ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-40798/17 от 21.06.2017 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва

30  июня 2017 г.                                           Дело № А40-40798/17-133-398

Решение в полном объеме изготовлено: 30  июня 2017 г.

Резолютивная часть решения объявлена: 21 июня 2017 г.

Арбитражный суд в составе:

судьи Михайловой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гудковой Н.К.

с участием представителей:

согласно протокола

рассмотрел в судебном заседании дело по иску ДЕПАРТАМЕНТА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДА МОСКВЫ (119019,ГОРОД МОСКВА,,,,УЛИЦА НОВЫЙ АРБАТ,ДОМ 11,КОРПУС 1,ОФИС 1205, ИНН 7704221753, д/р 07.08.2003)

к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АТЛАНТ-СК" (109377,ГОРОД МОСКВА,,,,УЛИЦА НОВОКУЗЬМИНСКАЯ 4-Я,3,1,, ИНН <***>, д/р 08.02.2013)

о возмещении ущерба

УСТАНОВИЛ:

ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДА МОСКВЫ обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АТЛАНТ-СК" о возмещении ущерба причиненного окружающей,  в размере в размере 1 477 578  рублей,.

Мотивируя заявленный иск, истец, действуя в интересах публично-правового образования, являющегося кредитором деликтного обязательства, пояснил, что ответчиком осуществлена незаконная рубка зеленых насаждений города

Суд, исследовав представленные доказательства, выслушав представителя лиц участвующих в деле, пришёл к  следующему выводу.

В связи с поступившем обращением жителя ФИО1 в Единую справочную службу Мэрии Москвы от 06.07.2016, дежурным инспектором Департамента, старшим государственным инспектором города Москвы в области охраны окружающей среды ФИО2 (инд. № 1103), 06.07.2016 с 19 час. 50 мин. до 20 час. 40 мин. был произведен осмотр озелененной территории со свободным доступом и адресным ориентиром: <...> (нечетная сторона), напротив д. 10, корп. 3 и д. 10, корп. 4 по Бескудниковскому бульвару.

Осмотром установлено следующее: по указанному адресному ориентиру выявлено 5 свежесрезанных пня лиственных деревьев: 1 пень дерева породы клен остролистный, с диаметром ствола 16 см (№ 7 согласно составленной схеме), 1 пень дерева породы клен ясенелистный, с диаметром ствола 10 см (№ 10 согласно составленной схеме), 1 пень породы клен остролистный, с диаметром ствола 12 см (№ 12 согласно составленной схеме), 1 пень дерева породы липа, с диаметром ствола 38 см (№ 14 согласно составленной схеме), 1 пень дерева породы клен сахарный, с диаметром ствола 45 см (№ 16 согласно составленной схеме) и 5 пней свежесрезанных кустарников: 1 пень от 1 кустарника породы сирень, с диаметром ствола 4 -см (№ 8 согласно составленной схеме), 3 пня от 1 кустарника породы сирень,  с диаметрами стволов 6 см, 4 см, 4 см (№ 9 согласно составленной схеме), 1 пень от 1 кустарника породы сирень, с диаметром ствола 8 см (№ 11 согласно составленной схеме). Также, 9 деревьев лиственных породных составов у которых произведена обрезка стволов с кронами на высоте 2,5 м -4,5 м. А именно, 7 деревьев породы липа с диаметрами стволов 30-45 см., 1 дерево породы клен сахарный, с Диаметром ствола 45 см., 1 дерево породы клен остролистный (7-ми ствольный) с диаметрами стволов 14- 24 см.,- №№ 1,2,3,4,5,6,13,15,17 согласно составленной схеме. Срезы пней ровные, выполнены с применением механических средств (бензо либо электропила). Годичные кольца не читаются. Фрагменты стволов, ветвей на месте. На момент осмотра работы по вырубке не велись. Разрешительная документация на вырубку указанных деревьев и кустарников на момент осмотра отсутствует.

По факту уничтожения зеленых насаждений, в отношении неустановленного лица возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 4.19 КоАП г. Москвы (незаконное уничтожение зеленых насаждений).

