РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-3581/22 -130-32 |
апреля 2022 г.
Резолютивная часть решения объявлена 30 марта 2022года
Полный текст решения изготовлен 06 апреля 2022 года
Арбитражный суд в составе судьи Кукиной С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сафиной Д.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью "Авиационный технический центр "Кубинка" (143074, Московская область, Одинцово город, Новый городок поселок, владение 1, строение 1, комната 6, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 12.07.2016, ИНН: <***>) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г. Москве и Калужской области (117105, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 31.10.2005, ИНН: <***>) о признании незаконным отказа №06-60/10429 от 12 октября 2021 г. в актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
при участии представителей
от заявителя: ФИО1 по дов. от 11.01.2022 г., ФИО2 по дов. от 28.02.2022 г.
от заинтересованного лица: ФИО3 по дов. от 15.10.2021 г.
УСТАНОВИЛ:
Судебное заседание продолжено после перерыва, объявленного 23.03.2022.
Общество с ограниченной ответственностью "Авиационный технический центр "Кубинка" обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г. Москве и Калужской области о признании незаконным отказа №06-60/10429 от 12 октября 2021 г. в актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, заявил ходатайство о направлении материалов настоящего дела по компетенции в Московский городской суд.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд не находит оснований для его удовлетворения в связи со следующим.
По общему правилу, исходя из содержания ч. 2 ст. 27, п. 2 ч. 1 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, если вынесенные в отношении организации акты органов государственной власти, иных органов и должностных лиц, затрагивают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то такие акты подлежат оспариванию в арбитражном суде.
Отказ Росприроднадзора в актуализации сведений затрагивают права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как ошибочное присвоение объекту HBOC II категории влечёт за собой финансовые затраты по организации и выполнению следующих обязательных мероприятий:
Разработка проектной документации:
проекта предельно допустимых выбросов (в соответствии с требованиями ст.22 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);
проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (в соответствии с условиями ст. 18 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»);
программы производственного экологического контроля (в соответствии с условиями ст.67 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);
плана мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях (в соответствии с условиями ст. 19 ФЗ от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811).
Проведение производственного экологического контроля силами аккредитованной лаборатории (в соответствии с условиями ст.67 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);
Осуществление платы за негативное воздействие на окружающую среду (ежегодные платежи в бюджет Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы) (в соответствии с условиями ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»)
Расходы по уплате государственных пошлин.
В соответствии с главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение вышеуказанных мероприятий, предусмотрена административная ответственность (от административных штрафов до административного приостановления деятельности на срок до 90 суток).
Кроме того, компетенция арбитражных судов при рассмотрение аналогичных дел подтверждается судебной практикой (Определение Верховного суда РФ от 21.05.2021 N 309-ЭС21-3534, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2022 по делу N А45-31489/2020).
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав доводы представителей заявителя и ответчика, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Как следует из материалов дела, в целях исполнения обязанности по постановке на государственный учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) предусмотренной ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охран; окружающей среды», Общество с ограниченной ответственностью «Авиационные технический центр «Кубинка» (далее - «Общество», ООО «АТЦ «Кубинка») обратилось в адрес Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (далее -Департамент) с заявкой о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет (далее - Заявка) № 4994796 от 28.04.2021
По результатам рассмотрения заявки 13.05.2021 Объект был включен в реестр объектов негативного воздействия и получено Свидетельство о постановке на учет объектов негативного воздействия (далее - Свидетельство). Объект отнесен ко II категории в соответствии с п.п. 3) п.3 Раздела II Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие ш окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее - Постановление Правительства РФ №2398), как объект являющийся объектом, «предназначенным для приема отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок (при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 метров и более)».
Согласно сведениям, указанным в заявке, объектом является часть ангара для технического обслуживания самолетов и вертолетов. Запуск двигателей в закрытых помещениях запрещен (согласно п. 5.7.3. Приказа Минтранса РФ от 20.06.1994 № ДВ-58 «Об утверждении Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России. НТЭРАТ ГА-93 запуск двигателя разрешен на местах стоянок перроне и предварительном старте. Однако, ангар не попадает под категорию «место стоянки» в соответствии с п.20.1.1. вышеуказанного Приказа), тем более невозможны прием, отправка и обслуживание воздушных перевозок. Также в пп.3), п.3 Раздела II Постановление Правительства РФ №2398 помимо приема, отправки и обслуживания воздушных перевозов имеется уточнение: «при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 метров и более».
