ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-32328/14 от 20.08.2014 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва

15 сентября 2014 г.                                                                        Дело № А40-32328/14

                                                                                                           (шифр судьи 64-277)

Решение в полном объеме изготовлено: 15.09.2014 г.

Резолютивная часть решения объявлена: 20.08.2014 г.

Арбитражный суд в составе: судьи ЗОТОВОЙ Е.А.   

при ведении протокола судебного заседания секретарем Амочаевой В.А.

с участием представителей: от истца – ФИО1 по доверенности от 09.01.2014г. № 5Д, от ответчика – ФИО2 по доверенности от 04.02.2013г. № 01-10-08/13, от 3-го лица – ФИО3 по доверенности от 17.06.2014г. № АН-6276/03

рассмотрел в судебном заседании дело по иску Администрации Кизеловского муниципального района Пермского края

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

3-е лицо Министерство энергетики Российской Федерации

о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации 325 852 779 рублей и перечислить на счет «Средства, поступающие во временное распоряжение», открытый Финансовым управлением Администрации Кизеловского муниципального района в Западно-Уральском филиале ОАО «Сбербанк России».

УСТАНОВИЛ:

Администрация Кизеловского муниципального района Пермского края обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации 325 852 779 рублей и перечислить на счет «Средства, поступающие во временное распоряжение», открытый Финансовым управлением Администрации Кизеловского муниципального района в Западно-Уральском филиале ОАО «Сбербанк России».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство энергетики Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства истец иск поддержал, заявил об увеличении размера требования. Изменение размера требования судом принято в порядке ст. 49 АПК РФ.

Ответчик против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

Третье лицо поддержало иск.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные истцом требования подлежащими удовлетворению, в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, в период с 1996 по 1998 года на территории Кизеловского муниципального района ликвидировано пять угольных шахт. Истец в 2005 г., 2009 г., 2010 г., 2011 г. и 2013 г. обращался в ВНИМИ за получением заключения о степени влияния горных работ на жилые дома расположенные в зоне горных выработок.

Так, большинство жилых домов в Кизеловском районе были признаны непригодными для проживания по критериям безопасности, и согласно заключению граждане подлежат переселению. В рамках предусмотренного финансирования истец предоставлял гражданам социальные выплаты за счет средств межбюджетных трансфертов, направленных на реализацию программ местного развития в соответствии с постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005.

Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируется ФЗ от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».

Согласно ст. 5 названного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации. Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования», Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» Администрация Кизеловского муниципального района оказывает содействие гражданам переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам – в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства путем предоставления социальных выплат.

При этом, социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Указанным выше постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

В соответствии с п. 8 указанных Правил размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с п. 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жиль на территории субъекта РФ по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта РФ, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по РФ, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (утв. Приказом Минэнерго России от 01.11.2001 №308) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющимися непригодными для проживания по критериям безопасности. Основанием признания дома непригодным для проживания является заключение ВНИМИ – научно-исследовательский институт горной механики.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что граждане обращались в ВНИМИ за получением заключения о степени влияния горных работ на их жилые дома и в результате положительного заключения обращались в Кизеловский городской суд с исковыми требованиями об обязании Администрации Кизеловского муниципального района включить граждан в Списки граждан, подлежащих переселению и предоставлении социальной выплаты за счет средств социальной поддержки, что подтверждается многочисленными судебными актами районных судов, что подтверждается представленными в материалы дела решениями Кизеловского городского суда Пермского края.

Федеральным законом от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотрено финансирование программы по статье «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности», в том числе, по Премскому краю в размере 229 600 000 руб., в 2013 г., по городу Кизелу в размере 205 600 000 руб. в 2013 г., 50 000 000 руб. в 2014 г.