12.07.2016 государственным инспектором в области охраны окружающей среды города Москвы ФИО3 было осуществлено дополнительное обследование участка по адресу: <...> (нечетная сторона), напротив д. 10, корп. 3 и д. 10, корп. 4 по Бескудниковскому бульвару. На момент обследования выявлен информационный щит, согласно которому ведутся работы на объекте: «Дорога по проектируемому проезду 6196 с инженерными коммуникациями для корп. 4-10 в мкр. 5 района Бескудниковский (2 очередь строительства)» по адресу: мкр. 5, Бескудниковский район, САО города Москвы. Заказчик - Департамент строительства города Москвы. Генеральный подрядчик – ООО «Атлант-СК». Согласно информации указанной на информационном щите, под вырубку попадает 138 дерева, 211 кустарник. Некоторые произрастающие деревья помечены красной краской, часть деревьев огорожены защитными коробами.

В ходе процедуры административного расследования, было установлено, что между Департаментом строительства города Москвы (Государственный заказчик) и ООО «Атлант-СК» (Генеральный подрядчик) заключен государственный контракт (далее - Контракт) от 25.02.2016 № 0173200001415001473-RST на выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: «Дорога по проектируемому проезду 6196 с инженерными коммуникациями для корп. 4-10 в мкр. 5 района Бескудниковский (2 очередь строительства)» по адресу: мкр. 5, Бескудниковский район, САО города Москвы.

В соответствии с п. 7.1.8. Контракта Генеральный подрядчик обязан обеспечить в ходе строительства выполнение на строительной площадке мероприятий, в том числе по охране окружающей среды (зеленых насаждений и земли).

На указанный объект имеется положительное заключение мосгосэкспертизы от 09.12.2015 № 1236-15/МГЭ/4258-2/1, согласно которой в зоне производства работ произрастают 320 деревьев и 387 кустарников, из них сохраняются 153 дерева и 130 кустарников, пересаживаются 29 деревьев и 46 кустарников, вырубаются 138 деревьев и 211 кустарников.

Разрешение на строительство отсутствует, порубочный билет не оформлялся.

При проведении обследования установлено, что в соответствии с дендропланом и перечетной ведомостью зеленых насаждений, те деревья и кустарники которые указаны в протоколе об осмотре от 06.07.2016 (со схемой) соответствуют тем деревьям и кустарникам, которые попадают под вырубку при ведении работ по вышеуказанному объекту в соответствии с заключением мосгосэкспертизы от 09.12.2015 №  1236-15/МГЭ/4258-2/1. Согласно дендроплана и перечетной ведомости указанные зеленыенасаждения соответствуют номерам: 41,42,43,44,45,48,51,52,53,58,59,60.

Согласно предоставленного информационного письма от 27.07.2016 № 156 от ООО «Атлант-СК» в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, что до настоящего времени по адресу: Бескудниковский б-р., д. 3 (корп. 1), д. 5 (корп. 1), д. 7 (корп. 1,2,3) и Дмитровское ш., <...> (корп. 1,2) не сняты с учета в кадастровой палате земляные участки ранее снесенных домов, в виду чего не предоставляется возможным оформить Договор аренды земли на объект в соответствии с проектом и границами производства работ.

В свою очередь отсутствие Договора аренды земли на весь объект в целом является причиной отказа службы мосгорстроинадзор в выдаче разрешения на строительство.

Таким образом, установлено, что работы сопровождавшиеся вырубкой деревьев и кустарников на объекте: «Дорога по проектируемому проезду 6196 с инженерными коммуникациями для корп. 4-10 в мкр. 5 района Бескудниковский (2 очередь строительства)» по адресу: мкр. 5, Бескудниковский район, САО города Москвы проводились Генеральным подрядчиком ООО «Атлант-СК» не имея разрешения на строительство.

30.09.2016 по результатам административного расследования вынесено постановление по делу № 0714-663/2016 о привлечении ООО «Атлант-СК» к административной ответственности на основании ст. 4.19 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Штраф оплачен в полном объеме платежным поручением от 01.11.2016 №2346.

В то же время уплата виновным лицом штрафа установленного  в рамках административного производства, не освобождает последнего от возмещения имущественного ущерба.

В соответствии с пунктом «д» ст. 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 77 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

При этом в соответствии со ст. 78 Закона № 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Согласно статьи 1 Закона города Москвы от 05.05.1999 № 17 «О защите зеленых насаждений» зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).

