ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. МоскваДело № А40-34764/17-131-345
18 июля 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 18 июля 2017 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего судьи Жбанковой Ю.В., единолично,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Видановым А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
истец ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГАЗПРОМТРАНС"
ответчик АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СИБИРСКАЯ ГАЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
о взыскании 2 118 405 руб. 84 коп.
в заседании приняли участие:
от истца: ФИО1 по доверенности от 28.03.2016г. № 131/16, ФИО2 по доверенности от 01.08.2015г. № 319/15
от ответчика: ФИО3 по доверенности от 03.07.2017г. № 137
УСТАНОВИЛ:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГАЗПРОМТРАНС" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "СИБИРСКАЯ ГАЗОВАЯ КОМПАНИЯ" о взыскании 2 118 405 руб. 84 коп. задолженности по договору № 1500222 транспортно-экспедиторского обслуживания (в межгосударственном сообщении) от 01.10.2015г.
Через канцелярию суда от ответчика поступили возражения на отзыв ответчика.
Истец поддержал исковые требования в полном объеме.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований в полном объемепо мотивам ранее представленного отзыва на ис
Изучив материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, доводы отзыва на иск, исследовав и оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, выслушав в судебном заседании полномочных представителей сторон, которые поддержали и изложили свои позиции по делу, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с февраля по июнь 2016 года в рамках договора транспортно-экспедиторского обслуживания №1500222 от 01.10.2015 года во исполнение заявок (на февраль 2016г., на март 2016г., на апрель 2016г.) АО "Сибирская газовая компания" (Клиент) ООО "Газпромтранс" (Экспедитор) оказало услуги, связанные с перевозкой грузов железнодорожным транспортом (п.п. 1.1., 1.2. Договора).
Согласно заявкам, перевозка груза осуществлялась в том числе по сопредельным/транзитным территориям. Для организации перевозки по сопредельным/транзитным территориям ООО "Газпромтранс" в соответствии с п. 1.1. Договора привлекало ООО "РусТранс" (по договору №1501446 от 01.07.2015 года).
В соответствии с п. 2.2.1. Договора Клиент обязан оплатить стоимость услуг и возместить расходы Экспедитора в порядке, установленном настоящим Договором.
Согласно п. 3.2.2. Договора стоимость собственных услуг Экспедитора может включать транспортно-экспедиционное обслуживание по сопредельным/транзитным территориям (в соответствии с номенклатурой в счете-фактуре продавца), а также дополнительные услуги железнодорожного транспорта, в обязательном порядке оказываемые железными дорогами -участниками перевозки.
В соответствии с п. 2.4.5. Договора Экспедитор предоставляет Клиенту копии счетов-фактур поставщиков услуг, приобретенных Экспедитором от своего имени и возмещаемых Клиентом, установленных пунктом 3.2.2. договора. Акты оказанных услуг по штрафам и сборам перевозчика Экспедитор обязан подготовить и направить Клиенту не позднее 45 рабочих дней, следующих за месяцем списания денежных средств со счета Экспедитора.
Согласно актам общей формы №№1754, №686, №550, №675, №960, №969, №1416, №1669, №1476, №1437, №1552 вагоны в количестве 86 цистерн, отправленные в феврале-апреле 2016 года со станции Сургут с грузом "фракция лропан-бутановая" на станции Спартак (Юго-Западная ж.д.) и Лелековка Одесская ж.д.) простаивали на станции Хутор-Михайловский (Юго-Западная ж.д.) по причине отсутствия оплаты таможенных платежей при ввозе, оплата которых обеспечивается грузополучателем Клиента. В связи с указанным простоем Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины была взыскана с поставщика услуг Экспедитора соответствующая плата сбор).
Сумма сбора за сверхнормативный простой вагонов (в который включены: плата за пользование инфраструктурой, сбор за маневровую работу, сбор за информирование, сбор за хранение) на территории Украины составила 2 118 405 руб. 84 коп., что подтверждается следующими документами: актом оказанных услуг №69 от 20.11.2016, актом №50-1 от 31.03.2016, актом №1 за март 2016г. от 06.04.2016, актом №51-1 от 30.04.2016, актом №2 за апрель 2016г. от 05.05.2016, актом №52-2 от 31.05.2016, актом №3 за май 2016г. от 06.06.2016, актом №53-1 от 30.06.2016, актом №4 за июнь 2016г. от 30.06.2016.
