ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-35097/10 от 25.05.2010 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

01 июня 2010 года Дело № А40-35097/10-106-172

Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2010 года

Полный текст решения изготовлен 01 июня 2010 года

Арбитражный суд города Москвы в составе

Председательствующего - судьи Кузнецовой С.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Валуйской Е.В.

с участием:

от заявителя - ФИО1 по дов. от 28.12.2009 №779

от ответчика- ФИО2 по дов. от 15.12.2009 №ММ-29-7/399

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ОАО «Русь-Банк»

к Федеральной налоговой службе

о признании незаконным решения, оформленного письмом от 04.03.2010 №2-6-14/0070@, о запрете проведения стимулирующей лотереи

УСТАНОВИЛ:   В соответствии со ст.163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв с 18 мая 2010 года до 25 мая 2010 года.

ОАО «Русь-Банк» обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федеральной налоговой службы, оформленного письмом от 04.03.2010 №2-6-14/0070@, о запрете проведения стимулирующей лотереи (с учетом уточнений в порядке ст.49 АПК РФ).

Заявитель обосновал свои требования тем, что банк не является организатором турпоездки и не гарантирует ее проведение, а передает победителю сертификат, подтверждающий право победителя на получение соответствующей услуги от тур-оператора. При этом представленные документы содержали все необходимые реквизиты, указанные в Федеральном законе от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях»

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования. Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в оспариваемом решении.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления и отзыва на него, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных и иных органов, если полагают, что такие акты и решения не соответствуют закону или иным нормативным правовым актам и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.

Как следует из материалов дела, ОАО «Русь-Банк» направил в Федеральную налоговую службу уведомление от 25.02.2010 №0249-04-02 о проведении стимулирующей лотереи «Кредит с видом на море» с розыгрышем призов.

Рассмотрев указанное уведомление Федеральная налоговая служба приняла решение, оформленное письмом от 04.03.2010 №2-6-14/0070@, о запрете проведения стимулирующей лотереи.

Указанное решение мотивировано тем, что банкам запрещено организовывать и проводить стимулирующие лотереи, поскольку условие о розыгрыше призового фонда стимулирующих лотерей не может быть включено в договор банковского вклада, а привлечение Банками денежных средств физических лиц во вклады с розыгрышем призовых фондов стимулирующих лотерей противоречит ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов, предусмотренных частью 2 указанной статьи Федерального закона, в том числе условий стимулирующей лотереи.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитным организациям запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, и, следовательно, банки не могут выдавать гарантии и принимать на себя обязательства, связанные с товарным обеспечением лотерей.

Письмом Центрального банка России от 28.09.1992 «О правах банков по участию в товарных операциях» указано, что банки не могут выдавать гарантии и принимать на себя обязательства, связанные с товарным обеспечением лотерей. Банкам запрещено организовывать совместно с предприятиями денежно-вещевые лотереи, выигрышные товарные займы, проводить операции по привлечению целевых вкладов и депозитов клиентов с последующим обеспечением потребительскими товарами.

Между тем, согласно п.4 Положения о проведении стимулирующей лотереи «Призовой фонд Лотереи» среди физических лиц, ставших участниками лотереи, разыгрываются три сертификата на организацию туристической поездки на двоих человек. Эквивалентная стоимость одного сертификата равна 70 000 рублей. К данному сертификату полагается дополнительный денежный приз в размере 60 000 руб.

Участие в лотереи принимают физические лица, заключившие в период с 17.03.2010 по 22.06.2010 кредитные договоры о получении потребительского кредита по одной из следующих программ: «Экспресс-кредит» или «Нецелевой потребительский кредит» (п.2.1Положения).

Согласно порядку проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи (п.6.2,6.3 Положения) при заключении кредитного договора о получении потребительского кредита, клиенту – физическому лицу выдаются выдержка из положения о проведении лотереи, а также два купона участника лотереи с указанием номера текущего счета. Договор между организатором и участником лотереи оформляется купоном участника лотереи и кредитным договором.

В силу п.8.1 и 8.3 Положения для получения приза победители в течение 14 календарных дней после проведения розыгрыша призового фонда должны обратиться в филиал ОАО «Русь-Банк» по месту выдачи кредита. Выплата денежного приза осуществляется путем перечисления денежных средств в рублях на банковский счет победителя.

При этом ссылка заявителя на то, что ОАО «Русь-Банк» не является организатором стимулирующей лотереи, является несостоятельной, поскольку противоречит п.10 Положения, согласно которому организатором указано ОАО «Русь-Банк».

Таким образом, выплата денежного приза осуществляется за счет собственных средств банка, что противоречит ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ соответствующий уполномоченный орган, которому направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи, в течение пятнадцати дней со дня получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи, в том числе, в связи с несоответствием представленных документов требованиям настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненорма­тивных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных по­ложений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответ­ствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полно­мочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспаривае­мый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфе­ре предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Поскольку Федеральная налоговая служба правомерно в соответствии п. 2 ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ приняла решение, оформленное письмом от 04.03.2010 №2-6-14/0070@, о запрете проведения стимулирующей лотереи, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения незаконным.

Вместе с тем ссылка заявителя на нарушение прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в связи с тем, что банк не смог организовать рекламу для кредиторов банка, является несостоятельной, поскольку данная деятельность не является основной деятельностью банка.

При таких обстоятельствах заявленное требование не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления о признании незаконным решения Федеральной налоговой службы, оформленного письмом от 04.03.2010 №2-6-14/0070@, о запрете проведения стимулирующей лотереи – отказать.

Проверено на соответствие ФЗ «О лотереях».

Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья С.А. Кузнецова