И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Москва Дело № А40-29822/2016-21-253
29 июня 2016г.
Резолютивная часть решения объявлена 23 июня 2016г.
Полный текст решения изготовлен 29 июня 2016г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего судьи Каменской О.В. (шифр судьи 21-253)
Членов суда: единолично
При ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Самодуровой О.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ПАО «Сибирско-Уральская энергетическая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к заинтересованному лицу – Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
3-и лица АО «УТСК», ФБУ «Тюменский ЦСМ», ФГУП «ВНИИМС»
о признании недействительным Приказа от 03.10.2011г. № 5200
В судебное заседание явились:
от истца (заявителя) – ФИО1 (по дов. от 15.05.2016г.), ФИО2 (по дов. от 15.05.2016г.), ФИО3 (по дов. от 06.05.2016г.), ФИО4 (по дов. от 29.01.2016г.), ФИО5 (по дов. от 15.05.2016г.), ФИО6 (по дов. от 15.05.2016г.)
от ответчика – ФИО7 (по дов. от 11.05.2016г.), ФИО8 (по дов. от 30.03.2016г.)
3-и лица – ФИО9 (по дов. от 31.03.2016г.), ФИО10 (по дов. от 14.10.2013г.), ФИО11 (по дов. от 19.10.2015г.), ФИО12 (по дов. от 03.08.2015г.), ФИО13 (по дов. от 28.08.2015г.), ФГУП «ВНИИМС»- ФИО14 (по дов. от 17.05.2016г.)
суд,
УСТАНОВИЛ:
ПАО «СУЭНКО обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Росстандарту о признании недействительным Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) от 03.10.2011г. № 5200 « Об утверждении типов средств измерений в части утверждения типа средства измерений «Система коммерческого учета тепловой энергии автоматизированная АСКУТЭ Зав. № 001», изготовитель - открытое акционерное общество «Уральская теплосетевая компания», г. Тюмень, обязании Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) исключить из перечня типов средств измерений, являющегося приложением к Приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Госстандарта) от 03.10.2011 № 5200, строку № п/п 4, содержащую сведения о типе средства измерений «Система коммерческого учета тепловой энергии автоматизированная АСКУТЭ Зав. № 001», изготовитель - открытое акционерное общество «Уральская теплосетевая компания», г. Тюмень, обязания Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии ( Росстандарта) исключить из Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений сведения об утвержденном типе средства измерений Система коммерческого учета тепловой энергии автоматизированная АСКУТЭ Зав. № 001», изготовитель - открытое акционерное общество «Уральская теплосетевая компания», г. Тюмень ( номер в Государственном реестре средств измерений - 47923-11), обязания Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) аннулировать свидетельство об утверждении типа средств измерений RU.E.32.024.A № 44055.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «УТСК», ФГУ «Тюменский ЦСМ», ФГУП «ВНИИМС».
Заинтересованное лицо Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) против удовлетворения заявления возражало по основаниям издания Приказа с соблюдением соответствующей процедуры, в рамках компетенции Федерального агентства.
Третьи лица возражали против удовлетворения заявления по основаниям издания Приказа с соблюдением соответствующей процедуры, в рамках компетенции Федерального агентства.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.
03 октября 2011 года Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) приняло Приказ № 5200 « Об утверждении типов средств измерений», в соответствии с которым в качестве типа средства измерения утверждена «Система коммерческого учета тепловой энергии автоматизированная АСКУТЭ Зав. № 001», изготовитель - открытое акционерное общество «Уральская теплосетевая компания», г. Тюмень.
Сведения об утвержденном типе средства измерений «Система коммерческого учета тепловой энергии автоматизированная АСКУТЭ Зав № 001», изготовитель - открытое акционерное общество «Уральская теплосетевая компания», г. Тюмень, включены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (номер в Государственном реестре средств измерений - 47923-11).
Утверждение типа средства измерений удостоверено свидетельством Росстандарта об утверждении типа средства измерений RU.E.32.024.A № 44055.
Полагая, что оспариваемый Приказ в части утверждения типа средства измерений «Система коммерческого учета тепловой энергии автоматизированная АСКУТЭ Зав. № 001», изготовитель - открытое акционерное общество «Уральская теплосетевая компания», г. Тюмень является недействительным и нарушает его права, ПАО «СУЭНКО» обратилось с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы.
Как следует из материалов дела, АСКУТЭ с 2011 года используется в коммерческих расчетах за поставку тепловой энергии между Заявителем и Третьим лицом. АСКУТЭ является средством измерения, определяющим количество тепловой энергии, подлежащей оплате ПАО «СУЭНКО» как потребителем данной энергии.
В соответствии с пп. 7 и пп. 8 п.З ст.1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при осуществлении торговли, а также при выполнении государственных учетных операций и учете количества энергетических ресурсов.
