ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-29530/2021-14-209 от 21.04.2021 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                             Дело № А40-29530/21-14-209

Резолютивная часть объявлена                                                                 21 апреля 2021 г.

Дата изготовления решения в полном объеме                                             12 мая 2021 г.

Арбитражный суд города Москвы в составе

председательствующего - судьи Лихачевой О.В.

Судьей единолично

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковой Ю.Ю., с использованием средств аудиозаписи

рассмотрел дело по исковому заявлению ООО"ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" (ОГРН 1152362000108)

к ответчику МИНСЕЛЬХОЗ РОССИИ (ОГРН 1067760630684)

о признании решения от 31.12.2020 № ОЛ-10-26/21968 недействительным

в судебное заседание явились:

от истца – Сафразьян В.Г. по доверенности от 15.01.2021г., Зотов М.Д. по доверенности от 15.01.2021г.

от ответчика – Зыкова А.Н. по доверенности от 21.12.2020г.

УСТАНОВИЛ: ООО "Институт социальных технологий" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании решения от 31.12.2020 г. № ОЛ-10-26/21968 об одностороннем отказе от исполнения контракта от 27.07.2020 г. № 172/10-ГК на оказание услуг по организации и проведению обучающих мероприятий по вопросам финансовых и нефинансовых форм государственной поддержки развития сельских территорий недействительным; об обязании разместить в разделе "Дополнительная информация" Единой информационной системы в сфере закупок сведения об отмене решения от 31.12.2020 г. № ОЛ-10-26/21968 об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В судебном заседании представитель истца огласил пояснения по иску, поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика исковые требования не признал, возражал по доводам представителя истца, огласил отзыв на иск.

Изучив материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей истца и ответчика, суд пришел к следующим выводам.

В обоснование заявленных требований истец указал, что между ООО "Институт социальных технологий" (исполнитель) и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (заказчик) по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (извещение № 0173100006420000198) был заключен государственный контракт от 27.07.2020 г. № 172/10-ГК на оказание услуг по организации и проведению обучающих мероприятий по вопросам финансовых и нефинансовых форм государственной поддержки развития сельских территорий на общую сумму 18 000 000 руб.

По условиям контракта исполнитель по заданию государственного заказчика обязуется в установленные контрактом сроки оказать услуги по организации и проведению обучающих мероприятий по вопросам финансовых и нефинансовых форм государственной поддержки развития сельских территорий, а государственный заказчик обязуется принять результаты оказанных услуг и оплатить их.

Согласно Календарного плана услуги по организации и проведению обучающих мероприятий по вопросам финансовых и нефинансовых форм государственной поддержки развития сельских территорий (услуги, обучение) оказываются в один этап с момента заключения контракта до 16 ноября 2020 г.

Ссылается, что во исполнение принятых обязательств приступил к выполнению контракта, представляет хронологию событий по контракту, в которой указано на надлежащее выполнение обязательств со стороны исполнителя по контракту.

Однако 13.01.2021 г. заказчиком размещено решение от 31.12.2020 г. № ОЛ-10-26/21968 об одностороннем отказе от исполнения контракта в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте http://zakupki.gov.ru.

Требование истца об отмене решения оставлено ответчиком без удовлетворения, полагает принятие решение незаконным, принятым и направленным с нарушением сроков, установленных ч. 12 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; а также указывает, что ответчиком нарушены условия контракта в части участия экспертов, заказчиком не выполнены обязательства по согласованию учебных материалов и направлению перечня рекомендаций для их доработки.

Настаивает, что услуги по организации и проведению обучающих мероприятий по вопросам финансовых и нефинансовых форм государственной поддержки развития сельских территорий оказаны исполнителем в соответствии с условиями контракта.

Досудебный порядок разрешения спора сторонами соблюден.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в предусмотренных настоящей нормой случаях.

На основании части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 22 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено право участнику в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего расторжения контракта, а в свою очередь заказчику предоставлена возможность устранить выявленные участником нарушения, в результате чего принятое последним решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подлежит отмене.

Согласно п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (п. 2 ст. 450.1 Кодекса).