В ангаре общим размером 123 м. на 77 м. (ООО АТЦ «Кубинка» осуществляет свою деятельность на 1/2 части ангара) невозможно расположение взлетно-посадочной полосы длиной 2100 метров и более. Заявитель полагает, что отнесение объекта к II категории негативного воздействия на окружающую среду является ошибочными.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 2398 объект относится к пп.5 п.6 Раздела III «Осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделах I, II и IV настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду определенным в разделе IV настоящего документа».
ООО АТЦ «Кубинка» на рассматриваемом объекте, на 1/2 части ангара производит техническое обслуживание частных воздушных судов (вертолётов и самолетов, не являющихся собственность и не эксплуатируемых ООО АТЦ «Кубинка»), включающее замену расходных материалов (масел, фильтров, покрышек, батарей и проч.), а также вышедших из строя частей и составляющих (датчиков, элементов внешней и внутреннее обшивки, креплений, уплотнителей, прокладок, лопастей, навигационных частей и проч.)
Замена расходных материалов, частей и составляющих производится механическим способов, без применения сварочного, паяльного, шлифовального и другого подобного оборудования. Во время технического осмотра воздушных судов производится контроль уровня масла в системе. При необходимости производится замена масла. Отработанное масло хранится на оборудованной площадке в металлической емкости.
Согласно «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Госстандарта от 31.01.2014 №14-ст) (ред. от 10.02.2021) деятельность, осуществляемая ООО АТЦ «Кубинка» соответствует только ОКВЭД 33.16 «Ремонт и техническое обслуживание летательных аппаратов, включал космические». В данную группировку включены:
ремонт и техническое обслуживание воздушных судов и космических кораблей;
ремонт и техническое обслуживание воздушных судов (кроме переделки, перестройки и ремонта в заводских условиях);
ремонт и техническое обслуживание авиационных двигателей.
Из вышеприведенного следует, что на объекте может производиться обслуживание и воздушных судов, и космических кораблей, или, воздушных судов или космических кораблей. Заявитель указывает, что нет утверждения, что обслуживание обязательно должно включать и воздушные суда, и космические корабли одновременно.
С момента выдачи Свидетельства Общество неоднократно пыталось актуализировал, сведения об объекте НВОС, содержащиеся в федеральном государственном реестре. Однако каждое последующее обращение Общества сопровождалось отказом Департамента со ссылкой на некорректность предоставленной информации.
05.10.2021г. Общество в очередной раз направило Заявление об актуализации № 518135; от 05.10.2021 и информационное письмо. 05.11.2021 Обществом получено Уведомление об отказе в актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду № 06-60/10429 от 12.10.2021, в котором со ссылкой на пп. «м» п. 5 Постановления Правительства РФ № 572 от 23.06.2016 Департамент указывает ш некорректное представление сведений о программе экологического контроля.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд отмечает следующее.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) объектом НВОС является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Согласно ч. 2 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ определено, что при установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов НВОС к соответствующей категории, учитываются:
уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
классификация промышленных объектов и производств;
особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
Также в соответствии с ч. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ сведения об объектах НВОС подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:
о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Государственный учет объектов НВОС осуществляется в форме ведения государственного реестра согласно п. 2 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 (далее - Правила № 572).
Для включения сведений в государственный реестр объектов НВОС в соответствии с пп. «в» п. 5 и п. 17 Правил № 572 необходимо предоставление информации о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах, включая коды видов экономической деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте, по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
Как установлено судом, в адрес Административного органа ООО «АТЦ «КУБИНКА» представило заявку № 5181353 (вх. от 06.10.2021 № 60/14933), в которой указаны сведения по осуществлению деятельности на объекте НВОС «Обособленное подразделение в г. Москве» (код объекта 45-0177-011458-П), с указанием кода согласно ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее - ОКВЭД) - ремонт и техническое обслуживание летательных и космических аппаратов (код 33.16).
Вышеуказанные сведения представлены на странице 2 в заявке № 5181353 в разделе I «Сведения об объекте», в соответствии с «Формой заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью», утвержденной с приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554.
