Именем Российской Федерации
г. Москва Дело № А40-35567/17-148-186
Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2017 года
Полный текст решения изготовлен 18 мая 2017 года
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи – Нариманидзе Н.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голубковой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ЗАО «УК «НИК Развитие»
к Центральному Банку Российской Федерации
третье лицо: ФИО1
о признании незаконным постановление № СЗ-59-ЮЛ-17-7/3110-1 от 31.01.2017 г. о назначении административного наказания,
в судебное заседание явились:
от заявителя – ФИО2 по дов. б/н от 05.05.2017
от ответчика – ФИО3 по дов. № ДВР16-31/92 от 24.03.2016
от третьего лица – ФИО4 по дов. № 50 АА 7359051 от 25.11.2015
УСТАНОВИЛ:
ЗАО «УК «НИК Развитие» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Банка России № СЗ-59-ЮЛ-17-7/3110-1 от 31.01.2017 г. о привлечении Общества к административной ответственности по ч.1 ст. 15.19 КоАП РФ.
Заявление мотивировано тем, что в действиях Общества отсутствует состав вменяемого правонарушения.
Представитель ответчика против удовлетворения заявления возражал, ссылаясь на то, что факт совершения заявителем вмененного ему административного правонарушения доказан, вина общества установлена, порядок привлечения к административной ответственности, установленной КоАП РФ, соблюден.
Третье лицо в судебном заседании поддержало позицию Ответчика.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Заявление об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 31.01.2017 г . подано заявителем в арбитражный суд с соблюдением срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Из материалов дела следует, что постановлением Банка России № СЗ-59-ЮЛ-17-7/3110-1 от 31.01.2017 г. на основании протокола об административном правонарушении от 11.01.2017 ЗАО «УК «НИК Развитие» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. № 10, судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности в один год соблюден административным органом.
Согласно ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ непредставление или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда порядка и сроков представления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Оспариваемым постановлением Банка России Обществу вменяется нарушение, выразившееся в непредставлении Банку России информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Как следует из материалов дела, в адрес Банка России поступило обращение Заявителя (вх. от 15.07.2016 № 0-77596) в отношении Управляющей компании, осуществляющей доверительное управление Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости «Стратегия -Девелопмент», при рассмотрении которого в адрес Управляющей компании было направлено предписание от 04.08.2016 № 59-1-1/24631 о предоставлении документов и сведений в отношении обстоятельств, изложенных в обращении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» управляющая компания паевого инвестиционного фонда, а также агенты по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев в местах приема заявок на приобретение, погашение и обмен инвестиционных паев обязаны предоставлять всем заинтересованным лицам по их требованию соответственно:
1) правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом, а также полный текст зарегистрированных изменений и дополнений в них;
2) правила ведения реестра владельцев инвестиционных паев;
3) справку о стоимости имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и соответствующие приложения к ней;
4) справку о стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда и расчетной стоимости одного инвестиционного пая по последней оценке;
5) баланс имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, бухгалтерскую (финансовую) отчетность управляющей компании паевого инвестиционного фонда, бухгалтерскую (финансовую) отчетность специализированного депозитария, аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности управляющей компании паевого инвестиционного фонда, составленные на последнюю отчетную дату;
6) отчет о приросте (об уменьшении) стоимости имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, сведения о вознаграждении управляющей компании и расходах, оплаченных за счет имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, по состоянию на последнюю отчетную дату;
7) иную информацию, раскрытую в соответствии с Законом № 156-ФЗ.
Согласно пункту 5.15 Положения о деятельности управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 18.02.2004 № 04-5/пс, обращения, заявления и жалобы рассматриваются управляющей компанией в срок не позднее тридцати дней со дня поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее пятнадцати дней, если иной срок не установлен федеральным законом.
Из обращения Заявителя, а также документов, предоставленных в Банк России Управляющей компанией в ответ на Предписание, установлено следующее.
12.04.2016 в Управляющую компанию поступило заявление ФИО1 от 06.04.2016 № 21 о предоставлении документов в отношении Фонда.
