Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва Дело № А40-36313/17-91-348
14 сентября 2017 года.
Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2017 года.
Решение изготовлено в полном объеме 14 сентября 2017 года.
Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Шудашовой Я.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Байкуловым О.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного автономного учреждения «Оздоровительный комплекс «Архангельское» Управление делами Президента Российской Федерации (ОГРН <***>, адрес: 108803, Москва, поселение Воскресенское, п/о Воскресенское)
о признании недействительными приказов Департамента экономической политики и развития города Москвы (адрес: 125032, Москва, Вознесенский пер, д. 21) от 02.12.2016 № 266-ТР, №314-Тр от 06.12.2016, обязании устранить допущенное нарушение;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - ФИО1 по доверенности № 3/2017 от 27.02.2017;
от заинтересованного лица - ФИО2 по доверенности № 36 от 12.04.2017;.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное автономное учреждение «Оздоровительный комплекс «Архангельское» Управление делами Президента Российской Федерации(далее также – Учреждение, ФГАУ «ОК «Архангельское») обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными приказов Департамента экономической политики и развития города Москвы (далее также – Департамент, ДЭПР) от 02 декабря 2016 года № 266-ТР «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Федерального государственного автономного учреждения «Оздоровительный комплекс «Архангельское» Управления делами Президента Российской Федерации, на 2017-2018гт.» и от 06 декабря 2016 года № 314-ТР «О корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей Федерального государственного автономного учреждения «Оздоровительный комплекс «Архангельское» Управления делами Президента Российской Федерации, на 2017-2018гг.». Также в заявлении Учреждение просило суд вынести решение о пересмотре долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тепловую энергию на 2017-2018гг. с учетом их корректировки по статье «Амортизация» в составе необходимой валовой выручки.
В судебное заседание явились представители Учреждения и Департамента.
В судебном заседании представителем заявителя представлено заявление об уточнении заявленных требований, согласно которому просит:
- обязать Департамент экономической политики и развития города Москвы при утверждении тарифов на тепловую энергию (мощность) и питьевую воду (питьевое водоснабжение) применять разъяснения Департамента бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации от 24 февраля 2016 года №02-07-10/10137;
- признать недействительными приказы от 02 декабря 2016 года № 266-ТР «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Федерального государственного автономного учреждения «Оздоровительный комплекс «Архангельское» Управления делами Президента Российской Федерации, на 2017-2018гг.» и от 06 декабря 2016 года № 314-ТР «О корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей Федерального государственного автономного учреждения «Оздоровительный комплекс «Архангельское» Управления делами Президента Российской Федерации, на 2017-2018гг.», принятые Департаментом экономической политики и развития города Москвы, в части неучтенных в составе необходимой валовой выручки расходов по статье «Амортизация» при установлении тарифов;
- в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязать Департамент экономической политики и развития города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФГАУ «ОК «Архангельское» и скорректировать тарифы на тепловую энергию (мощность) и питьевую воду (питьевое водоснабжение) с учетом расходов по статье «Амортизация» в составе необходимой валовой выручки, на 2018г. и последующие периоды.
Уточнение заявленных требований принято судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении с учетом уточнений.
Представитель Учреждения против заявления возражал согласно доводам, изложенным в отзыве, просил в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых актов.
При рассмотрении спора судом установлены следующие обстоятельства.
Приказом ДЭПР от 02 декабря 2016 года № 266-ТР «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ФГАУ «ОК « Архангельское», на 2017-2018 годы» (далее - Приказ № 266-ТР) и приказом ДЭПР от 6 декабря 2016 года №314-ТР «О корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей ФГАУ «ОК «Ахангельское" на 2017-2018 годы» (далее - Приказ № 314-ТР) была произведена корректировка долгосрочных тарифов и установлены тарифы для потребителей ФГАУ «ОК « Архангельское», действующие с 01 января 2017 года по 31 декабря 2018 года.
Считая, что оспариваемые приказы Департамента не соответствуют действующему законодательству и нарушают права заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в суд с заявлением о признании их недействительными.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на следующее.