Также согласно ОКВЭД группировка 33.16 (являющаяся одним из критериев отнесения к объектам негативного воздействия, ч. 2 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ) включает в себя:
ремонт и техническое обслуживание воздушных судов и космических кораблей;
ремонт и техническое обслуживание воздушных судов (кроме переделки, перестройки и ремонта в заводских условиях);
ремонт и техническое обслуживание авиационных двигателей. Дополнительно сообщаем, что согласно сведениям выписки из ЕГРЮЛ (https://egrul.nalog.ru/) основным видом деятельности ООО «АТЦ «КУБИНКА» является производство летательных аппаратов, включая космические, и соответствующего оборудования (код 30.30).
Согласно Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 (далее - Критерии), объект НВОС относится ко II категории в том случае, если объект НВОС предназначен для приема, отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок (при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 метров и более) [прим. вне зависимости от ее правовой принадлежности] (пп. «3» п. 3 раздела II Критериев).
Также согласно пп. «г» и «з» п. 8 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1096: объекты, которые используются в целях обеспечения космической деятельности, обороны страны и безопасности государства, а также в случае, если на производственном объекте осуществляется деятельность по приему и отправке воздушных судов, обслуживанию воздушных перевозок при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 метров и более, то такие объекты подлежат федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
Суд отмечает, что заявленный объект НВОС находится на территории Международного аэропорта «Внуково» взлетно-посадочные полосы которого более 2100 м.
Согласно п. 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте НВОС.
При этом, согласно п. 29 Правил № 572 при актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и (или) может быть принято решение о включении (исключении) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
Согласно заявленным сведениям (код заявки № 5181353 от 05.10.2021) от производственной деятельности Заявителя выбрасывается загрязняющее вещество (источники №№ 6001, 6002, 6003) «Масло минеральное нефтяное» и оказывается негативное воздействие на окружающую среду (п. 157 Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года № 1316-р). А согласно п. 786 (табл. 1.2) и 1231 (табл. 2.1) СанПиН 1.2.3685-21 класс загрязняющего вещества 3, что свидетельствует о негативном воздействии на окружающую среду и человека.
При этом пп. «3» п. 3 раздела II Критериев не содержит исключений по отсутствию выбросов или сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. А пп. 1 п. 7 Раздела IV Критериев предлагает два альтернативных критерия: полное отсутствие выбросов загрязняющих веществ или небольшие выбросы со стационарных источников, что фактические не применимо к деятельности Заявителя, в результате которое в дополнение к прямо поименованной в пп. 3 п. 3 раздела II Критериев происходит выбросы загрязняющих веществ 3 класса опасности.
Необходимо отметить, что согласно п. 16 и п. 17 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденного приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 (далее - Регламент), для актуализации сведений Заявитель предоставляет документы, подтверждающие необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, в том числе об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды.
От 13.05.2021 Административным органом на основании заявки Заявителя было выдано свидетельство о постановке на учет от 13.05.2021 № 4994796 и присвоен код объекта 45-0177-011458-П с II категорией опасности.
Согласно приказу Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» программа производственного экологического контроля (далее - Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее -Объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
В случае изменения производственных и технологических процессов Программа должна быть актуализирована и на основании п. 17 Регламента представлена в составе заявки с измененными данными по компонентам окружающей среды.
В составе заявки Общество не представило Программу, свидетельствующую о качественном и количественном изменении воздействия от деятельности в области отходов производства и потребления, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников и пр., влекущую изменения категорийности объекта.
Административный орган обоснованно пришел к выводу, что оспариваемое решение не препятствует осуществлению заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности, и не затрагивает ее, не возлагает незаконно какие-либо обязанности и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
При указанных обстоятельствах избранный заявителем способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав, а материальный интерес заявителя к принятому решению имеет абстрактный характер, так как отсутствует неопределенность в сфере правовых интересов заявителя, устранение которой возможно в случае удовлетворения заявленных требований, как следует из правового смысла ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обращение с иском в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных прав.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в настоящее время оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов заявителя и не препятствует его деятельности.
Судом проверены все доводы Заявителя, однако, они не опровергают установленные судом обстоятельства и не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Проверив на соответствие действующему законодательству, в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Авиационный технический центр "Кубинка" (143074, Московская область, Одинцово город, Новый городок поселок, владение 1, строение 1, комната 6, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 12.07.2016, ИНН: <***>) отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | С.М. Кукина |