ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва Дело №А40-33657/2015
Резолютивная часть решения объявлена 06 июля 2015г.
Полный текст решения изготовлен 21 октября 2015г.
Арбитражный суд города Москвы в составе:
председательствующего судьи О.П. Буниной (шифр судьи: 60-267), единолично,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ересько К.В.,
при участии:
от заявителя – ФИО1 – начальника отдела, по доверенности от 25.12.2014г. №77-30-29/4;
от заинтересованного лица – ФИО2 – главного специалиста-эксперта, по доверенности от 30.12.2014г. №26019/2014;
от третьего лица – ФИО3 – представителя, по доверенности от 10.02.2015г.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (ОГРН 1117746349731, ИНН 7704782036, 125009, г. Москва, ул. Воздвиженка, д.8/1, стр.1; дата регистрации 03.05.2011) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822; ИНН 7726639745; 115191, Москва, ул. Б. Тульская, д.15; дата регистрации: 03.11.2009г.)
3-е лицо - ФИО4
о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве №07/271/2014-799 от 05.12.2014
УСТАНОВИЛ:
Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве №07/271/2014-799 от 05.12.2014 об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на квартиру №32, общей площадью 80,5 кв.м., находящуюся по адресу: <...>; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве произвести государственную регистрацию перехода права собственности на квартиру №32, общей площадью 80,5 кв.м., находящуюся по адресу: <...>.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что 22.07.2014г. он обратился в регистрирующий орган с заявлением установленной формы о государственной регистрации перехода права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <...>, общей площадью 80,5 кв.м., с приложением документов, необходимых для государственной регистрации, в котором письмом №07/271/2014-799 от 05.12.2014г. ответчиком отказано со ссылкой на абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В отказе указано, что на регистрацию не были представлены документы, подтверждающие соблюдение порядка отчуждения имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве, а именно документы, подтверждающие проведение конкурса или аукциона, обязательное проведение которых при заключении договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, что предусмотрено ч. 1. ст. 17.1 ФЗ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Как указывает заявитель, из представленных на регистрацию документов следовало, что 10.11.2004 между Департаментом инвестиционных программ строительства города Москвы (ДИПС) и гр.ФИО4 (на этапе строительства жилого дома) был заключен предварительный договор купли-продажи №75/Проф.-94/28/1144/75 об квартиры №75, расположенной по строительному адресу: <...> вл.64-66, находящейся на 8 этаже 1 секции, площадь квартиры 68,8 кв.м.
При этом, указывает заявитель, после приостановления регистратором проведения государственной регистрации, заявитель в письме ответчику разъяснил, что представленный договор купли-продажи, заключенный между Москомстройинвестом и гр. ФИО4 является гражданско-правовой сделкой, на отчуждение жилого фонда коммерческого использования не распространяется специальное законодательство о приватизации, был разъяснен порядок заключения городом сделок по реализации на коммерческой основе жилой площади, построенной по городскому заказу и принадлежащей городу.
Заявитель, ссылаясь на положения ФЗ «О государственной регистрации», Закон города Москвы от 27.01.2010 №2 «Основы жилищной политики города Москвы» считает, что отказ Управления Росреестра по Москве в государственной регистрации перехода права собственности на спорный объект недвижимости является незаконным, в связи с чем, заявитель обратился в суд настоящим заявлением.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, ссылаясь на доказательства по делу.
Ответчик в судебном заседании возражал в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на заявление, ссылаясь на законность отказа в государственной регистрации заявленных прав на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ, по мотиву отсутствия документов, подтверждающих отнесение спорного жилого помещения к жилищному фонду коммерческого использования, подтверждающих, что покупатель относится к определенной категории граждан, соблюдения очередности предоставления помещения, а также тем обстоятельством, что цена договора не соответствует представленному заключению об оценке рыночной стоимости квартиры.
Третье лицо в судебном заседании поддержало заявленные исковые требования.
Заслушав в открытом судебном заседании доводы и пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ст. 197 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) государственных и иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.
Таким образом, для обращения в суд с подобным заявлением процессуальный закон устанавливает необходимым наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций (иных лиц) в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации (иным лицам) стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Москомстройинвест обратился в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением 28.02.2015г., то есть срок заявителем не пропущен.
Как усматривается из материалов дела, 22.07.2014 Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест) обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) с заявлением (вх. №77-77-07/271/2014-799) о государственной регистрации перехода права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <...>, общей площадью 80.5 кв.м, с приложением документов, необходимых для государственной регистрации.
01.08.2014 письмом №07/271/2014-799 Москомстройинвест был уведомлен ответчиком о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на квартиру №32 в жилом доме по адресу: <...>.
Письмом № 07/271/2014-799 от 05.12.2014г. ответчик отказал в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости на основании абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поскольку в деле отсутствуют документы личного хранения, подтверждающие соблюдение порядка отчуждения имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве, а именно документы, подтверждающие проведение конкурса или аукциона по отчуждению указанного имущества, либо документы, подтверждающие возможность отчуждения указанного имущества без проведения конкурсов или аукционов, что противоречит положениям п. 2. ст. 16 Закона о регистрации.
