ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-30579/19-139-358 от 10.06.2019 АС города Москвы

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17

http://www.msk.arbitr.ru

именем Российской Федерации

решение

г. Москва

13 июня 2019 года                                                                  Дело № А40-30579/19-139-358        

Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2019 года                                                                 

Полный текст решения изготовлен  13 июня 2019 года                                                                 

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Ваганова Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бруяко Т.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению)  Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Кузнецкий Алатау" (адрес: 652888 <...> ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 05.01.2003, ИНН: <***>) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (адрес: 107078, Москва город, переулок Орликов, дом 10, строение 1, , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 03.12.2002, ИНН: <***>); Филиал ФГБЦ ФКБ Росреестр по Кемеровской области (<...>) о признании незаконным уведомления от 10.10.2018 №4200/301/18-57169 при участии:  от заявителя: ФИО1 дов.№28 от 09.01.2019; от ответчика: 1) ФИО2, дов. № 99/2016-85 от 30.11.2016; 2) не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный природный заповедник "Кузнецкий Алатау" (далее –заявитель, учреждение) обратилось с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"о признании незаконным уведомления от 10.10.2018 №4200/301/18-57169.

Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам изложенным в заявлении.

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный природный заповедник "Кузнецкий Алатау" заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы заявителя, оценив представленные доказательства в совокупности, считает, что заявленные требования    не обоснованы и не   подлежат удовлетворению  в полном объеме, при этом суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

С 01.01.2017 государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

В соответствии с приказом Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 отдельными полномочиями органа регистрации прав наделено - ФГБУ «ФКП Росреестра», в том числе полномочиями по внесению сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов).

В соответствии с положениями ст. 14 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Пунктом 2 статьи 14 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Как следует из материалов дела, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау» обратилось в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области в произвольной форме от 19.09.2018 № 327 о внесении сведений сведения об охранной зоне заповедника «Кузнецкий Алатау».

Уведомлением от 10.10.2018 г. № 4200/301/18-57169 Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области отказался вносить сведения об охранной зоне заповедника «Кузнецкий Алатау» по следующим причинам.

На основании пункта 3 части 2 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» по следующим основаниям:

 - заявление и документы представлены в формате электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующему формату, установленному органом нормативно-правового регулирования.;

- для внесения в ЕГРН сведений об охранной зоне Государственного природного заповедника "Кузнецкий Алатау" необходимо представить текстовое и графическое описание местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ такой зоны в пределах одного кадастрового округа.

Не согласившись с указанным Уведомлением, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующих.

Согласно ст. 32 Закона № 218-ФЗ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе охранной зоны (ч. 1 ст. 32 Закона № 218-ФЗ).

Правила внесения в ЕГРН сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия определены статьей 34 Закона № 218-ФЗ.

При этом, ч.1 ст. 33 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что в случае если указанные в соответствии со ст. 32 Закона о регистрации недвижимости сведения не внесены в ЕГРН в сроки, установленные ст. 34 Закона о регистрации недвижимости, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920.

Однако в настоящее время не реализован функционал представления соответствующего заявления способом, предусмотренного ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации недвижимости.

В этой связи, как уже указывалось выше, посредством почтовой связи 21.09.2018 в соответствии с ч.6 ст. 18 Закона о регистрации недвижимости Заявителем были представлены в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области документы для внесения сведений о границах охранной зоны заповедника «Кузнецкий Алатау», которые были рассмотрены на соответствие требованиям ст. 32 и ст. 34 Закона о регистрации недвижимости, так как действующее законодательство РФ не содержит иных норм, регламентирующих состав пакета документов, необходимых для внесения в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территории.

По результату рассмотрения представленного пакета документов было сформировано Уведомление в связи с нарушением п. 3 ч. 2 ст. 34 Закона № 218-ФЗ: заявление и документы представлены в форме электронных документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования.

Положениями ст. 6 закона № 218-ФЗ предусмотрено, что для ведения ЕГРН используется местная система координат, которая устанавливается в отношении ограниченной территории, не превышающей территорию субъекта Российской Федерации.

Приказом Управления Роснедвижимости по Кемеровской области от 27.12.2006 № 303 на территории Кемеровской области введена местная система координат МСК-42 (Зона 1,Зона 2) с 01.01.2007.

В этой связи для внесения сведений в ЕГРН о зоне с особыми условиями использования территории, расположенной в границах Кемеровской области, должно быть представлено текстовое и графическое описание местоположения границ зоны с перечнем координат характерных точек границ данной зоны в системе координат МСК-42.

Нормой ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Закон № 221-ФЗ) предусмотрено внесение сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, установленных до дня вступления в силу Закона № 221-ФЗ, по документам, хранящихся в государственном фонде данных,  в  порядке, утвержденном  Приказом Минэкономразвития  России  от 12.12.2014      № 798.

В рамках реализации указанной нормы и исполнения поручения Росреестра от 12.03.2015         № 19-исх/03388-СМ/15 была создана совместная комиссия для
рассмотрения и сопоставления сведений об объектах землеустройства, содержащихся в государственном фонде данных, со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости для принятия решения о внесении (не внесении) сведений из государственного фонда данных в государственный кадастр недвижимости (далее -Совместная комиссия), утвержденная совместным Приказом Управления Росреестра по Кемеровской области и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области от 17.04.2015 №074/165 «О проведении инвентаризации Архивов».

