ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-339347/19-131-2791 от 28.01.2020 АС города Москвы

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. МоскваДело № А40- 347/19 -131-2791

Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2020 года

Полный текст решения изготовлен 04 февраля 2020 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи Жбанковой Ю.В., единолично,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гамбург И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

истец АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"

ответчик АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

третьи лица 1. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2. ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

о взыскании 112 137 руб. 70 коп.

в заседании приняли участие:

от истца: ФИО1 по доверенности от 06.06.2019г. № 04-33/6-Д

от ответчика: не явился, извещен

от 3-их лиц: не явились, извещены

УСТАНОВИЛ:

            АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к АППАРАТУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  о взыскании 112 137 руб. 70 коп. расходов.

Ответчик и 3-и лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание не явились. Ответчик мотивированный отзыв на иск не представил. Возражений не заявил. Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и 3-их лиц, в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Через канцелярию суда посредством электронной почты от 3-х лиц поступили возражения против перехода в основное заседание.

Судом рассмотрено и отклонено протокольным определением ходатайство 3-их лиц.

Истец поддержал исковые требования в полном объеме.

Изучив материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, исследовав и оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, выслушав в судебном заседании полномочного  представителя истца, который поддержал свою позицию по делу, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, во исполнение ст.39 Федерального закона от 08.05.1994 г. №3-Ф3 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в редакции действовавшей до 03.07.2019) с января 2019г. по 01 июля 2019г. включительно АО «ФПК» осуществлена перевозка помощников депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации на общественных началах по работе в Новосибирской области. Стоимость перевозки составила 112 137,70 руб. Фамилия, имя, отчество, номер и дата выдачи удостоверений, маршрут, номер поезда, категория вагона и стоимость проезда приведены в Реестре перевозок помощников депутатов Государственной Думы на общественных началах по работе в Новосибирской области, с указанием фамилии, имени и отчества, номера удостоверения, маршрута и стоимости проезда (прилагаются к претензиям). Факт наличия статуса помощника депутата подтверждается соответствующими удостоверениями (копии прилагаются к претензиям). Факт перевозки подтверждается проездными документами - купонами кассира, выписками из АСУ «Экспресс-3» АРМ ГУ О Контрольными лентами терминала (копии прилагаются к претензиям).

В соответствии с п.5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с законом или иными нормативно-правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. Согласно п. 3 ст.8 Федерального закона Российской Федерации 10.01.2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» потери перевозчика, возникшие в результате установления льгот по тарифам, сборам и платежам на железнодорожном транспорте общего пользования на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджета Российской Федерации. В соответствии с п.1 постановления Правительства Российской Федерации «О порядке возмещения расходов, связанных с проездом депутатов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального собрания и их помощников» от 29.08.1994 г. №1004, действовшим (далее по тексту - «Постановление») выдача помощникам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания проездных документов с указанием в билете номера места для проезда в поездах в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляется без оплаты их стоимости при предъявлении соответствующего удостоверения с последующим возмещением расходов, связанных с проездом указанных лиц, за счет средств федерального бюджета организациям транспорта всех форм собственности.

В соответствии со ст.35 Федерального закона от 08.05.1994 г. №3-Ф3 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» расходы, связанные с материальным обеспечением депутата Государственной Думы осуществляются законодательным (представительным) или исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств, перечисляемых соответственно Советом Федерации и Государственной Думой на счет законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

На основании п.3.2.3 Порядка возмещения расходов, связанных с материальным обеспечением депутата Государственной Думы и его помощников на соответствующей территории, утверждённого Распоряжением Председателя Государственной Думы от 24.12.2010 №387р-1, расходы, связанные с направлением в служебную командировку помощника депутата, осуществляется соответствующим органом государственной власти субъекта РФ за счет средств, направленных Аппаратом Государственной Думы в безналичном порядке по счетам, выставленным в адрес Аппарата Государственной Думы указанными органами и предоставленными копиями документов, подтверждающих расходы.

Установленные нормативными актами документы, необходимые и достаточные для возмещения расходов, понесенных АО «ФПК» как транспортной организацией, а именно счет транспортного предприятия, реестр перевозок помощников депутатов Государственной Думы с указанием фамилии, имени и отчества, номера удостоверения, маршрута и стоимости проезда, проездные документы - купоны кассира, выписки из асу «Экспресс-з» арм ГУО, Контрольные ленты терминала, копии удостоверений помощников депутатов на общественных началах, приложены к претензиям.

Согласно ст. 39 ФЗ от 08.05.1994 №3-Ф3 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Российской Федерации» (далее - Закон о статусе депутатов) (в редакции до 03.07.2019) правом бесплатного проезда наделены помощники депутатов без каких-либо ограничений.

Согласно ст. 37 Закона о статусе депутатов удостоверение выдается помощникам депутатов, в том числе - по работе в Государственной Думе, по работе на соответствующей территории, на общественных началах.

Согласно пп. в) п. 2 ст. 39 Закона о статусе депутатов единственным условием предоставления права проезда, предусмотренным законом, является предъявление удостоверения. Право льготного проезда ограничено законом только пределами территории, определенной депутату Государственной Думы.

Обязанность АО «ФПК» по предоставлению помощникам депутата Госдумы России на общественных началах права бесплатного проезда на железнодорожном транспорте в пределах территории, определенной депутату Госдумы России, также установлена судебными актами - решением от 17.12.2013 и определением от 14.08.2013, и данная обязанность истцом исполнена.