Также регистратор ссылается на отсутствие в деле документов, подтверждающих проведение независимой оценки в порядке, предусмотренном ст. 8 ФЗ РФ от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Согласно абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закона о регистрации), в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если д окументы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании установлено, что 10.11.2004 между Департаментом инвестиционных программ строительства города Москвы (ДИПС) и гр.ФИО4 (на этапе строительства жилого дома) был заключен предварительный договор купли-продажи №75/Проф.-94/28/1144/75об квартиры №75, расположенной по строительному адресу: <...> вл.64-66, находящейся на 8 этаже 1 секции, площадь квартиры 68,8 кв.м.
В соответствии с п.1.3. договора №75/Проф.-94/28/1144/75об от 10.11.2004 стоимость квартиры устанавливается по договору исходя из цены одного кв.м, утвержденной решением Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по вопросам реализации жилой площади на коммерческой основе, построенной по городскому заказу (протокол МВК от 05.08.2004 №9), в размере 52 800 руб. и площади квартиры 68,8 кв.м.
В силу положений п.3.2.1. договора №75/Проф.-94/28/1144/75об от 10.11.2004 ДИПС (продавец) обязался заключить с гр.ФИО4 (покупатель) договор купли-продажи квартиры, на условиях, предусмотренных предварительным договором, в течение трех месяцев с момента регистрации права города Москвы на квартиру.
В связи с изменением проектной документации и на основании решения МВК при Правительстве Москвы по вопросам реализации жилой площади на коммерческой основе, построенной по городскому заказу (Протокол МВК от 06.11.2007 №5) дополнительным соглашением от 26.12.2007 к договору №75/Проф.-94/28/1144/75об от 10.11.2004 ДИПС и гр.ФИО4, т.е. стороны пришли к соглашению заключить в дальнейшем договор купли-продажи квартиры №32, расположенной по строительному адресу: <...> вл.64-66, находящейся на 8 этаже 1 секции, площадь квартиры 82,5 кв.м., в связи с увеличением площади квартиры с 68,8 кв.м до 82,5 кв.м, покупателю произвести доплату за 13,7 кв.м. в сумме 723 360 руб.
Жилой дом по адресу: <...> был введен в эксплуатацию разрешением Мосгосстройнадзора на ввод объекта в эксплуатацию №RU77171000-004112 от 29.06.2012.
Дополнительным соглашением №2 от 25.03.2014 к договору №75/Проф.-94/28/1144/75об от 10.11.2004 стороны установили, что в соответствии с данными БТИ произведена корректировка площади квартиры №32 с 82,5 кв.м. на 80,5 кв.м, в связи с уменьшением площади квартиры на 2,0 кв.м, с перечислением продавцом покупателю стоимости разницы в метраже в размере 105 600 руб. Таким образом, площадь квартиры №32 составила 80,5 кв.м, стоимость составила 4 250 400 руб.
Право собственности города Москвы на квартиру №32. общей площадью 80,5 кв.м, в объекте по адресу: <...>. корп.2. было зарегистрировано 14.11.2013, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним была внесена запись под №77-77-12/059/2013-744.
На основании предварительного договора №75 Проф.-94/28/1144/75об от 10.11.2004 (в редакции дополнительного соглашения от 26.12.2007. №2 от 25.03.2014) между Москомстройинвестом (правопреемник ДИПС) и гр.ФИО4 01.04.2014 был заключен договор купли-продажи квартиры №32, общей площадью 80,5 кв.м (с учетом лоджий и балконов), по адресу: <...>.
Статьей 9 Закона города Москвы от 27.01.2010 № 2 «Основы жилищной политики города Москвы» предусмотрено, что жилищный фонд города Москвы состоит из: частного, государственного и муниципального жилищных фондов. В зависимости от целей использования жилищный фонд в городе Москве подразделяется на жилищный фонд социального, коммерческого использования, индивидуальный и специализированный жилищные фонды.
В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Вместе с тем специальное правовое регулирование приватизации государственного и муниципального имущества регламентируется Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Федеральным законом от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
При этом, ФЗ № 178-ФЗ не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного жилищного фонда, а ФЗ от 04.07.1991 № 1541-1 регулирует приватизацию государственного имущества только в части жилищного фонда социального использования, т.е. предоставленного по договору социального найма.
Следовательно, поскольку специальным законодательством не урегулировано отчуждение жилого фонда коммерческого использования, сделки по отчуждению жилых помещений такого фонда регулируются соответствующими общими нормами Гражданского кодекса РФ, которые не устанавливают необходимости проведения торгов при заключении предварительных договоров купли-продажи жилого фонда коммерческого использования.
