ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-35489/2021-122-136 от 08.06.2021 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва

10 июня 2021 года Дело № А40-35489/2021-122-136

Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2021 года

Полный текст решения изготовлен 10 июня 2021 года

Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Власенко А.Е.

с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ПАО «НК «Роснефть» (ИНН 7706107510)

к Центральной энергетической таможне

3-и лица: ООО «Севкомнефтегаз», АО «Востсибнефтегаз», АО «Самотлорнефтегаз», ООО «Тагульское»,ООО «Славнефть-Красноярскнефтегаз», Министерство финансов РФ

о признании незаконным решения Центральной энергетической таможни от 22.06.2020 № 10006000/220620/0000130 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары №№ 10006031/220219/0000566, 10006031/220219/0000567, 10006031/220219/0000568, 10006031/220219/0000569, 10006031/220219/0000571, 10006031/220219/0000572, 10006061/260219/0000909, 10006031/180319/0000800, 10006031/180319/0000803, 10006061/210319/0001435, 10006031/220319/0000867, 10006031/220319/0000871, 10006031/220319/0000872, 10006031/220319/0000873; о признании незаконными уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 08.07.2020 №№ 10006000/У2020/0000044, 10006000/У2020/0000046, 10006000/У2020/0000048, от 09.07.2020 №№ 10006000/У2020/0000050, 10006000/У2020/0000052, 10006000/У2020/0000054, 10006000/У2020/0000056, 10006000/У2020/0000058, 10006000/У2020/0000060, 10006000/У2020/0000062, 10006000/У2020/0000064, 10006000/У2020/0000066, 10006000/У2020/0000068, 10006000/У2020/0000070,

при участии:

от заявителя – Суругин Д.Н. ( паспорт, дов. №47 от 01.03.2021г., диплом), Шайдуко Н.В. (диплом, дов. от 07.11.2019г.)

от ответчика – Шахназарян Л. Ф. (уд.№143855, дов. от 21.12.2020г., диплом)

от третьих лиц – (Министерство финансов РФ) Ткаченко Н.Г. (уд.№4789, дов. 20.02.2020г. №01-10-08/14, диплом) Синегубов А.Н. ( диплом, дов. от 03.03.2021г.)

УСТАНОВИЛ:

ПАО «НК «Роснефть» (Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне (Ответчик) с требованием признать незаконным решение Центральной энергетической таможни от 22.06.2020 № 10006000/220620/0000130 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары №№ 10006031/220219/0000566, 10006031/220219/0000567, 10006031/220219/0000568, 10006031/220219/0000569, 10006031/220219/0000571, 10006031/220219/0000572, 10006061/260219/0000909, 10006031/180319/0000800, 10006031/180319/0000803, 10006061/210319/0001435, 10006031/220319/0000867, 10006031/220319/0000871, 10006031/220319/0000872, 10006031/220319/0000873; признать незаконными уведомления Центральной энергетической таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 08.07.2020 №№ 10006000/У2020/0000044, 10006000/У2020/0000046, 10006000/У2020/0000048, от 09.07.2020 №№ 10006000/У2020/0000050, 10006000/У2020/0000052, 10006000/У2020/0000054, 10006000/У2020/0000056, 10006000/У2020/0000058, 10006000/У2020/0000060, 10006000/У2020/0000062, 10006000/У2020/0000064, 10006000/У2020/0000066, 10006000/У2020/0000068, 10006000/У2020/0000070; в порядке п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ обязать Центральную энергетическую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО «НК «Роснефть».

Представитель заявителя требования поддержал.

Представитель Ответчика представил отзыв, с заявленными требованиями не согласился, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представители третьих лиц поддержали позицию заявителя. Представитель 3-го лица (Минфина РФ) поддержал позицию ответчика.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения явившихся представителей, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что требования заявителя заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Суд установил, что трехмесячный срок на обжалование решения, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявителем соблюден.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как указывает заявитель, ПАО «НК «Роснефть» (Компания, Заявитель) были заключены следующие контракты на поставку товара «нефть сырая» с территории Российской Федерации: от 17.02.2009 № 0000709/0674К/IN09COD009 с Китайской национальной нефтяной корпорацией, от 21.06.2013 № 13CBJCR1500E/0000713/1904К с Китайской национальной нефтяной корпорацией, от 03.09.2017 № 100017/05337К с CEFC China Energy Company Limited (CEFC) (КНР).