Согласно п.1 ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.
Таким образом, АСКУТЭ является средством измерения, подлежащим утверждению в качестве типа средств измерения в порядке, предусмотренном ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
В соответствии с п. 7 ст. 12 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» порядок проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядок утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, порядок выдачи свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, установления и изменения срока действия указанных свидетельств и интервала между поверками средств измерений, требования к знакам утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений и порядок их нанесения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России).
Порядок проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, Порядок утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, Порядок выдачи свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, установления и изменения срока действия указанных свидетельств и интервала между поверками средств измерений, требований к знакам утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений и порядка их нанесения утверждены Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 30.11.2009 № 1081.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и п. 2 Порядка утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений решение об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений принимается Росстандартом на основании положительных результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа.
В соответствии с п. 5 ст. 12 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и п. 7 Порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа проводятся юридическими лицами, аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений.
Таким образом, решение об утверждении типа средства принимается Росстандартом только при условии проведения испытаний такого средства измерений в целях утверждения типа и признания результатов этих испытаний положительными.
В соответствии с пунктом 26 Порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений испытатель проводит испытания в соответствии с программой испытаний. Результаты работ, предусмотренных программой, оформляются протоколами. Согласно пункту 27 вышеуказанного порядка испытатель по результатам испытаний разрабатывает описание типа средства измерений, утверждает (при необходимости) методику поверки, оформляет акт испытаний средства измерений в целях утверждения типа.
Из материалов дела следует, что между ОАО «УТСК», которое являлось разработчиком системы АСКУТЭ, и ООО «Интерполис» заключен договор подряда от 15.11.2010 № №72/10-пд, в соответствии с которым ООО «Интерполис» выполняло работы по монтажу Автоматизированной системы коммерческого учета тепловой энергии в г. Тюмени в контуре ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, в том числе монтаж системы приема информации верхнего уровня АСКУТЭ, строительство и реконструкцию узлов учета (измерительных комплексов) (нижний уровень АСКУТЭ).
Результаты выполненных по Договору подряда работ по монтажу, включая их сроки, содержатся в актах приемки законченных строительством объектов КС-11, также имеющихся в материалах дела.
В период с 10 апреля по 20 мая 2011 г. на основании заявки №79 от 20 января 2011 года ФГУ «Тюменский ЦСМ» были проведены испытания в целях утверждения типа системы коммерческого учета тепловой энергии автоматизированной АСКУТЭ, разработанной и изготовленной ОАО «Уральская теплосетевая компания».
В материалы дела предоставлены: Программа испытаний АСКУТЭ, Протоколы испытаний АСКУТЭ, Акт испытаний АСКУТЭ.
В соответствии с пунктом 1.4 Программы испытаний установлено, что на испытания предоставляется единичный экземпляр системы, включающий 200 павильонов (измерительных комплексов первого уровня), аппаратура передачи данных, сервер баз данных верхнего уровня, автоматизированные рабочие места (8 мест), проектная и эксплуатационная документация в составе: паспорт системы, формуляр на типовой измерительный комплекс первого уровня, руководство оператора.
Перечень и характеристики измерительных комплексов первого уровня (павильонов) указаны в пункте 3.1 Паспорта 182-АСКУТЭ.ВУ ПС.
Пунктом 2.1 Программы испытаний установлен перечень испытаний, в соответствии с пунктом 4 Программы испытаний установлены методы проведения испытаний в отношении каждого испытания.
Пункт 2 Протокола испытаний содержит по каждому испытанию дату проведения, используемые нормативные и технические документы, средства испытания, результаты испытания и заключение.
В соответствии с пунктом 26 Порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений испытания должны проводится в полном соответствии с Программой испытаний и отражаться в Протоколе испытаний.
По результатам исследования Программы испытаний, Протокола испытаний, Акта испытаний, Договора подряда от 15.11.2010 № №72/10-пд с учетом Дополнительного соглашения №1 и актов приемки законченных строительством объектов КС-11, Журнала телефонограмм оперативно-диспетчерской службы ОАО «Тепло Тюмени», сформированных архивной базой данных АСКУТЭ сводных ведомостей по приборам учета, а также оценки доводов сторон, судом установлено следующее.
Подпунктом 2 Перечня испытаний, указанного в п. 2.1 Программы испытаний, установлено, что при проведении испытаний Испытатель проводит проверку соответствия монтажа средств измерений и оборудования требованиям технической документации изготовителя.
Согласно пункту 4.2 Программы испытаний указанная проверка проводится внешним осмотром и необходимыми измерениями. Проверка соответствия длин прямых участков расходомеров-счетчиков производится путем измерения с помощью металлической рулетки. Проверяется правильность размещения и монтажа средств измерений температуры и давления.