Данный вывод подтвержден судебным решением по делу А46-4843/2015, согласно постановлению Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2017г. с Российской Федерации в лице Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу АО «ФПК» взысканы расходы по перевозке помощников депутатов на общественных началах за 2013 и 2014 год, решением по делу А40-181751/2019 согласно которому с Российской Федерации в лице Аппарата

Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу АО «ФПК» взысканы расходы по перевозке помощников депутатов на общественных началах за 2016-2018 год.

Руководствуясь ст. 69 АПК РФ истец освобожден от обязанности доказывания обстоятельств, установленных при рассмотрении дела А46-4843/2015, А40-181751/2019 между теми же лицами по тем же обстоятельствам, а именно наличия обязанности по компенсации ответчиком расходов истца, связанных с предоставлением права бесплатного проезда помощников депутатов на общественных началах.

В целях возмещения понесенных Истцом расходов в адрес Российская Федерация в лице: Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Правительства Новосибирской области направлены: претензия об оплате расходов по перевозке помощников депутатов за период с января 2019 года по июнь 2019 года в размере 110448,40 рублей от 23.07.2019 г. № 04-17/1104 с приложением необходимых документов; претензия об оплате расходов по перевозке помощников депутатов за 01 июля 2019 года в размере 1689,30 рублей от 03.10.2019 г. № 04-17/1596 с приложением необходимых документов. Общая сумма требований по исковому заявлению: 110448,40 руб.+ 1689,30 руб.= 112 137,70 рублей

Ответов от Министерства финансов Российской Федерации, Аппарат Государственной Думы, Государственной Думы в адрес АО «ФПК» не поступало.

Управление делами губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области письмом от 22.10.2019 №108-07/43 на письмо №04-17/1596 от 03.10.2019г. сообщило, что документы об оказанных услугах по перевозке ж/д транспортом помощника депутата на общественных началах для возмещения расходов направлены в Аппарат Государственной Думы, однако денежные средства на лицевой счет управления делами Губернатора Новосибирской области и правительства Новосибирской области от Государственной Думы не поступали, Государственная Дума отказалась компенсировать расходы по причине, что норма о праве на бесплатный проезд в поездах и автобусах междугородних сообщений в пределах соответствующей территории не может применяться к помощникам депутатов Государственной Думы, работающих на общественных началах.

В связи с отказом в возмещении расходов по перевозке помощников депутатов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

По смыслу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях независимо от того, предусмотрена ли законом такая возможность применительно к конкретной ситуации или нет. Сутью убытков является их компенсаторный восстановительный характер. Под убытками согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу статей 16, 1069 ГК РФ ответчиком по иску о возмещении вреда, причиненного государственными или муниципальными органами, а также их должностными лицами, является соответствующее публично-правовое образование. Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом Зстатьи125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. По смыслу норм статей 16, 1069 и 1071 ГК РФ при рассмотрении судом исковых требований о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между этими действиями (бездействием) и причиненным вредом. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Главные распорядители бюджетных средств определяются в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в силу подпункта 1 пунктаЗ статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно   от   имени   Российской   Федерации,   субъекта   Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту. Согласно пунктам 2 и 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, является непосредственно публично-правовое образование. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности. При удовлетворении исков о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.

В соответствии с Приложением 10 к Федеральному закону от 29 ноября 2018 г. 1Ч459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации включена в ведомственную структуру расходов федерального бюджета на 2019 год по расходам на оплату труда депутатов Государственной Думы и их помощников.

Из вышеизложенного следует, что Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации соответствует определению главного распорядителя бюджетных средств по вопросам обеспечения деятельности депутатов и их помощников.

В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что согласно статье 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации. В частности, возможность такой компенсации прямо предусмотрена пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно Положению об Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденному распоряжением председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 марта 1996 г. №112/1р-1, Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации является юридическим лицом, осуществляющим, в том числе, финансовое и иное обеспечение деятельности депутатов Государственной Думы. Однако, в ведомственную структуру расходов Аппарат Государственной Думы не включен и, в соответствии со ст. 11 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22.01.1998г. №2134-11 ГД, отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств предоставляются Аппарату Государственной Думы только по решению председателя Государственной Думы, данная информация истцу не известна.

Таким образом, понесенные истцом расходы по предоставлению помощникам депутата Госдумы России на общественных началах права бесплатного проезда на железнодорожном транспорте в пределах территории, определенной депутату Госдумы России, в размере 112 137 руб. 70 коп. подлежат взысканию.

Ответчиком доказательства оплаты по договору не представлены, доводы, изложенные в иске, ответчиком прямо не оспорены, в связи с чем, в силу ч. 3 и 3.1. ст. 70 АПК РФ они считаются признанными ответчиком, и в дополнительном доказывании не нуждаются.

В соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ госпошлина  по иску относится на ответчика. Истцу из дохода федерального бюджета Российской Федерации подлежит возврату излишне уплаченная госпошлина.

С учетом изложенного, на основании  ст.ст. 11, 12, 15, 307, 309, 310, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 4, 27, 65-68, 71, 102, 110, 121, 123, 156, 159, 167-171, 176, 180, 181, 319 Арбитражного процессуального кодека Российской Федерации Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в лице АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (адрес: 103265, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 04.01.2003) в пользу АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ" (адрес: 107078, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, (дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 03.12.2009) убытки в размере 112 137 руб. 70 коп. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 364 руб.

Возвратить АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ" из дохода федерального бюджета Российской Федерации излишне уплаченную государственную пошлину в размере 295 руб. по платёжному поручению № 185088 от 11.09.2019г.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.    

Судья                                                                                               Ю.В.Жбанкова