ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-309217/19-120-2325 от 17.06.2020 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                                      

9 июля 2020 года                                                 Дело  № А40-309217/19-120-2325

Резолютивная часть решения объявлена 17 июня 2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено  9 июля 2020 года.                                                                         

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи Позднякова В.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Плаксиным В.О.

с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ООО "ЛАНМАКС" (142784 МОСКВА ГОРОД КИЛОМЕТР КИЕВСКОЕ ШОССЕ 22-Й (П МОСКОВСКИЙ) ДВЛД 6СТРОЕНИЕ 1 , ОГРН: 1107746238324, Дата присвоения ОГРН: 30.03.2010, ИНН: 7701870982)

к Федеральной таможенной службе (121087 МОСКВА ГОРОД УЛИЦА НОВОЗАВОДСКАЯ 11/5 , ОГРН: 1047730023703, Дата присвоения ОГРН: 09.09.2004, ИНН: 7730176610)

третьи лицо: Домодедовская таможня (142015, ОБЛАСТЬ МОСКОВСКАЯ, ГОРОД ДОМОДЕДОВО, ТЕРРИТОРИЯ АЭРОПОРТ ДОМОДЕДОВО, СТР.24, , ОГРН: 1035001283228, Дата присвоения ОГРН: 20.01.2003, ИНН: 5009004697)

об оспаривании решения от 30.09.2019 №15-67/199  по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа

при участии:

от заявителя – Анисимова И.И. дов. от 27.11.2019 (диплом)

от ответчика – Теодорович Е.А. дов. от 19.12.2019 №15-49/99-19д (диплом)

от третьего лица – Малахова В.В. дов. от 23.10.2019 №06-12/16455 (диплом)

УСТАНОВИЛ:

ООО "ЛАНМАКС" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Федеральной таможенной службе об оспаривании решения от 30.09.2019 №15-67/199  по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа.

В обоснование заявленных требований, заявитель указывает, что таможенным органом не был проведен анализ сопоставимых условий ввоза и не принято во внимание различие коммерческого уровня продаж  между обществом, являющейся официальным дистрибьютером продукции JUNIPER и имеющей прямой договор с производителем. Также Заявитель полагает недоказанным факт наличия условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено. Согласно позиции Общества таможенным органом не доказано, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, не основываются на документально подтвержденной информации. По мнению ООО «ЛАНМАКС» наличие в Договоре ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, существенно влияющих на стоимость товара - не доказано.

Федеральной таможенной службой представлен письменный отзыв на заявление, в котором просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку решение ФТС России прав и законных интересов Общества не нарушает, является законным и обоснованным.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица возражал против удовлетворения заявленных требований согласно письменным пояснениям.

Исследовав материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления и отзыва на него, суд признает заявление не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок для обращения в суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

Как следует из материалов дела, ООО «ЛАНМАКС» во исполнение договора о дистрибьютерской деятельности от 06.03.2015 (далее - Договор), заключённого с компанией Juniper Networks International B.V. (далее - JUNIPER), на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) на условиях поставки DAT-Домодедово ввезены товары.

В целях помещения ввезённых товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в период с июня 2016 года по август 2018 года на таможенный пост Аэропорт Домодедово (грузовой) Домодедовской таможни таможенными представителями ООО «ВР ЛОГИСТИК ЮГ», АО «ФИРМА «ГТК-СЕРВИС», ООО «ВР ЛОГИСТИК ГРУПП» поданы декларации на товары

(далее - ДТ) №№ 10002010/150616/0030580, 10002010/251116/0065630, 10002010/030317/0012673, 10002010/190717/0047291, 10002010/251217/0088488, 10002010/070618/0040165, 10002010/130916/0048777, 10002010/041016/0053205, 10002010/281216/0074661, 10002010/130117/0001573, 10002010/130417/0023123, 10002010/220517/0032501, 10002010/191117/0078310, 10002010/111017/0068312, 10002010/130218/0011269, 10002010/270418/0029935, 10002010/210618/0043483, 10002010/020718/0045963, 10002010/070818/0054693, 10002010/230818/005857, в которых заявлены сведения о товарах «коммутационные устройства для передачи данных для проводных цифровых компьютерных сетей, не военного назначения, для гражданского применения и принадлежности к ним».

Таможенная стоимость товаров, сведения о которых заявлены в рассматриваемых ДТ, определена декларантом в соответствии со статьями 4, 5 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25 января 2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее - Соглашение от 25 января 2008 г.), а также статьёй 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).

В подтверждение сведений о таможенной стоимости товаров, заявленных в декларации таможенной стоимости (ДТС-1), декларантом представлены, в том числе следующие документы:

1.         Договор с дополнениями;

2.         Кредит-ноты;

3.         Инвойсы;

4.         Техническое описание;

5.         Письма в таможенный орган о скидке;

6.         Авианакладные.

