Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
27 марта 2019 г.Дело № А40-308457/18-120-3226
Резолютивная часть решения объявлена20 марта 2019 года
Полный текст решения изготовлен 27 марта 2019 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе
судьи Блинниковой И.А.
протокол ведет секретарь судебного заседания Фуникова А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
ООО «БК «Фаворит»
ответчик: ИФНС России № 22 по г. Москве
о признании недействительным предписания №7 от 27.11.2018г. об устранении выявленных нарушений лицензионных требований
с участием:
от заявителя: ФИО1 (дов. №18 от 03.11.2018г.)
от ответчика: ФИО2 (дов. №05-13/02120 от 21.01.2019г.)
УСТАНОВИЛ:
ООО «БК «Фаворит» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции ФНС России № 22 по г. Москве (далее – ответчик, Инспекция) о признании недействительным предписания (уведомления) №7 от 27.11.2018г. об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении, указав, что оспариваемое предписание вынесено ответчиком необоснованно с нарушением норм действующего законодательства РФ, а также нарушает права и законные интересы Общества.
Ответчиком представлен отзыв, в котором указывает, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Исследовав материалы дела, выслушав сторон, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, основываясь на следующем.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что Инспекцией проведена проверка соблюдения ООО «БК «ФАВОРИТ» с 30.10.2018 по 27.11.2018 лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «о» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских контрах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1130 (далее - Положение о лицензировании).
По результатам проверки Инспекцией составлен акт проверки от 27.11.2018 №7 (далее - Акт проверки) и вынесено предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 27.11.2018 № 7 (далее - Предписание).
По мнению Инспекции, Обществом, при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр нарушаются лицензионные требования подпункта «о» пункта 4 Положения № 1130, выразившееся в нарушении требований статьи 6.2 Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Предписанием Обществу предписано в срок до 27 декабря 2018 года устранить выявленные нарушения, указанные в Акте проверки, а именно: в соответствии со статьей 6.2. Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ-244): 1) заключить соглашения об использовании символики, наименований спортивных мероприятий с субъектами профессионального спорта, в том числе с Континентальной хоккейной лигой, Российской премьер лигой; 2) определить соответствующую базу расчета целевых отчислений за 1-3 квартал 2018 года; 3) уплатить сумму целевых отчислений исходя из базы расчета целевых отчислений, но не менее 15 млн. руб. за каждый квартал; 4) представить в адрес субъектов профессионального спорта, в том числе Континентальной хоккейной лиги, Российской премьер лиги, информацию о принятых ставках, в том числе интерактивных ставках, в отношении организованных ими мероприятий, о выплаченных выигрышах, а также об объеме подлежащих уплате и фактически уплаченных суммах целевых отчислений за 1-3 кварталы 2018 года; 5) представить в адрес саморегулируемой организации организаторов азартных игр в букмекерских конторах Союз «Первая СРО Букмекеров» сведения о выполнении требований ст. 6.2. ФЗ-244.
Общество, считая незаконным оспариваемое предписание и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что понятия «ставки» и «интерактивной ставки» разделены и в случаях, когда то, или иное положение Закона № 244-ФЗ распространяется на интерактивные ставки, законодатель прямо указывает на это; для целей определения базы целевых отчислений доходы, полученные организатором от деятельности по организации и проведению азартных игр в части принятия им интерактивных ставок в отношении спортивных мероприятий, не учитываются.
ФЗ-244 предусматривает возможность заключения соглашений о выигрыше, как на ставки, так и на интерактивные ставки.
Ставка - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры (за исключением денежных средств, признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом интерактивной ставкой) и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры (пункт 3 статьи 4 ФЗ-244 ).
Интерактивная ставка - денежные средства, в том числе электронные денежные средства, передаваемые с использованием электронных средств платежа центром учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов организатору азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе по поручениям участников данных видов азартных игр и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными таким организатором азартных игр (пункт 3.1. статьи 4 ФЗ-244)
В соответствии с пунктом 1 статьи 6.2 ФЗ-244, организатор азартных игр в букмекерской конторе, заключающий пари на спортивные мероприятия, обязан заключать соглашения об использовании символики, наименований спортивных мероприятий с субъектами профессионального спорта, а именно общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, организующими спортивные мероприятия, в отношении которых он принимает ставки, и на основании таких соглашений осуществлять целевые отчисления от азартных игр.
Пунктом 3 статьи 6.2 ФЗ-244 установлено, что целевые отчисления по каждому соглашению, устанавливаются в размере пяти процентов от базы расчета целевых отчислений.
Правила определения базы целевых отчислений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 № 386.
Их пунктом 4 предусмотрено, что базой расчета целевых отчислений являются доходы, полученные в течение квартала организатором от деятельности по организации и проведению азартных игр в части принятия ставок в отношении спортивных мероприятий, организованных субъектом профессионального спорта, на основании соглашения об использовании символики и наименований спортивных мероприятий. При этом под доходами признается положительная разница между суммой ставок, сделанных участниками азартных игр в отношении спортивных мероприятий, организованных субъектом профессионального спорта, по которым наступил результат азартной игры, и выплаченных им выигрышей.
Анализ положений Закона № 244-ФЗ свидетельствует о том, что понятия «ставки» и «интерактивной ставки» разделены и в случаях, когда то или иное положение Закона № 244-ФЗ распространяется на интерактивные ставки, законодатель прямо указывает на это.
При этом п. 1 ст. 6.2 Закона № 244-ФЗ указывает на обязанность заключения соглашения об использовании символики, наименований спортивных мероприятий с субъектами профессионального спорта, а именно общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, организующими спортивные мероприятия, в отношении которых он принимает ставки.
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 № 386, принятое во исполнение п. 2 ст. 6.2 Закона № 244-ФЗ и указывающие на расчет целевых отчислений исходя из суммы ставок, не содержат указаний на возможность расчета исходя из суммы интерактивных ставок.
Таким образом, из системного толкования соответствующих положений следует, что для целей определения базы целевых отчислений доходы, полученные организатором от деятельности по организации и проведению азартных игр в части принятия им интерактивных ставок в отношении спортивных мероприятий, не учитываются. Данная позиция нашла свое отражение в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 14.02.2019г. по делу №А40-40937/2018.
Поскольку предметом налоговой проверки явилось соблюдение ООО «БК «Фаворит» требований подпункта «о» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, а общество указывает на то обстоятельство, что в спорный период осуществляло прием исключительно интерактивных ставок (обратного из Акта проверки не следует), суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание №7 от 27.11.2018г. нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Кодекса. Данная позиция соответствует разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» (абзац третий пункта 21).
Руководствуясь ст. ст. 64-68, 71, 75, 167-170, 176, 180, 207-211 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Проверив на соответствие ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», признать недействительным предписание ИФНС России № 22 по г. Москве №7 от 27.11.2018г. об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Взыскать с ИФНС России № 22 по г. Москве в пользу ООО «БК «Фаворит» расходы по госпошлине в сумме 3000 руб. (три тысячи рублей).
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья И.А.Блинникова