В соответствии с п. 2.2 Протокола испытаний вышеуказанное испытание проводилось в период с 11 по 15 апреля 2011 года, при внешнем осмотре измерительных комплексов первого уровня (павильонов) установлено, что монтаж, размещение средств измерений, длины прямых участков до и после расходомеров-счетчиков соответствуют требованиям технической документации изготовителей и Правил учета тепловой энергии и теплоносителя.
Между тем, имеющиеся в материалах дела Договор подряда № 72/10-пд от 15.11.2010, Дополнительное соглашение № 1 от 20.09.2011 к нему, Акты КС-11 приемки законченных строительством объектов к данному договору, Журнал телефонограмм оперативно-диспетчерской службы ОАО «Тепло Тюмени», а также сформированные архивной базой данных АСКУТЭ сводные ведомости по приборам учета подтверждают, что на дату проведения вышеуказанного испытания измерительные комплексы нижнего уровня системы АСКУТЭ, как и система АСКУТЭ в целом, еще не были изготовлены и смонтированы.
Учитывая, что в соответствии с п. 1.4 Программы испытаний на испытания предоставляется единичный экземпляр системы, включающий 200 павильонов (измерительных комплексов первого уровня), аппаратура передачи данных, сервер баз данных верхнего уровня, автоматизированные рабочие места (8 мест), суд полагает, что проведение данного испытания в соответствии с требованиями Программы испытаний было невозможным. Данные п. 2.2 Протокола испытаний вызывают у суда обоснованные сомнения и опровергаются имеющимися в деле доказательствами.
На дату окончания проведения как данного этапа испытания, так и всего комплекса испытаний АСКУТЭ, система АСКУТЭ полностью построена и смонтирована не была, большая часть измерительных комплексов первого уровня, указанных в Паспорте 182-АСКУТЭ.ВУ ПС, отсутствовала. В связи с этим, проверка соответствия монтажа средств измерений и оборудования 200 павильонов (измерительных комплексов первого уровня) требованиям технической документации изготовителя в соответствии с требованиями Программы испытаний произведена быть не могла.
Довод АО «УТСК» о возможности проведения испытаний АСКУТЭ в целом на основании ее определенной части путем выборки, то есть без наличия всех узлов учета, опровергается положениями Программы и Протокола испытаний. Ни Программа, ни Протокол испытаний не содержат указания на возможность проведения испытаний АСКУТЭ в не полностью смонтированном виде, в отсутствие большей части измерительных комплексов первого уровня. Более того, согласно п. 3.1 Программы испытаний, все испытания проводятся при условии эксплуатации системы, что очевидно предполагает полную завершенность монтажа системы АСКУТЭ при ее испытаниях.
Ссылка АО «УТСК» на ГОСТ Р ИСО 2859-1-2007 «Статистические методы. Процедуры выборочного контроля по альтернативному признаку. Часть 1. Планы выборочного контроля последовательных партий на основе приемлемого уровня качества» судом отклоняется, поскольку данный ГОСТ не регулирует порядок проведения испытаний средств измерения в целях утверждения типа.
Программа испытаний не содержит указания на вышеуказанный ГОСТ, не предусматривает возможность проведения испытаний выборочно.
Также в связи с отсутствием на момент проведения испытаний АСКУТЭ в целом, в том числе 200 павильонов (измерительных комплексов первого уровня), суд приходит к выводу о невозможности проведения следующих этапов испытаний- проверки диапазонов расходов и относительной погрешности измерения расхода
теплоносителя по каждому измерительному комплексу первого уровня, ( подпункт 3.1 Перечня испытаний, указанного в п. 2.1 Программы испытаний, пункт 4.3.1 Программы испытаний, пункт 2.3 Протокола испытаний), проверка диапазона измерений температуры теплоносителя и абсолютной
погрешности измерения температуры по каждому измерительному каналу системы, (подпункт 3.2 Перечня испытаний, указанного в п. 2.1 Программы испытаний, пункт 4.3.2 Программы испытаний, пункт 2.4 Протокола испытаний), проверка измерений разности температур теплоносителя и абсолютной погрешности измерения разности температур теплоносителя в подающем и обратном трубопроводе по каждому измерительному каналу системы, ( подпункт 3.3 Перечня испытаний, указанного в п. 2.1 Программы испытаний, пункт 4.3.3 Программы испытаний, пункт 2.5 Протокола испытаний), проверка диапазона измерений давления в трубопроводах и приведенной погрешности измерения давления по каждому измерительному каналу системы, (подпункт 3.4 Перечня испытаний, указанного в п. 2.1 Программы испытаний, пункт 4.3.4 Программы испытаний, пункт 2.6 Протокола испытаний).