По результатам анализа представленных документов таможенная стоимость товара принята таможенным органом и товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

С 15 октября 2018 г. по 28 февраля 2019 г. Домодедовской таможней проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО «ЛАНМАКС» по вопросу недостоверного заявления сведений о таможенной стоимости товаров.

Согласно акту камеральной таможенной проверки в ходе проведения проверочных мероприятий таможенным органом в адрес декларанта направлены требования о представлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке от 30 октября 2018 г. № 08-11/18898, от 18 декабря 2018 г. №08-11/23383.

ООО «ЛАНМАКС» письмами от 27 ноября 2018 г. № 1/Т, от 16 января 2019 г. № 2/Т были представлены документы и пояснения.

По результатам анализа полученных документов таможенным органом    в    акте    камеральной    таможенной    проверки    от   28.02.2019

№ 10002000/210/280219/А000146 установлено, что низкий уровень цены товаров по сравнению с имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информацией по сделкам с идентичными и однородными товарами декларантом не обоснован.

25.04.2019 на основании результатов камеральной таможенной проверки Домодедовской таможней  приняты решения №№ 10002000/210/250419/Т000146/001, 10002000/210/250419/Т000146/002, 10002000/210/250419/Т000146/003, 10002000/210/250419/Т000146/004,  10002000/210/250419/Т000146/005, 10002000/210/250419/Т000146/006,  10002000/210/250419/Т000146/007, 10002000/210/250419/Т000146/008, 10002000/210/250419/Т000146/009, 10002000/210/250419/Т000146/0010, 10002000/210/250419/Т000146/0011, 10002000/210/250419/Т000146/0012, 10002000/210/250419/Т000146/0013, 10002000/210/250419/Т000146/0014, 10002000/210/250419/Т000146/0015, 10002000/210/250419/Т000146/0016, 10002000/210/250419/Т000146/0017, 10002000/210/250419/Т000146/0018, 10002000/210/250419/Т000146/0019, 10002000/210/250419/Т000146/0020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в соответствии с которыми таможенная стоимость товаров определена в рамках резервного метода на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами, предусмотренного статьёй 45 ТК ЕАЭС.

Не согласившись с решениями Домодедовской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары, декларант подал в порядке, предусмотренном статьёй 288 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о таможенном регулировании), через Домодедовскую таможню жалобу в ФТС России.

Решением ФТС России от 30 сентября 2019 г. № 15-67/199 решения Домодедовской таможни признаны правомерными, в удовлетворении жалобы Общества отказано в полном объеме.

В соответствии со статьёй 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) (далее - Договор) в ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с ТК ЕАЭС, который вступил в силу 1 января 2018 г., и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также в соответствии с положениями Договора.

Согласно статье 101 Договора до вступления в силу ТК ЕАЭС таможенное регулирование в ЕАЭС осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. и иными международными договорами государств - членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьёй 99 Договора в право ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 444 «Общие переходные положения» ТК ЕАЭС применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.

На момент возникновения рассматриваемых правоотношений ТК ЕАЭС еще не вступил в силу, в связи с чем применению подлежали нормы Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).

Согласно статье 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таким договором является Соглашение от 25 января 2008 г.

Пунктом 2 статьи 65 ТК ТС определено, что декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путём заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, её величине, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.

При этом пунктом 4 статьи 65 ТК ТС, а также пунктом 3 статьи 2 Соглашения от 25 января 2008 г. установлено, что заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к её определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтверждённой информации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения от 25 января 2008 г. основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения от 25 января 2008 г.

Пунктом 1 статьи 4 Соглашения от 25 января 2008 г. установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию ЕАЭС, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 данного Соглашения, при выполнении условий, названных в пункте 1 статьи 4 Соглашения от 25 января 2008 г.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещённой законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения от 25 января 2008 г.).

Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения от 25 января 2008 г. в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения от 25 января 2008 г., таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории ЕАЭС, путём использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения от 25 января 2008 г.

Таким образом, первоосновой для определения таможенной стоимости товаров является стоимость сделки с ввозимыми товарами при условии выполнения требований о достоверности, количественной определённости и документальном подтверждении информации о цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Евразийского экономического союза с учётом положений статьи 5 Соглашения от 25 января 2008 г. (дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары).

В соответствии со статьёй 67 ТК ТС по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями статьи 68 ТК ТС, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии Таможенного союза.

