ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-302330/18 от 01.10.2019 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-302330/18

125-1796

октября 2019 г.

Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2019 года

Полный текст решения изготовлен 03 октября 2019 года

Арбитражный суд в составе судьи Смыслова Л. А. ,

при ведении протокола секретарем с/з Колесниковым Е.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ГЕНЕЗИС-ЦЕНТР" (117198 МОСКВА ГОРОД УЛИЦА ОСТРОВИТЯНОВА 5 3 ЭТАЖ1 ПОМXI КОМН.1-15, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 21.02.2003, ИНН: <***>)

к ответчику ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ (109830 МОСКВА ГОРОД ФИО1 4А, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 06.12.2004, ИНН: <***>)

об обязании внести сведения

при участии третьих лиц: 1) ОАО «РЖД», 2) Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных», 3) Управление Росреестра по Московской области.

При участии представителей:

от  истца – ФИО2 по доверенности от 12.03.2019 № 28

от  ответчика – ФИО3 по доверенности от 17.07.2019 г. №20/086-ВА, , ФИО4 по доверенности от 29.12.2018 г. №20/197-ВА

от третьего лица ФГБУ «Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных»,  - ФИО5 по доверенности от 03.12.2018 г. №Д/128

от третьего лица ОАО «РЖД» - ФИО6 по доверенности от 22.10.2018 №43/д, диплом от 28.05.2010 г. №528

от третьего лица Управление Росреестра по Московской области – не явился, извещен.

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с требованием  об  обязании ответчика внести сведения о пунктах  государственной геодезической сети  в системе координат  МСК-50 в федеральный фонд пространственных данных.

Ответчик  , 3-и лица  с правомерностью требований не согласились, представлены отзыв и письменные пояснения, кроме  того, в настоящем заседании ответчик пояснил, что все необходимые данные  истцу представлены.

Заслушав представителей сторон, рассмотрев представленные документы, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований , исходя , при этом , из следующего.

Как следует из материалов дела, в рамках выполнения обязательств по договору от 24.07.2014 г. № Д-864/МДИ заключенного между ОАО «РЖД» и ООО «Ц11И11 «ГЕНЕЗИС-ЦЕНТР» по образованию земельного участка полосы отвода железной дороги площадью 41,40 га, расположенного в г. Королеве, ООО «ЦПИП «ГЕНЕЗИС-ЦЕНТР», обратилось письмами от 16.10.2018 г. № 03382 и от 15.11.2018 г. № 03475 в ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» (Далее -ФГБУ), о предоставлении из федерального фонда пространственных данных (Далее -ФФПД) «Положения о местной системе координат МСК-50» и координат пунктов государственной геодезической сети в системе координат МСК-50, принятой для ведения единого государственного реестра недвижимости на территории Московской области.

Письмом от 25.10.2018 г. № 120/9261 ФГБУ сообщило, что в ФФПД отсутствует «Положение о местной системе координат МСК-50».

Письмом от 29.11.2018 г. № 120/10199 ФГБУ сообщило, что в ФФПД отсутствуют координаты пунктов государственной геодезической сети в системе координат МСК-50.

Ссылаясь на  положения пункта 2 Приказа Роснедвижимости от 18.06.2007 г. № П/0137 , которым утверждено  «Положение о местных системах координат Роснедвижимости на субъекты Российской Федерации», Приказа Росреестра от 22 декабря 2017 г. № П/0617, истец полагает, что  Роснедвижимостью были нарушены требования «Правил установления местных систем координат», утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2007 г. № 139, в связи с чем, в соответствии с требования пункта 10 Правил, местная система координат МСК-50 в действие не вводилась.

В соответствии с третьим абзацем пункта 31 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» сведения о пунктах государственной геодезической сети (Далее - ГГС) и пунктов опорной межевой (Далее - ОМС) сети следует получать исключительно в федеральном картографо-геодезическом фонде.

В соответствии с Приказом Росреестра от 22 декабря 2017 г. № П/0617 ведение ФФПД возложено на ФГБУ «Центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных».