В связи отсутствием на момент проведения вышеуказанных испытаний АСКУТЭ, в том числе измерительных комплексов первого уровня, указанных в Паспорте 182-АСКУТЭ.ВУ ПС и заявленных в Программе испытаний, проведение вышеуказанных испытаний в соответствии с требованиями Программы испытаний было невозможно.
Также суд признает обоснованными доводы ПАО «СУЭНКО» о нарушении требований Программы испытаний при проведении следующих этапов испытаний -проверка абсолютной погрешности обеспечения единого времени между блоками системы, ( подпункт 3.6 Перечня испытаний, указанного в п. 2.1 Программы испытаний), в соответствии с п. 4.3.6 Программы испытаний данная проверка проводится выборочно для числа измерительных комплексов первого уровня не менее пяти и не менее двух рабочих мест второго уровня.
В установленный момент времени по голосовому (звуковому сигналу от оператора, находящегося на сервере системы, участники испытания регистрируют значения системного времени на проверяемых устройствах. Снятие отчетов проводят не менее пяти раз. Размах значения рассогласования времени, полученных с одного устройства в течение одного испытания, не должен превышать 1с.
В соответствии с п. 2.8 Протокола испытаний в проверке абсолютной погрешности обеспечения единого времени между блоками системы 5-7 мая 2011 года участвовало всего лишь три измерительных комплекса первого уровня (менее пяти): № 1К6-5,6, ул. 50 Октября, 48; № ЗП7-3,4 ул. Щербакова, 86А и № 4К22-5,6 ул. Бакинских комиссаров, 16.
В соответствии с п. 2.8. Протокола испытаний снятие отчетов проводилось всего лишь три раза (менее пяти раз).
В соответствии с п. 2.8. Протокола испытаний максимальное время рассогласования составляет 1,5с (превышает 1с).
Испытания измерительных комплексов первого уровня № 1К6-5,6, ул. 50 Октября, 48; № ЗП7-3,4 ул. Щербакова, 86А и № 4К22-5,6 ул. Бакинских комиссаров, 16 также не могли быть проведены, поскольку они на момент проведения испытаний еще не были построены (смонтированы), что подтверждается Актами КС-11 №47 от 19.09.2011, №97 от 27.09.2011, №127 от 13.10.2011, Журналом телефонограмм оперативно-диспетчерской службы ОАО «Тепло Тюмени» (страницы 116 и 126).
Проверка воздействия перерывов в питании на работоспособность системы.
Подпункт 4.1 Перечня испытаний, указанного в п. 2.1 Программы испытаний - в соответствии с п. 4.4.1 Программы испытаний данная проверка производится путем проверки технической документации, предусматривающей защиту блоков системы от перерывов в электропитании, а также путем пробного отключения питания от произвольно выбранных блоков.
Согласно п. 3.1 Протокола испытаний в проверке воздействия перерывов в питании на работоспособность системы 13 мая 2011 года участвовали три измерительных комплекса первого уровня: № 1К6-5,6, ул. 50 Октября, 48; № ЗП7-3,4 ул. Щербакова, 86А и № 4К22-5,6 ул. Бакинских комиссаров, 16.
Испытания измерительных комплексов первого уровня № 1К6-5,6, ул. 50 Октября, 48; № ЗП7-3,4 ул. Щербакова, 86А и № 4К22-5,6 ул. Бакинских комиссаров, 16 также не могли быть проведены, поскольку они на момент проведения испытаний еще не были построены (смонтированы), что подтверждается Актами КС-11 №47 от 19.09.2011, №97 от 27.09.2011, №127 от 13.10.2011, Журналом телефонограмм оперативно-диспетчерской службы ОАО «Тепло Тюмени» (страницы 116 и 126).
Пункт 3.1 Протокола испытаний содержит противоречивую информацию: время отключения сети и аппаратуры, указанное в строках 2-4 таблицы не совпадает с содержанием журнала событий (строка 5 таблицы).
Проверка восстановления информации после нарушения связи между
устройствами первого уровня и сервером. Подпункт 4.2 Перечня испытаний, указанного в п. 2.1 Программы испытаний - согласно п. 3.2 Протокола испытаний в проверке воздействия перерывов в питании на работоспособность системы 14-15 мая 2011 года участвовали три измерительных комплекса первого уровня: № 1К6-5,6, ул. 50 Октября, 48; № ЗП7-3,4 ул. Щербакова, 86А и № 4К22-5,6 ул. Бакинских комиссаров, 16.
Испытания измерительных комплексов первого уровня № 1К6-5,6, ул. 50 Октября, 48; № ЗП7-3,4 ул. Щербакова, 86А и № 4К22-5,6 ул. Бакинских комиссаров, 16 также не могли быть проведены, поскольку они на момент проведения испытаний еще не были построены (смонтированы), что подтверждается Актами КС-11 №47 от 19.09.2011, №97 от 27.09.2011, №127 от 13.10.2011, Журналом телефонограмм оперативно-диспетчерской службы ОАО «Тепло Тюмени» (страницы 116 и 126).