Учреждение является организацией осуществляющей деятельность по поставке тепловой энергии (мощности) и питьевой воды (питьевого водоснабжения). Деятельность организации является регулируемой в области установления цен (тарифов) на товары и услуги в сфере теплоснабжения и водоснабжения
С 2009 года Учреждение утверждает тарифы на тепловую энергию, а с 2010 года на питьевую воду (питьевое водоснабжение). Утверждение тарифов производится для осуществления расчетов за поставку тепловой энергии для бытовых нужд населения в целях отопления и тепловой энергии, направляемой для подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения, а так же поставки коммунального ресурса в виде холодного водоснабжения для одного муниципального многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: г. Москва, поселение Воскресенское, поселок Воскресенское д. 1А, подключенного к сетям ФГАУ «ОК «Архангельское».
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» и от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» при расчете тарифов, в расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, в числе других, включаются и расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов.
До 2016 года Региональная энергетическая комиссия города Москвы (далее - РЭК) в утвержденных тарифах учитывала затраты по статье «Амортизация» основных средств и нематериальных активов, согласно указанным выше постановлениям Правительства Российской Федерации.
При утверждении тарифов на 2016-2018 гг. на тепловую энергию и питьевую воду, Департамент экономической политики и развития города Москвы (далее - Департамент) исключил затраты по статье «Амортизация» при расчете тарифов, ссылаясь на разъяснения Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2015 №02-07-10/55972, представленные на обращение РЭК Москвы.
При расчете величины тарифов Департамент не учитывает затраты Учреждения на амортизацию оборудования котельной, трех центральных тепловых пунктов и разводящих тепловых сетей протяженностью 3796,5 м., водозаборного сооружения и водопроводных сетей протяженностью 9059 м., находящихся в оперативном управлении Учреждения, что приводит к тому, что Учреждение недополучает внебюджетные денежные средства, которые планировались на замену оборудования, вследствие чего оборудование не будет заменено в установленные сроки, что может привести к авариям на коммунальных объектах и прекращению предоставления коммунальных услуг потребителям.
В составе субсидии на обеспечение выполнения государственного задания финансовые средства из федерального бюджета на ремонт и модернизацию оборудования котельной и водозаборного сооружения не выделяются, вследствие чего, Учреждение планирует расходовать на эти цели внебюджетные средства, в том числе, учитываемые при расчете тарифов на тепловую энергию и на питьевую воду.
В декабре 2015 года ФГАУ «ОК «Архангельское» направило в Министерство финансов Российской Федерации запрос (от 07 декабря 2015 г. № 01-02/524) с просьбой разъяснить применимо ли письмо Минфина России от 30 сентября 2015 г. №02-07-10/55972 при расчете тарифов на регулируемые виды деятельности и правомерно ли регулирование Учреждением на уровне учетной политики вопросов формирования себестоимости услуг с учетом амортизации используемого оборудования.
Учреждением было получено разъяснение Департамента бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации от 24 февраля 2016 года № 02-07-10/10137 о том что, цена (тариф) на оказание услуг, осуществляемых Учреждением в рамках приносящей доход деятельности, должна формироваться с учетом покрытия расходов по амортизации используемого при этом имущества (оборудования) вне зависимости от кода вида финансового обеспечения по которому числится указанное имущество.
Учреждение обратилось в Департамент с заявлениями (исх. от 29.04.2016 № 01-02/2015, от 29.04.2016 № 01-02/216) о корректировке долгосрочных тарифов по вышеупомянутым коммунальным ресурсам.
Приказами Департамента от 17 мая 2016 года № 175-тд и от 16 мая 2016 года № 168-тд были открыты дела о корректировке долгосрочных тарифов на 2017-2018 гг., при этомсогласно Приказам Департамента от 02 декабря 2016 года № 266-ТР «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Федерального государственного автономного Учреждения «Оздоровительный комплекс «Архангельское» Управления делами Президента Российской Федерации, на 2017-2018гг.» и от 06 декабря 2016 года № 314-ТР «О корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей Федерального государственного автономного учреждения «Оздоровительный комплекс «Архангельское» Управления делами Президента Российской Федерации, на 2017-2018гт.», амортизация не была включена в состав тарифов при его расчете.
Заявитель полагает, что принятые Департаментом приказы противоречат пункту 38 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», согласно которому при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования и состоит из:
а) производственных расходов;
б) ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт;
в) административных расходов;
г) сбытовых расходов гарантирующих организаций;
д) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов;
е) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату" с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа;
ж) расходов, связанных с оплатой налогов и сборов:
з) нормативной прибыли;
и) расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.