В рамках реализации обязательств продавца Компанией по контракту от 17.02.2009 № 0000709/0674К/IN09COD009 в период с 02.01.2019 по 29.01.2019 на Московском энергетическом таможенном посту Центральной энергетической таможни (далее – МЭТП ЦЭТ) по временным таможенным декларациям (далее – ВТД) №№ 10006031/020119/0000002, 10006031/020119/0000004, 10006031/020119/0000005, 10006031/290119/000270, 10006031/220119/0000218, 10006031/220119/000217 был задекларирован товар – «нефть сырая…» в общем количестве 481 776 001,00 кг, добытая на Юрубчено-Тохомском, Лодочном, Северо-Комсомольском участках недр, классификационный код – 2709 00 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС, производители – ООО «СКН» (ООО «Севкомнефтегаз»), АО «Востсибнефтегаз», АО «Самотлорнефтегаз».

В рамках реализации обязательств продавца Компанией по контракту от 21.06.2013 № 13CBJCR1500E/0000713/1904К в период с 02.01.2019 по 30.01.2019 на МЭТП ЦЭТ по ВТД №№ 10006031/020119/0000006, 10006031/220119/0000214, 10006031/300119/0000290, 10006031/300119/0000288, 10006031/300119/0000289, 10006031/300119/0000291 был задекларирован товар – «нефть сырая…» в общем количестве 636 764 021 кг, добытая на Юрубчено-Тохомском, Тагульском, Лодочном, Северо-Комсомольском участках недр, классификационный код – 2709 00 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС, производители – ООО «Тагульское», ООО «СКН» (ООО «Севкомнефтегаз»), АО «Востсибневтегаз», АО «Самотлорнефтегаз».

В рамках реализации обязательств продавца Компанией по контракту от 03.09.2017 № 100017/05337К в период с 15.01.2019 по 29.01.2019 на Межрегиональный энергетический таможенный пост Центральной энергетической таможни по ВТД №№ 10006061/150119/0000120, 10006061/290119/0000413 был задекларирован товар – «нефть сырая…» в общем количестве 45 289 207 кг, добытая на Куюмбинском участке недр, классификационный код – 2709 00 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС, производитель – ООО «Славнефть-Красноярскнефтегаз».

Таможенное декларирование этих товаров от имени и по поручению Компании производилось таможенным представителем ООО «АЛЕТ» (свидетельство о включении в реестр таможенных представителей № 0376/20) на основании договора от 12.10.2017 № 11022/0/10017/05974Д.

В графе № 36 ВТД Компанией заявлена льгота по уплате вывозной таможенной пошлины (освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин на основании пп.7 п.1 ст.35 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе», далее – льгота/освобождение от уплаты таможенных пошлин и Закон соответственно), согласно графе № 47 ВТД декларирование товара произведено с условным начислением вывозной таможенной пошлины.

В дальнейшем Компанией через таможенного представителя ООО «АЛЕТ» на МЭТП ЦЭТ и Межрегиональный энергетический таможенный пост Центральной энергетической таможни были поданы полные таможенные декларации №№ 10006031/180319/0000800, 10006031/180319/0000803, 10006031/220219/0000571, 10006031/220219/0000572, 10006031/220219/0000568, 10006031/220219/0000569, 10006031/220219/0000566, 10006031/220219/0000567, 10006061/260219/0000909, 10006031/220319/0000873, 10006031/220319/0000871, 10006031/220319/0000867, 10006031/220319/0000872, 10006061/210319/0001435 (далее – ПВД), в которых заявлены сведения о товаре «нефть сырая…», добытая на Куюмбинском, Юрубчено-Тохомском, Тагульском, Лодочном, Северо-Комсомольском участках недр (далее – льготные участки недр), классификационный код – 2709 00 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС, производители – ООО «Славнефть-Красноярскнефтегаз», АО «Востсибнефтегаз», ООО «Тагульское», ООО «СКН», АО «Самотлорнефтегаз», вывезенная по ВТД, с освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин на основании пп.7 п.1 ст.35 Закона.

