Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва 13 апреля 2016 г. | Дело №А40‑ 40384/2016- 33-344 |
Резолютивная часть решения оглашена 06.04.2016 г.
Решение в полном объеме изготовлено 13.04.2016 г.
Арбитражный суд г.Москвы в составе:
Судьи Ласкиной С.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Харламовой В.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
И.о. Коптевского межрайонного прокурора города Москвы
к Общество с ограниченной ответственностью «Эрдин» (ОГРН <***>, ИНН: <***>, дата присвоения ОГРН: 20.11.2002 г., юридический адрес: <...>)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.7.24 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, уд. ТО № 213666,
от ответчика: извещен, не явился,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Коптевского межрайонного прокурора города Москвы (далее- Заявитель) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Эрдин» (далее- Ответчик, ООО «Эрдин») к административной ответственности по ч.2 ст. 7.24 КоАП РФ на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении № б/н. от 15.02.2016 года
Требования заявителя мотивированы тем, что ООО «Эрдин» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 7.24 КоАП РФ, а именно: использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения спора, в судебное заседание не явился. В материалах дела представлены доказательства надлежащего извещения его о месте и времени судебного заседания. Ответчик возражений по спору не представил, отзыв по делу также не представил. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в соответствии со ст.ст.121, 123, 156 АПК РФ.
Дело рассмотрено при отсутствии возражений сторон в порядке ст. 137 АПК РФ, п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006г. № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству».
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд считает, что требование заявлено обоснованно подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 2 статьи 7.24 КоАП РФ предусмотрена ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются урегулированные действующим законодательством общественные отношения, возникающие при использовании объектов нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности.
Как следует из материалов дела, Межрайонной прокуратурой в соответствии с заданием прокуратуры г. Москвы о проведении проверки соблюдения организациями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций законодательства о государственной собственности, проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего порядок использования недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, руководством Федерального государственного бюджетного научного учреждения Всероссийского Научно-Исследовательского института сельскохозяйственной биотехнологии (далее - ФГБНУ «ВНИИСБ»), расположенного по адресу: <...>.
Установлено, что недвижимое имущество, расположенное по вышеуказанному адресу, является федеральной собственностью в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права № 77-АН 360956 от 28.06.2011 и № 77-АН 360957 от 28.06.2011, за ФГБНУ «ВНИИСБ» данное недвижимое имущество закреплено на праве оперативного управления согласно свидетельствам о государственной регистрации права № 11-АО 113018 от 03.10.2013 и № 77-АО 773077 от 03.10.2013.
В ходе выездной проверки 04.02.2016г., прокуратурой установлено, что нежилые помещения, расположенные по адресу: <...>, эт. 3 комн. 1,33,2,32,35,36,37,38,39,40,41,42 общей площадью 189,80 кв.м. переданы сторонней организации - ООО «Эрдин» для использования под офис, на основании договора аренды № 7м-1-2016 от 01.02.2016г. заключенного без согласования с Росимуществом, его территориальным органом и Федеральным агентством научных организаций.
Ссылка на положения п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при заключении договора аренды № 7м-1-2016 от 01.02.2016г. неправомерна ввиду того, что они распространяются только на имущество, не закрепленное на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.
Место совершения административного правонарушения - <...>.
Дата выявления административного правонарушения - 04.02.2016 г., срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
По результатам проверки проведенной составлен Акт от 15.02.2016.
15 февраля 2016 г. И.о. Коптевского межрайонным прокурором советником юстиции Калуцкая К.А., рассмотрев материалы проверки использования федерального имущества в ФГБНУ «ВНИИСБ», в отношении ООО «Эрдин» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении .
Поскольку рассмотрение дел об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, отнесено, согласно ч. 3 ст. 23.1 КАП РФ, к подведомственности арбитражных судов, заявитель обратился в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ постановление прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении выносится в порядке статьи 28.2 названного Кодекса, то есть процессуально данное постановление приравнено к протоколу по делу об административном правонарушении, следовательно, порядок вынесения данного постановления аналогичен составлению протокола об административном правонарушении.