Заявитель указывает, что выписке из протокола № 63.2-6 заседания правления Департамента от 02 декабря 2016 г. к приказу № 266-ТР Департамент ссылается на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.2015г. № 02-07-10/55972, представленного в ответ на обращение РЭК Москвы и на основании его исключает в полном объеме расходы по статье «Амортизация», не принимая во внимание разъяснения полученные ФГАУ «ОК «Архангельское» от Минфина России от 24.02.2016. № 02-07-10/10137, в котором четко определяется что тарифы на оказание услуг, осуществляемых учреждением в рамках приносящей доход деятельности, должны формироваться с учетом покрытия расходов по амортизации используемого при этом имущества (оборудования) вне зависимости от кода вида финансового обеспечения по которому числится это имущество.
Кроме того, амортизация основных средств в составе необходимой валовой выручки также учитывается на основании пункта 24 приказа от 13 июня 2013 года № 760-э «об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» и пункта 15 главы 4 приказа от 27 декабря 2013 года № 1746-э «об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», данные документы указаны Департаментом в выписках к приказам о корректировке тарифов на тепловую энергию (мощность) и на питьевую воду (питьевое водоснабжение) как перечень нормативно правовых актов, используемых в процессе проведения экспертизы при утверждении и/или корректировке тарифов.
Однако, при утверждении тарифов для ФГАУ «ОК «Архангельское» Департамент не применил нормы права, установленные вышеуказанными документами.
Так же в соответствии с пунктом 49 приказа Минфина РФ от 13 октября 2003 года № 91 н «об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации.
Как утверждает заявитель, оспариваемые приказы Департамента нарушают права Учреждения в сфере экономической деятельности и противоречат основополагающим принципам регулирования цен в сфере теплоснабжения и питьевого водоснабжения.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей заявителя и представителя органа, принявшего оспариваемые акты, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Срок на обращение в суд заявителем соблюден.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Федерального закона № 190-ФЗ тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, подлежат регулированию. Аналогичные нормы предусмотрены в подпункте «б» пункта 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 (далее - Основы).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения.
На основании Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2011 г. № 210-ПП, Департамент является органом исполнительной власти города Москвы в области государственного регулирования цен (тарифов), уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории города Москвы, а также контроль за их применением в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
Полномочия Департамента на вынесение оспариваемых приказов не оспариваются, установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Положением о Департаменте, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2011 г. № 210-ПП
При проверке оспариваемых Приказов на соответствие законам и иным нормативно-правовым актам судом установлено следующее.
В части корректировки долгосрочных тарифов на тепловую энергию (Приказ № 266-ТР):
29 апреля 2016 года в адрес Департамента поступило предложение ФГАУ «ОК «Архангельское» № 01-02/215 о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию с приложением расчетных и обосновывающих материалов.
На основании предложения Учреждения Департаментом в порядке, предусмотренном разделом 4 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 (далее - Правила) было открыто дело о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (уведомление от 17 мая 2016 года № ДПР-44-81/16, приказ от 16 мая 2016 года № 168-тд).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона № 190-ФЗ общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения, в частности являются: соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.
Частью 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе приинципов, установленных названным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии со следующими основными принципами: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения; стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; создание условий для привлечения инвестиций; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
Приказом № 266-ТР были установлены следующие тарифы на тепловую энергию мощность) поставляемую потребителям ФГАУ «ОК « Архангельское»: на 2017 год:
- с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 1 356,32 руб. / Гкал; -01.07.2017 по 31.12.2017- 1 328, 16руб./Гкал; на 2018 год:
- с 01.01.2018 по 30.06.2018 - 1 328,16 руб. / Гкал; -с 01.07.2018 по 31.12.2018- 1 391, 12 руб./Гкал.
По вопросу расходов по статье «Амортизация»: Расходы по данной статье заявлены Учреждением в размерах : на 2017 год - 4886,15 тыс. руб.; на 2018 год - 4 886, 15 тыс. руб.
