АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
115225, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17
http://www.msk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-322548/19-55-2314 30 июня 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 июня 2020 года
Решение в полном объеме изготовлено 30 июня 2020 года
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи Дубовик О.В.
При ведении протокола судебного заседания секретарем Бичуриной И.Р.,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ № 12" (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 13.08.2002, ИНН: <***>)
к ПУБЛИЧНОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "СБЕРБАНК РОССИИ" (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 16.08.2002, ИНН: <***>)
при участии третьих лиц: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УПРАВЛЕНИЕ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ОСОБО ВАЖНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 22 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 10 ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. ТАГАНРОГУ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 16 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 3 ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 21 по Московской области, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО СОВЕТСКОМУ РАЙОНУ Г. КРАСНОЯРСКА, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 43 ПО Г. МОСКВЕ, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 25 ПО Г. МОСКВЕ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 5 ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КИРОВСКОМУ РАЙОНУ Г. САМАРЫ, ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА, ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ, ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ПРОМСВЯЗЬБАНК"
о признании бездействия ПАО Сбербанк России, выразившиеся в отказе закрытия отдельного банковского счета и переводе в другой уполномоченный банк, незаконными; об обязании ПАО Сбербанк России закрыть отдельный банковский счет № 40506810238000002510; об обязании ПАО Сбербанк России произвести перевод
денежных средств с отдельного банковского счета № 40506810238000002510 на отдельный счет № 40506810000000001211 открытый в ПАО «Промсвязьбанк»
от Истца: ФИО1 по дов., от 26.03.2020г.
от Ответчика: ФИО2 по дов. от 15.04.2019
от МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ФИО3 по дов., от 08.05.2020г.
от УПРАВЛЕНИЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ОСОБО ВАЖНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ: не явился, извещен
от МЕЖРАЙОННОЙ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 22 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ: не явился, извещен
МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 10 ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ: не явился, извещен
от ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. ТАГАНРОГУ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: не явился, извещен
от МЕЖРАЙОННОЙ ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 16 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ: не явился, извещен
от МЕЖРАЙОННОЙ ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 3 ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ: не явился, извещен
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Московской области: не явился, извещен
от ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО СОВЕТСКОМУ РАЙОНУ Г. КРАСНОЯРСКА: не явился, извещен
от ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 43 ПО Г. МОСКВЕ: ФИО4 по дов. от 19.02.2020
от ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 25 ПО Г. МОСКВЕ: не явился, извещен
от МЕЖРАЙОННОЙ ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 5 ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ: не явился, извещен
от ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КИРОВСКОМУ РАЙОНУ Г. САМАРЫ: не явился, извещен
от ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБА: не явился, извещен
от ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ: не явился, извещен
от ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ПРОМСВЯЗЬБАНК": не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ № 12" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованиями к ПУБЛИЧНОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "СБЕРБАНК РОССИИ" о признании бездействия ПАО Сбербанк России, выразившиеся в отказе закрытия отдельного банковского счета и переводе в другой уполномоченный банк, незаконными; об обязании ПАО Сбербанк России закрыть отдельный банковский счет № 40506810238000002510; об обязании ПАО Сбербанк России произвести перевод денежных средств с отдельного банковского счета № 40506810238000002510 на отдельный счет № 40506810000000001211 открытый в ПАО «Промсвязьбанк».
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УПРАВЛЕНИЕ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ОСОБО ВАЖНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 22 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 10 ПО
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. ТАГАНРОГУ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 16 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 3 ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 21 по Московской области, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО СОВЕТСКОМУ РАЙОНУ Г. КРАСНОЯРСКА, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 43 ПО Г. МОСКВЕ, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 25 ПО Г. МОСКВЕ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 5 ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КИРОВСКОМУ РАЙОНУ Г. САМАРЫ, ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА, ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ, ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ПРОМСВЯЗЬБАНК".
В судебное заседание не явились третьи лица, считаются извещенными надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в порядке ч. 4 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец и ответчик не возражают против рассмотрения дела в отсутствие третьих лиц.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец требования поддержал, за исключением требования о признании действий банка незаконными.
