата и время начала подачи заявок 30.10.2019 16:00 Дата и время окончания подачи заявок 18.12.2019 10:00 Дата и время вскрытия конвертов с заявками 18.12.2019 10:00 Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе 20.12.2019

18.12.2019 г. было произведено вскрытие конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе на выполнение работ по утилизации специальных топлив для ракетной техники (извещение № 0173100004519002304), протокол вскрытия конвертов № 1289/ГОЗ/ЗК/1 от 18.12.2019 г.

20.12.2019 г. было произведено рассмотрение и оценка заявок на участие в закрытом конкурсе на выполнение работ по утилизации специальных топлив для ракетной техники (извещение № 0173100004519002304), протокол рассмотрения и оценки заявок № 1289/ГОЗ/ЗК/2 от 20.12.2019 г.

По результатам рассмотрения заявка Истца была отклонена по причине отсутствия в составе заявки копии действующей лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в части выполнения работ, указанных в пунктах 3-6 Приложения к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. № 492, выданной уполномоченным органом.

По мнению истца, указание Ответчика-1 в протоколе № 1289/ГОЗ/ЗК/2 от 20.12.2019г. на несоответствие заявки Истца требованиям конкурсной документации нарушает права и законные интересы Истца, а также противоречит требованиям п. 2 ст. 53 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с настоящими требованиями.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из следующего.

Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

В соответствии с пунктом 4 статьи 447 ГК РФ торги проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Согласно статье 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Статьей 47 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае нарушения положений главы 3 данного Закона, регламентирующих определение поставщика (подрядчика, исполнителя), такое определение может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица.

Согласно пункту 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.

Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

Правила, предусмотренные статьей 449 ГК РФ, применяются также к торгам, проводимым в целях заключения договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг или приобретение имущественных прав, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений (пункт 6 статьи 447 ГК РФ).

Согласно позиции, содержащейся в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 739-О-О, от 29.01.2015 N 161-О и постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 12573/11, по смыслу статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными должно повлечь восстановление прав истца.

Из приведенных норм права следует, что истец, требуя признания торгов недействительными, должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными и применения последствий недействительности заключенной на таких торгах сделки.

Согласно пункту 1 Информационного Письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.

Судом установлено, что Минобороны проводился закрытый конкурс на выполнение работ по утилизации специальных топлив для ракетной техники (извещение № 0173100004519002304) (далее - конкурс) в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. № 1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства», по результатам которого заключен, государственный контракт от 22 января 2020 г. № 1920187190342461149000134 (далее - государственный контракт).

 В силу пункта 1 части 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридическое лицо может осуществлять только на основании специального разрешения (лицензии).

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения" государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон о промышленной безопасности) предусмотрено, что опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о промышленной безопасности отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из части 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности следует, что  организация,  эксплуатирующая  опасный  производственный  объект, обязана, в том числе иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности   в   области   промышленной    безопасности,    подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) установлено, что эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.

Учитывая специфику проводимой закупки на выполнение работ по утилизации компонентов жидкого ракетного топлива (меланжа-27и и амила), относящегося к взрывопожароопасным и токсичным веществам, заказчиком в конкурсной документации установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, в части выполнения работ, указанных в пунктах 3-6 приложения к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. № 492-(далее - Постановление № 492).

Амил — тетраоксид диазота, компонент ракетного топлива (код ФККО - 3 18 357 11 10 1, Класс опасности 2 по ГОСТ 12.1.007-76, является сильным окислителем, коррозионно активен, при контакте с органическими веществами и горючими возможно воспламенение и взрыв).

Меланж — окислитель для ракетного топлива из концентрированной азотной     кислоты     с     добавкой    растворенного     в     ней     амила (код ФККО - 3 18 357 21 10 1, Класс опасности 3 по ГОСТ 12.1.007-76, способно взрываться в смеси с органическими веществами, опасное вещество по степени воздействия на организм, опасен в виде паров).

