Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело №А40-326514/19-149-2673
Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2020 года
Решение в полном объеме изготовлено 28 мая 2020 года
Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ковтонюком Я.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Специализированный застройщик ЛС-Риэлти» (129345, Моква, ул.Тйнинкая, домовладение 9, стр.7А, ОГРН <***>)
к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства
об оспаривании постановления №1 по делу об административном правонарушении от 02.12.2019 №05-07-19-467
с участием:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: ФИО1 (дов. от 27.12.2019 №77-30-66/19)
УСТАНОВИЛ:
ООО «Специализированный застройщик ЛС-Риэлти» (далее – заявитель, Общество, ООО «СЗ «ЛС-Риэлти») обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (далее – ответчик, Москомстройинвест) №1 по делу об административном правонарушении от 02.12.2019 №05-07-19-467 о привлечении Общества к административной ответственности по ч.1 ст. 13.19.3 КоАП РФ.
Ответчик представил отзыв и заверенные копии материалов дела об административном правонарушении, возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве и оспариваемом постановлении, со ссылкой на законность и обоснованность оспариваемого постановления, доказанность вины заявителя.
Заявитель в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются документы, подтверждающие его надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства. Суд счел возможным рассмотреть дело без участия заявителя в порядке, предусмотренном ст.156 АПК РФ.
Информация о принятии заявления к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Арбитражного суда г. Москвы в информационно -телекоммуникационной сети "Интернет", в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав доводы ответчика, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Поскольку доказательств пропуска процессуального срока ответчиком не представлено, суд пришел к выводу, что процессуальный срок, установленный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, а также ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, для оспаривания постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, заявителем не пропущен.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Как следует из заявления, 02.12.2019 в отношении ООО «Специализированный застройщик «ЛС-РИЭЛТИ» Комитетом г. Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства было вынесено Постановление № 1 по делу об административном правонарушении № 05-07-19-467 о привлечении Заявителя к ответственности но ч.1 ст. 13.19.3 КоАП РФ и назначении штрафа в размере 500 000 руб.
Согласно постановлению, Заявителем допущено нарушение ч.3 ст.3.1., пп. 5, 13 ч.2 ст.3.1. Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ (далее - Закон), а именно: несвоевременно разместило в ЕИСЖС на сайте: www.наш.дом.рф информацию о проекте договора участия в долевом строительстве, об извещении о начале строительства.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленного требования ООО «Специализированный застройщик ЛС-Риэлти» указывает, что первоначально проект ДДУ был размещен 11.12.2018, т.е. с соблюдением срока. То обстоятельство, что в последующем в данный проект вносились изменения, по мнению Заявителя, не свидетельствует о нарушении Обществом срока размещения проекта ДДУ.
Отказывая в удовлетворении требований ООО «Специализированный застройщик ЛС-Риэлти», суд исходит из следующего.
Согласно ч.2 ст.23 ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 №214-ФЗ), постановлению Правительства Москвы от 26.04.2011 № 157-ПП «Об утверждении Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства» Москомстройинвест наделен полномочиями осуществлять контроль (надзор) в области долевого строительства и соблюдением требований Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ.
Как следует из фактических обстоятельств, Москомстройинвестом в период с 12.09.2019 - 09.10.2019 на основании приказа от 12.09.2019 №01-06-140/9 проведена внеплановая документарная проверка ООО «СЗ «ЛС-Риэлти» по вопросу соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ при строительстве Объекта - Многофункциональный комплекс в составе жилой застройки и многоквартирный жилой дом с подземной автостоянкой, со встроенными нежилыми помещениями по адресу: г. Москва, СВАО, район Лосиноостровский, ул. Тайнинская, вл. 9 (далее - Объект).
В ходе внеплановой документарной проверки (акт проверки от 09.10.2019 №51/19) ООО «СЗ «ЛС-Риэлти» установлено следующее:
Деятельность ООО «СЗ «ЛС-Риэлти» связана с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства Объекта.
ООО «СЗ «ЛС-Риэлти» осуществляет строительство Объекта, планируемого к размещению на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0011002:29 на основании разрешения на строительство от 04.07.2018 № 77-151000-017542-2018 (до 04.07.2022).
Учитывая, что первый договор участия в долевом строительстве Объекта зарегистрирован 10.12.2018. т.е. после 01.01.2017 - требуется выдача заключения о соответствии застройщика и проектной декларации положениям законодательства о долевом строительстве в соответствии с ч.3 ст.6 Федерального закона от 03.07.2016 №304-Ф3 «О внесении изменений в ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Заключение о соответствии выдано от 05.12.2018 №77-13-541/8.