Ответчик требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и указывает истец в обоснование иска, 08.09.2016г. ФГУП «ГВСУ № 12» (Истец) был открыт отдельный счет в валюте РФ № 40506810238000002510 в ПАО «Сбербанк России» (Ответчик) в рамках государственного оборонного заказа (идентификатор государственного контракта № 161718773552090942000000 - далее Контракт).
Отдельный счет был открыт в соответствии с Федеральным законом № 275 - ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее - Закон № 275 - ФЗ).
Истец является исполнителем государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ).
В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона № 275 - ФЗ отдельный счет - счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями Контракта.
Соответственно, счет № 40506810238000002510 является отдельным, имеет целевое назначение для ведения операций по осуществлению расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта в рамках исполнения требований (далее - Закона № 275-ФЗ).
Согласно подп. 4.2. п. 4 ст. 3 Закона № 275 - ФЗ уполномоченный банк - банк, выбранный головным исполнителем, исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом и созданный в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответственно, Банк является уполномоченным банком.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 8.9. Закона № 275 - ФЗ сопровождаемая сделка может быть переведена на банковское сопровождение из уполномоченного банка в иной уполномоченный банк, в случае принятия Правительством Российской Федерации решения о переводе сопровождаемой сделки (сопровождаемых сделок) в иной уполномоченный банк, определенный таким решением.
В соответствии с п. 1. ст. 8.11. Закона № 275 - ФЗ Правительство Российской Федерации вправе принять решение о переводе сопровождаемой сделки (сопровождаемых сделок) на банковское сопровождение в иной определенный таким решением уполномоченный банк. О таком решении Правительство Российской Федерации не позднее пяти рабочих дней со дня его принятия уведомляет государственного заказчика, заключившего государственный контракт, относящийся к переводимой сопровождаемой сделке, уполномоченный банк, осуществляющий ее банковское сопровождение, а также уполномоченный банк, в который такая сделка переводится.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.12.2018 № 2806-р, было принято решение о переводе сопровождаемой сделки на банковское сопровождение в иной определенный таким решением уполномоченный банк, что подтверждается Дополнительным соглашением от 30.01.2019 № 5 к Контракту.
В соответствии с подп. 3 п. 1. ст. 8.12. Закона № 275 - ФЗ, уполномоченный банк, в отношении которого Правительством Российской Федерации принято решение о переводе сопровождаемой сделки на банковское сопровождение в иной банк обязан проинформировать исполнителей, с которыми у него заключены договоры банковского сопровождения по контрактам, относящимся к переводимой сопровождаемой сделке, об уполномоченном банке, который будет осуществлять банковское сопровождение переводимой сопровождаемой сделки, в течение десяти рабочих дней, следующих за днем получения соответствующей информации в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с подп. 4 п. 1. ст. 8.12. Закона № 275 - ФЗ, уполномоченный банк обязан закрыть по заявлению головного исполнителя, исполнителя отдельные счета, а также перечислить денежные средства на отдельные счета, открытые в уполномоченном банке.
В соответствии с п. 3.1.7. правил банковского сопровождения Контракта (далее - Правила) размещенных на официальном сайте публичного акционерного общества «Сбербанк России» (Ответчик), Банк принимает на себя обязательства информировать Предприятие по АС «СББОЛ/СББ» о решении, принятом Правительством РФ, о переводе сопровождаемой сделки (сопровождаемых сделок) в иной уполномоченный банк, а также об уполномоченном банке, который будет осуществлять банковское сопровождение переводимой сопровождаемой сделки, в течение десяти рабочих дней, следующих за днем получения такой информации, а также исполнять установленные обязанности при переводе сопровождаемой сделки в иной уполномоченный Банк (п. 3.1.8. Правил).
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2806-р от 14.12.2018 г. уполномоченным банком на банковское сопровождение Контракта определен ПАО «Промсвязьбанк».
Истец в адрес Ответчика направил заявления о закрытии отдельного банковского счета и переводе его в ПАО «Промсвязьбанк» (обращение 14.06.2019г. отправленное по СББОЛ, претензия от 29.10.2019г. № 35/5-3435).