В соответствии с Пунктом 4.4.2 Программы испытаний: проверка восстановления информации после нарушения связи между устройствами первого уровня и сервером проводится путем имитации нарушения связи и последующего его восстановления. При проведении выбирается произвольно два измерительных комплекса первого уровня (павильоны). Имитируется нарушение связи. В протоколе испытания фиксируется время наступления неисправности. Через интервал времени (не менее 4 часов) связь восстанавливается. Результат испытания считают положительным, если в течение 12 часов после восстановления нарушенной связи с измерительным комплексом первого уровня измерительная информация восстанавливается, а значения параметров теплоносителя (температура, расход, объем, тепловая энергия), сохраненные в архиве сервера системы, совпадают с соответствующими данными, взятыми из памяти УСПД павильона, подвергнутого испытанию.
Абзац 5 п. 3.2 Протокола испытаний: имитация нарушения связи проводилась путем отключения питания контроллера GSM/GPRS ТЭКОН К-105. После выдержки в течение двух часов (менее 4 часов) связь была восстановлена. Таким образом, испытания проведены с нарушением требований Программы.
Протокол проведения испытаний не содержит информации о том, в течение какого времени произошло восстановление информации, произошло ли данное восстановление в течение 12 часов после восстановления нарушенной связи.
Проверка взаимозаменяемости измерительных преобразователей первого уровня путем замены преобразователей давления и температуры на одном из произвольно выбранных объектов (павильонов). Подпункт 4.3 Перечня испытаний, указанного в п. 2.1 Программы испытаний.
В соответствии с п. 3.3 Протокола испытаний данный этап испытаний проводился на измерительном комплексе первого уровня № 1К6-5,6, ул. 50 Октября, 48 - испытания вышеуказанного измерительного комплекса первого уровня не могли быть проведены, поскольку он на момент проведения испытаний (16 мая 2011 года, п. 3.3 Протокола испытаний) еще не был построен (смонтирован), что подтверждается Актом КС-11 №47 от 19.09.2011.
Опробование методики поверки, ( подпункт 6 Перечня испытаний, указанного в п. 2.1 Программы испытаний ) – в соответствии с п. 4.6 Программы испытаний опробование методики поверки проводят путем анализа результатов выполнения операций поверки на примере реализации методов испытаний. По полученным результатам испытаний делаются выводы о выполнимости поверки при эксплуатации системы.
В соответствии с Актом и Протоколом испытаний испытания АСКУТЭ завершились 20 мая 2011 года. Протокол испытаний утвержден 16 июня 2011 года.
Согласно п. 3.5 Протокола испытаний опробование методики поверки происходило 18 мая 2011 года.
В нарушение п. 26 и 27 Порядка проведения испытаний, п. 4.6 программы испытаний испытатель утвердил методику поверки 20 апреля 2011 года, то есть за месяц до завершения испытаний АСКУТЭ, без опробования методики поверки.
В материалы дела ПАО «СУЭНКО» также предоставлены сформированные архивной базой данных АСКУТЭ сводные ведомости по приборам учета, которые также опровергают факт проведения испытаний АСКУТЭ, в том числе измерительных комплексов первого уровня, в период с 10 апреля по 20 мая 2011 года. В архивной базе данных АСКУТЭ сведения о проведенных испытаниях и работе узлов учета в период испытаний отсутствуют.
В материалы настоящего дела предоставлены два противоречащих друг другу Протокола испытаний системы АСКУТЭ. Как указывает Заявитель, следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, один протокол был предоставлен федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» в материалы дела № А70-8546/2014, а второй протокол был предоставлен ООО «Интерполис» в материалы дела №А70-5280/2014.
При рассмотрении настоящего дела суд руководствуется положениями Протокола испытаний, представленным ФГУП «ВНИИМС» в материалы дела № А70-8546/2014, поскольку согласно <...> по метрологии. Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок ведения государственного реестра средств измерений» (приняты постановлением Госстандарта России 08.02.1994 № 8) (далее также - ПР 50.2.011-94) ФГУП «ВНИИМС» несет ответственность за: государственную регистрацию утвержденных типов средств измерений; создание автоматизированного банка данных по средствам измерений, прошедшим испытания и внесенным в Государственный реестр, актуализацию и поддержание его в рабочем состоянии; хранение документов на средства измерений утвержденных типов, а также материалов, на основании которых производится государственная регистрация; своевременное внесение изменений и дополнений в Государственный реестр.
Таким образом, оспариваемый Приказ Росстандарта об утверждении АСКУТЭ в качестве типа средства измерений был принят именно на основании документов, хранящихся в ФГУП «ВНИИМС» и предоставленных им в материалы дела № А70-8546/2014.
