ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-29020/18-77-196 от 05.07.2018 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                         Дело № А40-29020/18-77-196

Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 20 июля 2018 года.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

председательствующего судьи Романенковой СВ., единолично,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановым О.В.,

при участии представителей:

от  заявителя:   ФИО1   (доверенность   б/н   от  01.02.2018г.,   предъявлено

удостоверение адвоката № 680 от 18.12.2002), ФИО2 (доверенность б/н от

01.02.2018г., предъявлено удостоверение адвоката №2731 от 14.01.2003),

от заинтересованного лица: ФИО3 (доверенность №42389/2017 от 21.12.2017г.,

предъявлен паспорт),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СОФЬЯ-ЦЕНТР" (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 19.12.2002 г., 111033, <...>, --)

к   заинтересованному   лицу   Управлению   федеральной   службы   государственной

регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве)

(ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 03.11.2009 г., 115191,

<...>)

о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве от 23.11.2017г.

№ 77/004/223/2017-2479, об обязании Управление Росреестра по Москве в срок не

позднее десяти дней после вступления в законную силу решения Арбитражного суда г. Москвы произвести государственную регистрацию внесения изменений в ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04.0001011:3756, общей площадью 769,5 кв.м., расположенного по адресу: <...>,

УСТАНОВИЛ: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СОФЬЯ-ЦЕНТР" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 23.11.2017 г. № 77/004/223/2017-2479, оформленного сообщением об отказе в государственной регистрации внесения изменений в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...>, об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в срок не позднее десяти дней после вступления в законную силу решения Арбитражного суда г. Москвы произвести государственную регистрацию внесения изменения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0001011:3756, общей площадью 769,5 кв.м., расположенного по адресу: <...> с присвоением статуса как «актуальные», с учетом принятых судом уточнений исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования с учетом уточнений.

Заинтересованное лицо  исковые требования не признало по доводам письменного отзыва на заявление.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей заявители  и заинтересованного лица, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, арбитражный суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов, 17.08.2017 года ООО «Софья - Центр» (Заявитель) обратилось с заявлением  № 77/004/223/2017-2479 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве  о государственной регистрации внесения изменений размера общей площади в отношении объекта недвижимости расположенного по адресу: <...>, с 726,5 кв.м. на 769,5 кв.м.

Решением Управления, оформленным письмом № 77/004/223/2017-2479 от 23 ноября 2017 года, ООО «Софья-Центр» отказано в государственной регистрации внесения изменений в отношении    объекта недвижимого имущества    с кадастровым номером 77:04:0001011:1199, расположенного по адресу: <...>. Основанием для отказа явилось то, что в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости (далее- ЕГРН) содержится запись о праве собственности ООО «Софья-Центр» на здание с кадастровым номером 77:04:0001011:3756 площадью 726,5 кв. м. расположенное по адресу: Москва, Таможенный проезд, д.6, стр.4., запись в ЕГРН о праве собственности ООО «Софья-Центр» на объект недвижимости с кадастровым номером 77:04:0001011:1199 по указанному адресу отсутствует.

Заявитель не согласен с отказом в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРН, поскольку  вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 19 апреля 2017 года по делу № А40-216392 /16 -33-1795 удовлетворены исковые требования ООО «Софья-Центр» к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения об отказе № 77:/004/014/2016 - 2508 от 10.08.2016 г. о внесении изменений и государственной регистрации сведений в ЕГРН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0001011:1119 в части изменения общей площади объекта с 726,5 кв. м. на 769,5 кв.м.

В   процессе судебного   рассмотрения   указанного  дела, до принятия Арбитражным судом решения, Управлением Росреестра по Москве спорному объекту недвижимости с кадастровым номером 77:04:0001011:1119 по формальным основаниям был присвоен другой кадастровый номер, а именно: 77:04:0001:011:3756, что явилось причиной для обращения ООО «Софья-Центр» с настоящим иском в суд.

По мнению Заявителя, присвоение объекту недвижимости другого кадастрового номера не обосновано, поскольку его изменение требуется в случае если: изменился адрес местонахождения объекта, вследствии распоряжений местных органов власти;  произошло объединение с другими или, разделение на два или несколько новых объектов. Смена собственника или пользователя объекта недвижимости не влечет необходимости в присвоении нового кадастрового номера, поскольку сама недвижимость остается прежней.

Письмом от 29.09.2017  № 38612 ООО «Софья-Центр» обратилось в Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве за разъяснениями в части присвоения нового кадастрового номера объекту недвижимости.

Согласно полученного из кадастровой палаты ответа № 211/30719 от 15.11.2017, техническая ошибка в части дублирующей сведения об объекте недвижимости с кадастровыми номерами 77:04:0001011:3756 и 77:04:0001011:1199 исправлена.

Объекту недвижимости с кадастровым номером 77:04:0001011:3756, расположенному по адресу: <...>, отдан приоритет. Объекту недвижимости с кадастровым номером 77:04:0001011:1199, расположенному по адресу: <...> присвоен статус «Архивный».