Таким образом, отсутствие в ФФПД «Положения о местной системе координат МСК-50» и координат пунктов государственной геодезической сети в системе координат МСК-50, говорит о том, что Роснедвижимостью были нарушены требования «Правил установления местных систем координат», утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2007 г. № 139, в связи с чем, в соответствии с требования пункта 10 Правил, местная система координат МСК-50 в действие не вводилась.

В соответствии с разъяснениями Управления Росреестра по Московской области от 28.11.2018 г. № 50-22а-10-3533/18, управление предоставляет из Государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, координаты исходной геодезической основы в местной системе координат МСК-50. Однако данные сведения не являются сведениями ФФПД и не могут использоваться для выполнения кадастровых работ в силу федерального законодательства.

Указом Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 функции Роснедвижимости перешли Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии - Росреестру.

                 Таким образом, истец считает, что  на основании положений  пункта 13 «Порядка установления местных систем координат», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28.06.2017 г. № 383, пунктом 31 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», ответчик  обязан внести сведения о пунктах государственной геодезической сети в
системе координат МСК-50 в федеральный фонд пространственных данных в
объеме и порядке предусмотренном «Порядком установления местных систем
координат», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28.06.2017, что и заявлено настоящим иском.

Материалами дела подтверждается следующее.

3-му лицу - ФГБУ «Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных»,   от ООО «ЦПИП «ГЕНЕЗИС-ЦЕНТР» поступило два заявления:

от 16.10.2018 № 03382 (регистрационный номер от 17.10.2018 № П-84/8565) о предоставлении положения о местной системе координат Московской области (МСК-50).

от 15.11.2018 № 03475 (регистрационный номер от 19.11.2018 № П-84/9453-1) о предоставлении сведений о 4-х пунктах государственной геодезической сети в местной системе координат Московской области (МСК-50).

По результатам рассмотрения указанных заявлений в соответствии с пунктом 18 Правил предоставления пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, в том числе правил подачи заявления о предоставлении указанных пространственных данных и материалов, включая форму такого заявления и состав прилагаемых к нему документов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2017 № 262 (далее - Правила № 262), Учреждением подготовлены уведомления об отказе в предоставлении запрашиваемых пространственных данных и материалов от 25.10.2018 № 120/9261 и от 29.11.2018 № 120/10199 в связи с их отсутствием в ФФПД.

При этом, в уведомлении от 25.10.2018 № 120/9261 Учреждением указана дополнительная информация о наличии в ФФПД параметров (ключей) перехода от государственной системы координат к местной системе координат Московской области (МСК-50).

Указанные параметры (ключи) перехода, полученные заинтересованным лицом в соответствии с Правилами № 262, позволяют заявителю самостоятельно осуществить пересчет координат пунктов государственной геодезической сети из государственной в местную систему координат и выполнять в ней любые геодезические работы.

В уведомлении от 29.11.2018 № 120/10199 Учреждением также дополнительно указана информация о предоставлении территориальными органами Росреестра государственной услуги о предоставлении в пользование документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, в рамках которой заявителей обеспечивают сведениями о координатах исходной геодезической основы в местных системах координат, принятых для ведения Единого государственного реестра недвижимости (до 01.01.2017 - государственный кадастр недвижимости, далее - ЕГРН).

В своем исковом заявлении в Арбитражный суд г. Москвы ООО «ЦПИП «ГЕНЕЗИС-ЦЕНТР» указывает на нарушение Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) требований Правил установления местных систем координат, vTRpnwneHHkivттогтянонттением Поякитетшстяя Российской Фелепании от 30.03.2007 № 139. и делает вывод о том, что в связи с указанным нарушением местная система координат Московской области (МСК-50) не введена в действие и осуществление кадастровой деятельности на территории Московской области в соответствии с действующим законодательством не представляется возможным.

В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе и оказание услуг в установленных действующим законодательством случаях.

Такими документами в отношении земельных участков являются межевые планы и технические планы в отношении объектов капитального строительства.