Суд относится критически к Протоколу испытаний, предоставленному ООО «Интерполис» в материалы дела №А70-5280/2014. Содержание данного Протокола испытаний вышеуказанные выводы суда не опровергает.
Вышеизложенные нарушения свидетельствуют об отсутствии надлежащих испытаний АСКУТЭ в соответствии с Программой испытаний. При таких условиях, испытатель неправомерно признал результаты испытаний положительными. Суд приходит к выводу об отсутствии положительных испытаний системы АСКУТЭ, необходимых для утверждения данной системы в качестве типа средств измерений.
Возражая против удовлетворения требований, АО «УТСК» заявляет об отсутствии нарушения прав и законных интересов ПАО «СУЭНКО» оспариваемым приказом. Третье лицо ссылается на тот факт, что обязанность использовать АСКУТЭ возникла в силу договора поставки тепловой энергии, а ПАО «СУЭНКО», оспаривая приказ, защищает свои интересы по договору поставки.
Вышеуказанный довод АО «УТСК» подлежит отклонению, поскольку использование средств измерений утвержденного типа при определении количества
поставленной тепловой энергии предусмотрено Законом об обеспечении единства измерений. Оспариваемый Приказ нарушает права ПАО «СУЭНКО», поскольку подтверждает возможность использовать систему АСКУТЭ, которая не была надлежащим образом испытана.
АО «УТСК» ссылается также на допуск в первичную эксплуатацию узлов учета первого уровня. Данный довод также не принимается судом, поскольку допуск в коммерческую эксплуатацию узлов учета не являлся частью процедуры утверждения АСКУТЭ в качестве типа средства измерений и не имеет отношения к предмету рассматриваемого спора.
АО «УТСК» ссылается также на возможность оспорить расчеты тепловой энергии АСКУТЭ в рамках споров о взыскании стоимости данной энергии, а также на подтверждение законности и правильности работы АСКУТЭ судебными актами по делам №А70-2802/2014, А70-1960/2014 и т.д. Суд отклоняет данные доводы, поскольку Предмет настоящего спора - незаконность Приказа Росстандарта от 03.10.2011 № 5200, несоблюдение процедуры утверждения АСКУТЭ в качестве типа средств измерений (спор, вытекающий из публично-правовых отношений - гл. 24 АПК РФ). Исследование вышеуказанных обстоятельств при рассмотрении дел о взыскании задолженности (в порядке искового производства) невозможно. Приведенные АО «УТСК» судебные акты по указанным делам не содержат выводы о проверке законности Приказа об утверждении АСКУТЭ в качестве типа средства измерений.
АО «УТСК» также ссылается на наличие у ПАО «СУЭНКО» права снимать показания приборов учета вручную. В рамках настоящего спора суд не рассматривает взаимоотношения АО «УТСК» и ПАО «СУЭНКО» по получению и использованию показаний приборов учета. Оценка вышеуказанных доводов не входит в компетенцию суда в рамках главы 24 АПК РФ и не имеет отношения к предмету рассматриваемого спора.
Ссылка АО «УТСК» на то, что даты, указанные в актах КС-11 могут не совпадать с датами фактического завершения работ, не принимается судом. Акт КС-11 является первичным бухгалтерским документом. Согласно положениям ст. 9 ФЗ от 06.12.2011N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты и составляться при совершении факта хозяйственной жизни или непосредственно после его окончания (ранее данные положения также содержались в ст. 9 ФЗ от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). При этом первичные документы должны содержать достоверные сведения. Таким образом, верность дат монтажа, указанных в КС-11, презюмируется. Доказательств, опровергающих данные актов КС-11, в материалы дела не предоставлено.
АО «УТСК» отмечает, что даты, указанные в журнале телефонограмм, подтверждают дату врезки расходомеров в трубопроводы на конкретном узле учета и никак не отражают фактические даты установки на узлы учета модемов связи и УСПД (ТЭКОН-19).
Данный довод УТСК также отклоняется судом, поскольку противоречит самому тексту телефонограмм. Более того, в Протоколе испытаний отсутствует указание на проведение испытаний на не полностью смонтированных узлах учета (без установленных расходомеров).
Также в соответствии с п. 2.8, 3.1 и 3.2 Протокола испытаний, испытаниям были подвержены три «измерительных комплекса первого уровня». Вышеуказанное понятие раскрыто в приложении к свидетельству №44055 об утверждении типа средств измерений. Первый уровень системы состоит из измерительных комплексов, включающих в себя: -измерительные преобразователи расхода, давления и температуры; - комплектные шкафы учета (система обеспечения питания, УСПД, каналообразующая аппаратура). Таким образом, в случае отсутствия расходомеров, испытываемое оборудование не подпадает под понятие «измерительный комплекс первого уровня». Следовательно, испытания в порядке, указанном в Программе испытаний и Протоколе испытаний, не могли быть проведены, а результаты испытаний недостоверны.