В материалах тарифного дела по статье расходов «Амортизация», в качестве подтверждающих материалов, Учреждением был представлен расчет амортизационных отчислений. Из данного расчета Департаменту не представлялось возможным сделать вывод об экономической обоснованности данных расходов. В частности, на какие основные средства начисляется амортизация, какова начальная и остаточная стоимость каждого из объектов основных средств, в связи с чем, Департаментом расходы по статье «Амортизация» исключены в полном объеме.
В части корректировки долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) (Приказ № 314-ТР):
Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов регулирования при осуществлении деятельности в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водотведения.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении тарифы в сфере горячего водоснабжения подлежат регулированию.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 31 Закона о водоснабжении и водоотведении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения .
Согласно пункту 80 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов от их плановых значений.
Пунктом 35 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотрено, что корректировка долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, осуществляется в порядке, предусмотренном регламентом.
В соответствии с пунктом 22 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам ст 16 июля 2014 года № 1154-э (далее - Регламент), при корректировке долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения орган регулирования тарифов открывает и рассматривает :ело в соответствии с требованиями, установленными Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Регламентом к процедуре рассмотрения вопросов, .зязанных с установлением регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
29 апреля 2016 года в адрес Департамента поступило предложение ФГАУ «ОК «Архангельское» № 01-02/216 о корректировке тарифа в сфере холодного водоснабжения с приложением расчетных и обосновывающих материалов.
На основании предложения Учреждения Департаментом в соответствии с Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения было открыто дело о корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) Приказ от 17 мая 2016 года № 175-тд).
Приказом № 314-ТР были установлены следующие тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) поставляемую потребителям ФГАУ «ОК « Архангельское:
- для населения (с учетом НДС):
на 2017 год - с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 18,29 руб./куб.м; с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 18,55 руб./куб.м;
на 2018 год - с 01.01.2018 по 30.06.2018 - 18,55 руб./куб.м; с 01.07.2018 по 31.12.2018 - 19,64 руб./куб.м
- для прочих потребителей:
на 2017 год - с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 15,50 руб./куб.м; с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 15,72 руб./куб.м;
на 2018 год - с 01.01.2018 по 30.06.2018 - 15,72 руб./куб.м; с 01.07.2018 по 31.12.2018- 16,64 руб./куб.м.
По вопросу расходов по статье «Амортизация»: Расходы по данной статье заявлены Учреждением в размерах: 2 649, 10 тыс. руб. на 2017 год.
Расходы на амортизацию основных средств исключены Департаментом в полном объеме по причине нулевой остаточной стоимости объектов основных средств. В расчет ортизационных отчислений не включены результаты переоценки водозаборного сооружения в соответствии с пунктом 28 Методических указаний, а также стоимость реконструкции водозаборного сооружения, проведенной за счет бюджетных средств левого назначения.
Кроме того, Тарифы, установленные органом исполнительной власти города Москвы в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории города Москвы, включают в себя экономически обоснованный объем финансовых средств для обеспечения деятельности Учреждения на соответствующий период.
При установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ФГАУ «ОК «Архангельское» на 2016-2018 базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов на 2016 год по расчету рабочей группы составил 3 542, 83 тыс. руб. в том числе: расходы на ремонт основных средств на 2016 год заявлены ФГАУ «ОК «Архангельское» в размере 198,93 тыс. руб.
В качестве обосновывающих материалов по данной статье затрат ФГАУ «ОК «Архангельское» представлены:
- договоры на замену и/или ремонт оборудования котельной за 2014-2015 годы с ЗАО «ВЕРТЕКС»;
- договор на ремонт фундамента дымовой трубы от 20.10.2014 № 9-14 14т с ООО «ТехноСтейт»;
- договоры на замену теплообменников отопления и ГВС на ЦТП 3 от 14.08.2014 № 12 и от 17.10.2014 № 15 с ФИО3.;
- договор на ремонт наружной части фундамента дымовой трубы от 13.10.2015 № 18 с ФИО4;
- договор на ремонт первичного контура отопления от 19.06.2015 № ЕП-11/06-2015 с ООО Фирма УСК-ВИП.
В целях поддержания оборудования котельной в работоспособном состоянии рабочей группой приняты расходы на проведение текущего ремонта в размере 198,93 тыс. руб., в соответствии с предложением организации.