Требованиями к подготовке межевых и технических планов (как действующими в настоящее время, так и действующими до 01.01.2017 и утратившими силу в связи с введением в действие с 01.01.2017 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственнойрегистрации недвижимости», далее - Закон № 218-ФЗ) предусмотрено указывать в таких документах сведения о пунктах государственной геодезической сети или опорной межевой сети, которые применялись при выполнении кадастровых работ, в том числе и информацию о наименовании и реквизитах документов о предоставлении данных, находящихся в федеральном картографо-геодезическом фонде (далее - ФКГФ).

Вместе с тем, Законом № 218-ФЗ предусмотрено, что для ведения ЕГРН используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, в установленных органом нормативно-правового регулирования случаях используется единая государственная система координат. Исходя из приказа Минэкономразвития России от17.03.2016№ 142, единая государственная система координат для ведения ЕГРН используется
только при описании прохождения Государственной границы Российской Федерации.

Согласно Правилам установления местных систем координат, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2007 № 139 (утратило силу с14.10.2017на основании постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2017№ 1209, далее - Правила № 139):

инициаторами установления местных систем координат могут являться федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные субъекты отношений в области геодезической и картографической деятельности (далее - заказчик) (пункт 4).

местная система координат устанавливается на основании положения об этой системе, утверждаемого заказчиком по согласованию с Федеральным агентством геодезии и картографии (его территориальным органом) (пункт 5),

копия согласованного и утвержденного положения о местной системе координат направляется заказчиком в ФКГФ (пункт 8),

основанием для введения в действие местной системы координат является акт о передаче в ФКГФ каталогов (списков) координат геодезических пунктов в местной системе координат (пункт 10),

параметры перехода (ключи) от местной системы координат к государственной системе координат и каталоги (списки) координат геодезических пунктов в местной системе координат хранятся в ФКГФ и у заказчика или в уполномоченных им организациях (пункт 11).

Аналогичные правила предусмотрены действующим в настоящее время Порядком установления местных систем координат, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 28.07.2017 № 383 в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 01.01.2017, далее - Закон № 431-ФЗ).

Положение о местных системах координат Роснедвижимости на субъекты Российской Федерации утверждено приказом Роснедвижимости от 18.06.2007 № П/0137 (далее - Приказ № П/0137, Положение). Кроме того, согласно пункту 2 Приказа П/0137, предусматривалась передача в ФКГФ копии согласованного и утвержденного Положения, параметров перехода (ключей) от местных систем координат к государственной системе координат и каталогов (списков) координат геодезических пунктов в местной системе координат.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» (утратил силу с 01.01.2017 в связи с вступлением в силу Закона № 431-ФЗ, далее - Закон № 209-ФЗ) федеральный и территориальные картографо-геодезические фонды находились в ведении федерального органа исполнительной власти в области геодезии и картографии, которым до 2009 года являлось Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография), а с 2009 года - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которой переданы функции упраздненных Роскартографии и Роснедвижимости (Указ Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»).

Согласно положениям части 2.1 статьи 9 Закона № 209-ФЗ (внесены Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования», вступившим в силу в марте 2011 года), ведение ФКГФ и территориальных картографо-геодезических фондов, в том числе включение в них геодезических и картографических материалов и данных, их хранение и предоставление в пользование заинтересованным лицам, с 2011 года предусмотрено осуществлять федеральными государственными учреждениями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти в области геодезии и картографии.

Таким образом, с 2011 года прекращено осуществление территориальными органами Росреестра полномочий фондодержателя ФКГФ.

При этом, в статье 20 Закона № 209-ФЗ указано, что до 01.01.2014 функции по ведению ФКГФ, в том числе включению в него геодезических и картографических материалов и данных, их хранению и предоставлению в пользование заинтересованным лицам, вправе осуществлять подведомственные федеральному органу исполнительной власти в области геодезии и картографии федеральные государственные унитарные предприятия.

Законом № 431-ФЗ с 01.01.2017 установлено:

функции по ведению ФФПД, в том числе включение в него пространственных данных и материалов, их хранение и предоставление заинтересованным лицам, реализуются Учреждением, являющимся фондодержателем ФФПД (часть 4 статьи 11);

материалы и данные ФКГФ и территориальных картографо-геодезических фондов, созданные до дня вступления в силу Закона № 431-ФЗ, являются данными ФФПД до их отнесения в установленном порядке к составу Архивного фонда Российской Федерации (часть 3 статьи 32).