Заявлением были запрошены следующие документы: 1) годовая бухгалтерская отчетность Управляющей компании по состоянию на 31.12.2015; 2) заключение аудитора по результатам ежегодной аудиторской проверки бухгалтерского учета, ведения учета и составления отчетности в отношении имущества, составляющего Фонд, и операций с этим имуществом по состоянию на 31.12.2015; 3) отчет о вознаграждении Управляющей компании Фонда и расходах, связанных с доверительным управлением Фондом по состоянию на31.12.2015; 4) баланс имущества, составляющего Фонд, по состоянию на 29.02.2016; 5) отчет о приросте (об уменьшении) стоимости имущества, составляющего Фонд, по состоянию на 29.02.2016; 6) справку о стоимости активов Фонда и приложения к ней по состоянию на 29.02.2016; 7) справку о стоимости чистых активов Фонда по состоянию на 29.02.2016 по форме 0420502; 8) отчет оценщика по состоянию на 29.02.2016; 9) правила определения стоимости чистых активов по состоянию на 29.02.2016; 10) баланс имущества, составляющего Фонд, по состоянию на 31.03.2016; 11) отчет о приросте (об уменьшении) стоимости имущества, составляющего Фонд, по состоянию на 31.03.2016; 12) справку о стоимости активов Фонда и приложения к ней по состоянию на 31.03.2016; 13) справку о стоимости чистых активов Фонда по состоянию на 31.03.2016 по форме 0420502; 14) отчет оценщика по состоянию на 31.03.2016; 15) бухгалтерская (финансовая) отчетность специализированного депозитария; 16) аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности Управляющей компании.
Письмом от 27.04.2016 № 160427/2-И Управляющая компания предоставила Заявителю документы по пунктам 1, 3, 5, 9, 11, 15 и 16.
Данные документы были направлены ценным письмом с описью и уведомлением о вручении 27.04.2016 по адресу, указанному в Заявлении.
Относительно иных документов, не предоставленных Управляющей компанией по Заявлению, административным органом установлено следующее.
В отношении заключения аудитора по результатам ежегодной аудиторской проверки бухгалтерского учета, ведения учета и составления отчетности в отношении имущества, составляющего Фонд, и операций с этим имуществом по состоянию на 31.12.2015 (пункт 2) установлено, что законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах не установлена обязанность у Управляющей компании по предоставлению Заявителю данного вида документов.
В отношении баланса имущества, составляющего Фонд, по состоянию на 29.02.2016 и 31.03.2016, указанных в пунктах 4 и 10, то в соответствии с пунктом 15 приложения 2 Указания Банка России от 16.12.2015 № 3901-У «О сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности акционерного инвестиционного фонда и отчетности управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов» баланс имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд составляется в случаях, предусмотренных Законом № 156-ФЗ в порядке и по форме, предусмотренной для справки о стоимости чистых активов, в том числе стоимости активов (имущества), акционерного инвестиционного фонда (паевого инвестиционного фонда) (форма 0420502). В Письме Управляющая компания уведомила Заявителя о том, что балансы имущества, составляющего Фонд, по состоянию на 29.02.2016 и 31.03.2016 не составлялись и не могут быть предоставлены ему.
Заявителем также были запрошены справки о стоимости активов Фонда и приложения к ним по состоянию на 29.02.2016 и 31.03.2016. Однако данная форма отчетности не предусмотрена Указанием, устанавливающим с 22.02.2016 сроки, объем, форму представления и порядок составления и представления в Банк России отчетов управляющей компании паевых инвестиционных фондов.
Что касается требования Заявителя о предоставлении отчета оценщика по состоянию на 29.02.2016 и 31.03.2016 (пункты 8 и 14), то данные требования не конкретизированы, в связи с чем, у Управляющей компании отсутствовала возможность предоставить по Заявлению интересующие Заявителя отчеты оценщиков.
В отношении справок о стоимости чистых активов Фонда по состоянию на 29.02.2016 и 31.03.2016 по форме 0420502 (пункты 7 и 13, далее - Справки) установлено, что Справки не направлялись 27.04.2016 Заявителю с другими документами, предоставленными по Заявлению.