Аналогичные нормы установлены главой 5 ТК ЕАЭС, в соответствии с которой с 1 января 2018 г. определяется таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 5 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утверждённого Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 марта 2018 г. № 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» (далее - Положение) при проведении контроля таможенной стоимости товаров, в том числе после их выпуска, признаками недостоверного определения таможенной стоимости товаров являются, в частности, следующие обстоятельства:

а) выявление несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость ввозимых товаров и содержащихся в одном документе, иным сведениям, содержащимся в том же документе, а также сведениям, содержащимся в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, сведениям, полученным из информационных систем таможенных органов, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного  взаимодействия  таможенных  органов  и  государственных органов (организаций) государств - членов, и (или) из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, сведениям, полученным другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, входящими в право ЕАЭС, и (или) законодательством государств-членов;

б)        выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза;

в)        выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, определённой в соответствии с информацией о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, информацией из ценовых каталогов;

г)         выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе сырьевых), из которых произведены (состоят) ввозимые товары;

д)        наличие взаимосвязи продавца и покупателя ввозимых товаров в сочетании с более низкой ценой ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, продажа и покупка которых осуществлялись независимыми продавцом и покупателем;

е)        наличие оснований полагать, что структура таможенной стоимости ввозимых товаров не соблюдена (например, к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, не добавлены либо добавлены не в полном объёме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров, расходы на страхование и т.п.).

В соответствии со статьёй 332 ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка проводится путём изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств - членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.

ФТС России установлено, что Домодедовской таможней на основании статьи 332 ТК ЕАЭС проведён таможенный контроль после выпуска товаров в форме камеральной таможенной проверки по вопросу соблюдения требований таможенного законодательства, в части достоверности сведений о таможенной стоимости товаров, заявленных ООО «ЛАНМАКС».

В ходе проведения камеральной проверки Домодедовской таможней в адрес декларанта направлено требование от 30.10.2018 № 08-11/18898 о представлении следующих документов и сведений:

-          кредит-нот по рассматриваемым ДТ, пояснения о причинах и основаниях их предоставления;

-          заказов, предусмотренных Договором;

-          экспортных таможенных деклараций страны отправления и их переводов;

-          глобального прайс-листа, предусмотренного Договором, действующего на момент размещения заказов на товары, ввезённые по рассматриваемым ДТ;

-          банковских платёжных документов по оплате товаров (ведомость банковского контроля, платёжные поручения/заявления на перевод, выписки по счёту).

-          документов о реализации товаров на внутреннем рынке Российской Федерации (договоры о реализации, счета-фактуры, расчёт цены реализации ввозимого/ввезённого товара на внутреннем рынке, банковские документы по оплате за реализованный товар);

-          пояснений о причинах указания в графе 8 ДТС-1 сведений об отсутствии ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами;

-          пояснений о наличии/отсутствии факта контроля деятельности ООО «ЛАНМАКС» со стороны «аффилированного лица JUNIPER» либо совместного контроля ООО «ЛАНМАКС» и TUNIPER третьих лиц с учётом положений Договора;

-          документов (в том числе бухгалтерских) и сведений, содержащих данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезённых товаров;

-          пояснений о влияющих на цену отдельных физических составляющих элементов и качественных характеристик товара (в произвольной форме); информации о наличии и следовании вместе с товаром программного обеспечения;

-          пояснений по факту того, что пунктом 5.3 Договора предусмотрены условия перевозки товаров «FCA ORJGIN», в то время как в проверяемых ДТ указаны другие условия поставки товаров;

-          коммерческих документов, подтверждающих сумму транспортных расходов, понесённых продавцом в ходе доставки партий товаров, декларированных по рассматриваемым ДТ, от пункта отправления до места прибытия на таможенную территорию ЕАЭС, включённую продавцом в цену сделки;

-          пояснений об осуществлении покупателем отдельно от цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, оплаты (полностью или частично) страхования   в   связи   с   международной   перевозкой   товаров,   в   случае осуществления страхования - страхового полиса, банковских платёжных документов по оплате страховой премии;

-          сведений о наличии/отсутствии лицензионных платежей за использование товарного знака «JUMPER», при наличии лицензионного договора - счетов-фактуры, банковских платёжных документов, бухгалтерских и других документов, содержащих сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности;

-          заявлений о вычете, предусмотренных пунктом 4.3 Договора;

-          информации о стоимости идентичных/однородных товаров.

В ответ на требование письмом от 27.11.2018 № 1/Т ООО «ЛАНМАКС» представило следующие документы и сведения:

-          заказы, предусмотренные Договором на товары, ввезённые по рассматриваемым ДТ;

-          банковские платёжные документы по оплате товаров;

-          документы о реализации товаров на внутреннем рынке;

-          сведения об учётной политике за запрашиваемый период. Кроме того, декларантом были даны следующие пояснения.

В пункте 4.3 Договора указаны возможные в зависимости от характера заказа максимальные размеры скидок от глобального прайс-листа, действующего на дату получения JUNIPER заказа от дистрибьютора. Размеры скидок по каждому отдельному товару отражаются в кредит-ноте, где указывается модель товара, его количество, размер скидки за единицу и общая сумма скидки.

