ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-35851/2022-148-199 от 28.04.2022 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

Дело № А40-35851/22-148-199

11 мая 2022 г.

Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2022 г.

Полный текст решения изготовлен 11 мая 2022  г.

Арбитражный суд в составе судьи Нариманидзе Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Боженовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "КАЛИНИНГРАДСКИЙ ЯНТАРНЫЙ КОМБИНАТ" (238580, КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЯНТАРНЫЙ <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 17.02.2015, ИНН: <***>, КПП: 391201001)

к ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (123995, <...>, А;Б, , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 09.08.2004, ИНН: <***>, КПП: 770301001)

третье лицо – Северо-Западное межрегиональное Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (191014, <...>)

о признании незаконным решения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) об отказе акционерному обществу «Калининградский янтарный комбинат» в выдаче заключения (разрешительного документа) на вывоз минерального сырья (янтарь-сырец) из Российской Федерации в государство импорта: страны ЕС, в отношении экспортируемого товара по внешнеторговому контракту № 16/03-10/71/4 от 27.10.2021 г., оформленное письмом от 25.01.2022 N СЖ-08-03-ГУ/563, о признании незаконным решения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) об отказе акционерному обществу «Калининградский янтарный комбинат» об отказе в выдаче заключения (разрешительного документа) на вывоз минерального сырья (янтарь-сырец) из Российской Федерации в государство импорта: страны ЕС, в отношении экспортируемого товара наименованием по внешнеторговому контракту №№ 16/03-10/71/1 от 27.10.2021 г., оформленное письмом от 27.01.2022 N СЖ-08-03-ГУ/704, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

при участии:

от заявителя: ФИО1 доверенность от 30.07.2021г. (диплом)

от заинтересованного лица: ФИО2 доверенность от 18.11.2021г. (диплом)

от третьего лица: не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

АО "КАЛИНИНГРАДСКИЙ ЯНТАРНЫЙ КОМБИНАТ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) об отказе акционерному обществу «Калининградский янтарный комбинат» в выдаче заключения (разрешительного документа) на вывоз минерального сырья (янтарь-сырец) из Российской Федерации в государство импорта: страны ЕС, в отношении экспортируемого товара по внешнеторговому контракту № 16/03-10/71/4 от 27.10.2021 г., оформленное письмом от 25.01.2022 N СЖ-08-03-ГУ/563, о признании незаконным решения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) об отказе акционерному обществу «Калининградский янтарный комбинат» об отказе в выдаче заключения (разрешительного документа) на вывоз минерального сырья (янтарь-сырец) из Российской Федерации в государство импорта: страны ЕС, в отношении экспортируемого товара наименованием по внешнеторговому контракту №№ 16/03-10/71/1 от 27.10.2021 г., оформленное письмом от 27.01.2022 N СЖ-08-03-ГУ/704, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Представитель заявителя поддержал требования по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения требования по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Третьим лицом в материалы дела письменная позиция не представлена.

Заслушав в открытом судебном заседании доводы и пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

Как следует из заявления, Акционерное общество «Калининградский янтарный комбинат», зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 17.02.2015 с присвоением ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/391201001, в связи с созданием юридического лица путем реорганизации в форме преобразования, осуществляет разрешенный основной вид деятельности по коду, в т.ч.: 08.99.31 - «Добыча драгоценных и полудрагоценных камней, кроме алмазов», что подтверждается лицензией КЛГ 02479 ТЭ.

Заявлением от 23.12.2021 № 07/04-43/4889 АО «Калининградский янтарный комбинат» обра­тилось в Северо-Западное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о предоставлении государственной услуги по выдаче заклю­чения (разрешительного документа) на вывоз минерального сырья (янтарь-сырец) из Российской Федерации в государство импорта: страны ЕС, в отношении экспортируемого товара наименованием: янтарь; янтарь агломерированный; гагат (черный янтарь), янтарь-сырец, количеством 2,147 кг но коду ТН ВЭД ЕАЭС - 2530900001 по внешнеторговому кон­тракту № 16/03-10/71/4 от 27,10.2021 г.

К заявлению приложен полный перечень документов, предусмотренных п.п. 10, 11, 12 Приказа Росприроднадзора от 29.05.2019 N 248 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений (разрешительных документов) на вывоз информации о недрах но районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, коллекционных материалов по минералогии, палеонтологии, костей ископаемых животных и минерального сырья" для получения заключения (разрешительного документа), в том числе копия договора (контракта) купли-продажи минерального сырья между участни­ками внешнеторговой деятельности, одной из сторон которого является участник внешне­торговой деятельности Российской Федерации, а также копии протоколов от 27.04.2021 № 18, от 16.06.2017 № 15 заседаний экспертной комиссии по уникальным янтарным образова­ниям.

Так, Контрактом № 16/03-10/71/4 от 27.10.2021, заключенным между АО «Калининградский янтарный комбинат» (Продавец) и JSC «АтЬег Тпр» (Покупатель), предусмотрено, что Продавец продаст, а Покупатель купит в период с 27.10.2021 года по 26.10.2022 года янтарное сырьё (далее Товар) на условиях FCA/Франко перевозчик (INCOTIiRMS -2010) в соответствии со Спецификацией (Приложение №1 к Контракту), содержащей сведения о наименовании, количестве и ассортименте янтаря в Товаре к настоящему Контракту, которая является неотъемлемой частью настоящего Контракта.