Согласно статьи 2 названного Закона защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.

Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.

Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы и настоящим Законом.

Согласно статьи 3 Закона города Москвы от 05.05.1999 №17 «О защите зеленых насаждений» вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения - порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты.

Порядок осуществления вырубки и пересадки зеленых насаждений на территории города Москвы предусмотрен Правилами создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года № 743-1111.

В соответствии с приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-1111 «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы» (далее -Правила) собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Использование озелененных территорий и зеленых массивов, несовместимое с обеспечением жизнедеятельности зеленых насаждений, не допускается.

Согласно п. 8.1.3 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП, вырубка и пересадка деревьев и кустарников, находящихся в границах земельного участка, предоставленного для целей строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства, производятся без порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников в соответствии с проектной документацией на основании разрешения на строительство, выданного Комитетом государственного строительного надзора города Москвы, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды город Москвы или Департаментом культурного наследия города Москвы, при наличии положительного заключения государственной экспертизы указанной проектной документации, проведенной уполномоченным государственным учреждением города Москвы.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде (ч. 3 ст. 77 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»). Расчет вреда произведен на основании такс и методик, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 273 от 08 мая 2007 г. «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», постановлением Правительства Москвы № 630-ПП от 31 июля 2007 г. «Об исчислении размера вреда, причиненного не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам».

Требуя возмещения ущерба, истец определяет его размер, основываясь на указанных законоположениях.

Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу ст. 1082 ГК РФ Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, в том числе и упущенной выгоды.

Для взыскания убытков истец должен представить доказательства их наличия в заявленном к взысканию размере, а также доказательства причинной связи между понесенными убытками и неправомерными действиями ответчика.

В то же время, установленные судом обстоятельства позволяют прийти к выводу об отсутствии  элементов, образующих состав правонарушения необходимых для удовлетворения требования о возмещении ущерба.

Как установлено судом, ответчиком, на момент рассмотрения спора получено необходимое разрешение (разрешение на строительство, л.д. 27) на вырубку указанных деревьев.

Обстоятельство вырубки указанных деревьев до получения всех необходимых разрешений на осуществление таких действий, само по себе не свидетельствует о причинении имущественного ущерба, поскольку государственный контракт и полученные разрешения объективно предполагают и требуют совершения именно этих действий, которые и были выполнены Обществом (вырубка деревьев).

При этом возмещение причиненных  убытков означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы не было нарушено право лица.

Вместе с тем, оценив представленные в материалы дела доказательства, судом установлено, и на что в частности ссылается сам истец, что в соответствии с дендропланом и перечетной ведомостью зеленых насаждений, те деревья и кустарники которые указаны в протоколе об осмотре от 06.07.2016 (со схемой) соответствуют тем деревьям и кустарникам, которые попадают под вырубку при ведении работ по вышеуказанному объекту в соответствии с заключением мосгосэкспертизы от 09.12.2015 №  1236-15/МГЭ/4258-2/1. Согласно дендроплана и перечетной ведомости указанные зеленыенасаждения соответствуют номерам: 41,42,43,44,45,48,51,52,53,58,59,60.

Судом принято во внимание, что после вырубки деревьев под место строительства линейного объекта имело место получение ответчиком разрешения на строительство.

Несмотря на осуществление ответчиком вырубки деревьев до получения заказчиком строительства всей необходимой разрешительной документации, в рассматриваемом случае отсутствует ущерб природному объекту, который имел бы место при отсутствии в последующем всей разрешительной документации.

При таких обстоятельствах, суд отклоняет довод заявителя о том, что наличие установленного факта незаконной рубки является достаточным основанием для возмещения ущерба. (Верховный Суд Российской Федерации Определение от 28 сентября 2015 г. N 309-ЭС15-12040)

Судебные расходы по уплате госпошлины относятся на ответчика в порядке ст. 110 АПК РФ

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 15,307,309,310,314,1064 ГК РФ, ст.ст. 101-103,110,167-171 АПК РФ, суд           

                                                           Р Е Ш И Л :

В иске отказать

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

С У Д ФИО4 Е.В.