ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-27813/17 от 27.04.2016 АС города Москвы

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ 

20 апреля 2017 года Дело № А40-27813/17-92-131

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2017 года

Полный текст решения изготовлен 27 апреля 2016 года

Арбитражный суд в составе судьи Уточкина И.Н.

Протокол судебного заседания вел секретарь Бондаренко Е.С.

Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФГБОУ ВО «РГСУ»
 к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки
 об оспаривании повторного предписания от 11.11.2016 №07-55-364/37-Л/З/ПП, распоряжения от 08.12.2016 №3211-07

При участии:

от заявителя – ФИО1 по дов. от 15.12.2016; ФИО2 по дов. от 12.04.2017 №Д-354/17

от ответчика – ФИО3 по дов. от 23.12.2016 №01-246/11-06

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования "Российский государственный социальный университет" (далее - Институт) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки об оспаривании повторного предписания от 11.11.2016 №07-55-364/37-Л/З/ПП, распоряжения от 08.12.2016 №3211-07.

Заявление мотивировано тем, что оспариваемое предписание не соответствует законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя.

Представитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки против удовлетворения заявления возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве, ссылаясь на то, что оспариваемое предписание соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями соблюден истцом.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Рособрнадзор является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и наук согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере образования науки, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации с 15.07.2013 № 594 (далее - Положение о службе).

Согласно пункту 5.1 Положения о службе Рособрнадзор осуществляет федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, а также принятие мер по устранению последствий нарушений законодательства Российской Федерации в сфер образования, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным организациям, и контроль за исполнением таких предписаний в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно пункту 5.2 Положения о службе Рособрнадзор осуществляет федеральный государственный контроль качества образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Согласно пункту 5.9 Положения о службе Рособрнадзор осуществляет лицензирование образовательной деятельности организаций, в том числе, контроль за соблюдением Институтом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.

Частью 6 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) предусмотрено, что в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает организации, допустившей такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения.

Согласно части 7 статьи 93 Закона об образовании, в случае неисполнения указанного в части 6 данной статьи предписания, в том числе, если представленный организацией, допустившей такое нарушение, отчет не подтверждает исполнение этого предписания в установленный им срок или отчет о его исполнении до истечения срока его исполнения не представлен, орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и запрещает прием в данную организацию.

Таким образом, оспариваемое предписание издано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в рамках предоставленных ей полномочий.

В результате внеплановой документарной проверки, проведенной в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 13.10.2016 № 1730 в отношении федерального государственного бюджетного образовательного учреждении высшего образования «Российский государственный университет» в части филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждении высшего образования «Российский государственный университет» в г. Дедовске Московской области, расположенного по адресу: 143530, <...>, в период с 14.10.2016 по 11.11.2016, выявлены следующие нарушения (акт проверки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11.11.2016 № 419/ВП/КП/Л/З, учетный номер проверки 00160701129705, порядковый номер проверки 161000000000269477).

Согласно тексту повторного предписания, заявителю предписано устранить следующие нарушения, выявленные в ходе внеплановой выездной проверки, проводившейся в отношении Заявителя в период с 05.07.2016 г. по 07.07.2017, а именно:

- подпункта «а» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), у филиала лицензиата отсутствуют на праве собственности или ином законном основании объекты физической культуры и спорта для реализации модуля (раздела): лыжная подготовка, атлетическая гимнастика;

- подпункта «в» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» у филиала лицензиата отсутствуют условия для охраны здоровья обучающихся;

- подпункта «е» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности у филиала лицензиата отсутствуют печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам по направлениям подготовки 40.03.01 Юриспруденция, 39.03.02 Социальная работа, 44.03.01 Педагогическое образование, 38.03.01 Экономика;

- пункта 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного, приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности), представленная образовательная программа по направлению подготовки 38.03.01 Экономика не обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных дисциплин;

- пункта 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности представленная образовательная программа по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа не обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных дисциплин;

- пункта 19 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности рабочая программа дисциплины «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности» по направлению 37.03.01 Психология не включает в себя: описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики;

- пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при принятии филиалом университета локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, не учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся;

- пункта 14 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.11.2015г. № 1383 (далее -Положение о практике обучающихся), по образовательным программам по направлениям подготовки 40.03.01 Юриспруденция, 05.03.06" Экология и природопользование, 38.03.04 Государственное и муниципальное управление; по специальности 080504 Государственное и муниципальное управление руководитель практики от филиала университета и руководитель практики от профильной организации не составляют совместный рабочий график проведения практики;

- пункта 18 Положения о практике обучающихся по образовательным программам по направлениям подготовки 37.03.01 Психология, 38.03.02 Менеджмент, 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, 39.03.02 Социальная работа, 40.03.01 Юриспруденция, 44.03.01 Педагогическое образование, 05.03.06 Экология и природопользование; по специальностям 080105 Финансы и кредит, 080504 Государственное и муниципальное управление обучающиеся в период прохождения всех видов практик не выполняют индивидуальное задание;

- пункта 20 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специапитета и программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.06.2015г. № 636 (далее - Порядок проведения ГИА), в филиале университета отсутствует регламент работы государственной экзаменационной комиссии и апелляционной комиссии;