В Письме Управляющая компания сообщила Заявителю, что она обратилась в Банк России с запросом о даче разъяснений о порядке и форме предоставления владельцам инвестиционных паев справок о стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, в связи с содержанием в них персональных данных физических лиц.
Также в Письме было указано, что рассмотрение вопроса о предоставлении Справок будет осуществлено после получения от Банка России соответствующих разъяснений.
10.05.2016 Управляющая компания получила письмо Банка России от 28.04.2016 № 57-1-2/472, в котором указывалось о необходимости предоставления владельцам инвестиционных паев справок о стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов без указания персональных данных физических лиц в случае отсутствия у Управляющей компании согласия субъекта персональных данных на раскрытие его персональных данных.
Статьей 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» установлено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом указанная норма не освобождает Управляющую компанию от обязанности по предоставлению Заявителю Справок по его требованию.
Направление Управляющей компанией запроса в Банк России о предоставлении разъяснений также не освобождает ее от соблюдения срока по предоставлению запрошенных документов.
Однако Справки были направлены Управляющей компанией по адресу, указанному в Заявлении, 25.05.2016 письмом от 24.05.2016 № 160524/4-И, то есть с нарушением пятнадцатидневного срока, установленного пунктом 5.15 Положения.
Таким образом, Управляющей компанией нарушен срок представления информации, предусмотренной пунктом 1 статьи 52 Закона № 156-ФЗ.
Таким образом, в действиях Общества, имеется событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Обстоятельств, препятствующих Обществу для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не установлено.
В заявлении ЗАО «УК «НИК Развитие» указано, что запрошенные ФИО1 справки составляются в соответствии с требованиями Указания, при этом в ряде расшифровок Справки раскрываются персональные данные физических лиц - контрагентов Управляющей компании. Учитывая изложенное, по мнению Управляющей компании, предоставление Справки нарушило бы нормы, установленные статьей 7 Закона № 152-ФЗ.
Исследовав и оценив обстоятельства дела, суд находит доводы заявителя несостоятельными, считает, что имеются достаточные данные, свидетельствующие о доказанности в действиях Управляющей компании события и состава вменяемого ей административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ.
Управляющая компания, являясь некредитной финансовой организацией, должна исполнять нормы законодательства Российской Федерации об инвестиционных фондах, в том числе по предоставлению документов по требованию заинтересованных лиц.
В случае если запрошенные документы содержат персональные данные и отсутствует согласие субъекта персональных данных на их предоставление третьим лицам, Управляющая компания обязана предоставить правомочному лицу запрошенные документы, скрыв в них соответствующие персональные данные.
Следовательно, факт наличия персональных данных в Справке не мог служить основанием для ее непредоставления Заявителю.
Обстоятельств, препятствующих Управляющей компании в соблюдении правил и норм, за нарушение которых частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не установлено.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, ответчиком всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, оспариваемое постановление № СЗ-59-ЮЛ-17-7/3110-1 от 31.01.2017 г. о назначении административного наказания вынесено обоснованно и в соответствии с законом, предусмотренные ч. 2 ст. 211 АПК РФ основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
Судом также учитывается то обстоятельство, что Обществу оспариваемым постановлением с учетом того, что на дату возбуждения дела об административном правонарушении справки, запрошенные Заявлением, были предоставлены Управляющей компанией Заявителю, назначен штраф ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.1 ст. 15.19 КоАП РФ.
Суд, с учетом обстоятельств и материалов дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для квалификации вмененного административного правонарушения как малозначительного.
Судом рассмотрены все доводы заявителя по настоящему делу, однако, они не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
На основании ст. ст. 1.5, 2.1, 4.1, ч. 1 ст. 15.19, 24.5, 26.2, 28.2, 29.7, 30.10 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 27, 29, 65, 71, 167-170, 210, 211 АПКРФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления об отмене постановления Банка России № СЗ-59-ЮЛ-17-7/3110-1 от 31 января 2017г. о привлечении ЗАО «Управляющая компания «НИК Развитие» к административной ответственности по части 1 статьи 15.19 КоАП РФ отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Нариманидзе Н.А.