В адрес АО "Сибирская газовая компания" было направлено письмо №1/05-01/29888 от 07.12.2016 года с просьбой рассмотреть требования Экспедитора об оплате дополнительных услуг, а также направлены акты оказанных услуг №16-080/доп 1; №16-061/доп; №16-080, №16-096 доп за ноябрь 2016г. с приложением подтверждающих документов. Однако денежные средства за дополнительные ; слуги на расчетный счет ООО "Газпромтранс" перечислены не были.
Пунктом 2.4.13. Договора предусмотрено, что Экспедитор имеет право предъявления требований о возмещении убытков и иных расходов, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением Клиентом своих обязательств, которые подлежат рассмотрению и оплате Клиентом в течение 30 дней с момента получения соответствующего требования, выставленного Экспедитором в форме любого документа.
30.12.2016 года в адрес Ответчика была направлена претензия №1/05-01-22016/25357 от 30.12.2016 года.
Письмом №09-ю от 16.01.2017 года АО «Сибирская газовая компания» отказало ООО «Газпромтранс» в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование отказа Ответчик сослался на претензии Экспедитора о взыскании штрафа за нарушение срока оборота вагонов у грузополучателя.
Однако, указанные претензии, о взыскании штрафа (согласно п. 2.3.7. Договора), не имеют взаимосвязи с транспортно-экспедиционным обслуживанием по сопредельным/транзитным территориям поставщиками услуг, железными дорогами - участниками перевозки (в рассматриваемом случае железными дорогами Украины).
В связи с отказом АО «Сибирская газовая компания» в добровольном досудебном и претензионном порядке урегулировать вопрос об оплате оказанных слуг у ООО «Газпромтранс» возникло право на предъявление иска.
В соответствии со статьями 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Положениями ст. 309, 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. По общему правилу статьи 408 Кодекса лишь надлежащее исполнение является основанием для прекращения обязательства.
Довод Ответчика о необоснованности требований Истца, а также об отсутствии обязанности Ответчика в своевременном оформлении таможенных платежей при ввозе не соответствует условиям договора и нормам Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".
В соответствии с п. 1.3. договора услуги, предоставляемые Экспедитором, соответствуют требованиям ГОСТ Р 51133-98 «Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте. Общие требования», Федеральному закону №87-ФЗ от 30.06.2003 «О транспортно-экспедиционной деятельности, действующему законодательству, нормативным актам федеральных органов исполнительной власти, ОАО «РЖД» требованиям правил международных договоров и соглашений, заключенных между Российской Федерацией и государствами, участвующими в перевозке.
Станция Хутор-Михайловский, на которой простаивали вагоны находится на территории Украины.
В период оказания услуг Экспедитором в межгосударственном сообщении Украиной в одностороннем порядке было денонсировано Соглашение о зоне свободной торговли с РФ, в связи с чем, на территории Украины на ст. пограничного перехода Хутор-Михайловский произошла задержка груженых вагонов по причине неуплаты дополнительных таможенных сборов, установленных Украиной, оплату которых на территории Украины должен обеспечивать грузополучатель Клиента. В свою очередь Экспедитор обязательства по обеспечению следования вагонов через пункты пограничного перехода РФ исполнил в полном объеме. Дополнительных обязательств по оплате таможенных сборов при ввозе, а также риски по неоплате таможенных сборов грузополучателем Клиента Истец на себя не принимал.
Данные обстоятельства подтверждаются следующим:
В соответствии с п. 2 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза применяются в отношении товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза и происходящих из любых стран (в том числе происхождение которых не установлено), за исключением случаев предоставления тарифных преференций в рамках единой системы тарифных преференций Таможенного союза, а также случаев применения режима свободной торговли.
На основании ст. 36 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Для целей настоящей статьи под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
В связи с односторонним отказом Украины в выполнении договора о зоне свободной торговли РФ была вынуждена официально приостановить его действие.
Таким образом, в период оказания услуг Ответчику между Украиной и Российской Федерацией отсутствовали соответствующие международные договоры и соглашения, предусматривающие тарифные преференции Таможенного союза.
Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17 был подписан Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, приложением к которому явился Таможенный кодекс Таможенного Союза. Данный документ в Российской Федерации вступил в силу с 01.07.2010.
Соответственно, при организации и оказании транспортно-экспедиционных услуг экспедитор руководствовался в том числе Таможенным кодексом Таможенного союза.
Согласно ст. 212 Таможенного кодекса Таможенного союза экспорт - таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.
Согласно пункту 2 статьи 213 Таможенного кодекса Таможенного союза товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта и фактически вывезенные с таможенной территории таможенного союза, утрачивают статус товаров таможенного союза, и в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 4 ТК ТС обретают статус иностранных товаров.
