Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва Дело № А40-293810/2018-144-2979
Резолютивная часть решения объявлена 09 апреля 2019 года
Полный текст решения изготовлен 10 апреля 2019 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Гилаева Д.А. (в порядке ст. 18 АПК РФ),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаймухаметовым Б.Ф.,
Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Правительства Оренбургской области (460000, ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ОРЕНБУРГ, ПЛОЩАДЬ ДОМ СОВЕТОВ, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 02.11.2005, ИНН: <***>, КПП: 561001001)
к ответчику/заинтересованному лицу: Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (125993 МОСКВА ГОРОД УЛИЦА САДОВАЯ-КУДРИНСКАЯ ДОМ 11 , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 19.04.2004, ИНН: <***>, КПП: 770301001)
третьи лица: ООО "Газпром межрегионгаз Оренбург"(460000 <...> , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 09.08.2002, ИНН: <***>, КПП: 561001001),
Департамент Оренбургской Области по ценам и регулированию тарифов (460000 <...> ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 20.01.2003, ИНН: <***>, КПП: 561001001)
о признании незаконным приказа от 28.11.2018 г. № 1652/18 «Об отмене Постановления Правительства Оренбургской области от 25.06.2018 г. №370-п «Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению»
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1 (удост, доверенность от 27.03.2019 года № 01/22-276), ФИО2 (удост, доверенность от 27.03.2019 № 01/22-279)
от ответчика – ФИО3 (удостоверение, доверенность от 12.12.2018 № ИА/101918/18), ФИО4 (удостоверение, доверенность от 23.01.2019 № ИА/4211/19)
от третьих лиц: от ООО "Газпром межрегионгаз Оренбург" – ФИО5 (паспорт, доверенность от 08.06.2017 № 185), ФИО6 (паспорт, доверенность от 25.12.2018 № 11)
от Департамента Оренбургской Области по ценам и регулированию тарифов – ФИО7 (паспорт, доверенность от 01.04.2019 № 5)
У С Т А Н О В И Л:
В судебном заседании объявлялся перерыв с 02.04.2019 г. по 09.04.2019 г., о чем имеется запись в протоколе судебного заседания.
Правительство Оренбургской области обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ФАС России о признании незаконным приказ от 28 ноября 2018 г. № 1652/18 об отмене Постановления Правительства Оренбургской области от 25 июня 2018 года № 370-п «Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению».
На основании определения от 26.03.2019 по основаниям и в порядке пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Папелишвили Г.Н. на судью Гилаева Д.А.
В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на незаконность и необоснованность приказа ФАС России.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика представил отзыв, а также письменные пояснения, в удовлетворении заявленных требований возражал, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого приказа.
Представитель третьего лица ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» представил отзыв, в удовлетворении заявленного требования просил отказать, поддержал позицию антимонопольного органа.
Представитель третьего лица Департамент Оренбургской Области по ценам и регулированию тарифов представил отзыв, поддержал заявленные требования Правительства Оренбургской области.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, в ФАС России поступило заявление ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» от 14.08.2018 № 132244/18 (далее — Заявление об отмене) об отмене постановления Правительства Оренбургской области от 25.06.2018 № 370-п «Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению» (далее - Постановление № 370-п).
По результатам рассмотрения Заявления, антимонопольным органом был принят приказ от 28 ноября 2018 г. № 1652/18 об отмене Постановления Правительства Оренбургской области от 25 июня 2018 года № 370-п «Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению», которым правительство Оренбургской области признано нарушившим подпункт «а» пункта 4 и пункты 13, 15, 17, 23 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом ФСТ России от 27.10.2011 № 252-э/2, при установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению, на 2018 год (пункт 1 резолютивной части Приказа ФАС России).
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в Арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
В обосновании заявленного требования заявитель указал, что антимонопольным органом грубо нарушена процедура рассмотрения заявления ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург», а именно Правительство Оренбургской области не было извещено о дате и времени проведения заседания антимонопольной комиссии, в связи с чем Правительство Оренбургской области не имело возможности участвовать и представлять свои интересы, оспариваемый приказ вынесен без учета доводов заявителя.
Кроме этого, заявитель указал, оспариваемый приказа антимонопольного органа противоречит нормам действующего законодательства, а именно антимонопольным органом не учтено, что при установлении цен на газ постановлением Правительства Оренбургской области от 25.06.2018 № 370-п применен метод индексации, предусмотренный пунктом 11(2) Основных положений формирования и государственного регулирования цен и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 гола № 1021 утверждены (далее - Основные положения).
