ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-31510/16 от 26.09.2016 АС города Москвы

именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

03 октября 2016 года

Дело № А40-31510/16-129-251

Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2016 года

Решение в полном объеме изготовлено 03 октября 2016 года

Арбитражный суд в составе:

судьи  Фатеевой Н.В.

при ведении протокола секретарем с/з Трушниковой О.Н.

с участием:

От истца - ФИО1 (дов. от 31.12.15, №П-19-30, удост. 575)

От ответчика – не явился, извещен

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску

Министерства труда и социальной защиты РФ  (ОГРН: <***>, юридический  адрес: 127994, <...>  )

 к Обществу с ограниченной ответственностью Фирма "Илига"  (ОГРН <***> ,  юридический адрес: 664009, <...>)

о взыскании суммы штрафа в размере 58000,00 руб.

УСТАНОВИЛ:

Министерство труда и социальной защиты РФ  обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Обществу с ограниченной ответственностью Фирма "Илига" о взыскании неустойки в размере  58000,00 руб.

Истец явился в судебное заседание, исковые требования поддержал в полном объеме со ссылкой на приведенные обстоятельства и имеющиеся доказательства.

Ответчик, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился,  представил отзыв, в которым указал, что работы им выполнены в полном объеме, однако, Истцом работы в предусмотренном порядке не приняты и не оплачены..

Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителя Истца, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Заказчик, Истец) и Обществом с ограниченной ответственностью Фирма «Илига» (далее – Подрядчик, Ответчик) был заключен государственный контракт от 24.10.2014 № 0195100000314000193-0440942-01 на выполнение работ по разработке профессионального стандарта оператора акустических испытаний в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2014 № 487-р (далее - Контракт).

Согласно пунктам 3.1.1, 1.2, 1.3 Контракта Подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с требованиями к содержанию и объему выполняемых работ, установленными Заказом на выполнение работ (Приложение № 1 к Контракту) (далее - Заказ), и передать Заказчику их результаты в срок - не позднее 20.12.2014.

Пунктом 2.3 Заказа установлены характеристики и объем (содержание) выполняемых работ, в частности указано, что разработка Профстандарта должна осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе:

- постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (далее - Правила),

- приказом Минтруда России от 08.05.2013 № 200 «Об утверждении перечня проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013-2014 годах за счет средств федерального бюджета»;

- Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта (утверждены приказом Минтруда России от 30.09.2014 № 671н «Об утверждении методических рекомендаций по организации профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов») (далее -Методические рекомендации);

- макетом профессионального стандарта (утвержден приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта»);

- уровнями квалификаций (утверждены приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»).

В соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Согласно пункту 4.2 Контракта процедура согласования выполненных работ, предшествующая сдаче-приемке выполненных работ, осуществляется в соответствии с разделом 2.4 Заказа, который содержит подробное описание процедуры согласования выполнения работ.

Акт сдачи-приемки выполненных работ представляется Заказчику Подрядчиком по окончании процедуры согласования (пункт 4.3).

По итогам проверки результатов выполненных работ и проведенной экспертизы Заказчик подписывает Акт сдачи-приемки выполненных работ либо направляет Подрядчику в письменной форме мотивированный отказ от приемки работ (пункт 4.8).

Согласно пункту 4.10 Контракта работы считаются выполненными с даты подписания сторонами Акта сдачи-приемки выполненных работ.

Пунктом 2.6 Контракта предусмотрено, что оплата выполненных работ осуществляется по факту выполнения работ на основании подписанного сторонами Акта сдачи-приемки выполненных работ.

Согласно пункту 2.4.2 раздела 2.4 Заказа для рассмотрения проекта профессионального стандарта Подрядчиком представляются Заказчику проект профстандарта с необходимыми документами. Заказчик в течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профстандарта информирует разработчика об отклонении проекта профстандарта или о принятии его к рассмотрению (пункт 2.4.4).

Как указывает Истец, 10.11.2014 в Минтруд России поступил проект Профстандарта, представленный Подрядчиком.

В соответствии со статьей 723 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования, заказчик вправе, потребовать от подрядчика, в том числе безвозмездного устранения недостатков в разумный срок.

Как пояснил Истец, поскольку представленный проект профстандарта не соответствовал Методическим рекомендациям, Подрядчику было предложено доработать и повторно представить проект профстандарта письмом Минтруда России от 13.11.2014 № 14-3/10/П-6616, к которому приложено заключение с указанием перечня конкретных замечаний и недостатков, требующих устранения и доработки.

Как указано выше, раздел 2.4 Заказа содержит подробное описание процедуры согласования выполнения работ, которая осуществляется перед процедурой сдачи-приемки выполненных работ (пункт 4.2 Контракта), и полностью соответствует Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 №23.

Так, пунктами 2.4.5, 2.4.6, 2.4.7 Заказа установлены функции Минтруда России, касающиеся организации общественного обсуждения профстандарта, получения заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности и направлению проекта профстандарта в уполномоченный орган, рекомендующий профстандарты к утверждению.

Уполномоченным органом в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.04.2014 № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» является Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее - Национальный совет).

В соответствии с пунктом 4.9 Контракта Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов выполненных работ в случае выявления несоответствия этих результатов условиям Контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке результатов выполненных работ, и руководствуясь пунктом 2.4.7 Заказа письмом Минтруда России от 05.12.2014 № 14-3/10/В-8306 проект Профстандарта был направлен в уполномоченный орган.