В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу ч. 2 ст. 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Как установлено судом и следует из материалов дела, между Минсельхозом России (Государственный заказчик) и ООО «Институт социальных технологий» (Исполнитель) заключен государственный контракт от 27.07.2020 № 172/10-ГК на оказание услуг по организации и проведению обучающих мероприятий по вопросам финансовых и нефинансовых форм государственной поддержки развития сельских территорий (Контракт, Услуги)

По условиям п. 2.1 Контракта Услуги Исполнителем оказываются в соответствии с техническим заданием и календарным планом. Также п. 4.2 Контракта установлено, что Исполнитель обязуется оказать Услуги с даты заключения Контракта до 16.11.2020.

Услуги (результаты Услуг) должны отвечать требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, если такие требования предъявляются Контрактом и (или) законодательством Российской Федерации (п. 2.2 Контракта).

В соответствии с п. 2 технического задания целью предоставления Услуги является повышение уровня компетенций (знаний) руководителей, специалистов, сотрудников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров, а также повышение уровня заинтересованности представителей общественных организаций, муниципальных образований (сельских поселений) и граждан, проживающих на сельских территориях, в инициирования проектов развития территорий своего проживания.

При этом согласно п.п. 3, 7.1, 7.6 технического задания Исполнителем должны быть разработаны учебные программы для очных и дистанционных обучающих мероприятий для 4-х групп целевой аудитории:

Группа 1 - руководители, специалисты, сотрудники органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Группа 2 - руководители, специалисты, сотрудники центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров;

Группа 3 - руководители, специалисты, сотрудники органов местного самоуправления (главы муниципальных районов, представители администраций муниципальных образований (сельских поселений);

Группа 4 - заинтересованные граждане и представители общественных организаций и предпринимательских сообществ, не относящиеся к группе 1, группе 2 и группе 3.

В ходе исполнения Контракта Государственным заказчиком было установлено, что исполнитель оказывает услуги, не соответствующие условиям Контракта и законодательству в сфере образования Российской Федерации.

Письмом от 21.10.2020 № ОЛ-10-26/16979 Минсельхоз России указал Исполнителю на несоответствие материалов использованных при проведении обучения обучающимися и размещенным в личных кабинетах материалам, представленным в адрес Минсельхоза России письмами от 07.09.2020 № 0198-5/2020, от 17.09.2020 № 0198-16/2020, от 23.09.2020 № 0198-21/2020, от 28.09.2020 № 0198-23/2020.

Кроме того, письмом от 21.10.2020 г. № ОЛ-10-26/16979 Исполнителю были направлены замечания и предложения к материалам, размещенным в личных кабинетах обучающихся.

Исполнитель в ответном письме от 26.10.2020 г № 08-10/20 высказал возражения против учета большинства замечаний при оказании услуг по Контракту.

Письмом от 02.11.2020 № ОЛ-10-26/17809 Минсельхоз России указал Исполнителю на то, что оказываемые им услуги не соответствуют требованиям качества, установленным законодательством Российской Федерации. При этом Минсельхоз России потребовал устранить недостатки в материалах обучения и проведении обучающих Мероприятий, установив для этого двухнедельный срок и предупредив, что при не устранении недостатков в оказании услуг по Контракту, Минсельхоз России будет вправе принять решение о расторжении Контракта.

Однако Исполнитель соответствующих мер не предпринял, а письмом от 13.11.2020 № 0198-41/2020 предоставил Государственному заказчику отчет об оказанных услугах по Контракту, Акт сдачи-приемки оказанных услуг и счет на оплату услуг. Одновременно с этим письмом от 13.11.2020 № 08-11/20 Исполнитель направил возражения на письмо Минсельхоза России от 02.11.2020 № ОЛ-10-26/17809, а также просил провести оценку результатов обучения в соответствии с техническим заданием.

В соответствии с п.п. 6.5 - 6.8 Контракта Минсельхозом России проведена экспертиза оказанных Исполнителем Услуг, в ходе которой установлены факты ненадлежащего исполнения Контракта и не соответствия оказанных услуг предмету закупки, вследствие чего Исполнителю направлен мотивированный отказ от подписания Акта сдачи-приемки результатов оказанных услуг от 27.11.2020 № 10/1295.