Доводы АО «УТСК» об отсутствии необходимости испытания всех заявленных измерительных комплексов первого уровня, а также об отсутствии необходимости соблюдения испытателем Программы испытаний отклоняются судом как противоречащие пункту 26 Порядка проведения испытаний, утвержденного Приказом Минпромторга России от 30.11.2009 №1081.
Возражая против доводов Заявителя, Росстандарт также предоставил в материалы дела отзыв.
По мнению Росстандарта, оспариваемый Приказ не может быть признан недействительным в силу следующего - оспариваемый приказ является актом, не обладающим признаками нормативности, не устанавливает дополнительных правовых норм, «по своей природе носит констатирующий характер решения, выраженного в форме приказа, и по сути не может нарушить чьи-либо права, оспариваемый приказ принят не в отношении Заявителя, следовательно, не может нарушить его права, сфера действия оспариваемого Приказа на Заявителя не распространяется, тем самым не препятствует осуществлению им законных прав, свобод и интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагая какой-либо обязанности.
Вышеуказанные доводы Росстандарта отклоняются судом по следующим основаниям.
Оспариваемый Приказ не является нормативным правовым актом. Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Приказа Росстандарта как ненормативного правового акта.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом несостоятелен довод Росстандарта о том, что оспариваемый Приказ по своей природе носит констатирующий характер решения, выраженного в форме приказа, и по сути не может нарушить чьи-либо права.
В Определении от 27.10.2015 N 309-КГ15-5924 по делу № А07-21632/2013 Верховный Суд Российской Федерации прямо указывает, что «ненормативный правовой акт может быть оспорен в судебном порядке в том случае, если его принятие создало препятствия любого вида для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности заявителя». Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 20.12.2005 N 518-0, Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 N319-0.
Оспариваемым приказом утверждена в качестве типа средств измерения «Система коммерческого учета тепловой энергии автоматизированная АСКУТЭ Зав. № 001», изготовитель - открытое акционерное общество «Уральская теплосетевая компания», г. Тюмень , которая используется для коммерческих расчетов за поставленную тепловую энергию и теплоноситель между АО «УТСК» и ПАО «СУЭНКО».
В соответствии со ст. 1 Закона об обеспечении единства измерений одной из целей данного закона является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений. По смыслу правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной, в том числе в Постановлениях от 18.07.2012 N 19-П, от 24 октября 1996 года1Ч 17-П и от 17 декабря 1996 года N 20-П, соответствующая защита распространяется также и на юридические лица.
Согласно п. 3 ст. 1 и ст. 9 Закона об обеспечении единства измерений для осуществления торговли и учета количества энергетических ресурсов допускаются только средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями данного закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона об обеспечении единства измерений решение об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений принимается Росстандартом на основании положительных результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа.
В силу п. 1 ст. 12 Закона об обеспечении единства измерений при утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.
При испытаниях средства измерений также проводится проверка уровня защиты его программного обеспечения. Проведение такой проверки обусловлено необходимостью реализации п. 2 ст. 9 Закона об обеспечении единства в части, относящейся к обеспечению ограничения доступа к программному обеспечению в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, приводящим к искажению результатов измерений.
Уровень защиты программного обеспечения представляет собой одну из его важнейших комплексных характеристик, определяющих степень доверия к показаниям соответствующего средства измерений и обеспечивающих достоверность измерительной информации, в частности, при коммерческих расчетах между поставщиками и потребителями продукции и услуг.
Утверждение АСКУТЭ в качестве типа средства измерения без проведения предусмотренных законом обязательных реальных испытаний с целью установления показателей точности АСКУТЭ, методики поверки и интервалов между поверками, а также определения уровня защиты программного обеспечения АСКУТЭ противоречит вышеуказанным нормам Закона об обеспечении единства измерений; нарушает право ПАО «СУЭНКО» на защиту от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений (ст. 1 Закона об обеспечении единства измерений).
Применение неиспытанной АСКУТЭ при определении количества тепловой энергии в коммерческих отношениях между ПАО «СУЭНКО» и ОАО «УТСК» ставит под сомнение достоверность и объективность осуществленных АСКУТЭ измерений и исключает использование их результатов.