В установленные сроки товар был выпущен таможенными постами Центральной энергетической таможней (далее – ЦЭТ) в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

В период с 11.03.2020 по 22.05.2020 ЦЭТ на основании ст.332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) в отношении Компании проведена камеральная таможенная проверка по вопросу достоверности сведений, заявленных в ПВД, по результатам которой составлен акт от 22.05.2020 № 10006000/210/220520/А007 (Акт).

Согласно Акту льгота, заявленная при таможенном декларировании, не подлежит применению, так как Компанией не соблюдены требования и условия ее предоставления, предусмотренные пп.7 п.1 ст.35 Закона, по следующим основаниям:

1) в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 19.03.2019 № 03-10-12/17966 (письмо Минфина России) применение освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины компанией-недропользователем, являющейся плательщиком налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья и получившей соответствующее подтверждение получения (производства) нефти сырой в соответствии с Правилами подтверждения получения (производства) нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь, получаемую вследствие технологических особенностей транспортировки нефти сырой и стабильного газового конденсата трубопроводным транспортом) при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр, отвечающем условиям, установленным пп.7 п.1 ст.35 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», и предоставления освобождения от уплаты вывозных таможенных пошлин в отношении указанных товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2018 №1668 (Правила), возможно только в случае, при котором право собственности на нефть сырую, добытую на соответствующем участке недр, принадлежит указанной компании-недропользователю;

2) Федеральным законом от 18.02.2020 № 24-ФЗ «О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе»» (Закон № 24-ФЗ) изменены условия предоставления льготы, в частности, она распространена не только на компании-недропользователи, но также на иные лица. Действие указанной нормы распространяется только на правоотношения, возникшие с 1 мая 2019 г.

3) поскольку Компания не является недропользователем льготных участков нефти, не исчисляло НДД от ее добычи на них, право собственности на нее перешло Компании на территории Российской Федерации на основании договоров купли-продажи, заключенных ею с компаниями-недропользователями (АО «Востсибнефтегаз», ООО «Тагульское», ООО «СКН», АО «Самотлорнефтегаз», ООО «Славнефть-Красноярскнефтегаз»), ПВД поданы до 1 мая 2019 г., Компания неправомерно применена льгота, при помещении нефти под таможенную процедуру экспорта подлежала уплате вывозная таможенная пошлина в размере 5 289 235 360,52 руб.

На основании ч.16-18 ст.237 Федерального закона от 03.08.2018 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 289-ФЗ) Компанией письмом от 18.06.2020 № 73-32411 представлены в ЦЭТ возражения на Акт.

По результатам камеральной таможенной проверки ЦЭТ принято решение от 22.06.2020 № 10006000/220620/0000130 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ПВД (далее – Решение ЦЭТ), в соответствии с которым Компании необходимо было внести изменения (дополнения) в сведения, заявленные в ПВД, предоставив в таможенный орган соответствующие формы корректировок деклараций на товары.

Письмом от 06.07.2020 № 73-35582 Компания информировала ЦЭТ о несогласии с вынесенным Решением ЦЭТ и отказом в связи с этим от самостоятельного внесения изменений в ПВД.

С учетом этого, на основании Решения ЦЭТ осуществлена корректировка сведений, заявленных в ПВД.

08.07.2020 и 09.07.2020 Компанией получены уведомления от 08.07.2020 №№ 10006000/У2020/0000044, 10006000/У2020/0000046, 10006000/У2020/0000048 и от 09.07.2020 №№ 10006000/У2020/0000050, 10006000/У2020/0000054, 10006000/У2020/0000052, 10006000/У2020/0000056, 10006000/У2020/0000058, 10006000/У2020/0000060, 10006000/У2020/0000062, 10006000/У2020/0000070, 10006000/У2020/0000066, 10006000/У2020/0000068, 10006000/У2020/0000064 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее – Уведомления ЦЭТ) в размере 5 764 783 837,15 руб., из них таможенные пошлины в размере 5 289 235 360,52 руб. и пени по ним в размере 475 548 476,63 руб.

Компания исполнила Уведомления ЦЭТ, уплатив в полном объеме и в установленный срок суммы таможенных пошлин и пеней (платежные поручения от 09.07.2020 №№ 61308, 61309, 61310, 61311, 61312, 61313, 61518, 61519, 61520, 61521, 61522, 61523, 61524, 61525, 61526, 61527, 61528, 61529, 61530, 61531, от 10.07.2020 №№ 61587, 61588, 61589, 61590, 61591, 61592, 61593, 61594).