Так, порядок заключения сделок по отчуждению принадлежащих городу Москве жилых помещений ДИПС установлен Распоряжением Мэра Москвы от 10.04.1998 № 353-РМ «Об организации реализации жилья Департаментом внебюджетной политики строительства города Москвы», Распоряжением Мэра Москвы от 30.08.1999 № 938-РМ «Об уточнении нормативных актов города Москвы, касающихся реализации и организации продажи государственного и муниципального жилья на коммерческой основе», Распоряжением Мэра Москвы от 05.l2.1996 № 563/1-PM «О передаче дополнительных полномочий Департаменту инвестиционных программ строительства города Москвы», Постановлением Правительства Москвы от 13.03.2001 № 243-ПП «О Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по вопросам реализации жилой площади на коммерческой основе, построенной по городскому заказу».
В силу п. 1 распоряжения Мэра Москвы от 10.04.1998 № 353-РМ Департаментом внебюджетной политики строительства города Москвы была поручена реализация на коммерческой основе государственного и муниципального жилья, принадлежащего городу Москве, построенного за счет бюджетных источников, в том числе за счет средств внебюджетного жилищно-инвестиционного фонда, кроме площади, предназначенной для решения городских социальных программ. Порядок и условия аренды (в том числе с правом выкупа), коммерческого найма и других форм реализации жилья утверждались решением Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по вопросам реализации жилой площади на коммерческой основе, построенной по городскому заказу.
Распоряжением Мэра Москвы от 30.08.1999 № 938-РМ утверждено Положение о порядке и условиях продажи государственного и муниципального жилья на коммерческой основе, согласно п. 5 которого организацию продажи государственного и муниципального жилья на коммерческой основе осуществлял Департамент внебюджетной политики строительства города Москвы.
Распоряжением Мэра Москвы от 15.05.2001 № 473-РМ Департамент внебюджетной политики строительства города Москвы был переименован в Департамент инвестиционных программ строительства города Москвы.
Департамент инвестиционных программ строительства города Москвы осуществлял правомочия собственника в отношении жилых помещений, предназначенных для коммерческой реализации, согласно п. 3.12 Положения о Департаменте (утв. постановлением Правительства Москвы от 04.09.2007 № 772-ПП) Департамент реализует в установленном порядке принадлежащие городу Москве жилые площади, на коммерческой основе, построенные по городскому заказу.
Так, в силу п. 6 Положения о порядке и условиях продажи государственного и муниципального жилья на коммерческой основе координацию и контроль за процессом продажи государственного и муниципального жилья на коммерческой основе осуществляла Межведомственная комиссия.
Пунктом 9 Положения установлено, что продажа государственного и муниципального жилья на коммерческой основе осуществляется по ценам одного квадратного метра общей жилой площади, устанавливаемым Межведомственной комиссией. При установлении цен реализации Межведомственной комиссией принимались во внимание отчеты об оценке объектов, подготовленные оценочными фирмами, имеющими соответствующие лицензии.
В судебном заседании установлено, и подтверждено материалами дела, что спорная квартира реализована Департаментом по ценам, утвержденным Межведомственной комиссией при Правительстве Москвы по вопросам реализации жилой площади на коммерческой основе, построенной по городскому заказу, на основании рыночной оценки стоимости жилой площади на момент заключения предварительного договора-обязательства.
Заключение договора купли-продажи в силу п. l ст. 429 ГК РФ осуществляться в соответствии с условиями определенными предварительным договором.
Так, в соответствии с п.1.3. договора №75/Проф.-94/28/1144/75об от 10.11.2004 стоимость квартиры устанавливается по договору исходя из цены одного кв.м, утвержденной решением Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по вопросам реализации жилой площади на коммерческой основе, построенной по городскому заказу (протокол МВК от 05.08.2004 №9), в размере 52 800 руб. и площади квартиры 80,5 кв.м (с учетом лоджий и балконов).
Вследствие чего, довод ответчика о несоблюдении порядка проведения оценки, предусмотренным ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» судом отклоняется как несостоятельный.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявителем на регистрацию были представлены все необходимые документы, отвечающие по форме и содержанию требованиям действующего законодательства и требованиям ст. 20 Закона о регистрации.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ в государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости – квартиру № 32, общей площадью 80,5 кв.м., находящуюся по адресу <...>, оформленный письмом от 05.12.2014г. № 07/271/2014-799 не может быть признан законным.
Поскольку оснований для отказа в заявленной регистрации судом не выявлено, заявленные требования подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, на основании ст.ст. 11, 12, 13, 214, 421, 431 ГК РФ, ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», руководствуясь ст.ст. 8, 9, 65, 71, 75, 101-103, 110, 167-171, 176, 198-201 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН <***>; ИНН <***>; 115191, Москва, ул. Б. Тульская, д.15; дата регистрации: 03.11.2009г.), оформленный сообщением №07/271/2014-799 от 05.12.2014 г., в государственной регистрации перехода права собственности на квартиру № 32, общей площадью 80,5 кв.м., находящуюся по адресу: <...>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН <***>; ИНН <***>; 115191, Москва, ул. Б. Тульская, д.15; дата регистрации: 03.11.2009г.) произвести государственную регистрацию перехода права собственности на квартиру №32, общей площадью 80,5 кв.м., находящуюся по адресу: <...>.
Проверено на соответствие Федеральному закону от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Судья О.П. Бунина