Таким образом, в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ ООО «СЗ «ЛС-Риэлти» является застройщиком Объекта.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 16.08.2011 №366-ПП «О мерах по осуществлению контроля (надзора) в области долевого строительства и (или) иных объектов недвижимости в городе Москве» (в ред. постановления Правительства Москвы от 17.11.2015 №753-ПП) установлен перечень сведений и документов, представляемых лицами, осуществляющими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в уполномоченный орган Правительства Москвы, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства, в сроки, определенные ст. 11 Федеральным законом от 26.12.2008 №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 №294).
В соответствии с п.4 ч.6 ст.23 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ контролирующий орган наделен правом получать от лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства, в установленный разумный срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Москомстройинвестом в адрес государственной регистрации ООО «СЗ «ЛС-Риэлти» посредством ФГУП «Почта России» направлено уведомление от 12.09.2019 №77-21-2533/9 о необходимости предоставления в Москомстройинвест в течение 10 рабочих дней с даты получения запроса необходимых сведений и документов.
Согласно отчету об отслеживании отправления с идентификатором 12500938045340, сформированному на официальном сайте ФГУП «Почта России», 01.10.2019 отправление получено адресатом.
Также 12.09.2019 запрос от 12.09.2019 № 77-21-2533/9 вручен администратору ООО «СЗ «ЛС-Риэлти», о чем свидетельствует подпись представителя на копии запроса.
Документы и сведения согласно уведомлению от 12.09.2019 №77-21-2533/9 представлены застройщиком в полном объеме.
В рамках настоящей проверки проведен анализ сведений и документов, размещенных на сайте в сети «Интернет» www.наш.дом.рф, в ходе которого установлено следующее:
В соответствии с п.5 ч.2 ст.3.1 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрывать информацию о проекте договора участия в долевом строительстве или проекты таких договоров, используемые застройщиком для привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, отвечающие требованиям Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ.
В соответствии с п. 13 ч.2 ст.3.1 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрывать информацию об извещении о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства, направленное в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
ООО «СЗ «ЛС-Риэлти» было получено заключение от 05.12.2018 №77-13-541/8 о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным ч.2 ст.3, ст.ст.20 и 21 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ.
В соответствии с ч.3 ст.3.1 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ (в ред. от 29.07.2018) информация, указанная в ч.2 ст.3.1, подлежит размещению в единой информационной системе жилищного строительства на сайте www.наш.дом.рф, в течение 5 (пяти) рабочих дней после дня получения заключения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, указанного в ч.2 ст.23 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ, о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным ч.2 ст.3, ст.ст.20 и 21 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ.
Срок размещения в ЕИСЖС на сайте: www.наш.дом.рф проекта договора долевого участия и извещения о начале строительства начинает течь с 06.12.2018, последний день приходится на 12.12.2018.
По результатам анализа документов, размещенных в ЕИСЖС на сайте: www.наш.дом.рф, информация о проекте договора участия в долевом строительстве внесена и опубликована ООО «СЗ «ЛС-Риэлти» 23.08.2019, а извещение о начале строительства внесено и опубликовано ООО «СЗ «ЛС-Риэлти» 25.02.2019, то есть с нарушением установленного срока, предусмотренного ч.3 ст.3.1 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ, что подтверждается скриншотами от 08.10.2019.
Таким образом, ООО «СЗ «ЛС-РИЭЛТИ» совершило административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.13.19.3 КоАП РФ.
В адрес государственной регистрации ООО «СЗ «ЛС-Риэлти» почтовым отправлением направлено уведомление о необходимости явки генерального директора ООО «СЗ «ЛС-Риэлти», либо полномочного представителя в Москомстройинвест 30.10.2019 для представления объяснений и составления протокола об административном правонарушении в соответствии с ч.1 ст. 13.19.3 КоАП РФ (уведомление от 23.10.2019 №77-21-2880/9 получена ФИО2 25.10.2019).
30.10.2019 в присутствии представителя по доверенности ФИО3, действующего на основании доверенности от 28.10.2019, составлен протокол об административном правонарушении №05-07-19-467-01.
Определением №05-07-19-467/1 от 08.11.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 27.11.2019 в 14 час. 40 мин. Копия определения направлена почтовым отправлением по адресу государственной регистрации ООО «СЗ «ЛС-Риэлти».
Дополнительно по адресу государственной регистрации ООО «СЗ «ЛС-Риэлти» и адресу должностного лица были направленны телеграммы от 12.11.2019 №77-21-0653/19.
02.12.2019 в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении представитель по доверенности представил письменные объяснения, в соответствии с которыми пояснил, что: первоначально проект ДДУ был размещен застройщиком 11.12.2018, что подтверждается распечаткой из личного кабинета застройщика в ЕИСЖС; извещение о начале строительства размещено с задержкой ввиду изменения регламента взаимодействия с Мосгосстройнадзором.
Иных пояснений по сути допущенного нарушения до вынесения обжалуемого постановления Обществом представлено в Комитет не было, и в поданном в суд заявлении также не указано.