Однако, ответчик отказал истцу в закрытии отдельного банковского счета и переводе его в ПАО «Промсвязьбанк», так как действуют ограничения, которые установлены Банком на основании полученных налоговых решений и наложен арест судебным приставом-исполнителем на основании постановления о розыске и аресте денежных средств № 77011/18/9871 от 07.02.2018г. в рамках исполнительного производства № 37794/17/77011-СД (письмо 17.06.2019г. № 190614-0184-271700, от 07.11.2019г. № 191030-0223-376400).
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истец полагает, что отказ в закрытии отдельного банковского счета и переводе в другой уполномоченный банк, нарушает действующее законодательство, а также права и законные интересы истца в сфере
предпринимательской и экономической деятельности, так как препятствует истцу выполнить условия государственного контракта.
Ответчик, возражая против иска, ссылается на то, что действия Банка об отказе в закрытии отдельного банковского счёта и перечислении денежных средств в другой уполномоченный банк соответствуют действующему законодательству, а также
условиями заключённого договора отдельного банковского счета; истцом избран ненадлежащий способ защиты права; действия истца, связанные с предъявлением настоящего иска, имеют признаки злоупотребления правом в форме обхода ограничений, являющихся для владельца счета обязательными в силу положений норм ГК РФ и НК РФ.
Так, ответчик указывает, что Закона № 275 - ФЗ не предусмотрены исключения в отношении расторжения договора отдельного банковского счета в случае наложения ареста на денежные средства по решению налогового органа или органов федеральной службы судебных приставов.
Также ответчик полагает, что не может быть лицом, отвечающим по самостоятельному требованию об оспаривании его действий в данном случае, поскольку Банк не наделен какими-либо властными функциями по отношению к другим участникам гражданского оборота, в том числе и по отношению к истцу.
Банк полагает, что судебные акт о возложении на банк обязанности совершить действия, противоречащие положениям закона, не будет соответствовать критерию законности, а также задачам арбитражного судопроизводства.
Доводы отзыва ответчика признаны судом необоснованными и не состоятельными и отклонены ввиду противоречия фактическим обстоятельствам дела, представленным в дело доказательствам и неправильным применением норм материального права в силу следующего.
Закон № 275 - ФЗ предусматривает использование отдельных (специальных) банковских счетов, открываемых уполномоченными банками, для проведения расчетов между государственным заказчиком, головным исполнителем и исполнителями в рамках выполнения ими государственного оборонного заказа (статьи 7 и 8 названного Закона).
Согласно общему правилу, закрепленному в пункте 2 части 1 статьи 8.3, статье 8.4 Закона № 275 - ФЗ, суть специального режима данных счетов заключается в том, что списание денежных средств с них допускается только на другие отдельные счета, открываемые в рамках исполнения государственного оборонного заказа, для осуществления выплат лицам, входящим в кооперацию головного исполнителя. Изъятия из данного правила перечислены в подпунктах "а" - "з" пункта 2 части 1 статьи 8.3 Закона об оборонном заказе и содержатся в перечне исключений, изложенных в статье 8.4 упомянутого Закона.
Пунктом 9 статьи 8.4 Закона № 275 - ФЗ установлен исполнительский иммунитет в отношении безналичных денежных средств, находящихся на особых счетах, согласно которому на эти средства запрещено обращать взыскание даже по требованиям, подтвержденным исполнительными документами (кроме трех видов исполнительных документов: о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о выплате выходных пособий и об оплате труда, о взыскании денежных средств в доход Российской Федерации).
Фактически согласно Закона № 275 - ФЗ организация, заключившая контракт в рамках государственного оборонного заказа, ограничивается в возможности свободно использовать полученные в связи с этим контрактом бюджетные ресурсы. Кредиторы такой организации, расчеты с которыми не относятся к числу операций, допускаемых частями 1 и 2 статьи 8.3, статьей 8.4 Закона об оборонном заказе, вступая в отношения с исполнителем в нормальном обороте (при отсутствии у него признаков банкротства), не могли иметь разумные ожидания относительно получения удовлетворения требований за счет средств, выделенных на государственный оборонный заказ. Последующее открытие
в отношении исполнителя государственного оборонного заказа процедуры конкурсного производства не влечет за собой увеличение объема прав упомянутых кредиторов и не распространяет их притязания на обособленные целевые средства.