Так в судебном заседании заявитель пояснил, что при применении метода индексации цены (тарифы) на газ умножаются на величину индекса изменения цен (тарифов), определяемого регулирующим органом с учетом установленных Правительством Российской Федерации средних параметров ежегодного изменения оптовых цен на газ и прогнозного уровня инфляции (пункт 11(2) Основных положений), в связи с чем отмененный приказ Правительства Оренбургской области полностью соответствовал установленным федеральным законодательством требованиям.
Кроме этого заявитель указал, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, где установлены принципы, порядок формирования и последующего применения индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на долгосрочный период, сценарными условиями Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации в октябре 2017 года, индексация оптовых цен на газ, а также тарифов на транспортировку газа по газораспределительным сетям в июле 2018 года предусмотрена на 3,4%, с учетом необходимости соблюдения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Оренбургской области на 2018 год, утвержденных указом Губернатора Оренбургской области от 29.12.2017 № 688-ук, рост платежей граждан в среднем не должен превышать 4,0 %.
Также поддерживая заявленное требование, заявитель указал, что рост розничных цен на газ, реализуемый населению, указом Губернатора Оренбургской области предусмотрен на 3,85 - 3,99 % с учетом опережающего роста розничных цен на газ по сравнению с ростом оптовых цен на газ в целях поэтапной компенсации всех расходов на составляющие средней розничной цены газа и учтен при установлении розничных цен на газ, реализуемый населению, постановлением Правительства Оренбургской области от 25.06.2018 № 370-п.
Считая, что приказ от 28 ноября 2018 г. № 1652/18 об отмене Постановления Правительства Оренбургской области от 25 июня 2018 года № 370-п «Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению», нарушает права заявителя поскольку вынесено ответчиком с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего.
Суд установил, что срок, установлены для оспаривания ненормативных правовых актов, установленный ч. 4 ст. 198 АПК заявителем не пропущен.
Судом установлено, что оспариваемый приказ вынесен антимонопольным органом в пределах представленных действующим законодательством полномочий., заявление об отмене было рассмотрено в порядке, предусмотренном Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 № 123 (далее — Правила № 123).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 № 123 предусмотрено, что Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, а также принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации решения об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения.
Согласно пункту 5.3.32 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет в установленном порядке отмену решений об утверждении тарифов в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых ими с превышением полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике и теплоснабжении, а также решений об утверждении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и об установлении цен (тарифов) в области газоснабжения, принятых ими с нарушением законодательства Российской Федерации.
Таким образом, в случаях, когда ФАС России установлено, что решение органа регулирования в области газоснабжения принято с нарушением законодательства, ФАС России принимает решение об его отмене в порядке, предусмотренном Правилами № 123.
Как правильной указывает заявитель, и не оспаривает ответчик, в соответствии с подпунктом «е» пункта 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 (далее — Основные положения), государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемый населению.
Пунктом 8 Основных положений предусмотрено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 Основных положений регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утверждённых приказом ФСТ России от 27.10.2011 № 252-э/2 (далее - Методические указания), государственное регулирование розничных цен на газ осуществляется путем установления их фиксированного уровня исходя из возмещения поставщикам газа (газоснабжающим организациям) экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа.
В соответствии с абзацем 2 пункта 16 Методических указаний при расчете розничных цен на газ оптовая цена на газ принимается на уровне установленной для рассматриваемой территории регулируемой оптовой цены на газ (средней, если оптовые цены установлены без дифференциации по группам потребителей, или установленной для населения, если такая дифференциация проводится), в случае поставки на нужды населения газа, который подлежит государственному регулированию.
Из материалов дела следует, что на территории Оренбургской области с 01.07.2018 оптовая цена на газ утверждена приказом ФАС России от 11.05.2018 № 609/18 и составила 3 444,00 руб./тыс.м3 без НДС.
Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Оренбург» на территории Оренбургской области (далее - ГРО) были утверждены приказом ФАС России от 07.11.2016 № 1545/16 и с 01.07.2017 для населения составили 536,30 руб./тыс.м3 без НДС.
Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» на территории Оренбургской области (далее - ставки ПССУнас) был утвержден приказом ФАС России от 28.04.2016 № 553/16 и с 01.07.2017 для населения составил 141,64 руб./тыс. м3 без НДС.
Таким образом, на момент принятия заявителем Постановления № 370-п федеральным органом государственной власти Российской Федерации были проиндексированы только оптовые цены на газ. Тарифы на услуги ГРО и ставки ПССУнас. проиндексированы не были.
В соответствии с пунктом 6.8 Положения N 331, ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право издавать индивидуальные правовые акты по отнесенным к компетенции Службы вопросам, в том числе приказы, определения, постановления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о естественных монополиях и законодательством о рекламе.