Дистрибьютором направлен запрос (копия прилагается) в компанию JUNIPER с просьбой предоставить экспортные таможенные декларации.

Договором не предусмотрено обязательство для JUNIPER предоставлять экспортные таможенные декларации стран вывоза товаров.

Согласно пункту 1 Приложения А Договора глобальный прайс-лист JUNIPER с вносимыми в него по мере необходимости изменениями доступен в он-лайн режиме в электронном виде. Дистрибьютором направлен запрос о возможности предоставления ему глобального прайс-листа на бумажном носителе.

Положения Договора устанавливают только географические ограничения, касающиеся регионов, в котором товары могут быть перепроданы.

В гр. 8(a) ДТС-1 указываются ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

-          установлены совместным решением органов ЕАЭС;

-          ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;

-          существенно не влияют на стоимость товаров.

В связи с тем, что ограничение по географическому региону является исключением, в ДТС проставляется отметка об отсутствии ограничений.

Термин «аффилированное лицо JUNIPER» касается только деятельности данной организации и при наличии таких лиц, они должны быть указаны отдельным списком в дополнении А к Договору. В дополнении А такие лица отсутствуют.

ООО «ЛАНМАКС» осуществляет выплаты JUNIPER только в соответствии с выставленными коммерческими инвойсами с учётом кредит-нот. Никаких других дополнительных выплат в пользу JUNIPER не производится.

Относительно качественных характеристик и составляющих, влияющих на цену товара, декларант пояснил: JUNIPER - американская компания, производитель телекоммуникационного оборудования, преимущественно для интернет-провайдеров, корпораций и государственного сектора. Специализируется на разработке скоростных решений по обработке потоковых данных для высшего уровня сетевых решений. Большинство продуктов компании использует сетевые процессоры собственной разработки. В числе наиболее востребованного электронного оборудования шлюзы, коммутаторы, маршрутизаторы, межсетевые экраны и др. Программное обеспечение является собственной разработкой JUNIPER. Оно может быть предустановлено на поставляемое оборудование и входит в его стоимость или поставляться отдельно на физических носителях и декларироваться при ввозе. Это позволяет покупателю получать полностью готовый к использованию товар, совместимый с любыми другими продуктами JUNIPER.

Пунктом 5.3 Договора предусмотрено, что товары могут поставляться на различных условиях поставки в зависимости от участия Дистрибьютора в логистической программе JUNIPER. Так, условия поставки FCA применяются, только когда дистрибьютор не участвует в логистической компании JUNIPER (Приложение 1 (Условия поставки - Appendixl Delivery Term) к Договору.

Суммы транспортных расходов (авиафрахта), понесённых продавцом на доставку товара, указываются им в коммерческих инвойсах отдельной строкой и включаются в таможенную стоимость декларируемых товаров.

Товары доставлялись на условиях поставки DAT аэропорт Домодедово, международная перевозка осуществлялась силами и за счёт отправителя, расходы отражены в инвойсе отдельной строкой. Обязанности страхования груза для сторон условиями Договора не предусмотрены. Покупатель договоры на международную перевозку и страхование товаров не заключал, соответственно не оплачивал данные расходы.

В соответствии с пунктом 3.1 Договора дистрибьютор не осуществляет каких-либо лицензионных платежей или платежей за использование товарных знаков, торговых наименований товаров или знаков обслуживания в интересах JUNIPER.

На вычет, указанный в пункте 4.3 Договора, дистрибьютор имеет право при заказе опций поддержки, согласованных в пункте 11.1 Договора. Согласно Договору опции поддержки передаются по электронной почте и ежеквартально подписывается Акт об их передаче. Информация об Актах передается в валютный контроль банка для внесения в ведомость банковского контроля. Копия Акта прилагается.

ООО «ЛАНМАКС» не имеет в своём распоряжении сведений о стоимости идентичных или однородных товаров, так как до настоящего времени не возникало необходимости проводить маркетинговое исследование рынка.

В процессе таможенного декларирования таможенному органу были представлены документы и сведения, необходимые для определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами. Документы, используемые при определении таможенной стоимости по методу вычитания и сложения, в частности о стоимости однородных или идентичных товаров, предоставить нет возможности.