Суд считает, что при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении процессуальные нормы КоАП РФ заявителем были соблюдены, поскольку оно вынесено с соблюдением требований ст. 28.1, 28.4, 28.2 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.
Объективная сторона данного правонарушения в рассматриваемом случае выражается в использовании находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов.
В соответствии с пп. «г» п. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации.
В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при применении части 2 статьи 7.24 КоАП РФ в части привлечения к административной ответственности лиц за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без согласия собственника на распоряжение соответствующим имуществом судам следует учитывать, что арендатор (субарендатор) может быть субъектом ответственности за данное правонарушение, так как он обязан удостовериться в том, что заключает договор аренды с лицом, у которого такое согласие имеется.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно ст. 298 ГК РФ, частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
В соответствии со ст. 608 ГК РФ, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Согласно ч. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Нормы закона обязательны для обеих сторон при заключении договора.
На основании вышеизложенного получение предварительного согласия собственника в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом или Федеральным агентством научных организаций обязательно при заключении договора аренды, объектом которой является данное имущество.
Согласно п. 1 положения о Федеральном агентстве научных организаций (далее -ФАНО) утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.10.2013 № 959 «О Федеральном агентстве научных организаций» (далее -Положение) ФАНО является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере организации деятельности, осуществляемой подведомственными организациями, в том числе в области науки, образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса, а также по управлению федеральным имуществом организаций, подведомственных Агентству.
На основании п. 5.3 и п. 5.3.1 Положения ФАНО на основании и в порядке, которые установлены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляет следующие функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности:
- осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, функции и полномочия учредителя организаций, подведомственных Агентству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за подведомственными Агентству организациями.
В соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
На основании ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ № 135) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество некоторым категориям организаций.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 17.1 ФЗ № 135 в порядке, предусмотренном частью 1 данной статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.
Согласно п. 7.14 Устава ФГБНУ ВНИИСБ, утвержденного ФАНО согласование распоряжения недвижимым имуществом ФГБНУУ ВНИИСБ, в том числе передача его в аренду является исключительными полномочиями ФАНО.
Совокупность вышеуказанных норм федерального законодательства является обязательным порядком, соблюдение которого возложено на ФГБНУ ВНИИСБ при заключении договоров аренды связанных с федеральным имуществом.
На основании п. 6 Постановления Правительства РФ от 12.08.2011 № 677 «Об утверждении Правил заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений» (далее - Постановление №677) учреждение (ФГБНУ ВНИИСБ) направляет учредителю (ФАНО) обращение с подтверждением полномочий лица, подписавшего обращение. К обращению прилагаются следующие документы:
а) перечень правоустанавливающих документов на результаты интеллектуальной деятельности;
б) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданная не ранее чем за 1 месяц до ее направления в государственные органы по управлению государственным имуществом или орган по управлению муниципальным имуществом (далее - орган по управлению имуществом), и заверенные в установленном порядке копии документов технического учета в отношении недвижимого имущества или копии документов, содержащих описание и технические характеристики движимого имущества, выданные уполномоченной организацией;
в) отчет об оценке рыночной стоимости арендной платы, подготовленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности;
г) документ учреждения, содержащий анализ влияния предоставлении имущества в аренду без права выкупа на основную деятельность учреждения, предусмотренную его уставом;
д) документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящих Правил. Согласно п. 10 Постановления №677 Учредитель (ФАНО) направляет в орган по управлению имуществом (Росимущество) следующие документы:
а) письмо, содержащее согласие учредителя на передачу учреждением хозяйственному обществу имущества в аренду (далее - письмо);
б) документы, предусмотренные пунктом 6 настоящих Правил, и пояснения к ним (при их наличии).
На основании п. 11 Постановления №677 орган по управлению имуществом (Росимущество) рассматривает предусмотренные пунктом 10 данных Правил документы и не позднее 15 рабочих дней со дня их получения согласовывает письмо либо направляет учредителю мотивированный отказ в его согласовании.
В соответствии с п.12-п. 14 Постановления №677 в случае непоступления от органа по управлению имуществом ответа на письмо в течение 30 дней со дня его направления письмо считается согласованным.