Пунктом 6.1 Контракта предусмотрено, что Продавец обязан получить экспортную лицензию па Товар, указанный в Спецификации №1.

Спецификацией №1 к Контракту сторонами согласована поставка следующего наименования Товара:

-Янтарь уникальный крупностью свыше 1000 гр., Артикул 9902499, весом 1,017 кг., стоимостью 630 000, 00 руб.;

-Янтарь уникальный крупностью свыше 1000 гр., Артикул 9902499, весом 1,130 кг., стоимостью 402 000, 00 руб.

Общая стоимость Товара в соответствии с Контрактом составила 1 032 000, 00 руб.

Протоколами от 16.06.2017 № 15, от 27.04.2021 № 18 заседаний экспертной комиссии по уникальным янтарным образованиям подтвержда­ется, что экспертной комиссией, образованной Министерством финансов Российской Феде­рации от 27.02.2015 № 44 (с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 07.04.2017 № 305, а также от 17.12.2018 № 3223, соответственно), в соответствии с поста­новлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1999 № 8 «Об утверждении По­рядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням», представлен­ные на экспертизу уникальные янтарные образования, по совокупности классифика­ционных признаков (форме, целостности, включениям и цвету), включая образец янтаря инвентарный № 114/1 массой 1017 г. (пункт 17 протокола № 18) и № 31/1 массой 1130г. (пункт 15 протокола № 15), не отнесены к категории драгоценных камней.

Росприроднадзор, рассмот­рев представленные Обществом документы, направил заявителю мотивированный отказ в выдаче заключения на вывоз минерального сырья, оформленный оспариваемым письмом от 25.01.2022 N СЖ-08-03-ГУ/563.

Названный отказ мотивирован тем, что согласно разделу 2.11 Приложения № 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования" в перечень минерального сырья включен янтарь, за исключением уникальных янтарных образований.

По мнению государственного органа уникальные янтарные образования вклю­чены в раздел 2.9 Приложения № 2 к Решению и подпадают пол действие Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономическою союза и вывозе с та­моженной территории Евразийского экономического союза драгоценных камней, утвержденного Решением, в связи с чем сообщил об от­сутствии полномочий по выдаче заключения (разрешительного документа) на вывоз ян­таря, отнесенного к уникальным янтарным образованиям.

Общество полагает, что указанный отказ (решение уполномоченного органа) не соответствует закону и иным правовым актам и нарушает указанным решением охраняемые законом интересы юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, препятствуют получению лицензии на экспорт янтаря и исполнению контрактных обяза­тельств перед Покупателем.

На основании вышеизложенного, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего.

Полномочия Росприроднадзора определены Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере
природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Положением о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза минерального сырья, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии - от  21.04.2015 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее - Решение), Росприроднадзор выдает заключения (разрешительные документы) на вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза минерального сырья, включенного в раздел 2.11 Приложения № 2 к Решению.

Согласно разделу 2.11 Приложения № 2 к Решению в перечень минерального сырья включен янтарь кроме уникальных янтарных образований.

Как установлено материалами дела,  АО «Калиниградский янтарный комбинат» представил материалы на выдачу заключения (разрешительного документа) на вывоз янтаря в качестве минерального сырья, включенного в раздел 2.11 Приложения № 2 к Решению, что указано в представленных заявлениях и проектах заключений (разрешительных документов).

Вместе с тем согласно внешнеторговому контракту от 27.10.2021 № 16/03-10/71/4, от 27.10.2021 № 16/03-10/71/1 к вывозу планируется янтарь уникальный крупностью свыше 1000 гр. в количестве 2,147 кг и 2,318 кг соответственно.

Представленные Протокол заседания экспертной комиссии по уникальным янтарным образованиям от 27.04.2021 № 18, Протокол заседания экспертной комиссии по уникальным янтарным образованиям от 08.06.2017 № 15 также свидетельствуют о том, что планируемый к вывозу янтарь относится к уникальным янтарным образованиям.

Информация о том, что уникальные янтарные образования не относятся к категории драгоценных камней, не подтверждает отнесение их к разделу 2.11, так как исключением для указанного раздела является отнесение янтаря к уникальным янтарным образованиям, а не драгоценным камням.

Уникальные янтарные образования включены в раздел 2.9 Приложения № 2 к Решению и подпадают под действие Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных камней, утвержденного Решением.

Таким образом, требования заявителя не подлежат удовлетворению.

            В соответствии с ч.3 ст. 201  АПК РФ  в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

            Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине относятся на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 27-29, 64-68, 71, 75, 102, 110, 167-170, 176, 189, 197-201 АПК РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "КАЛИНИНГРАДСКИЙ ЯНТАРНЫЙ КОМБИНАТ"  отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:                                                                                              Нариманидзе Н.А.