В ходе камеральной таможенной проверки Домодедовской таможней в адрес ООО «ЛАНМАКС» также направлено требование от 18.12.2018 № 08-11/23383 о предоставлении переводов инвойсов, заказов и кредит-нот, заверенных в установленном порядке, документов о реализации товаров на внутреннем рынке конечному пользователю, указанному в заказах, а также письменных пояснений по следующим вопросам:

-          об отличии скидок, указанных в заказах, и скидок, указанных в кредит-нотах, по какой причине к товарам применяются 2 вида скидок одновременно;

-          о причинах и основаниях предоставления скидок, указанных в заказах, а также пояснения о причинах, по которым указанные скидки не отражены в кредит-нотах;

-          о том, какие скидки применялись в каждой конкретной поставке: скидки на заказ, размещённый под конкретных заказчиков, или скидки на складской заказ;

-          по факту того, что товары предоставляются со скидками под конкретных заказчиков, а реализуются учредителю ЗАО НТЦ «ЛАНДАТА», не являющимся конечным заказчиком, согласно представленным заказам;

-          по указанным в заказах торговым посредникам, их влиянии на стоимость товаров, указанную, в инвойсах, а также цену товара при реализации на территории Российской Федерации конечному покупателю;

-          об опциях поддержки, которые были оплачены ООО «ЛАНМАКС» вместе с ввозимыми товарами.

Письмом от 16.01.2019 № 2/Т декларантом представлены перевод инвойса, заказов и кредит-ноты по ДТ № 10002010/230818/0058577, а также следующие пояснения.

В соответствии с Договором компания JUNIPER предоставляет дистрибьютору два вида скидок: под конкретного заказчика и под «складской» заказ. При появлении конкретного заказчика на «складские» позиции JUNIPER может увеличить размер скидки кредит-нотой, т.е. к указанной в заказе скидке JUNIPER даёт дополнительную скидку.

ООО «ЛАНМАКС» является официальным дистрибьютором JUNIPER и импортером в Российскую Федерацию товаров данной компании. Ввезённые товары поставляются дилеру JUNIPER - ЗАО НТЦ «ЛАНДАТА», которое в свою очередь, реализует через дилерскую сеть (реселлер) ввезённые товары. Дистрибьютор имеет договор реализации с дилером, который был предоставлен в Домодедовскую таможню письмом от 27.11.2018 № 1/Т. Скидка при заказе под конкретного покупателя предоставляется только при показе всей цепочки продажи товара (дистрибьютор-дилер-реселлер-заказчик).

В заказах по требованию JUNIPER указывается не только конечный покупатель, но и реселлер (посредник), нашедший данного покупателя на внутреннем рынке. Реселлер никоим образом не влияет на таможенную стоимость ввезённых товаров, указанную в инвойсах, а также на величину предоставляемой скидки.

У ООО «ЛАНМАКС» отсутствуют документы о реализации товаров JUNIPER на внутреннем рынке Российской Федерации конечному пользователю.

В результате анализа документов, приложенных к ДТ, а также документов, дополнительно представленных обществом в рамках камеральной таможенной проверки, установлено, что декларантом нарушены условия применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) (пункт 1 статьи 39 ТК ЕАЭС), а именно:

-          наличие ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами существенно влияющих на стоимость товаров;

-          зависимость цены товаров от условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено.

Кроме того, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к её определению, не основываются на документально подтверждённой информации (нарушены требования пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 3 Положения при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенным органом может быть использована имеющаяся в его распоряжении информация, в максимально возможной степени сопоставимая с имеющимися в отношении ввозимых товаров сведениями.

Таможенным органом при проведении анализа использована информация о стоимости идентичных и однородных товаров.

Понятие идентичности и однородности товаров определено статьёй 37 ТК ЕАЭС.

При определении таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 41, 42 ТК ЕАЭС используется стоимость сделки с идентичными/однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые товары. При этом, в случае необходимости производится поправка к стоимости сделки с идентичными/однородными товарами для учёта значительной разницы в указанных подпунктах 4 — 6 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС расходах в отношении оцениваемых и идентичных/однородных товаров, обусловленной различиями в расстояниях, на которые они перевозятся (транспортируются), и в видах транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров.

В соответствии с пунктом 13 Правил применения методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3), утверждённых Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 октября 2012 г. № 202 понятие «по существу в том же количестве» означает, что количество проданных идентичных или однородных товаров может не совпадать с количеством проданных оцениваемых (ввозимых) товаров, при этом разница в их количествах не отражается на цене единицы товара.

Таможенным органом не выявлено различие в цене товаров в зависимости от количества поставляемого товара, следовательно, имеющаяся в распоряжении таможни ценовая информация может быть использована для определения таможенной стоимости по стоимости сделки с идентичными товарами без осуществления соответствующих корректировок.

Коммерческий уровень продаж и количество товаров по сделкам с идентичными или однородными товарами, которые были выбраны таможенным органом для сравнения, являются сопоставимыми с оцениваемыми поставками.

Таможенным органом в ходе сравнения и определения таможенной стоимости также учтена возможность осуществления соответствующей поправки, учитывающей разницу в расходах на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия на таможенную территорию ЕАЭС.