Судом установлено в ходе анализа представленных расчетов, в нарушение действующего законодательства органом регулирования расчет средней розничной цены на газ был принят с учетом проиндексированных тарифов на услуги ГРО и ставок ПССУнас и составил 4 891,09 тыс.руб/1000 м3 с НДС. Необходимая валовая выручка с учетом планового объёма транспортировки (реализации) газа населению за период с 1 июля 2018 года по 30 декабря 2019 года должна составить 6 984 477 тыс.руб.
Однако, исходя из действующих на момент принятия Постановления № 370-п тарифов на услуги ГРО и ставки ПССУнас., средняя розничная цена на газ должна была составить 4 863,89 тыс.руб / 1000 м3.
В соответствии с пунктом 5 Раздела II Методических указаний органы исполнительной власти субъекта РФ наделены правом осуществлять дифференциацию розничных цен на газ в зависимости от направлений потребления газа.
Дифференцированные по различным направлениям (наборам направлений) использования газа розничные цены на газ для выбранной территории субъекта Российской Федерации рассчитываются по формуле (3), предусмотренной пунктом 23 Методических указаний.
В ходе анализа расчетов средней розничной цены на газ с учетом дифференциации по различным направлениям (наборам направлений) использования газа установлено, что размер установленной Правительством Оренбургской области средней розничной цены на газ составил 4 631,03 тыс. руб./1000 м3.
Таким образом, установленные Правительством Оренбургской области розничные цены на природный газ населению Оренбургской области, дифференцированые по направлениям потребления газа, приводят к образованию за период с июля по ноябрь 2018 года недополученных доходов у ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург».
Формирование ежегодных убытков противоречит подпункту «а» пункта 4 Методических указаний, в соответствии с которым при регулировании розничных цен на газ должно быть обеспечено возмещение поставщикам газа (газоснабжающим организациям) экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа.
Судом установлено, что при расчете тарифов в адрес Правительства Оренбургской области были представлены материалы ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург», обосновывающие образование убытков.
Несмотря на представленные материалы, органом регулирования не применялись меры по приведению розничных цен в соответствие с действующим законодательством и по компенсации выпадающих доходов ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург», в связи с чем представляется необоснованным довод заявителя о несоответствии приказа ФАС России п. 11 (2) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021.
При этом вопреки доводам Заявителя Методические указания по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденные приказом ФСТ РФ от 15.12.2009 № 412-э/8, не предусматривают учет выпадающих доходов, возникающих при реализации газа для населения, при расчете снабженческо-сбытовых услуг.
Суд отклоняет довод заявителя относительно применения письма ФАС России от 18.06.2018 г. № АГ/44897/18 к рассматриваемым правоотношениям по следующим основаниям.
Исходя из пункта 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331 (далее — Положение №331), ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
В соответствии с пунктами «а», «г» и «д» пункта 7 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 (далее — Основные положения), федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с разделом II Основных положений осуществляет государственное регулирование оптовых цен на газ, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками.
Как следует из оспариваемого Приказа ФАС России, на территории Оренбургской области с 01.07.2018 оптовая цена на газ утверждена приказом
ФАС России от 11.05.2018 № 609/18 и составила 3 444,00 руб./тыс.м3 без НДС.
Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Оренбург» на территории Оренбургской области (далее — ГРО) были утверждены приказом ФАС России от 07.11.2016 № 1545/16 и
с 01.07.2017 для населения составили 536,30 руб./тыс.м3 без НДС.
Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» на территории Оренбургской области (далее — ставки ПССУ"ас), был утвержден приказом ФАС России от 28.04.2016 № 553/16 и с 01.07.2017 для населения составил 141,64 руб./тыс. м3 без НДС.
В подтверждение правомерности используемых при принятии постановления Правительства Оренбурской области от 25.06.2018 № 370-п «Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению» (далее -Постановление № 370-п) тарифов, Заявитель приводит положения Письма ФАС России, в соответствии с которыми при принятии решений об установлении с 1 июля 2018 года розничных цен на газ для населения необходимо учитывать рост тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям в соответствии с проектом приказа ФАС России «Об утверждении тарифов на транспортировку газа для населения», а также оптовые цены на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, предназначенный для последующей реализации населению, в соответствии с приказом ФАС России от 11.05.2018 № 609/18 «Об утверждении оптовых цен на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, предназначенный для последующей реализации населению».
Вместе с тем, данное письмо носит рекомендательный характер, а его неприменение при установлении розничных цен на газ для населения не является нарушением законодательства в сфере газоснабжения.