К отношениям по ведению отдельных счетов подлежат применению специальные положения Закона № 275 - ФЗ, а не общие положения пункта 1 статьи 859 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путём обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Согласно пункту 8 статьи 46 НК РФ при взыскании налога налоговым органом может быть применено приостановление операций по счетам налогоплательщика в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 НК РФ.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае, предусмотренном пунктом 1 ст. 76 НК РФ, означает прекращение банком расходных операций по этому счёту в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, если иное не предусмотрено абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (пункт 2 статьи 76 НК РФ).
Таким образом, приостановление и ограничение операций по отдельному банковскому счету влечет за собой неисполнение государственного оборонного заказа.
В соответствии с частью 1 статьи 81 Закона об исполнительном производстве постановление, о наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, судебный пристав-исполнитель направляет в банк или иную кредитную организацию.
Банк или иная кредитная организация незамедлительно исполняет постановление о наложении ареста на денежные средства должника и сообщает судебному приставу- исполнителю реквизиты счетов должника и размер денежных средств должника, арестованных по каждому счету (часть 3).
Согласно части 5 статьи 70 Закона об исполнительном производстве банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняют содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава-исполнителя.
Реализуя указанные полномочия по обращению взыскания на денежные средства должника (истца) в целях исполнения исполнительных документов, судебные приставы- исполнители обратили взыскание на денежные средства на счет открытый в банке, который является специальным отдельным счетом, открытым истцу для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу.
Регулирование использование такого специального счета установлено Законом № 275-ФЗ в соответствии с пунктами 1, 5 части 2 статьи 8 которого исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственном) оборонному заказу, обеспечивает соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом; соблюдает режим использования отдельного счета, установленный настоящим Федеральным законом.
Согласно подпункту «в» пункта 2 части 1 статьи 8.3 Закона 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает перечисления прибыли в размере,
согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема- передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг); финансовые средства, выплачиваемые государственным заказчиком головному исполнителю, предназначаются только для расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ (пункт 3 статьи 12 Закона 275-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9 статьи 8.4 Закона 275-ФЗ по отдельному счету не допускается совершение следующих операций: исполнение исполнительных документов, за исключением исполнительных документов, предусматривающих перечисление (выдачу) денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью; перечисление (выдачу) денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий лицам, работающим или работавшим по трудовому договору (контракту), и (или) по оплате их труда; взыскание денежных средств в доход Российской Федерации.
Таким образом, режим использования таких специальных счетов не предполагает возможности обращения взыскания на находящиеся на них денежные средства по исполнительным документам.
Кроме того, в соответствии с Положением о плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения, утвержденным Банком России 27.02.2017 № 579-П (зарегистрированы в Минюсте России 20.03.2017 № 46021), балансовые счета «40506» и «40706» являются отдельными счетами головного исполнителя, исполнителя государственного оборонного заказа и относятся к пассивным счетам.
Из этого следует, что из самой нумерации счетов, возможно, установить, что данные счета, на которые обращено взыскание, являются отдельными счетами исполнителя государственного оборонного заказа и эти счета специальный режим их использования.
Денежные средства, поступившие на отдельный счет, могут расходоваться исключительно на цели, которые отвечают предмету договора (государственного контракта). Целевой тратой считается та, которая идет на закупку конкретных материалов и сырья, необходимых для выполнения ГОЗ.
В соответствии с подп.7 п. 1, 2 ст.8 Закона № 275-ФЗ обязанность головного исполнителя, исполнителя по использованию в расчетах по ГОЗ только отдельных счетов возникает в отношении денежных средств, поступающих от Минобороны России на отдельные счета головного исполнителя и переводимых в рамках кооперации на отдельные счета исполнителей более низкого уровня.
Таким образом, законодатель ограничил предприятие-исполнителя ГОЗ возможностью исполнения ГОЗ только при условии расходования денежных средств только на определенные цели.
Ответчиком отказано в закрытии отдельного счета в ПАО Сбербанк и переводе денежных средств с этого отдельного счета на отдельный счет в ПАО «Промсвязьбанк» на основании наличия в отношении истца решения налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств, а так же на основании наличия постановления судебного пристава-исполнителя о розыске и аресте денежных средств.