Соответствующие расчёты таможенной стоимости оцениваемых товаров приведены таможенным органом в решениях о внесении изменений в сведения о таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ №№ 10002010/041016/0053205, 10002010/251116/0065630, 10002010/281216/0074661, 10002010/130117/0001573, 10002010/130417/0023123, 10002010/220517/0032501, 10002010/190717/0047291, 10002010/251217/0088488, 10002010/270418/0029935, 10002010/070818/0054693.

Доставка идентичных/однородных товаров, учитывая географическое положение стран отправления и назначения, сопоставима с протяжённостью маршрута доставки оцениваемых товаров. Маршруты доставки сравниваемых товаров и определение таможенной стоимости оцениваемых товаров с учётом транспортных расходов сопоставимы.

Применённая таможенным органом ценовая информация для определения таможенной стоимости соответствует требованиям права ЕАЭС и законодательству Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии с обычаями делового оборота под скидкой принято понимать уменьшение продавцом ранее заявленной цены товара. Условия предоставления скидок носят стимулирующий и поощрительный характер, в ряде случаев они предоставляются на встречные действия контрагента. Таможенный орган принимает заявленную декларантом таможенную стоимость товара с учётом соответствующей скидки в случае, когда эта скидка является общепринятой как по величине, так и по условиям её предоставления. При этом, должны быть соблюдены положения пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС, согласно которому таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к её определению, в том числе, сведения в отношении предоставляемых продавцом покупателю скидок на конкретную партию товаров, должны основываться на достоверной, количественно определённой и документально подтверждённой информации.

Как следует из документов, представленных обществом, ООО «ЛАНМАКС» на постоянной основе приобретает товары у компании JUNIPER со скидкой в размере от 37 % до 99 % от глобального прайс-листа, действующего на дату заказа, при условии продажи товаров после их ввоза определённым организациям.

Согласно представленным документам ООО «ЛАНМАКС» является официальным дистрибьютором компании JUNIPER и импортером в Российской Федерации товаров данной компании.

Исходя из пояснений декларанта таможней установлено, что компания JUNIPER - производитель  телекоммуникационного оборудования, специализируется на разработке скоростных решений по обработке потоковых данных для высшего уровня сетевых решений.

В рамках Договора общество закупает продукты и опции поддержки и осуществляет их маркетинг, продажу и распределение по каналам сбыта, а также предоставляет опции поддержки продавцам, находящимся на оговоренной территории, тем самым продвигает на рынке продукцию компании JUNIPER.

Как следует из пункта 2.1 Договора дистрибьютор ООО «ЛАНМАКС» уполномочен JUNIPER на закупку продуктов и опции поддержки непосредственно у JUNIPER, а также осуществление их маркетинга, продажи и распределение по каналам сбыта, предоставление опций поддержки продавцам, находящимся на территории Российской Федерации. Дистрибьютор не перепродаёт продукты напрямую конечным пользователям без предварительного письменного согласия JUNIPER. Дистрибьютор не закупает продукты или опции поддержки JUNIPER из каких-либо других источников помимо компании JUNIPER без её предварительного письменного согласия.

В соответствии с пунктом 4.3 Договора, а также пояснениями декларанта, установлено, что продавец предоставляет покупателю скидку в размере от 50% до 90% от глобального прайс-листа, действующего на дату заказа, при условии продажи товаров после их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС определённым продавцом организациям.

В письме от 16.01.2019 № 2/Т декларант также поясняет, что ввезённые товары поставляются дилеру компании JUNIPER - ЗАО НТЦ «ЛАНДАТА» (является учредителем ООО «ЛАНМАКС»), который реализует через дилерскую сеть ввезённые обществом товары. Дистрибьютор имеет договор реализации с дилером. При этом скидка при заказе под конкретного покупателя предоставляется только при показе всей цепочки продажи товара.

Учитывая изложенное, таможенный орган в результате анализа условий рассматриваемой сделки пришёл к верному выводу о наличии ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, существенно влияющих на стоимость товаров, а именно товар, приобретённый с определённой скидкой для реализации определённому заказчику, не может быть продан обществом любой другой организации, помимо согласованной с продавцом.

Кроме того, компания JUNIPER предоставляет дистрибьютору два вида скидок: под конкретного заказчика и под «складской» заказ. При появлении конкретного заказчика на «складские» позиции JUNIPER может увеличить размер скидки кредит-нотой, то есть к указанной в заказе скидке JUNIPER предоставляет дополнительную скидку.

Также, исходя из условий Договора, продавцом может быть только заказчик, которого JUMPER зарегистрировала и уполномочила для закупки продуктов от дистрибьютора для их последующей перепродажи конечному пользователю, но не для собственного пользования продавцом.

Данные условия подтверждают существенное влияние установленной реализации товара конкретному заказчику (то есть ограничение распоряжения товаром) на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товар.