Как указывает заявитель, на момент вынесения Арбитражным судом г. Москвы решения спорный объект имел кадастровый номер 77:04:0001011:1199, последующее изменение кадастрового номера данного объекта недвижимости на номер 77:04:0001011:3756 не  изменил его основные характеристики и не может являться основанием для отказа в государственной регистрации  внесения изменений на основании судебного акта.

В соответствии с п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Как видно из материалов дела, срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ для обращения в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Росреестра по Москве, заявителем соблюден.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействия) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5, 6 статьи 1 Закона государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости  является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним.

Согласно части 3 статьи 15 Закона государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению:

-лица, право которого на объект недвижимости возникает (за исключением возникновения прав на созданный или образованный объект недвижимости) или прекращается, - при государственной регистрации возникновения или прекращения соответствующего права;

-правообладателя объекта недвижимости и (или) лица, в пользу
которого устанавливается ограничение права или обременение объекта
недвижимости, - при государственной регистрации ограничения или
обременения, прекращения ограничения или обременения, если иное не
установлено настоящим Федеральным законом;

-сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

-правообладателя объекта недвижимости - при подтверждении права на учтенный в Едином государственном реестре недвижимости  объект недвижимости, возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" либо возникшего в силу федерального закона

В соответствии с п.1 ст.14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости  представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:

- реестра объектов недвижимости (далее также – кадастр недвижимости);

- реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость);

- реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов.

Согласно части 4 статьи 69 Закона о недвижимости государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с 01.01.2017 г. «О кадастровой деятельности»), признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Как было отмечено выше, ООО «Софья-Центр» обратилось  с заявлением о внесении изменений в реестр прав с целью приведения данных Единого государственного реестра прав (в настоящее время – Единый государственный реестра недвижимости) в соответствие с данными Государственного кадастра недвижимости в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...> (кадастровый номер 77:04:0001011:1199).

В рамках технической ошибки (№ 77/ТО/17-6543) актуальные сведения о площади объекта (769,5 кв. м) по адресу: <...> (кад. № 77:04:0001011:1199) внесены в отношении здания по адресу: <...> с кадастровым номером 77:04:0001011:3756.

При этом, сведения имеют статус «Актуальные незасвидетельствованные». Данные сведения внесены по информации, переданной 15.03.2011 из Московского городского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" в порядке ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Таким образом, по сведениям ЕГРН объект недвижимости по адресу: <...> (кадастровый номер 77:04:0001011:3756) в настоящее время имеет площадь 769,5 кв. м. В связи с вышеизложенным данные ЕГРН о здании по адресу: <...> соответствуют требованиям заявителя, информация о площади актуализирована.

Вместе с тем, суд соглашается с доводами регистрирующего органа о том, что для целей актуализации сведений о правах заявителя на здание по указанному адресу с кадастровым номером 77:04:000l6l 1:3756 и площадью 769,5 кв. м, в отношении спорного объекта необходимо представить на государственную регистрацию документы, подтверждающие законность произведенных изменений площади.

Кроме того, в качестве основания для внесения изменений в данные ЕГРН по заявлению № 77/004/223/2017-2479 были представлены копии решения Арбитражного суда г.Москвы от 19.04.2017 по делу № А40-216392/16-33-1795, копия постановления Девятого арбитражного суда г. Москвы от 04.07.2017 № 09АП-26476/2017. Однако предметом обжалования по указанным судебным актам являлись действия Управления по заявлению № 77/004/014/2016-2508.

При таких обстоятельствах, с учетом изложенного, заинтересованное лицо  правомерно отказало в государственной регистрации внесения изменений в отношении объекта недвижимости расположенного по адресу: <...>. стр.4 , на основании  ст.27 Закона «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии со ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку судом при рассмотрении заявления не установлено предоставление заявителем регистрирующему органу документов, подтверждающих законность произведенных изменений площади, информация о площади актуализирована,  оснований считать отказ от 23.11.2017 г. № 77/004/223/2017-2479, не соответствующим Федеральному закону от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не имеется.

Положения п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ предусматривают необходимость арбитражного суда указать на обязанность соответствующего государственного органа устранить нарушения допущенных прав и законных интересов.

Поскольку нарушения допущенных прав и законных интересов заявителя судом при рассмотрении заявления не установлено, оснований обязания Управления Росреестра по Москве произвести государственную регистрацию внесения изменений в отношении объекта недвижимости также не имеется.

Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, относятся на заявителя, поскольку оснований удовлетворения заявления судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст.ст. , 9, 27, 28, 64, 65, 66, 71, 110, 112, 167-170, 176, 180, 197-201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ООО «СОФЬЯ-ЦЕНТР» отказать.

Проверено на соответствие действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный, срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья                                                                                         С.В. Романенкова