Одновременно с этим Исполнителю был установлен единый срок для устранения выявленных в ходе исполнения контракта нарушений до 01.12.2020.

В частности, в отчете об оказанных услугах по Контракту отсутствуют сведения о разработанных программах для 3 и 4 групп целевой аудитории; не представлены документы, подтверждающие выполнение требований п.п. 7.12-7.16 технического задания к Контракту, в том числе о количестве лиц, которые прошли обучение с учетом разбивки по четырем группам целевой аудитории в каждом федеральном округе, в связи с чем, из отчета нельзя было установить общее количество обучившихся и количество по каждой группе целевой аудитории.

Также были выявлены несоответствие разработанных программ требованиям законодательства в сфере образования, так как в программах не учтены профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям; неактуальная нормативно-правовая база в учебных материалах, неверные ссылки и разъяснения; в списке персонала, привлеченного Исполнителем для очных обучающих мероприятий, не указано в реализации какой дополнительной профессиональной программы участвует каждый из них, не представлено доказательств, что персонал имеет право на занятие педагогической деятельностью, и иные нарушения.

Письмом от 01.12.2020 № 25-11/20 Исполнитель предоставил Государственному заказчику пакет документов, однако в нарушение п. 6.1 Контракта и п. 12 технического задания Исполнителем не был представлен Акт сдачи-приемки, который является формой сдачи-приемки оказанных услуг.

Согласно п. 6.1 Контракта оказанные Услуги принимаются Государственным заказчиком по Акту сдачи-приемки.

Непредставление Исполнителем Акта сдачи-приемки оказанных услуг свидетельствует о том, что услуги в установленный срок не были оказаны и сданы Государственному заказчику.

Представленный Исполнителем в последующем письмом от 11.12.2020 Акт сдачи-приемки результатов оказанных услуг не соответствовал требованиям, предъявляемым ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» к первичным учетным документам, поскольку в его содержании отсутствовали обязательные реквизиты (дата составления документа и величина натурального измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения), в связи с чем, у Государственного заказчика отсутствовали основания рассматривать и принимать результаты исполнения Контракта.

Учитывая указанные обстоятельства, письмом от 17.12.2020 № 10/1388 Минсельхоз России вернул Исполнителю представленные материалы, в том числе Отчет об оказании услуг, внешний жесткий диск с отчетными материалами, Акт сдачи-приемки оказанных услуг, счет на оплату, без рассмотрения.

В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и иных правовых актов.

Часть 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2014 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон о контрактной системе) устанавливает, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктами 5.6, 6.13 Контракта предусмотрено право Государственного заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

Кроме того, согласно п. 5.6 Контракта Государственный заказчик вправе не оплачивать непринятые результаты исполнения Контракта и выполненные Исполнителем ненадлежащим образом работы.

Положения ст. 782 ГК РФ предоставляют заказчику право отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг.

Поскольку Исполнитель в установленный срок не представил полный комплект документов по исполнению Контракта с исправлениями выявленных нарушений, у Государственного заказчика имелись законные основания для принятия решения от 31.12.2020 № ОЛ-10-26/21968 об одностороннем отказе от исполнения Контракта (Решение).

Решение 13.01.2021 было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (ЕИС) и направлено Исполнителю посредством почтовой связи (получено адресатом 07.02.2021).

В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе исполнитель вправе в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранить нарушения, послужившие основанием для принятия решения о расторжении в одностороннем порядке Контракта.

Письмом от 25.01.2021 № 14-01/21 Исполнитель предоставил доработанный Отчет об оказанных услугах по Контракту, датированный 13.11.2020, Акт сдачи-приемки оказанных услуг от 01.12.2020, счет на оплату от 01.12.2020 и внешний диск с отчетными материалами.