Учредитель (ФАНО) в течение 5 рабочих дней после получения ответа от органа по управлению имуществом или по истечении 30 дней со дня направления своего письма (в случае непоступления ответа) информирует учреждение о результатах рассмотрения органом по управлению имуществом письма путем направления учреждению решения о согласовании обращения или об отказе в согласовании.
После получения указанного в пункте 13 настоящих Правил решения учреждение имеет право заключить с хозяйственным обществом (арендатором) договор.
В соответствии с п. 1. «Письмо» Росимущества № ОД-08/23197, ФАНО России № 007-18.2-10/МК-435 от 10.06.2015 «О порядке согласования передачи в аренду, безвозмездное пользование временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества, закрепленного за подведомственными организациями Федерального агентства научных организаций, а также о порядке размещения информации на межведомственном портале по управлению государственной собственностью» (Далее- Письмо) согласно Порядку осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 537, решения по вопросам распоряжения недвижимым имуществом федерального государственного учреждения, в том числе в части передачи его в аренду (безвозмездное пользование), а также особо ценным движимым имуществом принимаются ФАНО России, осуществляющим функции и полномочия учредителя, по согласованию с Росимуществом путем направления ему проекта решения.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия», Росимущество осуществляет согласование с учетом предложений ФАНО России сделок с недвижимым имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения, в том числе передачи его в аренду.
На основании п. 5 Письма для принятия решения о согласовании сделок по передаче временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества, закрепленного за организациями, подведомственными ФАНО России, в аренду или безвозмездное пользование подведомственная организация размещает на МВ-портале комплект документов в соответствии с перечнями согласно приложениям N 1 и N 2 к данному Письму с указанием наименования совершаемой сделки, которые подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.
Указанные документы для согласования сдачи в аренду недвижимого имущества в ФАНО не направлялись, иные документы для совершения указанного согласования, а также получение согласования ФГБНУ ВНИИСБ получены не были, в связи с чем нарушен порядок согласования передачи в аренду, недвижимого имущества, закрепленного за ФГБНУУ ВНИИСБ на праве оперативного управления.
Кроме того, п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, что арендатор (субарендатор) может быть субъектом ответственности за данное правонарушение, так как он обязан удостовериться в том, что заключает договор аренды с лицом, у которого такое согласие имеется.
Учитывая изложенное, суд считает, что обстоятельства, свидетельствующие о наличии события и состава административного правонарушения в действиях ООО «Эрдин», и административный орган пришел к правильному выводу о наличии оснований к привлечению общества к административной ответственности.
Доказательств наличия каких-либо объективных причин, по которым ответчик не мог осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей, суду не представлено.
Судом установлено, что срок привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, на дату принятии решения судом первой инстанции не истек.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения ответчика от административной ответственности судом не установлено.
С учетом изложенного, требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая изложенное, суд счел возможным, с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ, назначить ООО «Эрдин» административное наказание в минимальном размере санкции, предусмотренном ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 руб.
На основании ст.ст. 4.5, ст. 14.37, 24 , 24.5 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 1-13, 15, 17, 27, 29, 64-68,71,75, 167-170, 176, 180, 181, 202-206 АПК, суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Эрдин» (ОГРН <***>, ИНН: <***>, дата присвоения ОГРН: 20.11.2002 г., юридический адрес: <...>) к административной ответственности по ч.2 ст.7.24 КоАП РФ.
Назначить Обществу с ограниченной ответственностью «Эрдин» наказание в виде штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Указанную сумму штрафа следует перечислить Получателю по следующим платежным реквизитам: Реквизиты получателя штрафа: Банк получателя - Отделение 1 Московского ГТУ Банка России, г. Москва БИК: 044583001, Расчетный счет: <***>, КБК 41511690010010000140, ОКТМО 45376000, ИНН получателя 7705019420, КПП получателя 770501001
Получатель УФК МФ РФ по г. Москве (Прокуратура г.Москвы л/с <***>)
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его вынесения в полном объеме в Девятый арбитражный апелляционный суд.
В соответствии с ч.4.2 ст.206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, до истечения шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, экземпляр настоящего решения для его принудительного исполнения будет направлен в Федеральную службу судебных приставов.
Судья: | С.О. Ласкина |