Не согласившись с Решением ЦЭТ и Уведомлениями ЦЭТ, ее действиями по корректировке ПВД, Компания обратилась в ФТС России с жалобой от 17.09.2020 № ОК-9351 на них, в порядке, установленном ч.1 ст.288 Закона № 289-ФЗ.

Решением ФТС России от 23.11.2020 № 15-67/285 (решение ФТС России) (направлено письмом ФТС России от 25.11.2020 № 15-67/66412, почтовый штамп прибытия в место вручения на конверте 27.11.2020) в удовлетворении жалобы Компании отказано.

Данные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с вышеуказанными требованиями.

Отказывая в удовлетворении требований, суд соглашается с доводами Ответчика и третьего лица, при этом исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, в целях реализации обязательств продавца по контракту от 17.02.2009 № 0000709/0674K/IN09COD009 в период с 02.01.2019 по 29.01.2019 таможенным представителем ООО «Алет» от имени и по поручению декларанта ПАО «НК «Роснефть» на Московский энергетический таможенный пост Центральной энергетической таможни поданы временные декларации на товары (далее - ВТД) №№ 10006031/020119/0000002, 10006031/020119/0000004, 10006031/020119/0000005, 10006031/290119/0000270, 10006031/220119/0000218, 10006031 /220119/0000217. В ВТД заявлен товар - «нефть сырая» в общем количестве 481 776 001,00 кг, заявленный классификационный код 2709 00 900 9, согласно ТН ВЭД ЕАЭС, производители - ООО «СКН» (ООО «Севкомнефтегаз»), АО «Востсибнефтегаз», АО «Самотлорнефтегаз».

В целях реализации обязательств продавца по контракту от 21.06.2013 13CBJCR1500E/0000713/1904K в период с 02.01.2019 по 30.01.2019 декларантом на Московский энергетический таможенный пост Центральной энергетической таможни поданы ВТД №№ 10006031/020119/0000006, 10006031/220119/0000214, 10006031/300119/0000290, 10006031/300119/0000288, 10006031/300119/0000289, 10006031/300119/0000291, в которых заявлен товар -«нефть сыра» в общем количестве 636 764 021,00 кг, классификационный код 2709 00 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС, производители - ООО «Тагульское», ООО «СКН» (ООО «Севкомнефтегаз»), АО «Востсибнефтегаз», АО «Самотлорнефтегаз».

В целях реализации обязательств продавца по контракту от 03.09.2017 № 100017/05337К в период с 15.01.2019 по 29.01.2019 декларантом на Межрегиональный энергетический таможенный пост Центральной энергетической таможни поданы ВТД №№ 10006061/150119/0000120, 10006061/290119/0000413 был задекларирован товар - «нефть сырая» в общем количестве 45 289 207,00 кг, классификационный код 2709 00 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС, производитель - ООО «Славнефть - Красноярскнефтегаз».

В графе 36 «Преференции» ВТД заявлены льготы по уплате таможенных платежей (код ПИ), в графе 44 «Дополнительная информация» ВТД под кодом 07011 «Документы, которыми установлены льготы по уплате таможенных платежей» указаны: Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 № 5003-1 (п.п. 7 п. 1 ст.35) и постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2018 № 1668 «О порядке подтверждения получения (производства) нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь, получаемую вследствие технологических особенностей транспортировки нефти сырой и стабильного газового конденсата трубопроводным транспортом) при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр, отвечающем условиям, установленным подпунктом 7 пункта 1 статьи 35 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» (далее - Закон о таможенном тарифе, Закон), и предоставления освобождения от уплаты вывозных таможенных пошлин в отношении указанных товаров».

Согласно сведениям, отраженным в графе № 47 вышеуказанных ВТД, декларирование товара произведено с условным начислением вывозной таможенной пошлины.

После фактического вывоза товара, декларантом поданы полные декларации на товары (ПВД) №№ 10006031/220219/0000571, 10006031/220219/0000568, 10006031/180319/0000800, 10006031/220219/0000566, 10006031/220219/0000567, 10006031/220219/0000572, 10006031/220319/0000873, 10006031/220219/0000569, 10006031/180319/0000803, 10006031/220319/0000871, 10006031/220319/0000867, 10006031/220319/0000872, 10006061/260219/0000909, 10006061/210319/0001435.