В ходе проведения повторной экспертизы оказанных услуг Государственным заказчиком выявлено ненадлежащее исполнение Контракта, в том числе, по следующим основаниям:

1) исполнителем нарушены п.п. 7.1, 7.6 технического задания к Контракту - разработанные учебные программы не соответствуют требованиям законодательства в сфере образования. В структуре программы дополнительного профессионального образования должно быть представлено описание перечня конкретных квалификационных требований, в рамках конкретного вида профессиональной деятельности, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения. Конкретные виды профессиональной деятельности в программах повышения квалификации Исполнителем не указаны. Указанная в программах как совершенствуемая в ходе освоения программы компетенция - инициирование проектов развития территорий проживания, не может быть компетенцией, поскольку является деятельностью, а не знанием, умением, навыком либо опытом. Инициирование не подпадает под определения квалификационных требований, изложенных в Справочнике типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, утвержденные Минтрудом России, Справочнике квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих утвержденных Минтрудом России, не содержится в каких-либо профессиональных стандартах либо иных квалификационных справочниках. Программы повышения квалификации, представленные Исполнителем в отчете, не соответствуют положениям п. 9 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам в части указания повышаемой профессиональной компетенции в рамках существующей профессиональной квалификации;

2) в нарушение требований п. 7.1 технического задания разработаны учебные программы, которыми предусмотрено объединение четырех целевых аудиторий в две группы, а не для каждой целевой аудитории. Разработка единой учебной программы для двух групп целевых аудиторий не предусмотрена техническим заданием, поскольку каждая группа целевой аудитории осуществляет отличные от других групп функции при реализации финансовых и нефинансовых форм государственной поддержки развития сельских территорий и должна обладать компетенциями, необходимыми для осуществления этих функций;

3) представленные в приложении к Отчету дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для каждого федерального округа Российской Федерации отличаются исключительно формально, мелкими деталями (например, количеством часов для изучения предмета, перестановкой предметов в различные модули программ), при этом не учитывают особенностей федеральных округов Российской Федерации в реализации финансовых и нефинансовых форм государственной поддержки развития сельских территорий;

4) в нарушение п. 7.2 технического задания Исполнителем представлены учебные материалы в форме учебно-методического пособия «Нормативно-правовое регулирование финансовых и нефинансовых форм государственной поддержки комплексного развития сельских территорий», которое не соответствует действовавшему на момент оказания услуг «ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания Основные виды. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 № 331-ст), поскольку не содержит материалов по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания. Представленное пособие не является учебником, поскольку не соответствует требованиям «ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 № 331-ст), ввиду отсутствия официального утверждения в качестве данного вида издания. Кроме того, в представленном пособии даются разъяснения по неактуальной нормативно-правовой базе. В электронном учебнике содержатся только нормативные документы и пояснения к ним, при этом в нем отсутствует информация по вопросам финансовой и нефинансовой формам государственной поддержки, что не соответствует предмету Контракта, установленному п. 1.1;

5) в приложении № 12 к Отчету находятся документы, подтверждающие проведение мероприятий, установленных в пунктах 7.13.-7.16. технического задания, - листы регистрации очных участников обучающих мероприятий, содержащие графы «подпись - подтверждение получения раздаточного материала», «подпись - подтверждение участия». При пересчете подписей участников очных обучающих мероприятий было установлено, что количество прошедших очное обучение, указанное в Отчете (2074 человека), не совпадает с количеством участников очных обучающих мероприятий, подтвержденным их подписями (595 человек) и не совпадает с требованиями пункта 7.13 технического задания, согласно которым Исполнитель обязан провести обучение в очной форме не менее 2050 человек.

При этом суд обращает внимание, что ранее данные документы Государственному заказчику представлены не были, о чем было указано в мотивированном отказе от 27.11.2020 № 10/1295.