Таким образом, ФФПД сформировался в результате слияния фондов, ранее находящихся на хранении в ФГУП «Центральный картографо-геодезический фонд», правопреемником которого является Учреждение, и аэрогеодезических предприятиях, подведомственных Росреестру, в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 12.03.2012 № 296 «Об открытом акционерном обществе «Роскартография», а также приказа Росреестра от 20.04.2012 № П7172 «Об организации передачи материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда».

Принимая во внимание, что местные системы координат вводились для обеспечения
землеустроительной
икадастровойдеятельности. в территориальные органы Росреестра по субъектам Российской Федерации и в Учреждение были направлены:

1)письмо от 17.02.2016 № 21-исх/01909-СМ/16 об осуществлении подготовительных мероприятий по определению дальнейшего использования материалов и данных ФКГФ. находящихся в территориальных органах Росреестра по субъектам Российской Федерации, а также целесообразности их передачи в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, в том числе списков координат пунктов исходной геодезической основы в местных системах координат;

2)разъяснения от 19.12.2016 № 19-исх/17690-СМ/16, согласно которым функция обеспечения заявителей:

координатами исходной геодезической основы в местных системах координат, используемых для ведения ЕГРН на территории соответствующих кадастровых округов, осуществляется территориальными органами Росреестра по субъектам Российской Федерации согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 14.11.2006 № 376,

сведениями о координатах пунктов ГГС в государственных системах координат, а также параметрах перехода (ключах) от местной системы координат к государственным системам координат осуществляется Учреждением в рамках государственной услуги по предоставлению пространственных данных и материалов из ФФПД.

Согласно поручению заместителя руководителя Росреестра ФИО7 от 19.12.2016 № 19-исх/17690-СМ/16 (далее - Поручение), в соответствии с поручением Росреестра от 17.02.2016 № 21-исх/01909-СМ/16 ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» проведена работа по систематизации и обобщению полученной из территориальных органов Росреестра информации о находящихся на хранении геодезических и картографических материалах и данных.

В результате проделанной работы выявлено, что в соответствии с приказом Роскартографии от 22.07.2005 № 110-пр «Об утверждении сроков хранения материалов и данных, включаемых в состав федерального картографо-геодезического фонда», в соответствии с перечнем топографо-геодезических, картографических, аэросъемочных материалов и материалов космической съемки с указанием сроков их хранения, утвержденным ГУГК при Совете Министров ССР 06.07.1987 и утвержденным Главным архивным управлением при Совете Министров СССР 02.07.1987, а также в соответствии с Временным перечнем объектов учета топографо-геодезических, аэрофотосъемочных материалов и материалов космической съемки, включаемых в состав ФКГФ, утвержденным приказом Роскартографии от 03.12.2002 № 190-пр, обязательные экземпляры материалов и данных ФКГФ, имеющихся в настоящее время на хранении в территориальных органах Росреестра, одновременно направлялись в обязательном порядке на хранение в другие организации-фондодержатели федерального картографо-геодезического фонда (далее - ФКГФ) (предприятия отрасли геодезии и картографии, после приватизации которых имеющиеся материалы и данные ФКГФ были переданы во ФГУП «Центральный картографо-геодезический фонд», правопреемником которого в настоящее время является ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД»).

Таким образом, как пояснил представитель ответчика, имеющиеся в территориальных органах Росреестра материалы и данные ФКГФ в основном дублируют состав материалов и данных, находящиеся на хранении в ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» и его региональных отделах.

В настоящее время , согласно  пояснениям представителя ответчика , а также 3-го лица, необходимые сведения  были предоставлены  истцу, что подтверждается как его пояснениями ( письменно) в настоящем заседании, так и реестрами и выписками  из каталога  координат  геодезических пунктов в местной системе  координат  МСК-50 ( в дело представлены).

При указанных обстоятельствах , суд не находит оснований для удовлетворения  заявленных требований .

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Л.А. Смыслова