Однако наличие Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 03.10.2011 № 5200 об утверждении АСКУТЭ в качестве типа средства измерений позволяет АО «УТСК» использовать результаты измерений, сформированные АСКУТЭ, для определения размера имущественных требований к ПАО «СУЭНКО». При этом у ПАО «СУЭНКО» возникает обязанность оплачивать тепловую энергию в соответствии с результатами измерений АСКУТЭ, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Таким образом, Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 03.10.2011 № 5200 об утверждении АСКУТЭ в качестве типа средства измерений нарушает права и законные интересы ПАО «СУЭНКО» в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.Как следует из обстоятельств дела ПАО «СУЭНКО» о нарушении его прав стало известно 13.11.2015 при предоставлении ФГУП «ВНИИМС» в Арбитражный суд Тюменской области в рамках дела № А70-8546/2014 Акта испытаний и Программы испытаний и иных документов, связанных с испытанием АСКУТЭ. Вышеуказанная дата сторонами по делу не оспаривается.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявление по настоящему делу подано в срок, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что, фактически испытания в целях утверждения типа системы коммерческого учета тепловой энергии автоматизированной АСКУТЭ в соответствии с Программой испытаний АСКУТЭ, не проводились.
Поскольку испытания системы АСКУТЭ в соответствии с требованиями Программы испытаний не проводились, положительных результатов испытаний не существует. Следовательно, их оценка (положительная), содержащаяся в Акте испытаний, также является недостоверной.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно п. 2 ст. 12 Закона об обеспечении единства измерений и п. 2 Порядка утверждения типа стандартных образцов или типа средств решение об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений принимается Росстандартом на основании положительных результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа.
Учитывая изложенное, Приказ Росстандарта от 03.10.2011 № 5200 об утверждении типов средств измерений в части утверждения типа средства измерений «Система коммерческого учета тепловой энергии автоматизированная АСКУТЭ Зав. № 001», изготовитель - открытое акционерное общество «Уральская теплосетевая компания», г. Тюмень, принят в нарушение п. 2 ст. 12 Закона об обеспечении единства измерений, а значит является недействительным.
На основании п. 2 ст. 12 Закона об обеспечении единства измерений сведения об утвержденных типах стандартных образцов и типах средств измерений вносятся в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
В силу п. 3 ст. 12 Закона об обеспечении единства измерений утверждение типа средств измерений удостоверяется свидетельством об утверждении типа средств измерений, выдаваемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений.
Поскольку оспариваемый Приказ об утверждении типа средства измерений «Система коммерческого учета тепловой энергии автоматизированная АСКУТЭ Зав. № 001», изготовитель - открытое акционерное общество «Уральская теплосетевая компания», г. Тюмень, является незаконным, сведения об указанном типе средства измерения подлежат исключению из Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, а свидетельство об утверждении типа средств измерений подлежит аннулированию.
Исходя из изложенного, на основании и руководствуясь ГК РФ, Федерального Закона «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ от 26.02.2008г., Постановления Правительства РФ от 17.06.2004г. № 294, Приказа Минпромторга России № 1081 от 30.11.2009г., Приказа Росстандарта от 03.10.2011г. № 5200, ст.ст. 27-29, 33, 64-68, 71, 75, 81, 102, 110, 167-170, 176, 189, 197-201 АПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Признать недействительным Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) от 03.10.2011г. № 5200 « Об утверждении типов средств измерений в части утверждения типа средства измерений «Система коммерческого учета тепловой энергии автоматизированная АСКУТЭ Зав. № 001», изготовитель - открытое акционерное общество «Уральская теплосетевая компания», г. Тюмень, что проверено на соответствие ГК РФ, Федерального Закона «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ от 26.02.2008г., Постановления Правительства РФ от 17.06.2004г. № 294, Приказа Минпромторга России № 1081 от 30.11.2009г., Приказа Росстандарта от 03.10.2011г. № 5200.
Обязать Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) в течении 30 дней со дня вступления решения в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов заявителя в форме обязания Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт) исключить из перечня типов средств измерений, являющегося приложением к Приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Госстандарта) от 03.10.2011 № 5200, строку № п/п 4, содержащую сведения о типе средства измерений «Система коммерческого учета тепловой энергии автоматизированная АСКУТЭ Зав. № 001», изготовитель - открытое акционерное общество «Уральская теплосетевая компания», г. Тюмень, обязания Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии ( Росстандарта) исключить из Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений сведения об утвержденном типе средства измерений Система коммерческого учета тепловой энергии автоматизированная АСКУТЭ Зав. № 001», изготовитель - открытое акционерное общество «Уральская теплосетевая компания», г. Тюмень ( номер в Государственном реестре средств измерений - 47923-11), обязания Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) аннулировать свидетельство об утверждении типа средств измерений RU.E.32.024.A № 44055.
Взыскать с Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в пользу Публичного акционерного общества «Сибирско-Уральская энергетическая компания» расходы по уплате госпошлины в размере 3000 (три тысячи) руб.
Решение может быть обжаловано в Девятый Арбитражный Апелляционный суд в течение месяца со дня принятия судебного акта.
Судья: О.В. Каменская