Кроме того, листы регистрации очных участников обучающих мероприятий, проведенных во всех федеральных округах Российской Федерации, за исключением Приволжского федерального округа (мероприятия проводимые в г. Казань), не содержат разделения участников обучающих мероприятий на группы целевой аудитории, предусмотренные пунктом 3 технического задания, что указывает на проведение мероприятий без учета особенностей дополнительной программы повышения квалификации для каждой группы целевой аудитории, а также свидетельствует о нарушении требований п. 7.13 технического задания;

6) согласно представленным видеозаписям практических занятий по заполнению заявочной документации инициируемых проектов по комплексному развитию сельских территорий в рамках госпрограммы, установлено, что обучение проводилось по неактуальной нормативно-правовой базе, имеет большое количество неверных ссылок и разъяснений по заполнению паспортов проектов комплексного развития сельских территорий, не уделено достаточного внимания нюансам заполнения паспорта, также отсутствуют либо даются неверные ответы на вопросы слушателей, что является ненадлежащим исполнением исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом услуг и не достижение цели проведения обучения, установленной п. 2 Технического задания;

7) видеозаписи очных обучающих мероприятий, представленные Исполнителем, указывают на то, что при проведении обучающих мероприятий не соблюдались меры по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (отсутствие установленной социальной дистанции между участниками мероприятий, отсутствие средств индивидуальной защиты органов дыхания), что является нарушением требований абз. 3, 6 п. 5.5 Контракта.

Таким образом, в течение десятидневного срока с даты уведомления Заявителя о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта им не было устранено нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.

В связи с не устранением нарушений Исполнителем условий Контракта Государственным заказчиком было принято законное и обоснованное решение не отменять решение № ОЛ-10-26/21968 об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

При этом, доводы исполнителя о нарушении Государственным Заказчиком требований статьи 101 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», выразившихся в неучастии Государственного заказчика в проведении обучающих мероприятий является необоснованными.

Государственный заказчик с момента начала оказания услуг осуществлял с Исполнителем взаимодействие посредством проведения рабочих встреч (в Минсельхозе России до начала проведения обучающих мероприятий 28.07.2020, 08.09.2020), переписки по электронной почте, телефонных переговоров, рабочей переписки с представителями Исполнителя, в ходе которых были даны замечания о несоответствии оказываемых Услуг условиям Контракта, а также замечания к качеству их оказания.

В соответствии с пунктом 93 технического задания Минсельхоз России письмом от 20.08.2020 № 10/958 представил перечень экспертов Минсельхоза России.

Начиная с 15.09.2020 и далее согласно графику проведения обучающих мероприятий экспертами Минсельхоза России, допущенными Исполнителем в качестве слушателей при проведении обучающих мероприятий, были рассмотрены учебно-методические и информационные материалы для очной и дистанционной форм обучения, размещенные на онлайн-платформе обучающих мероприятий в личном кабинете обучающихся (материалы). По изученным экспертами Минсельхоза России материалам были сформированы замечания и предложения, которые были направлены Исполнителю.

Отдельно стоит отметить, что в соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» разработка и утверждение образовательных программ является компетенцией образовательной организации. Частью 10 ст. 13 названного Федерального закона установлено, что органы государственной власти и местного самоуправления не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Соответственно, первые замечания от Государственного заказчика были направлены Исполнителю после изучения уже проведенных им обучающих мероприятий.

Таким образом, Минсельхоз России со своей стороны действовал в строгом соответствии с условиями Контракта. Исполнитель же, напротив, неверно определив цели обучения в зависимости от целевых аудиторий, игнорируя и оспаривая замечания Государственного заказчика, касающиеся цели обучающих мероприятий, оказал услуги, не соответствующие условиям Контракта по количеству и качеству и законодательству в сфере образования Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Между тем доводы Заявителя документально не подтверждены. Доказательств надлежащего исполнения обязательств в установленные Контрактом сроки Заявителем представлено не было.

Требование об обязании Минсельхоза России разместить в разделе «Дополнительная информация» ЕИС сведения об отмене Решения является производным по отношению к требованию о признании Решения недействительным.

Следовательно, ввиду отсутствия оснований для признания Решения недействительным, не подлежит удовлетворению и требование об обязании Минсельхоза России разместить в разделе «Дополнительная информация» ЕИС сведения об отмене Решения.

При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения требований Заявителя к Минсельхозу России отсутствуют.

Государственная пошлина распределяется в порядке ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 4, 8, 9, 65, 75, 110, 167, 170, 171, 180, 181, 259 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу в Арбитражный суд Московского округа путем подачи жалобы, через арбитражный суд, принявший решение.

Судья:                                                                                                 О.В. Лихачева