При этом суд отмечает, что органом регулирования при принятии Постановления № 370-п не были приняты во внимание ни размеры тарифов, рекомендуемые к использованию в соответствии с Письмом ФАС России, ни размеры тарифов, которые были установлены действующими на тот момент приказами ФАС России от 11.05.2018 № 609/18, от 07.11.2016 № 1545/16, от 28.04.2016 № 553/16.
Следовательно, представленное Заявителем Письмо от 18.06.2018 г. №АГ/44897/18 ФАС России не может являться доказательством того, что при установлении розничных цен на газ, реализуемый населению, органом регулирования была учтена его оптовая составляющая.
Таким образом, Правительством Оренбургской области были допущены нарушения норм действующего законодательства, выразившиеся в принятии тарифного решения в области газоснабжения с нарушением сумм всех составляющих цены газа для населения, установленных приказами ФАС России, ввиду чего Постановление № 370-п было отменено на основании абзаца 4 статьи 23.1 Федерального закона от 31.03.1999 «О газоснабжении в Российской Федерации» и Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 № 123 (далее — Правила № 123).
Довод Правительства Оренбургской области о том, что ФАС России не предусмотрен разумный срок для исполнения приказа ФАС России, противоречит фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с приложением к указу Губернатора Оренбургской области от 05.07.2010 № 128-ук «О структуре органов исполнительной власти Оренбургской области» Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифам входит в структуру органов исполнительной власти Оренбургской области.
В соответствии с п. 1.2 постановления Правительства Оренбургской области от 04.02.2010 № 40-пп «О Регламенте Правительства Оренбургской области» (далее -Регламент) Правительство Оренбургской области является высшим исполнительным органом государственной власти Оренбургской области, возглавляющим систему органов исполнительно власти в Оренбургской области. В соответствии с п. 2.1 Регламента Правительство Оренбургской области руководит работой министерств и иных органов исполнительной власти Оренбургской области и контролирует их деятельность. Министерства и иные органы исполнительной власти Оренбургской области подчиняются Правительству Оренбургской области и ответственны перед ним за выполнение поставленных задач.
Согласно пп. 1, 2 Положения о департаменте Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, утвержденного указом Губернатора Оренбургской области от 16.01.2015 г. № 141-ук, Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов является органом исполнительной власти Оренбургской области и осуществляет правовое регулирование в области государственного регулирования тарифов и контроля за ценами в сферах, определенных законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту «ж» пункта 10-11 Положения о департаменте Оренбургской области по ценам и регулированию тарифам (далее - Департамент), утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 16.12.2005 № 141-ук, Департамент разрабатывает предложения по установлению розничных цен на газ, реализуемый населению.
В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации.
Положения раздела V Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400, предусматривают возможность изменения (пересмотра) предельных индексов в течение долгосрочного периода их действия в сторону увеличения по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), одновременно предоставляя указанному должностному лицу право рассмотреть вопрос о предоставлении в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» дополнительных мер социальной поддержки потребителя коммунальных услуг в целях соблюдения установленных предельных индексов.
Возможность принятия указанных дополнительных мер, направленных в данном случае на получение потребителями компенсаций ввиду увеличения предельных индексов и на устранение последствия их увеличения в виде резкого роста платы населения за коммунальные услуги, в полной мере соответствует принципу соблюдения баланса экономических интересов регулируемых организаций и интересов потребителей (определение Верховного Суда РФ от 31.05.2018 №7-АПГ18-4).
При этом материалами дела установлено, что Правительством Оренбургской области не предпринимались вышеуказанные меры с целью недопущения образования выпадающих доходов ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» и соблюдения баланса экономических интересов регулируемых организаций и интересов потребителей.
Доводы заявителя жалобы о наличии процедурных нарушений при принятии антимонопольным органом оспариваемого приказа, отклоняется судом в силу следующего.
Как уже отмечалось, заявление ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» было рассмотрено в соответствии с Правилами № 123, которыми предусмотрено, что ФАС России является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, а также принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации решения об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения.
Вопреки доводам заявителя, постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533 «Об утверждении Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2009 г. № 14 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление № 533) не могло быть применимо при рассмотрении заявления ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» ввиду следующего.
Исходя из пункта 1 Постановления № 533, правила рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), разработаны в соответствии с федеральными законами «Об электроэнергетике», «О теплоснабжении», «О водоснабжении и водоотведении» и «О естественных монополиях» и устанавливают порядок и сроки рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов) (стандартизированных тарифных ставок, плат, надбавок) в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также в сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, положения Постановление № 533 не могут быть применимы в случае возникновения споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), в сфере газоснабжения. Более того, Постановление №533 не может быть применимо при отмене решений об установлении цен (тарифов) в области газоснабжения, принятых с нарушением законодательства Российской Федерации.