В течении периода действия регулируемых цен (тарифов), в соответствии с п. 14 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 дополнительные средства, полученные регулируемой организацией в результате снижения операционных расходов вследствие повышения эффективности деятельности этой организации при осуществлении ею регулируемого вида деятельности, остаются в ее распоряжении. Сокращение затрат регулируемой организации не является основанием для досрочного (до даты окончания срока действия цен (тарифов) на товары (услуги) указанной регулируемой организации) пересмотра цен (тарифов) на товары (услуги) этой регулируемой организации.
При установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей ФГАУ «ОК «Архангельское» на 2016-2018 годы РЭК Москвы были учтены: Расходы на оплату работ и услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем (техническое обслуживание объектов водоснабжения) определены рабочей группой в соответствии с предложением организации в сумме 161, 19 руб.
В соответствии с пунктом 43 Основ и пунктом 29 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (зарегистрированных Минюстом России от 16 июля 2013 года, регистрационный № 29078), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.
Учреждение, получая имущество в оперативное управление, не понесло фактических затрат на его приобретение.
Расходы на ремонт основных средств приняты органом регулирования в соответствии с предложением организации.
Таким образом, учет амортизации может привести к нарушению принципа баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (абонентов), установленного пунктом 5 ч. 1 ст. 3 Федеральным законом 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктом 4 ч. 2 ст. 3 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», что является недопустимым.
В соответствии с пунктом 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 года № 26н, по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По таким объектам на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом применительно к порядку, приведенному в пункте 19 Положения.
Также необходимо отметить, что пунктом 2 статьи 256 НК РФ установлено, что не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования.
Таким образом, оспариваемые Приказы не нарушают каких-либо прав или законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Департаментом при рассмотрении настоящего дела представлены надлежащие доказательства соответствия оспариваемых Приказов требованиям ГК РФ и ФЗ «О теплоснабжении», Регламенту установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения .
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемых ненормативных актов как принятых Департаментом в рамках своих полномочий и соответствующих требованиям действующего законодательства, а также не нарушающими каких-либо прав или законных интересов заявителя, в связи с чем, отсутствуют основания для признания оспариваемых Приказов недействительными, обязании Департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФГАУ «ОК «Архангельское» и скорректировать тарифы на тепловую энергию (мощность) и питьевую воду (питьевое водоснабжение) с учетом расходов по статье «Амортизация» в составе необходимой валовой выручки, на 2018г. и последующие периоды.
Требования заявителя об обязании Департамента при утверждении тарифов на тепловую энергию (мощность) и питьевую воду (питьевое водоснабжение) применять разъяснения Департамента бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации от 24 февраля 2016 года №02-07-10/10137 удовлетворению также не подлежат.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Таким образом любой иск должен быть направлен на защиту нарушенных прав обратившегося в суд лица, а следовательно, согласно статье 65 АПК РФ истец обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование заявленного иска.
В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен перечень способов защиты гражданских прав, который не является исчерпывающим, однако использование иных способов защиты права допускается названным Кодексом только при наличии прямого указания закона. Ни нормами статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ни иными актами действующего законодательства не предусмотрены такие способы защиты гражданских прав, как обязание в будущем применять разъяснения при утверждении тарифов.
Поскольку судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации), в судебном порядке может быть признано соответствующее нарушенное или оспоренное право. Избранный истцом способ защиты гражданского права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру его нарушения.
Предусмотренный статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способ защиты гражданских прав, как присуждения к исполнению обязанности в натуре, подразумевает обязанность стороны исполнить договорные обязательства или обязательства, возникающие в силу закона.
Судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление права, т.е. целью судебной защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права и, следовательно, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление. Однако требование Учреждения об обязании Департамента в будущем при утверждении тарифов на тепловую энергию (мощность) и питьевую воду (питьевое водоснабжение) применять разъяснения Департамента бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации какому-либо нарушенному праву заявителя не соответствует и удовлетворение заявленных требований восстановление прав заявителя не влечет. Доказательств нарушения Департаментом норм действующего законодательства заявителем не представлено.
Государственная пошлина распределяется в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и возлагается на заявителей. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 27, 29, 65, 69, 71, 110, 169, 170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: Шудашова Я.Е.