Согласно п. 4 ст. 96 Таможенного кодекса Таможенного союза товары таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, и до пересечения таможенной границы.
Соответственно, в момент пересечения границы территории таможенного союза под таможенной процедурой "экспорт", перевозимый в интересах Клиента груз приобрел статус иностранного товара, предназначенного для постоянного нахождения за пределами Российской Федерации.
Согласно ст. 214 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, прекращается у декларанта в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 настоящего Кодекса.
Вывозные таможенные пошлины подлежат уплате до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, если иной срок не установлен настоящим Кодексом.
Поскольку груженые вагоны беспрепятственно пересекли станцию погранперехода со стороны Российской Федерации и не были задержаны таможенными органами РФ, соответственно Экспедитором в полном объеме была обеспечена уплата необходимых таможенных платежей и сборов при оформлении груза к перевозке по территории сопредельного государства в соответствии с нормами Таможенного кодекса Таможенного союза.
Параграф 1. статьи 32 "Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении» (далее – СМГС) предусматривает, что перевозчику должны быть возмещены все расходы, связанные с перевозкой груза, не предусмотренные применяемыми тарифами и вызванные причинами, не зависящими от перевозчика. Данные расходы устанавливаются на дату их возникновения отдельно для каждой отправки и подтверждаются соответствующими документами.
Акты общей формы, представленные Истцом в материалы дела, указывают что причиной составления актов и, соответственно, причиной задержания груженых вагонов на станции Хутор-Михайловский явилось отсутствие оплаты таможенных платежей при ввозе – т. е. обстоятельств, зависящих от принимающей стороны, а именно грузополучателя Клиента.
По факту оплаты грузополучателем Клиента таможенных платежей при ввозе спорные груженые вагоны со станции Хутор-Михайловский следовали на станцию назначения согласно заявкам Клиента. Данное обстоятельство указывает на то, что именно грузополучателем Клиента должны осуществляться таможенные платежи при ввозе.
В соответствии с п. 1 ст. 403 ГК РФ должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение.
Согласно п. 2.3.3. договора Клиент обязуется обеспечить надлежащее проведение грузополучателем приемосдаточных операций.
В соответствии с п. 8.8. договора Клиент принимает на себя обязательства за действия грузополучателей и/или иных лиц в полном объеме в соответствии с п. 2.3., п.п. 4.1.3., 4.1.4., 4.1.5., 4.1.10. и 4.2.4. договора.
По смыслу указанных норм права и пунктов договора Клиент несет ответственность за действия грузополучателя по приемке груза.
Таким образом, простой груженых вагонов на станции Хутор-Михайловский возник по причинам, зависящим от грузополучателя Клиента, что указывает на ненадлежащее выполнение Ответчиком своих обязательств по взаимодействию с грузополучателем при исполнении условий договора.
В связи с несвоевременным внесением таможенных платежей грузополучателем Клиента и незапланированным простоем подвижного состава Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины была взыскана с подрядчика услуг Экспедитора соответствующая плата за пользование инфраструктурой, сбор за маневровую работу, сбор за информацию, сбор за хранение – фактически перевозчиком Украины были оказаны подрядчику услуг Экспедитора дополнительные транспортные услуги по причине вынужденного простоя вагонов.
Вместе с тем, спорные транспортно-экспедиторские дополнительные услуги по оплате за простой вагонов, осуществлялись в интересах самого Ответчика, в соответствии с согласованными заявками Ответчика, заключенным договором и в рамках законодательства Российской Федерации.
Договор транспортной экспедиции должен соответствовать положениям главы 41 "Транспортная экспедиция" Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", а услуги, включенные в указанный перечень, - Национальному стандарту ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования", утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2004 N 148-ст.
В пункте 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации содержится открытый перечень услуг, которые могут являться предметом договора транспортной экспедиции. Квалифицирующим признаком этих услуг является их взаимосвязь с перевозкой.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление в том числе выполнение таможенных и иных формальностей, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиционные. Общие требования" услуги, оказываемые грузоотправителю и грузополучателю экспедитором, подразделяют в том числе на платежно-финансовые услуги; таможенное оформление грузов и транспортных средств; прочие транспортно-экспедиторские услуги.
Таким образом, Истец квалифицирует свои требования к Ответчику как дополнительные услуги (п. 3.2.2. договора), которые вынужден был оказать Ответчику и принять от подрядчика услуг (ООО «РусТранс») в связи с несвоевременным внесением таможенных платежей грузополучателем при ввозе груза.
