ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело №А40-288002/18-181-330
14 февраля 2019г.
резолютивная часть решения объявлена 07 февраля 2019г.
полный текст решения изготовлен 14 февраля 2019г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего судьи Хабаровой К.М.
При ведении протокола секретарем с/з Ориповой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (ИНН <***>)
об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка № 50-1000-04-06-0623 от 26.12.2008г. с кадастровым номером 50:27:0020118:110 в части изменения видов разрешенного использования земельного участка,
об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка № 50-0883-04-06-0623 от 24.12.2008г. с кадастровым номером 50:27:0020118:186 в части изменения видов разрешенного использования земельного участка,
при участии:
от Истца: ФИО2 по доверенности № б/н от 28.11.2018г., ФИО3 по доверенности № б/н от 28.11.2018г.,
от Ответчика: ФИО4 по доверенности № 422-02/23424 ОТ 28.09.2018г.
установил: Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка № 50-1000-04-06-0623 от 26.12.2008г. с кадастровым номером 50:27:0020118:110 в части изменения видов разрешенного использования земельного участка, об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка № 50-0883-04-06-0623 от 24.12.2008г. с кадастровым номером 50:27:0020118:186 в части изменения видов разрешенного использования земельного участка.
Ответчик исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Истцом представлены письменные возражения на отзыв Ответчика.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд признает исковые требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, между ФИО1 (Арендатор) и Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москва заключены договора аренды лесных участков № 50-1000-04-06-0623 от 26.12.2008 года и № 50-0883-04-06-0623 от 24.12.2008 года, согласно которым Истцу предоставляются в аренду лесные участки с кадастровыми номерами: 50:27:0020118:110 и 50:27:0020118:186.
В соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27.12.2011 г. № 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами РФ городом федерального значения Москвой и Московской областью», со статьями 209, 608 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве (Арендодатель) были заключены дополнительные соглашения к договорам аренды лесных участков, а именно: дополнительное соглашение от 01.08.2017 г. о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 26.12.2008 г. № 50-1000-04-06-0623 и дополнительное соглашение от 30.12.2015 г. о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 24.12.2008 г. № 50-0883-04-06-0623.
Согласно дополнительных соглашений Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельные участки из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «природно-познавательный туризм (земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения).
ТУ ФАУГИ в г. Москве 08 февраля 2018 года были проведены мероприятия по приведению вида разрешенного использования земельных участков. В соответствии с правилами землепользования и застройки, которые в городе Москве утверждены Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 г. № 120-ПП «Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы», вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: 50:27:0020118:0110 и 50:27:0020118:186 изменился на:
- 13.2.0 - Осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений;
- 13.3.0 - Размещение жилого дачного дома (не предназначенного для раздела на квартиры, пригодного для отдыха и проживания, высотой не выше трех надземных этажей); осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение хозяйственных строений и сооружений;
- 2.1.0 - Размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений;
- 2.2.0 - Размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей); производство сельскохозяйственной продукции, размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.
16.03.2018 и 20.03.2018 Истец обратился в ТУ ФАУГИ в г. Москве с письмами по вопросу заключения дополнительного соглашения к договорам аренды от 24.12.2008 № 50-0883-04-06-0623 и от 26.12.2008 № 50-1000-04-06-0623 в части изменения видов разрешенного использования.
До настоящего времени дополнительные соглашения не подписаны, в связи с чем Истец обратился с исковым заявлением.
Доводы Истца о необходимости внесения изменений в договор, недобросовестности действий ответчика отклоняются судом.
Согласно ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга, предоставляемая исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - это деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Следовательно, деятельность департамента по внесению изменений в договор аренды земельных участков под цели строительства, которые находятся в государственной собственности, является государственной услугой.
Согласно ст.3 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Постановлением Правительством Москвы от 15.05.2012 №199-1111 утверждены административные регламенты предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы, в том числе и Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы.
Таким образом, федеральным законом и нормативным правовым актом города Москвы, принятым в соответствии с этим законом, установлен порядок предоставления государственной услуги. Причем, такой порядок обязателен как для органа исполнительной власти, так и для заявителя.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга, предоставляемая исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – это деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона № 210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 12 Закона № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Однако за государственной услугой в установленном законом порядке истец не обращался.
При этом, правовые основания для внесения изменения цели предоставления земельного участка в договора аренды отсутствуют.
Согласно п.2 ст.22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в п.4 ст.27 Земельного кодекса РФ, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно п.1 ст.615 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Согласно дополнительных соглашений Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельные участки из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «природно-познавательный туризм (земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения).
Земельным кодексом РФ не предусмотрена возможность изменения условий договора аренды при изменении его вида разрешенного использования.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В ч. 1, ч. 2 ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Категория земель указывается в: актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости.
Абзацем 9 ч. 1 статьи 8 ЗК РФ также предусмотрено, что перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов.
В соответствии с пп.1 ч.1 ст.84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Исследуя материалы дела, суды установили, что согласно пункту 1,2 договоров аренды, с учетом дополнительных соглашений, Арендатор принимает в аренду земельные участки из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «природно-познавательный туризм (земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения).
Вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: 50:27:0020118:0110 и 50:27:0020118:186 - Осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений; Размещение жилого дачного дома (не предназначенного для раздела на квартиры, пригодного для отдыха и проживания, высотой не выше трех надземных этажей); осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение хозяйственных строений и сооружений; Размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений; Размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей); производство сельскохозяйственной продукции, размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.
В материалы дела не представлены доказательства того, что на указанных земельных участках Индивидуальным предпринимателем ФИО1 осуществлено строительство объектов индивидуального жилищного строительства либо жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры, за предоставлением государственной услуги заявитель в установленном порядке не обращался.
Указанные земельные участки были предоставлены Истцу для определенной цели - «природно-познавательный туризм (земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения), в связи с чем отсутствуют правовые основания для внесения изменения в договор аренды вида разрешенного использования земельного участка.
На основании вышеизложенного, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст.309,310,421,432,450,616 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Земельного кодекса РФ, ст.ст. 65, 71, 110, 167-170, 176, 177, 180-182 Арбитражного процессуального кодека Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятый Арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Решение направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". По ходатайству копии решения на бумажном носителе могут быть направлены в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья Хабарова К.М.