Кроме того ФТС России пришла к верному выводу о том, что указанные скидки не являются общепринятыми в коммерческой практике, при этом от каких критериев зависит размер скидки для конкретной организации Договором не установлено, размер скидки превышает диапазон, установленный Договором. Скидки в размере от 37 % до 49 % и в размере от 91 % до 99 % от глобального прайс-листа не согласованы сторонами.

Пунктом 8 Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами предусмотрена возможность применения метода 1 с поправкой к цене фактически уплаченной или подлежащей уплате, при расчёте таможенной стоимости ввозимых товаров если имеет место некоторое отклонение от обычной торговой практики на свободном, конкурентном рынке соответствующих товаров и возможно осуществить стоимостную оценку условиям сделки.

Однако в рассматриваемой ситуации термин «некоторое отклонение» при вышеуказанных размерах предоставляемых скидок, не предусмотренных Договором, не применим, и осуществить стоимостную оценку условиям сделки не представляется возможным.

Вышеизложенные обстоятельства в совокупности с вышеуказанными дополнительными обязательствами покупателя перед продавцом и более низкой ценой ввезённого товара по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары свидетельствуют о наличии условий, влияние которых на цену товара не может быть количественно определено.

В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к её определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтверждённой информации.

В связи с представляем Обществом документов и сведений, свидетельствующих о наличии условий, влияние которых на цену товара не может быть количественно определено, Домодедовской таможней, в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости, запрошены дополнительные документы.

Вместе с тем, на требование таможенного органа ООО «ЛАНМАКС» не представлены экспортные таможенные декларации страны отправления и их переводы (либо распечатанные экземпляры электронных версий экспортных деклараций).

Согласно пункту 8 Положения при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенным органом могут быть запрошены, в том числе, прайс-листы производителя ввозимых товаров, его коммерческие предложения, таможенная декларация страны отправления, прайс-листы, коммерческие предложения, оферты продавцов ввозимых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида, документы об оплате ввозимых товаров и другие документы.

В соответствии с пунктом 10 Положения в качестве объяснения причин, по которым документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом у декларанта при проведении контроля таможенной стоимости товаров, не могут быть представлены и (или) отсутствуют, рассматриваются представленные декларантом документы и (или) сведения, в том числе, письменные пояснения, подтверждающие, что запрошенный документ не существует или не применяется в рамках сделки либо лицо, располагающее запрошенными документами и (или) сведениями, отказало декларанту в их предоставлении или декларантом не получен ответ от лица, располагающего запрошенными документами и (или) сведениями.

Однако Обществом в ответ на запрос таможенного органа не представлены документы и (или) сведения, в том числе, письменные пояснения, подтверждающие, что лицо, располагающее экспортными таможенными декларациями страны отправления, отказало декларанту в их предоставлении.

В то же время, экспортные декларации дают возможность таможенному органу проанализировать сведения о стоимости ввозимого товара в стране отправления, а также уточнить сведения, заявленные продавцом при экспорте товара в соответствии с законодательством страны вывоза.

Кроме того, декларантом для подтверждения заявленной таможенной стоимости представлен документ (кредито-мемо, кредит-нота), использование которого не предусмотрено Договором.

В соответствии с пунктом 4.3 Договора закупочная цена продукта, которую дистрибьютор обязуется оплатить JUNIPER, указывается в отдельных заказах на поставку и в счёте, сопровождающим соответствующий груз.

Довод ООО «ЛАНМАКС» о том, что кредит-мемо выпускается для применения скидки под конечного заказчика при рассмотрении жалобы Общества не нашёл своего подтверждения, так как в заказах уже имеется ссылка на конечного заказчика и указан размер скидки. При этом, в представленных кредит-мемо, отсутствует ссылка на конечного заказчика и на инвойс.

Кроме того, стоимость для конечного покупателя не определена, документы о реализации товаров на внутреннем рынке Российской Федерации конечному пользователю в распоряжение таможенного органа не представлены.

Таким образом, таможенным органом в рамках проверки была предоставлена возможность декларанту реализовать своё право по подтверждению заявленной им таможенной стоимости товаров, однако декларант должным образом не воспользовался своим правом на представление объективной информации, позволяющей выяснить дополнительные обстоятельства сделки, обуславливающие расхождение между величиной таможенной стоимости товаров и проверочной величиной, а также иные условия, оказывающие влияние на цену товаров.

Инвойсы представленные Обществом при декларировании не соответствовали заказам на поставку и инвойсам на бумажном носителе, представленными декларантом по запросу таможенного органа в рамках камеральной таможенной проверки.

Учитывая изложенное, представленные декларантом документы и сведения не подтверждают достоверность и (или) полноту проверяемых сведений и не устраняют оснований для проведения проверки о несоблюдении декларантом условий, предусмотренных пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС, согласно которому заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к её определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтверждённой информации, что является ограничением применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), определённого статьёй 39 ТК ЕАЭС.