Руководствуясь положениями ТК ЕАЭС таможенным органом проведена камеральная таможенная проверка в отношении Общества.

В рамках камеральной таможенной проверки подтвержден факт убытия вышеуказанных товаров с территории Евразийского экономического союза.

В рамках камеральной таможенной проверки установлено, что право собственности на товар - «нефть сырая», заявленный в соответствии с вышеуказанными ПВД, возникло у ПАО «НК «Роснефть» на основании договоров купли-продажи (поставки), заключенных с рядом организаций-производителей.

№ п/п

Продавец (поставщик)

Покупатель

Дата договора

Номер договора

1

АО «Востсибнефтегаз»

ПАО «НК «Роснефть»

31.12.2018

100018/06647Д/3172818/1673Д

2

ООО «СКН»

ПАО «НК «Роснефть»

21.12.2018

100018/06653Д

3

ООО «Тагульское»

ПАО «НК «Роснефть»

30.11.2018

100018/06823Д//7527018/0658Д

4

АО «Самотлорнефтегаз»

ПАО «НК «Роснефть»

31.12.2018

100018/07493Д/СНГ-0284/19/173918/01773Д

5

ООО «Славнефть-Красноярскнефтегаз»

ПАО «НК «Роснефть»

31.12.2018

100018/06574Д

В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.

Согласно п. 4 ст. 105 ТК ЕАЭС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.

Руководствуясь п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан:

- произвести таможенное декларирование товаров;

- представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации;

- предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа;

- уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с ТК ЕАЭС;

- соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры;

- выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в том числе:

- льготы по уплате таможенных платежей;

- тарифные преференции.

На основании п. 8 ст. 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей.

Федеральным законом от 19.07.2018 № 199-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в целях создания благоприятных условий для введения в разработку низкорентабельных месторождений углеводородного сырья введен налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее - НДД).

Согласно ст. 333.43. НК РФ налогоплательщиками НДД признаются организации, осуществляющие виды деятельности, указанные в пункте 3 вышеуказанной статьи, и являющиеся пользователями недр на участках недр, права пользования которыми предоставлены им на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах и предусматривающих, в том числе право таких организаций на разведку и добычу нефти на участках недр, указанных в п. 1 ст. 333.45 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 333.45 НК РФ объектом налогообложения по НДД признается дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на участке недр, отвечающем хотя бы одному из требований, содержащихся в указанном пункте НК РФ.

Согласно ст. 333.50. НК РФ налоговой базой по НДД признается денежное выражение дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья на участке недр, определяемого в соответствии со статьей 333.45 НК РФ с учетом особенностей, установленных вышеуказанной статьей НК РФ.

Налоговая база определяется обособленно по каждому участку недр.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее - Закона) с 1 января 2019 года от таможенных пошлин освобождаются следующие товары, вывозимые из Российской Федерации и полученные (произведенные) при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр: нефть сырая (включая нефтегазоконденсатную смесь, получаемую вследствие технологических особенностей транспортировки нефти сырой и стабильного газового конденсата трубопроводным транспортом). Товары, указанные в данном подпункте, освобождаются от вывозных таможенных пошлин в случае, если в отношении участка недр, в результате деятельности по добыче углеводородного сырья на котором получены (произведены) соответствующие товары, в течение всего месяца, в котором осуществляется вывоз таких товаров, одновременно выполняются следующие условия:

- в отношении дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья на таком участке недр исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья по основаниям, указанным в подпункте 1 или 2 пункта 1 статьи 333.45 НК РФ;

- при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, добытой на таком участке недр, применяется коэффициент КГ( определяемый в порядке, установленном статьей 342.6 НК РФ, в размере менее 1.

Правила подтверждения получения (производства) нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь, получаемую вследствие технологических особенностей транспортировки нефти сырой и стабильного газового конденсата трубопроводным транспортом) при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр, отвечающем условиям, установленным пп. 7 п. 1 ст. 35 Закона, и предоставления освобождения от уплаты вывозных таможенных пошлин в отношении указанных товаров (далее - Правила) установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2018 № 1668.