Приостановление налоговым органом операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету (пункт 1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», наложение ареста на имущество должника является мерой принудительного исполнения.
Арест счетов судебным приставом подразумевает под собой запрет на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете должника и прекращение расходных операций.
Закрытие истцом отдельного счета в ПАО Сбербанк и перевод денежных средств на отдельный счет в ПАО «Промсвязьбанк» связано с исполнением распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. № 2806-р, содержащего решение о переводе в ПАО «Промсвязьбанк» сопровождаемой сделки, в которую входит исполняемый истцом контракт (сопровождаемая сделка - государственный контракт и все контракты, заключенные в целях его исполнения между лицами, входящими в кооперацию (пункт 8 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее - Федеральный закон № 275-ФЗ)).
Режимом использования отдельного счета (пункт 16 статьи 8.4 Федерального закона № 275-ФЗ) не допускается совершение любых операций по отдельному счету, открытому по государственному контракту, контракту, относящемуся к переводимой по основаниям, предусмотренным статьей 8.9 Федерального закона № 275-ФЗ {принятие Правительством Российской Федерации решения о переводе сопровождаемой сделки (сопровождаемых сделок) в иной уполномоченный банк, определенный таким решением.), сопровождаемой сделке, по истечении шестидесяти календарных дней со дня вступления в силу решения Правительства Российской Федерации, предусмотренного частью 1 статьи 8.11 Федерального закона № 275-ФЗ (Правительство Российской Федерации вправе принять решение о переводе сопровождаемой сделки (сопровождаемых сделок) на банковское сопровождение в иной определенный таким решением уполномоченный банк.), за исключением единовременного списания денежных средств при закрытии данного отдельного счета в связи с переводом сопровождаемой сделки на отдельный счет, открытый по такому государственному контракту, контракту в ином уполномоченном банке, в который переводится сопровождаемая сделка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 275-ФЗ положения
федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся предмета регулирования Федерального закона № 275-ФЗ, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону № 275-ФЗ.
Учитывая, что положения Федерального закона № 275-ФЗ имеют приоритет перед иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, при регулировании отношений, связанных с расчетами целевыми денежными средствами, относящимися к государственному оборонному заказу, суд полагает, что в данном случае на основании статей 8.9, 8.11 - 8.13 и с учетом пункта 16 статьи 8.4 Федерального закона № 275-ФЗ, денежные средства с отдельного счета истца в ПАО Сбербанк должны быть переведены на отдельный счет в ПАО «Промсвязьбанк», а отдельный счет в ПАО Сбербанк подлежит закрытию.
В соответствии с пунктом 4 части 1 и частью 2 статьи 8.12 Федерального закона № 275-ФЗ перевод расчетов по контракту, относящемуся к переводимой сопровождаемой сделке, в иной уполномоченный банк, предполагающий закрытие по заявлению истца отдельного счета по такому контракту, а также перечисление денежных средств на отдельный счет, открытый в принимающем сопровождаемую сделку уполномоченном банке - ПАО «Промсвязьбанк», является обязанностью ответчика.
Данный перевод расчетов по контракту, относящемуся к переводимой сопровождаемой сделке, не нарушит интересов кредиторов, чью задолженность взыскивает судебный пристав-исполнитель, и интересов налоговых органов, так как какие-либо препятствия для направления (перевыставления) исполнительных документов на отдельный счет истца, открытый в ПАО «Промсвязьбанк», отсутствуют.
Ответчиком в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих законных оснований для неисполнения заявления о перечислении денежных средств на отдельный счет № 40506810000000001211, открытый в ПАО «Промсвязьбанк»
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца является законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу иска в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 4, 27, 65, 67, 68, 75, 103, 110, 112, 123, 139, 140, 156, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать ПАО Сбербанк России закрыть отдельный банковский счет № 40506810238000002510.
Обязать ПАО Сбербанк России произвести перевод денежных средств с отдельного банковского счета № 40506810238000002510 на отдельный счет № 40506810000000001211, открытый в ПАО «Промсвязьбанк».
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Решение направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". По ходатайству копии решения на бумажном носителе могут быть направлены в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья О.В. Дубовик