Поскольку стороны при заключении договора предусмотрели возможность оказания Экспедитором дополнительных услуг, которые в обязательном порядке оказываются железными дорогами - участниками перевозки (п. 3.2.2. договора), соответственно, требования Экспедитора о взыскании стоимости дополнительных услуг не противоречат условиям договора, соответствуют нормам транспортного законодательства РФ.
Перевозимый груз беспрепятственно прошел станцию пограничного перехода со стороны Российской Федерации и не был задержан таможенными органами РФ, что указывает на надлежащее исполнение условий договора со стороны Экспедитора при оформлении груза к перевозке по территории сопредельного государства.
Вместе с тем, Экспедитор в соответствии с договором не принимал на себя несение рисков, связанных неисполнением обязательств грузополучателя Клиента по оплате таможенных платежей на территории сопредельных государств и иных расходов, связанных приемом груза.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, стороны несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Нормы гл. 25 ГК РФ определяют виды ответственности (в том числе о возмещении убытков) и условия их применения, включая основания ответственности.
В силу положений п. 1 ст. 7 Закона N 87-ФЗ экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции. Соответственно, оказание дополнительных услуг Экспедитором было вынужденной мерой в целях предотвращения негативных последствий в связи с задержанием груза на территории Украины, а также надлежащего оказания услуг по организации доставки груза грузополучателю Клиента.
Вместе с тем, в соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ст. 12 ГК РФ предусмотрен перечень способов защиты гражданских прав. Иные способы защиты гражданских прав могут быть установлены законом.
Если при принятии искового заявления суд придет к выводу о том, что избранный истцом способ защиты права не может обеспечить его восстановление, данное обстоятельство не является основанием для отказа в принятии искового заявления, его возвращения либо оставления без движения. В соответствии со статьей 148 ГПК РФ или статьей 133 АПК РФ на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд выносит на обсуждение вопрос о юридической квалификации правоотношения для определения того, какие нормы права подлежат применению при разрешении спора.
В связи с этим ссылка Ответчика в отзыве на не подлежащие применению в данном деле условия договора и нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного Истцом требования.
Ответчик в отзыве ссылается на ранее предъявленные претензионные требования об оплате штрафа за нарушение срока оборота вагонов у грузополучателя в соответствии с п. 4.1.10. договора, что, по его мнению, является повторным требованием о возмещении расходов.
Однако, указанные претензионные требования Экспедитора предъявлены Клиенту по другим основаниям и не имеют отношения к расходам по вынужденному простою на станции пограничного перехода.
Штраф за нарушение срока оборота вагонов у грузополучателя начисляется в связи с несвоевременным возвратом подвижного состава экспедитора после выгрузки – фактически за пользование подвижным составом в целях хранения груза и регулируется п.п. 2.3.7., 4.1.10. договора, п. 1 Дополнительного соглашения №1 от 01.10.2015 года к договору.
Сторонами в 1 Дополнительного соглашения №1 от 01.10.2015 года к договору утверждена тарифная сетка, которая в зависимости от расстояния устанавливает нормативное время, предоставляемое грузополучателю Клиента для осуществления грузовых операций с вагоном (срок оборота вагонов у грузополучателя) и учитывается в стоимости услуг Экспедитора. Нормативное время предусмотрено для осуществления приемосдаточных операций на станциях пограничных переходов на груженый и порожний рейс; разгрузочных операций; прохождения вагона от пограничного перехода РФ при выезде за пределы РФ до пограничного перехода РФ при въезде в РФ.
Согласно § 2 ст. 24 "Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении» срок доставки груза определяется исходя из следующих норм - 1 сутки на каждые начатые 200 км. Согласно параграфа 3 ст. 24 СМГС срок доставки груза увеличивается на 1 сутки на операции, связанные с отправлением груза.
Согласно заявкам Клиента за февраль, март, апрель 2016 года груженые вагоны следовали на станцию Спартак Юго-Западной ж.д. код ст. 321601, переход Суземка/Зерново и на станцию Лелековка Одесская ж.д. код 411507, переход Суземка/Зерново.
Расстояние от станции пограничного перехода Хутор-Михайловский до станции назначения Спартак Юго-Западной ж.д. составляет 414 км (срок оборота 4 суток); от станции пограничного перехода Хутор-Михайловский до станции Лелековка Одесская ж.д. составляет 771 км (срок оборота 5 суток). Указанное расстояние соответствует нормативному сроку, установленному СМГС и договором.