- пункта 29 Порядка проведения ГИА в протоколах заседания ГЭК по приему государственного аттестационного испытания не отражаются мнения председателя и членов государственной экзаменационной комиссии о выявленном в ходе государственного аттестационного испытания уровне подготовленности обучающегося к решению профессиональных задач, а также о выявленных недостатках в теоретической и практической подготовке обучающегося;

- пункта 32 Порядка проведения ГИА для подготовки выпускной квалификационной работы за обучающимся не закрепляется распорядительным актом организации руководитель выпускной квалификационной работы из числа работников организации;

- пункта 38 Порядка проведения ГИА тексты выпускных квалификационных работ не размещаются филиалом университета в электронно-библиотечной системе и не проверяются на объем заимствования;

- пункта 10 статьи 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники не проходят в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

- подпункта «г» подпункта 1 пункта 49 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147, (далее - Порядок приема) филиалом университета не размещен на официальном сайте перечень вступительных испытаний с указанием приоритетности вступительных испытаний при ранжировании списков поступающих;

- подпункта 10 пункта 65 Порядка приема в заявлениях о приеме при поступлении на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета не указаны основания для участия в конкурсе по результатам общеобразовательных вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно;

- подпункта 10 пункта 65 Порядка приема в заявлениях поступающих не указан перечень вступительных испытаний;

- подпункта 8 пункта 65 Порядка приема в заявлениях поступающих не указаны сведения о наличии у поступающих особого права (сведения о документе и копии документов в личных делах, подтверждающих наличие такого права, имеются);

- пункта 8 Порядка перевода студентов из одного высшего учебного заведения Российской Федерации в другое, утвержденного приказом Минобразования России от 24.02.1998 № 501 (далее - Порядок перевода), у студентов, зачисленных в организацию в порядке перевода, не предоставлен оригинал документа об образовании;

- пункта 8 Порядка перевода не представлены учетные документы обучающихся с записями о перезачтенных дисциплинах, практиках, курсовых проектах (работах), ликвидации академической задолженности;

- пункта 7 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 № 968 (далее - Порядок проведения ИГА СПО), председатель государственной экзаменационной комиссии утверждается позднее 20 декабря текущего года.

- пункта 8 Порядка проведения ИГА СПО заместителем председателя государственной экзаменационной комиссия является заведующий кафедрой гражданского права и процесса, а не руководитель образовательной организации;

- пункта 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 (далее - Порядок организации и осуществления ДПО), структура дополнительной профессиональной программы не включает календарный учебный график, организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы по реализуемым дисциплинам учебного плана;

- пункта 19 Порядок организации и осуществления ДПО не определена форма итоговой аттестации обучающихся.

Суд признал оспариваемое повторное предписание соответствующим действующему законодательству Российской Федерации, исходя из нижеследующего.

Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

По результатам проверки в соответствии с частями 1 и 4 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ ответчиком был составлен Акт проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 07.07.2016 № 302/ВП/Л/З/К, который вручен 07.07.2015 под роспись должностному лицу заявителя.

Согласно Акту проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 07.07.2016 № 302/ВП/Л/З/К в деятельности Университета выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования, лицензионных требований.

В этой связи и в соответствии с частью 6 статьи 93 Федерального закона № 273-ФЗ заявителю было выдано предписание от 07.07.2015 № 07-55-233/37-Л/3, срок исполнения которого истек 08.08.2016.

В августе 2016 года заявителем представлен отчет об исполнении предписания от 07.07.2015 № 07-55-233/37-Л/3.

Их представленных заявителем документов не представлялось возможным сделать вывод об исполнении или неисполнении предписания от 07.07.2015 № 07-55-233/37-Л/З.

Руководствуясь пунктами 67-72 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 02.05.2012 № 367 (зарегистрирован Минюстом России 04.07.2012, регистрационный № 24798) (действовал на начало проверки и утратил силу 28.10.2016), было принято решение о проведении внеплановой документарной проверки исполнения предписания от 07.07.2015 № 07-55-233/37-Л/З.

Пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований является основанием для проведения внеплановой проверки.

В связи с истечением срока исполнения предписания Рособрнадзора от 07.07.2015 № 07-55-233/37-Л/З, в соответствие с пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ и на основании приказа Рособрнадзора от 13.10. 2016 № 1730 в период с 14.10.2016 по 11.11.2016 была проведена проверка исполнения указанного предписания.

По результатам проверки исполнения предписания от 07.07.2015 № 07-55-233/37-Л/З составлен Акт проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 11.11.2016 № 419/ВП/КП/Л/З, в котором отражены все неустраненные заявителем нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования, лицензионных требований.

Таким образом, Повторное Предписание, предписывающее Заявителю устранить указанные нарушения, соответствует Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 274-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Учитывая, что оспариваемое повторное предписание от 11.11.2016 №07-55-364/37-Л/З/ПП и распоряжение от 08.12.2016 №3211-07 соответствуют действующему законодательству, требования заявителя не подлежат удовлетворению ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.

Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

На основании ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», руководствуясь ст.ст. 29, 64-68, 75, 110, 167-170, 198-201 АПК, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие Федеральному закону от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральному закону от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», отказать в удовлетворении требований по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет»
 к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки
 об оспаривании повторного предписания от 11.11.2016 №07-55-364/37-Л/З/ПП, распоряжения от 08.12.2016 №3211-07.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья: Уточкин И.Н.