В соответствии с пунктами 2.4.8, 2.4.9 Заказа Национальный совет рассматривает проект профессионального стандарта, по результатам рассмотрения готовит заключение с рекомендациями об утверждении, либо отклонении, либо о доработке проекта профстандарта. На основании указанного заключения Заказчик принимает решение об утверждении профстандарта, либо о направлении проекта профстандарта на доработку, либо об отклонении проекта профстандарта.

Пунктом 2.4.15 Заказа предусмотрено, что на основании заключения Национального совета с рекомендацией об отклонении проекта профстандарта Заказчик принимает решение об отклонении проекта профстандарта и направляет его Подрядчику.

Вышеизложенные положения полностью соответствуют пунктам 16-22 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 2329.

Как указал Истец, 17.12.2014 в отношении представленного Подрядчиком профстандарта была проведена экспертиза и согласно Заключению Национального совета Минтруду России рекомендовано отклонить проект профстандарта, поскольку представленные сведения о проведенном разработчиком профессионально-общественном обсуждении свидетельствуют о его недостаточности как в отношении привлеченных регионов и экспертов, так и в отношении общего количества проведенных мероприятий. Кроме того, отсутствуют сведения о поддержке проекта объединениями работодателей, профсоюзами и крупнейшими компаниями (пункт 4 Заключения).

На основании экспертизы представленного Профстандарта Национальный совет пришел к выводу о том, что Профстандарт «Оператор акустических испытаний» не соответствует требованиям, установленным действующими нормативными правовыми актами в сфере рассмотрения и одобрения Национальным советом проектов профессиональных стандартов.

В связи с чем, Подрядчик был уведомлен об отклонении Национальным советом представленного проекта Профстандарта письмом Минтруда России от 24.12.2014 № 14-3/10/В-8903.

Согласно Контракту Подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с требованиями, установленными Заказом, в том числе к характеристикам и объему (содержанию) выполняемых работ (пункт 2.3 Заказа), процедуре согласования (пункт 2.4 Заказа), выполнению работ (пункт 2.5 Заказа).

Вместе с тем, исходя из замечаний, указанных в Заключении Национального совета, проект Профстандарта, представленный Подрядчиком, не соответствовал требованиям и условиям Контракта, установленным в разделах 2.3, 2.5 Заказа.

Более того, отмеченные в Заключении Национального совета, были допущены Подрядчиком на начальном этапе выполнения работ по разработке Профстандарта и являлись существенными, что в случае доработки, проект профессионального стандарта должен быть фактически разработан заново.

Поскольку недостатки результата работ, отмеченные в Заключении Национального совета, являлись существенными и неустранимыми, доработка была невозможна.

В соответствии с пунктом 3 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков. При этом в силу пункта 2 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации, если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он также может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков.

Поскольку срок действия Контракта истек 31.12.2014, что повлекло прекращение взаимных обязательств сторон по Контракту (пункт 9.1 Контракта), процедура расторжения Контракта в порядке, предусмотренном частями 8, 9 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, Минтрудом России не проводилась.

В силу статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а в случае отступления от этого требования обязательство считается исполненным ненадлежащим образом.

Из материалов дела следует, что в рамках досудебного (претензионного) урегулирования спора, истец направил в адрес ответчика претензию с требованием уплатить неустойку, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.

В этой связи, истец обратился с настоящим иском  с требованием о взыскании с ответчика неустойки в размере 58 000 руб.

Пунктом 6.3 Контракта предусмотрена ответственность за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств по Контракту в виде штрафа в размере 58 000, 00 рублей. При этом в силу пункта 4 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации окончание срока действия договора не освобождает Подрядчика от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту.

Суд, проверив представленный истцом расчет неустойки, считает его правомерным, соответствующим условиям договора и требованиям действующего законодательства.

В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонне изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 330 ГК РФ неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки  его исполнения.

Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, средством возмещения потерь кредитора, вызванных нарушением должником своих обязательств, но не должна служить средством дополнительного обогащения кредитора за счет должника.

Согласно Постановлению ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 марта 2016 г. N 7 если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).

При взыскании неустойки с иных лиц правила статьи 333 ГК РФ могут применяться не только по заявлению должника, но и по инициативе суда, если усматривается очевидная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства (пункт 1 статьи 333 ГК РФ). При наличии в деле доказательств, подтверждающих явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, суд уменьшает неустойку по правилам статьи 333 ГК РФ.

Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ).

Снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 ГК РФ).

Заявление о снижении неустойки ответчиком не представлено, судом явная несоразмерность размера неустойки последствиям нарушения обязательства  не установлена.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика в соответствии со ст.ст. 101, 102, 110 АПК РФ.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 110, 167-171, 176 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Фирма "Илига"  (ОГРН <***> ,  юридический адрес: 664009, <...>)   в пользу Министерства труда и социальной защиты РФ  (ОГРН: <***>, юридический  адрес: 127994, <...> )  сумму штрафа в размере 58000,00 (Пятьдесят восемь тысяч) руб.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Фирма "Илига"  (ОГРН <***> ,  юридический адрес: 664009, <...>)   в доход федерального бюджета  госпошлину в размере 2 320,0 (Две тысячи триста двадцать) руб.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после его принятия.

Судья                                                                                                Н.В. Фатеева