Учитывая данное обстоятельство, также не подлежит применению разработанный в соответствии с пунктом 2 Постановления № 533 регламент деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров, утвержденный приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.
В свою очередь, как следует из пункта 5 Правил № 123, которыми руководствовался ФАС России при принятии оспариваемого в рамках настоящего дела приказа, перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок рассмотрения вопросов, связанных с отменой решения, устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Порядок рассмотрения вопросов, связанных с отменой решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, и перечня документов, необходимых для рассмотрения заявления об отмене, утвержден Приказом ФСТ России от 11.10.2004 г. N 111-к (далее - Порядок рассмотрения вопросов).
Стоит отметить, что вопреки доводам Заявителя ни Правила № 123, ни приказ ФСТ России от 11.10.2004 № 111-к не предусматривают обязательное участие на заседании Комиссии по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), а также иных вопросов о нарушениях законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), представителей сторон.
Согласно п. 12 Порядка рассмотрения вопросов, в необходимых случаях по решению руководителя Федеральной службы по тарифам (руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) в целях рассмотрения вопроса об отмене решения соответствующего органа может проводиться заседание с участием представителей заявителя и органа, решение которого оспаривается.
Порядком рассмотрения вопросов не предусмотрено обязанности по приглашению на заседание по рассмотрению вопроса об отмене решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представителей организаций, имущественные интересы которых затрагиваются.
В ходе рассмотрения заявления об отмене Департаментом представлялись обосновывающие документы и позиция по вопросу отмены Постановления № 370-п, а также разъяснения по расчетам установленных цен.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательное участие в заседании Комиссии ФАС России по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), а также иных вопросов о нарушениях законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) представителей сторон.
При этом, письмом ФАС России от 16.11.2018 № СП/93200/18 Департамент и ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» были уведомлены о заседании Комиссии ФАС России по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), а также иных вопросов о нарушениях законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) (далее -Комиссия ФАС России), назначенном 21.11.2018 в 12.30.
Письмом от 20.11.2018 Департамент уведомил ФАС России об участии в заседании Комиссии ФАС России заместителя директора Департамента - ФИО7.
По результатам рассмотрения заявления ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» об отмене Постановления № 370-п на заседании Комиссии ФАС России, на котором присутствовал представитель Департамента ФИО7, была оглашена резолютивная часть приказа ФАС России № 1652/18.
Таким образом, информация о принятом решении, а так же о сроках его исполнения была доведена до представителя уполномоченного органа исполнительной власти Оренбургской области на заседании Комиссии ФАС России.
При этом, Правительство Оренбургской области не было лишено права обратиться в адрес ФАС России с ходатайством о переносе срока исполнения или о предоставлении разъяснений по вопросу исполнения приказа ФАС России № 1652/18, однако указанных обращений или ходатайств в ФАС России не поступало.
Суд приходит к выводу, что Правительством Оренбургской области были допущены нарушения норм действующего законодательства, выразившиеся в принятии тарифного решения в области газоснабжения с нарушением сумм всех составляющих цены газа для населения, а также не обеспечивающего возмещения поставщику газа (газоснабжающей организации) экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой и поставкой (реализация) газа, как предусмотрено действующим законодательством, оспариваемый приказ основан на нормах действующего законодательства и имеющихся в материалах дела доказательствах, а какие-либо правовые основания для признания данного ненормативного правового акта незаконным отсутствуют.
При принятии решения суд также учитывает, что согласно ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В силу статьи 4 АПК РФ за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи права и законные интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права.
В соответствии со ст.ст. 4, 65 АПК РФ, ст.11 ГК РФ заявитель должен доказать факт нарушения его прав и законных интересов неправомерным решением, действием (бездействием) заинтересованного лица, а также указать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого приказа ФАС России.
Суд приходит к выводу, что совокупность условий, предусмотренных ч. 1 ст. 198 АПК РФ и необходимых для признания незаконным приказа отсутствуют, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат (ч. 3 ст. 201 АПК РФ).
Судом проверены все доводы заявителя, однако, они не опровергают установленные судом обстоятельства и не могут являться основанием для удовлетворения требований.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу о законности принятого антимонопольным органом приказа, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании ст.ст.11-13 ГК РФ, руководствуясь ст.ст.4,71,4,167-170, 197, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленного требования отказать полностью.
Проверено на соответствие действующему законодательству.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: Гилаев Д.А.