В соответствии с Правилами получение (производство) нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь) подтверждается Министерством энергетики Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по недропользованию.

Согласно Правилам при вывозе товаров из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза количество нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь), планируемой к вывозу с освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин, заявляется во временной декларации на товары (временной таможенной декларации) исходя из планового объема вывоза.

Для подтверждения такого количества декларант (таможенный представитель) представляет в таможенный орган, в котором осуществляется таможенное декларирование, следующие сведения:

а) прогноз получения (производства) нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь) в отчетном календарном году согласно утвержденной в установленном порядке проектной документации;

б) данные о количестве нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь), полученной (произведенной) при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр и вывезенной за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза в предыдущие периоды с освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин;

в) письменное обязательство декларанта о соответствии нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь), планируемой к вывозу из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, требованиям пп. 7 п. 1 ст. 35 Закона.

При подаче полной декларации на товары (полной таможенной декларации) таможенные органы осуществляют контроль количества нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь), вывезенной за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин, на основании представленного декларантом (таможенным представителем) в таможенный орган письменного подтверждения получения (производства) нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь) за отчетный период на участке недр, выдаваемого в соответствии с настоящими Правилами.

Учет количества нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь), в отношении которого предоставляется освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин, осуществляется Федеральной таможенной службой.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной таможенной службы, является Министерство финансов Российской Федерации.

В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 19.03.2019 № 03-10-12/17966 применение освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины компанией-недропользователем, являющейся плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и получившей соответствующее подтверждение получения (производства) нефти сырой в соответствии с Правилами, возможно только в случае, при котором право собственности на нефть сырую, добытую на соответствующем участке недр, принадлежит указанной компании-недропользователю.

При этом декларантом может выступать любое лицо, имеющее соответствующие договорные отношения с указанной компанией-недропользователем, не предусматривающие передачу права собственности на нефть сырую, добытую на соответствующем участке недр (например, договор комиссии).

При этом указанная льгота распространяется на организацию - пользователя недр, которая должна исчислять НДД в отношении нефти, добытой на соответствующем участке недр.

В мае 2019 г. при реализации указанных положений Закона были выявлены хозяйственные отношения, в которых экспорт льготируемой нефти сырой осуществлялся также иным лицом - не пользователем недр.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2019 г. № СА-П9-67пр для решения обозначенной проблемы на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был внесен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» (далее - законопроект), разработанный Минфином России и согласованный с Минэнерго России, которым предусматривается внесение изменений в подпункт 7 пункта 1 статьи 35 Закона в части распространения льготы по уплате вывозной таможенной пошлины не только на организацию - пользователя недр, но также и на иных лиц, осуществляющих вывоз нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь, получаемую вследствие технологических особенностей транспортировки нефти сырой и стабильного газового конденсата трубопроводным транспортом), при наличии соответствующего письменного подтверждения организацией, отвечающей условиям, установленным пунктом 1 статьи 333.43 Налогового кодекса Российской Федерации, о выполнении в отношении участка недр, в результате деятельности по добыче углеводородного сырья на котором получены (произведены) соответствующие товары, планируемые к вывозу из Российской Федерации, установленных Законом условий, с возможностью ретроспективного применения указанной льготы по уплате вывозной таможенной пошлины в отношении нефти сырой, декларируемой в соответствии с полными декларациями на товары, подаваемыми с 1 мая 2019 г.

В соответствии с Федеральным законом от 18.02.2020 № 24-ФЗ «О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» пп. 7 п. 1 ст. 35 Закона изложен в следующей редакции: «следующие товары, полученные (произведенные) при осуществлении организациями, отвечающими требованиям, установленным пунктом 1 статьи 333.43 Налогового кодекса Российской Федерации, деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр: нефть сырая (включая нефтегазоконденсатную смесь, получаемую вследствие технологических особенностей транспортировки нефти сырой и стабильного газового конденсата трубопроводным транспортом), вывозимая из Российской Федерации указанными организациями, при условии представления в таможенный орган подтверждения, указанного в абзаце третьем пункта 1.3 настоящей статьи, или иными лицами при условии представления в таможенный орган подтверждений, указанных в абзаце третьем пункта 1.3 настоящей статьи и абзаце четвертом настоящего подпункта (далее -подтверждение).