Таким образом, в результате ограниченного финансирования программы на день рассмотрения спора остаются неисполненными: 48 решений Кизеловского городского суда вынесенных в 2011 г. о включении в список граждан подлежащих переселению и предоставлении социальной выплаты на общую сумму 78 383 797,38 руб.; 127 решений Кизеловского городского суда, вынесенных в 2012 г. на общую сумму 203 634 000 руб.; 69 решений Кизеловского городского суда вынесенных в 2013 г. на общую сумму 98 452 575 руб., 5 решений Кизеловского городского суда, вынесенных в 2014 г. на сумму 6 967 413 руб.

Как указывает истец, он неоднократно обращался в Министерство финансов РФ с письмами о недостаточности финансирования, однако, Министерство указало в ответе, что бюджетные ассигнования, кроме 50 000 000 руб. в 2014 г. на указанные цели не предусмотрены, указав, что вопрос переселения граждан из аварийного жилья, расположенного на подработанных территориях, может быть рассмотрен в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, осуществляемой на условиях долевого финансирования с участием средств Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны передаваться соответственно материальные и финансовые ресурсы для осуществления переданных государственных полномочий.

Пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. До устранения этого пробела взыскание должно осуществляться из казны Российской Федерации в лице ее финансового органа – Министерства финансов Российской Федерации (п. 18 Постановления Пленума ВАС от 22.06.2006 № 23).

Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 июня 2010 г. № 2280/10. В этом же постановлении указано, что содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Таким образом, отсутствие финансирования не может служить основанием и препятствием реализации имеющихся у граждан прав на получение социальных выплат. Право на получение социальных выплат, подтвержденное вступившим в законную силу судебным решением, не было реализовано по независящим от граждан обстоятельствам, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 26.02.2009 № 44-В08-17 «Об оставлении без изменения решения Кизеловского городского суда Пермского края от 21.12.2007, которым был удовлетворен иск о признании права на получение жилищной субсидии и взыскании за счет казны Российской Федерации денежных средств».

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ публичные обязательства это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

Следовательно, государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий. Согласно п. 1 ст. 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 13 ГПК РФ).

Доводы ответчика подлежат отклонению как необоснованные и противоречащие представленным в материалы дела документам в связи со следующим.

Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрено, что средства Фонда могут быть направлены на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизация системы коммунальной инфраструктуры.

Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 16 названного Закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение (п. 3 ст. 16).

Вместе с тем, решения Кизеловского городского суда Пермского края приняты о предоставлении социальных выплат гражданам для приобретения жилья взамен сносимого ветхого ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, а не в связи с физическим износов.

Из представленных в материалы дела решений суда следует, что социальные выплаты предоставляются за счет межбюджетных трансфертов направленных на реализацию программ местного развития. Следовательно, решения Кизеловского городского суда Пермского края не могут быть исполнены путем участия муниципального района в региональной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Возражения Министерства финансов Российской Федерации в части того, что он является ненадлежащим ответчиком, также подлежат отклонению, так как обязанность по перечислению денежных средств в рассматриваемом споре не может быть возложена на главного распорядителя финансовых средств – Министерство энергетики Российской Федерации, поскольку согласно ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель несет ответственность за неисполнение государственных полномочий в пределах средств, выделенных из федерального бюджета. Доказательств того, что на момент вынесения решений Кизеловского городского суда Пермского края главному распорядителю в лице Министерства энергетики дел Российской Федерации были выделены финансовые средства для выплат социальных выплат, не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования в заявленном размере подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 8, 11, 12  ГК РФ, ст.ст. 6, 158 БК РФ, ст.ст. 4, 49, 65, 71, 75, 81,102,110,167-171 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить иск Администрации Кизеловского муниципального района Пермского края. Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации сумму денежных средств в размере 325 852 779 рублей, перечислив на счет «Средства, поступающие во временное распоряжение», открытый Финансовым управлением Администрации Кизеловского муниципального района Пермского края в Западно-Уральском филиале ОАО «Сбербанк России».

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

С У Д ФИО4                                                                                   Е.А.