Соответственно, тарифная сетка, согласованная сторонами в договоре, предусматривает достаточное время для прохождения вагона от пограничного перехода РФ при выезде за пределы РФ до пограничного перехода РФ при въезде в РФ, а также предоставляет грузополучателю Клиента необходимое время для осуществления приемосдаточных операций, что соответствует также СМГС.
Таким образом, штрафные санкции за нарушение сроков оборота вагонов у грузополучателя, выставлены Экспедитором обосновано, в соответствии с условиями договора, условия, предусмотренные сторонами в договоре (в редакции дополнительного соглашения №1 от 01.10.2015 года) касательно срока оборота вагонов у грузополучателя, соответствуют нормам законодательства.
Расходы за простой на станции пограничного перехода и штраф за нарушение срока оборота вагонов у грузополучателя имеют различную правовую природу.
За возникший простой перевозчиком взыскана с подрядчика услуг плата, которая по сути является дополнительными расходами Экспедитора, возникшими в рамках выполнения заявки Клиента (регулируется положения статьи 15, пункта 1 статьи 393, пункта 1 статьи 803 Гражданского кодекса, пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности").
Штраф за нарушение сроков оборота вагонов на станции назначения – это неустойка, предусмотренная договором (ст. 331 ГК РФ), которая начисляется в связи с несвоевременным осуществлением грузополучателем выгрузки груза.
Оплата Ответчиком штрафа за нарушение срока оборота вагонов не может освобождать Ответчика от уплаты дополнительных услуг Экспедитору.
Указание Ответчика, что момент исчисления штрафа за нарушение срока оборота вагонов и момент начисления платы за простой вагонов – это один и тот же период, не может рассматриваться как повторное применение меры ответственности к Клиенту, поскольку имеет разные основания предъявления.
Таким образом, требования о взыскании штрафа за нарушение срока оборота вагонов и требования о взыскании дополнительных услуг, предъявленные Истцом в рамках настоящего дела, соответствует условиям договора и нормам законодательства.
Указание Ответчиком на несоответствие дат прибытия вагонов на станцию назначения, указанные в транспортных железнодорожных накладных и дат составления актов общей формы также не может быть принято судом во внимание, поскольку не противоречат фактическим обстоятельствам и существу перевозочного процесса, а также не влияют на правомерность предъявленных требований.
Акты общей формы составляются перевозчиком для удостоверения обстоятельств, в связи с которыми они были составлены, они могут составляться как в пути следования, так и на станциях (Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (ред. от 04.05.2009) "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.06.2003 N 4764).
Порядок составления акта общей формы предусмотрен правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. В акт включаются данные о количестве всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования.
В соответствии с п. 4.6 Правил эксплуатации в акте указываются: причина задержки к подаче вагонов; количество всех задержанных вагонов, их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию; время начала и окончания задержки вагонов на станции; другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Данный документ в рассматриваемом случае является основанием для определения перевозчиком времени задержки вагонов на станции для начисления платы за пользование инфраструктурой.
Согласно параграфа 7. ст. 24 СМГС перевозчик уведомляет получателя о прибытии груза и возможности передачи груза в распоряжение получателя. Порядок уведомления получателя определяется национальным законодательством, действующим в месте выдачи груза.
В соответствии с параграфом 1. ст. 26 СМГС по прибытии груза на станцию назначения перевозчик обязан выдать накладную и груз получателю, а получатель обязан принять груз и накладную.
Соответственно, календарный штемпель в транспортной железнодорожной накладной на станции назначения проставляется перевозчиком в момент передачи груза грузополучателю.
Таким образом, даты составления актов общей формы и календарные штемпеля в транспортных накладных о прибытии груза указаны правильно и соответствуют фактическим обстоятельствам.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ госпошлина по иску относится на ответчика.
С учетом изложенного, на основании ст.ст. 12, 307, 309, 310, 801-806 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 4, 27, 65-67, 68, 102, 110, 167-171, 176, 180, 181, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "СИБИРСКАЯ ГАЗОВАЯ КОМПАНИЯ" (адрес:665459, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>,(дата государственной регистрации в качестве юридического лица:15.02.2005)в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГАЗПРОМТРАНС" (адрес: 117420, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 24.07.2002) стоимость услуг по транспортно-экспедиторскому обслуживанию в размере 2 118 405 (Два миллиона сто восемнадцать тысяч четыреста пять) руб. 84 коп. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 33 592 (Тридцать три тысячи пятьсот девяносто два) руб.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.
Судья Ю.В.Жбанкова