Таможенным органом при проведении проверки установлено, существенное отклонение в меньшую сторону стоимости товаров, декларированных обществом в проверяемых ДТ, от стоимости идентичных/однородных товаров.

Согласно пункту 8 Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами метод 1 не применяется, если сделка купли-продажи предусматривает условие, которое влияет на продажу или цену ввозимых товаров, но при этом определить и документально подтвердить его количественное (то есть в стоимостном выражении) влияние на цену этих товаров не представляется возможным.

В частности, при осуществлении сделки купли-продажи может предусматриваться следующее: продавец устанавливает цену на ввозимые товары при условии, что покупатель купит также и другие товары в определённых количествах; цена на ввозимые товары устанавливается в зависимости от цены (цен), по которой покупатель ввозимых товаров продаёт другие товары продавцу ввозимых товаров; цена устанавливается на основе формы платежа, не связанной с ввозимыми товарами, например, когда ввозимые товары являются полуфабрикатами, которые предоставляются продавцом на условии, что покупатель передаст продавцу определённое количество готовой продукции; цена на ввозимые товары устанавливается в зависимости от предоставления покупателем продавцу этих товаров определённых услуг.

В таких случаях на цену ввозимых товаров оказывают влияние определённые условия индивидуального характера, связанные с конкретной продажей определённому покупателю. Таким образом, имеет место некоторое отклонение от обычной торговой практики на свободном, конкурентном рынке соответствующих товаров. В случае если возможно осуществить стоимостную оценку условиям сделки, необходимо сделать соответствующую поправку к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, при расчёте таможенной стоимости ввозимых товаров. В этом случае метод 1 применим.

В соответствии с пунктом 11 статьи 38 ТК ЕАЭС процедуры определения таможенной стоимости товаров должны быть общепринятыми, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров, в том числе от происхождения товаров, вида товаров, участников сделки и других факторов.

Пунктом 5.1 Правил применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами установлено, что ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществлённых или подлежащих осуществлению продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещённой законодательством государств - членов.

Учитывая приведённые нормы, при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами под ценой сделки для целей таможенной оценки понимается действительная стоимость товаров, то есть цена, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции.

Таким образом, предполагается, что цена сделки является рыночной и на её формирование не повлияли никакие коммерческие, финансовые и иные факторы и условия, как указанные, так и не указанные в контракте.

Цена считается адекватной в том случае, когда она обеспечивает покрытие всех расходов плюс прибыль, которая соответствует обычной прибыли фирмы, полученной за представительный (длительный) период времени (например, на среднегодовом уровне) при продаже товаров того же рода или вида.

В соответствии с обычаями делового оборота под скидкой принято понимать уменьшение продавцом ранее заявленной стоимости товара. Анализ понятий и видов скидок, применяемых в торгово-экономических отношениях, позволяет сделать вывод о том, что условия предоставления скидок носят стимулирующий и поощряющий характер (например, сезонные скидки), причём в ряде случаев она предоставляется в ответ на встречные действия контрагента (покупка большего количества товара, покупка товара «морально устаревшего» и т.д.).

Таможенный орган принимает заявленную декларантом таможенную стоимость товара с учётом соответствующей скидки в случае, когда эта скидка является общепринятой в коммерческой практике как по величине, так и по условиям её предоставления (например, общая (простая) скидка, предоставляемая с прейскурантной или справочной цены, скидка на количество, на условия платежа, дилерская, сезонная, экспортная скидка, предоставляемая за длительное сотрудничество, и другие).

Из представленных Обществом документов следует, что предоставляемые ООО «ЛАНМАКС» при приобретении товаров у компании JUNIPER скидки (от 37 % до 99 % от глобального прайс-листа) не являются общепринятыми в коммерческой практике; зависят от условий, влияние которых не может быть количественно определено на цену товара ввиду того, что размер скидки превышает диапазон, установленный Договором; размер скидки зависит от того, какому конечному покупателю будет продан товар на территории Российской Федерации; механизм формирования размера скидки не прозрачен, условия предоставления скидки договором не определены; размер скидки, полученной ООО «ЛАНМАКС», в отдельных случаях превышает 90 % от глобального прайс-листа (не является общепринятым в мировой практике и, как правило, предоставляются в единичных случаях на повреждённый/бракованный товар, товар, срок годности которого близится к завершению, а также в условиях резкого падения спроса на товары).

С учетом изложенного, решение ФТС России от 30 сентября 2019 г. № 15-67/199 по жалобе Общества является законными и обоснованными.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя , суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 71, 75, 110, 167-170, 176, 199-201 АПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований – отказать в полном объеме.

Проверено на соответствие таможенному законодательству.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                В.Д.Поздняков