Рассмотрев письменные пояснения представителя по доверенности ФИО4 от 27.11.2019 №266-ЛСР, Москомстройинвест установил, что из приобщённого к материалам дела скриншота не усматривается оконченного действия застройщиком по размещению проекта договора участия в долевом строительстве 11.12.2018 в ЕИСЖС, так как находится в статусе «отозван».
Указания Общества на то, что «...застройщик вправе вносить изменения в проекты договоров долевого строительства и при этом отзывать старые проекты и размещать новые...», правового значения в рамках рассмотрения данного дела не имеют, поскольку вне зависимости от предоставляемых ЕИСЖС возможностей договора представленный Обществом скриншот не свидетельствует о своевременном размещении в системе ЕИСЖС проекта договора, поскольку в данном скриншоте не отражены причины и сроки отзыва указанного проекта договора,
Таким образом, представленный Обществом скриншот не подтверждает факт надлежащего размещения проекта договора долевого участия в ЕИЖС 11.12.2018.
Кроме того, заявителем не представлено нормативных обоснований и документов, подтверждающих, что между размещением извещения о начале строительства и изменениями регламента взаимодействия с Мосгосстройнадзором, имеется какая-либо взаимосвязь, и что данное обстоятельство позволяет освободить застройщика от административной ответственности за допущенное правонарушение.
В то же время, при рассмотрении дела об административном правонарушении, заявитель признал факт совершения правонарушения и ходатайствовал о назначении минимального штрафа, предусмотренного ч.1 ст. 13.19.3 КоАП РФ (пояснения от 27.11.2019 №266-ЛСР).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении №05-07-19-467 вынесено оспариваемое постановление №1 о привлечении ООО «Специализированный застройщик ЛС-Риэлти» к административной ответственности по ч.1 ст. 13.19.3 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.
Согласно ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ неразмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или его территориального органа, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, застройщиком, публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", иным лицом, которые в соответствии с федеральными законами обязаны размещать информацию в единой информационной системе жилищного строительства, их должностными лицами или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства.
Субъектом рассматриваемого правонарушения является лицо, не разместившее в соответствии с законодательством РФ информацию в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС), нарушившее установленный законодательством РФ порядок, способ, сроки и (или) периодичность размещения информации, либо разместившее информацию не в полном объеме, разместившее заведомо искаженную информацию.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в неразмещении в соответствии с законодательством РФ информации в единой информационной системе жилищного строительства застройщиком, его должностными лицами или нарушение установленных законодательством РФ порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации и выражена в нарушении ООО «СЗ «ЛС-Риэлти» требований п.5, 13 ч.2 ст.3.1 ФЗ от 30.12.2004 № 214-ФЗ.
Субъективная сторона (вина).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая указанные обстоятельства по размещению извещения о начале строительства застройщиком с нарушением установленного законом срока, ООО «Специализированный застройщик ЛС-Риэлти», осознавая последствия наступления административной ответственности, должен был предпринять все зависящие от него меры по недопущению указанного правонарушения, чего Обществом сделано не было.
Доказательства невозможности соблюдения ООО «Специализированный застройщик ЛС-Риэлти» названных требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и(или) предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалось, как в материалах дела об административном правонарушении №05-07-19-467, так и в материалах данного арбитражного дела отсутствуют, застройщиком не представлены.
В данном случае (по вмененному составу правонарушения) существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
При этом выявленные нарушения необходимо отнести к категории существенных, так как они посягают на общественные отношения, возникающие в особо регулируемой сфере - в сфере долевого строительства многоквартирных жилых домов, и нарушают права участников долевого строительства.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии со стороны застройщика надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризуют пренебрежительное отношение к установленным правовым требованиям и предписаниям.
Кроме того, из п. 16 Обзора судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (утв. Президиумом ВС РФ 19.07.2017) следует, что административные правонарушения, составы которых предусмотрены статьями 13.19.3, 14.28 и 19.5 КоАП, ввиду особой значимости охраняемых законом общественных отношений, выступающих объектом посягательства этих административных правонарушений, не могут быть признаны малозначительными.
С учетом изложенного в действиях юридического лица установлено событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 13.19.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, ответчиком всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, оспариваемое постановление вынесено обоснованно и в соответствии с законом, предусмотренные ч. 2 ст. 211 АПК РФ основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
Судом рассмотрены все доводы заявителя по настоящему делу, однако, они не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании ст. ст. 1.5, 2.1, 4.1, ч. 1 ст. 15.19, 24.5, 26.2, 28.2, 29.7, 30.10 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 27, 29, 65, 71, 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ООО «Специализированный застройщик ЛС-Риэлти» (129345, Моква, ул.Тйнинкая, домовладение 9, стр.7А, ОГРН 1167746692464) о признании незаконным и отмене постановления Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства №1 по делу об административном правонарушении от 02.12.2019 №05-07-19-467 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.13.19.3 КоАП РФ – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: М.М. Кузин