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в закрытом конкурсе от 20 декабря 2019 г. № 1289/ГОЗ/ЗК/2 заявка ООО «Завод ПСК» признана несоответствующей требованиям, установленным в конкурсной документации, поскольку в составе указанной заявки копия действующей лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в части выполнения работ, указанных в пунктах 3-6 Приложения к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. № 492, не представлена.

Вместе с тем, в составе заявки заявителя представлена копия лицензии от 15 апреля 2009 г. № ЭХ-40-001749 (X) (срок действия до 3 ноября 2011 г.) на эксплуатацию химически опасных производственных объектов (опасных производственных объектах, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются токсичные и высокотоксичные вещества, а также другие вещества, представляющие опасность для окружающей среды) (далее - лицензия).

Данная лицензия выдана в соответствии с требованиями Положения о лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2006 г. № 429 «О лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов» (документ утратил силу с октября 2012 г.) (далее - Положение № 429).

Постановлением № 492 перечень выполняемых работ (услуг) был изменен, в связи с чем в лицензии, представленной участником закупки, не включены работы по переработке, хранению, транспортированию и уничтожению воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на взрывопожароопасных производственных объектов I, II и III классов опасности, в соответствии с пунктами 3-6 приложения к Положению о лицензировании.

Согласно пункту  1  статьи  18 Закона о лицензировании лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Частью 2 статьи 18 Закона о лицензировании предусмотрено, что до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.

Также в соответствии с пунктом 6.1 статьи 22 Закона о лицензировании лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, и не содержат перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, подлежат переоформлению.

В рассматриваемом случае лицензия, представленная заявителем в составе заявки на участие в конкурсе (оформленная до 8 октября 2012 г.) подлежит переоформлению в порядке, установленном частью 9 и частью 17 статьи 18 Закона о лицензировании, поскольку не предоставляет прав осуществлять конкретные виды работ, предусмотренные Постановлением № 492, в том числе работы по утилизации специальных топлив для ракетном техники, относящихся к взрывопожароопасным и токсичным веществам.

Кроме того, заявителем в ООО «Завод ПСК» обжаловались положения конкурсной документации, в части не установления в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации требования о наличии у участников закупки лицензий на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, а также на эксплуатацию химически опасных производственных работ.

По итогам рассмотрения жалобы ООО «Завод ПСК» и проведения внеплановой проверки ФАС России нарушений в действиях заказчика не выявлено.

Как следует из содержания части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обращение лица в суд должно преследовать цель защиты его нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Поскольку судебная защита должна быть направлена на восстановление нарушенного или оспариваемого права, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и быть направлен на его восстановление.

В заявлении заявитель не указал право (законный интерес), защита которого будет обеспечена в результате признания конкурса и государственного контракта недействительными.

Согласно статье 65 АПК РФ заявитель должен доказать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования.

В данном случае заявитель, обращаясь в суд с требованием о признании конкурса и государственного контракта недействительными, не указал и не доказал наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством и каким способом возможно их восстановление.

При указанных обстоятельствах, в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания для признания конкурса и государственного контракта недействительным, также заявленные требования не могут привести к восстановлению чьих-либо субъективных прав, возврату сторон в первоначальное положение.

 Суд отмечает, что по итогам проведения конкурса Министерством обороны Российской Федерации был заключен государственный контракт с Федеральным казенным предприятием «Бийский олеумный завод» от 22 января 2020 г. № 1920187290342461149000134, обязательства по которому находятся в стадии исполнения.

Таким образом, доводы ООО «Завод ПСК», изложенные в заявлении, несостоятельными и несоответствующими положениям Закона о контрактной системе.

При изложенных обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении исковых требований.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление ООО "Завод ПСК" о признании недействительным  закрытый конкурс для закупки №0173100004519002304 и государственный контракт  №1920187190342461149000134 на выполнение работ по утилизации специальных топлив для ракетной техники  и применении последствий недействительности государственного контракта №1920187190342461149000134 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья                                                                                                           И.А.Блинникова