На заседании Совместной комиссии 05.11.2015 в результате рассмотрения землеустроительной документации, находящейся на хранении в государственном фонде данных Управления Росреестра по Кемеровской области, выявленной при инвентаризации, принято решение об отсутствии оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий по документам, содержащихся в государственном фонде данных.

В этой связи документы для внесения сведений о границах охранной зоны заповедника «Кузнецкий Алатау» Управлением Росреестра по Кемеровской области в Филиал не были представлены в порядке, предусмотренном Приказом Минэкономразвития России от 12.12.2014 № 798, и соответственно сведения об указанной выше охранной зоне не были внесены в государственный кадастр недвижимости.

Кроме того, при загрузке в унаследованную информационную систему кадастра недвижимости представленный Заявителем пакет документов, не прошел проверку на соответствие требований к XML-схеме (не найдено ни одного файла ZoneToGKN_*.xml).

Документы, необходимые для внесения сведений в ЕГРН о зоне с особыми условиями использования территории должны быть представлены в виде электронных документов в формате XML.

XML-схемы, использованные для формирования электронного документа, утверждены приказом Росреестра от 01.08.2014 № П/369 (в ред. Приказа П/0465) «О реализации информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в электронном виде».

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о регистрации недвижимости в орган регистрации прав представляется документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территории, подготовленный в электронном виде в соответствии с XML-схемой ZoneToGKN_v05.

XML-файл ZoneToGKN_*.xml должен содержать сведения о реквизитах документа, которым установлена граница зоны с особыми условиями использования территории, а также сведения о заявителе, представившего документы в орган регистрации прав.

Кроме того, в соответствии с ч. 18.1 ст. 32 Закона о регистрации недвижимости обязательным приложением к указанным выше документам является графическое описание местоположения границ зоны, подготовленное в электронном виде в соответствии с XML-схемой Territory ToGKN_v01.

В этой связи для внесения сведений в ЕГРН о зоне с особыми условиями использования территории должен быть представлен пакет документов, упакованных в один ZIP-архив, включающих в себя: XML-файл ZoneToGKN_v05 - сведения о документе, которым установлена граница зоны; XML-файл Territory ToGKN_v01 - графическое описание местоположения границ зоны.

В представленном 21.09.2018 пакете документов отсутствует XML-файл ZoneToGKN_v05, что является основанием для направления Уведомления о невозможности внесения сведений в ЕГРН в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 34 Закона о регистрации недвижимости и включена карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в электронном виде в соответствии с XML-схемой MapPlanvOl, подготовка которой не требуется, так как зоны с особыми условиями использования территории исключены из перечня объектов землеустройства с 01.01.2016.

Данная позиция была также изложена в письме Минэкономразвития России от 21.06.2016 № Д23и-2857.

Кроме того, в обжалуемом Уведомлении указано, что филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области осуществляет ведение ЕГРН на территории субъекта РФ - Кемеровская область в системе МСК -42 зона 1 и зона 2.

В этой связи, для внесения в ЕГРН сведений об охранной зоне Государственного природного заповедника «Кузнецкий Алатау» необходимо представить текстовой и графическое описание местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ такой зоны в пределах одного кадастрового округа.

Таким образом, Уведомление принято филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом установленных фактических обстоятельств по делу суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в соответствии со ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Кроме того, заявителем пропущен, установленный ч.4 ст. 198 АПК РФ срок на обжалование оспариваемого решения.

В соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Оспариваемое  уведомление  вынесено 10.10.2018, в то время как заявитель обратился в суд 08.02.2019.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.

Заявитель указывает, что срок подачи заявления был пропущен в связи с обжалованием решения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области в Прокуратуру Заводского района г. Кемерово - в досудебном порядке.

Глава 24 АПК РФ не содержит указание на обязательность внесудебного урегулирования спора, или соблюдения иных условий, предшествующих обращению в суд за защитой нарушенных, по мнению заявителя, прав и законных интересов.

Действующее процессуальное законодательство не предусматривает произвольного, не ограниченного по времени обращения в арбитражный суд с заявлением о признании решения незаконными.

Иных уважительность причин, послуживших основанием для столь позднего обращения Общества с жалобой, заявителем не приведена и не доказана.

Таким образом, Заявителем не доказан факт пропуска процессуального срока на обжалование оспариваемого решения по уважительной причине.

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный природный заповедник "Кузнецкий Алатау"  являясь юридическим лицом, должно осознавать наступление определенных последствий своих действий, в том числе и наступление неблагоприятных для него последствий.

Следовательно, указанный выше срок в порядке ч. 2 ст. 117 АПК РФ восстановлению не подлежит.

В силу положений статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом.

Пропуск заявителем указанного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах, оснований к удовлетворению заявленных требований у суда не имеется.

Судом проверены и оценены все доводы заявителя, но отклонены как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права, так как судом установлено, что оспариваемое заявителем решение принято в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушают права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного, на основании,  Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", руководствуясь ст.ст. 8, 9, 65, 71, 75, 102, 110, 131, 167-171, 176, 198-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявленныхтребованийФедерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Кузнецкий Алатау" (адрес: 652888 <...> ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 05.01.2003, ИНН: <***>).

Проверено на соответствие действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты его принятия.

Судья                                                                                                Е.А. Ваганова