Товары, указанные в настоящем подпункте, освобождаются от вывозных таможенных пошлин в случае, если в отношении участка недр, на котором в результате деятельности по добыче углеводородного сырья получены (произведены) соответствующие товары, в течение всего месяца, в котором осуществляется вывоз из Российской Федерации таких товаров, одновременно выполняются следующие условия:

в отношении дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья на таком участке недр исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья по основаниям, указанным в подпункте 1 или 2 пункта 1 статьи 333.45 Налогового кодекса Российской Федерации;

при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, добытой на таком участке недр, применяется коэффициент КГ) определяемый в порядке, установленном статьей 342.6 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере менее 1.

В отношении товаров, указанных в настоящем подпункте, вывозимых иными лицами и декларируемых в соответствии с полными декларациями на товары, подтверждение организации, отвечающей требованиям, установленным пунктом 1 статьи 333.43 Налогового кодекса Российской Федерации, о выполнении в отношении участка недр, на котором в результате деятельности по добыче углеводородного сырья получены (произведены) указанные товары, вывезенные из Российской Федерации, условий, установленных абзацами вторым и третьим настоящего подпункта, представляется в виде электронного документа (электронного подтверждения) одновременно с подачей полной декларации на товары.

Электронное подтверждение должно содержать информацию об организации, отвечающей требованиям, установленным пунктом 1 статьи 333.43 Налогового кодекса Российской Федерации, а также о наименовании лица, которому представляется подтверждение, наименовании участка недр, на котором получены (произведены) товары, количестве полученных (произведенных) и переданных товаров. Формат и структура электронного подтверждения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела».

Таким образом, Федеральным законом Российской Федерации от 18 февраля 2020 г. № 24-ФЗ «О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» изменены условия предоставления льгот по уплате таможенных платежей, в частности, льготы по уплате вывозной таможенной пошлины распространены не только на компании-недропользователи, но также и на иные лица.

Действие вышеуказанной нормы распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2019 года.

Освобождению от уплаты вывозных таможенных пошлин подлежит углеводородное сырье, вывезенное иными лицами, в отношении которого полная декларация на товары подана после 1 мая 2019 года.

На основании вышеизложенного, тарифная льгота, заявленная ПАО «НК «Роснефть» при таможенном декларировании товара - «нефть сырая...» по ПВД №№ 10006031/220219/0000571, 10006031/220219/0000568, 10006031/180319/0000800, 10006031/220219/0000566, 10006031/220219/0000567, 10006031/220219/0000572, 10006031/220319/0000867, 10006031/220319/0000873, 10006031/220219/0000569, 10006031/220319/0000872, 10006031/180319/0000803, 10006031/220319/0000871, 10006061/260219/0000909, 10006061/210319/0001435, поданным и зарегистрированным в период с 22.02.2019 по 22.03.2019, не подлежит применению, вследствие чего таможенным органом установлен факт несоблюдения ПАО «НК «Роснефть» требований и условий предоставления льгот по уплате вывозных таможенных пошлин, заявленных в ПВД.

Позиция ЦЭТ согласуется с позициями ФТС России, Минфин России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, Комитету Государственной думы по энергетике, высказанных в ходе обсуждения проекта Федерального закона «О внесении изменений в статью 35 закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» (Проект № 749021-7).

Согласно позиции Генеральной прокуратуры Российской Федерации (письмо направлено в адрес Руководителя Федеральной таможенной службы В.И. Булавина от 29.03.2021 №23/2-36-2020 льгота (освобождение от уплаты вывозной таможенной пошлины) с учетом положений пп. 7 п. 1 ст. 35 Закона, распространяется только на организацию - пользователя недр, которая должна исчислять НДД в отношении нефти, добытой на соответствующем участке недр. Генеральная прокуратура Российской Федерации подчеркивает, что Федеральный закон № 24-ФЗ расширил перечень лиц, на которые распространяются льготы по уплате вывозной таможенной пошлины только с 1 мая 2019 года.

В соответствии со ст. 140 ТК ЕАЭС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру экспорта является уплата вывозных таможенных пошлин в соответствии с ТК ЕАЭС.

Согласно ст. 141 ТК ЕАЭС обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары.

Вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в размере сумм вывозных таможенных пошлин, исчисленных в декларации на товары с учетом льгот по уплате вывозных таможенных пошлин.

Согласно ч. 22 ст. 102 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, декларируемых в соответствии с указанной статьей, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом временной декларации на товары (временной таможенной декларации) и с момента регистрации таможенным органом полной декларации на товары (полной таможенной декларации).

В соответствии с ч. 21 ст. 102 Федерального закона ставки вывозных таможенных пошлин при подаче полной декларации на товары (полной таможенной декларации) применяются на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза и (или) Российской Федерации. Днем фактического вывоза товаров считается дата проставления таможенным органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории Союза и (или) Российской Федерации, технологических отметок на транспортных (перевозочных) либо иных документах, разрешающих убытие товаров.

С учетом положений пп. 7 п. 1 ст. 35 Закона, на основании требований ст. 84, 140, 141 ТК ЕАЭС, ст. 102 Федерального закона у ПАО «НК «Роснефть» возникла обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин при таможенном декларировании товара - «нефть сырая» по ПВД Ж№ 10006031/220219/0000571, 10006031/220219/0000568, 10006031/180319/0000800, 10006031/220219/0000566, 10006031/220219/0000567, 10006031/220219/0000572, 10006031/220319/0000867, 10006031/220319/0000873, 10006031/220219/0000569, 10006031/220319/0000872, 10006031/180319/0000803, 10006031/220319/0000871, 10006061/260219/0000909, 10006061/210319/0001435, что повлекло за собой корректировку ПВД (решение ЦЭТ от 22.06.2020 №10006000/220620/0000130 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ПВД).

Согласно пункту 2 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 (далее - Порядок № 289), при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, используется корректировка декларации на товары (далее - КДТ). КДТ заполняется в соответствии с Порядком № 289.

Согласно подп. б) п. 11 Порядка № 289 после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларациях на товары (далее - ДТ), производится в при выявлении по результатам проведенного таможенного контроля или иного вида государственного контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов: недостоверных сведений, заявленных в ДТ; несоответствия сведений, заявленных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ; необходимости внесения дополнений в сведения, заявленные в ДТ.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется путем их уплаты в порядке и сроки, которые установлены статьями 57-61 Кодекса, в размерах сумм, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с Кодексом (пункт 2 статьи 55 ТК ЕАЭС).

В пункте 3 статьи 55 ТК ЕАЭС установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный Кодексом срок уплачиваются пени (пункт 4 статьи 57 ТК ЕАЭС).

Согласно части 1 статьи 72 Федерального закона № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действующего на дату принятия оспариваемых решений, пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании (часть 3 статьи 72 Федерального закона № 289-ФЗ).

По правилам части 7 названной статьи пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 Федерального закона № 289-ФЗ.

Руководствуясь вышеуказанными нормами, таможенный орган направил в адрес Общества уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 08.07.2020 №№10006000/У2020/0000044, 10006000/У2020/0000046, 10006000/У2020/0000048, от 09.07.2020 №№10006000/У2020/0000050, 10006000/У2020/0000062, 10006000/У2020/0000068, 10006000/У2020/0000060, 10006000/У2020/0000064, 10006000/У2020/0000066, 10006000/У2020/0000054, 10006000/У2020/0000070, 10006000/У2020/0000052, 10006000/У2020/0000058, 10006000/У2020/0000056 на общую сумму 5 764 783 837,15 руб.

Решение и Уведомления Центральной энергетической таможни не противоречат актам составляющих право Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании. Тогда как неверное применение положений подпункта 7 пункта 1 статьи 35 Закона о таможенном тарифе и Федерального закона № 24-ФЗ приведет к существенным потерям федерального бюджета.

В связи с изложенным суд не находит оснований для удовлетворения требований Заявителя.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, так как не подтверждены доказательствами, противоречат материалам дела и основаны на неверном толковании норм права.

Оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств на основании ст.71 АПК РФ суд пришел к выводу об отсутствии условий, предусмотренных ч. 1 ст. 198 АПК РФ, необходимых для удовлетворения требований заявителя.

В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 4, 51, 65, 71, 81, 110, 137, 156, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.

Проверено на соответствие действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Н.Е. Девицкая