ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-41428/20 от 25.02.2021 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-41428/20

116-311

марта 2021 г.

Резолютивная часть решения суда объявлена 25.02.2021 года

Полный текст решения суда изготовлен 16.03.2021 года

Арбитражный суд в составе судьи Стародуб А. П. ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Слатиным Р.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по исковому заявлению: МИНОБРНАУКИ РОССИИ (ОГРН: <***>)

к ООО "КОННЕКТ" (ОГРН: <***>)

о взыскании субсидии.

при участии представителей:

от истца: ФИО1 по доверенности от 17.07.2020 года № 343-Др, диплом.

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 01.12.2019 года, диплом.

 У С Т А Н О В И Л:

Министерство образования Российской Федерации (далее – Истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «КОННЕКТ» (далее – Ответчик) о взыскании в доход федерального бюджета денежных средств выделенных обществу в качестве субсидии в размере 48 389 935 (сорок восемь миллионов триста восемьдесят девять тысяч девятьсот тридцать пять) рублей.

Представитель Истца заявленные требования поддержал по доводам иска.

Представитель Ответчика в удовлетворении требований возражал по доводам отзыва на исковое заявление.

Рассмотрев исковое заявление, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд находит заявленные требования по делу подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2013 426 утверждена Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы» (далее - Программа).

Государственным заказчиком, координатором и основным разработчиком Программы являлось Министерство образования и науки Российской Федерации.

В целях реализации Программы и на основании протокола заседания Конкурсной комиссии от 11.05.2018 № 2018-14-000-0001-3, между Министерством образования и науки Российской Федерации и Обществом с ограниченной ответственностью «Коннект» (далее - Получатель) 28.11.2018 заключено соглашение

 о предоставлении из федеральногобюджета субсидии юридическому лицу (за исключением государственногоучреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведённых из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг № 075-11-2018-174 (далее - Соглашение).

Как установлено пунктом 1.1 Соглашения его предметом является предоставление из федерального бюджета в 2018 - 2020 годах гранта в форме субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат ООО «Коннект», связанных с проведением прикладных научных исследований и экспериментальных разработок (выполнением проекта) по лоту шифр № 2018-14-000-0001 по теме: «Разработка технологической подосновы развития инновационной социальной прежде всего жилищной инфраструктуры на базе смарт-автоматов и принципах Интернета вещей», и реализации Получателем мероприятий по проведению прикладных научных исследований и разработок, направленных на создание продукции и технологий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении устанавливается нормативными правовыми актами, отвечающими общими требованиям, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

При предоставлении субсидии обязательным условием их предоставления, является согласие их получателей на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления (пункт 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1096 «О проведении конкурсного отбора на предоставление субсидий в целях реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы» и предоставлении указанных субсидий» определен порядок проведения конкурсного отбора на предоставление субсидий (в том числе грантов в форме субсидий) в целях реализации указанной федеральной целевой программы (далее - Порядок), а также установлена ответственность за нарушение положений соглашения, включая порядок возврата сумм, использованных получателем субсидии, в случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством образования и науки Российской Федерации и иными уполномоченными государственными органами контроля и надзора, факта нарушения условий предоставления субсидии.

Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

с передачей всех функций по управлению имуществом, нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в соответствующей сфере деятельности.

В этой связи постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2018 г. № 1256, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1060 внесены изменения в Программу и Порядок согласно которым государственным заказчиком федеральной целевой программы, координатором и основным разработчиком, а также организатором конкурса на предоставление грантов в форме субсидий является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Минобрнауки России, Министерство).

Соответственно после принятия указанных постановлений информацию о реализации федеральной целевой программы Получатель субсидии должен был направлять в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Перечень необходимых работ был установлен Планом-графиком исполнения обязательств при проведении прикладных исследований (выполнении проекта), являющимся приложением № 2 к Соглашению.

Согласно пункту 2.1 Соглашения субсидия предоставляется ООО «Коннект» в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Минобрнауки России как получателю средств федерального бюджета, на цели, установленные разделом I Соглашения, в следующем размере: в 2018 г. - 50 000 000 (пятьдесят миллионов) рублей; в 2019 г. - 50 000 000 (пятьдесят миллионов) рублей; в 2020 г. - 50 000 000 (пятьдесят миллионов) рублей.

В соответствии с условиями указанного договора в 2018 году Минобрнауки России перечислило ООО «Коннект» из Федерального бюджета субсидию в размере 50 000 000 рублей с целью реализации данного Соглашения.

Как следует из раздела IV Соглашения, Минобрнауки России обязано, в том числе, осуществлять оценку достижения Получателем показателей результативности и (или) иных показателей, установленных Правилами предоставления субсидии или Министерством на основании пункта 4.1.4 Соглашения, а также осуществлять контроль за соблюдением Получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии и Соглашением, (пункты 4.1.5 и 4.1.6 Соглашения).

Как следует из пояснений истца, комиссией Министерства по оценке исполненных обязательств получателями субсидий из федерального бюджета в рамках реализации мероприятий 1.2, 1.3, 1.4 (по приоритетному направлению в соответствии с пунктом 20а Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации), федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (далее - Комиссия) установлено, что на этапе № 1 Плана-графика исполнения обязательств по Соглашению ООО «Коннект» допущены отдельные нарушения исполнения обязательств по государственному контракту.

В этой связи Комиссией принято решение признать обязательства ООО «Коннект» на этапе № 1 Плана-графика по Соглашению исполненными не в полном объеме (пункт 4- Акта оценки исполнения обязательств от 22.04.2019 № 1), а Министерству рекомендовано поручить Получателю устранить выявленные недостатки в отчетной документации и повторно представить исправленную и доработанную отчетную документацию в установленном порядке в срок до 29.04.2019 (пункт 5 Акта оценки исполнения обязательств от 29.04.2019 № 1).

Как следует из Акта оценки исполнения обязательств от 18.07.2019 № 2 Комиссией повторно изучена представленная ООО «Коннект» отчетная документация по этапу № 1 Плана-графика исполнения обязательств по Соглашению и установлено, что состав выполненных работ условиям Соглашения соответствует не полностью, поскольку:

-выполнены работы, не предусмотренные Техническим заданием и Планом-графиком исполнения обязательств (пункт 3.2.1 Акта оценки исполнения обязательств от 18.07.2019 № 2);

-результаты работ требованиям Технического задания и нормативной документации соответствуют не полностью (пункт 3.2.2 Акта оценки исполнения обязательств от 18.07.2019 № 2).

Кроме того, как установлено Комиссией и отражено в пункте 3.2.2 Акта оценки исполнения обязательств от 18.07.2019 № 2 в отчёте о ПНИЭР:

-не обоснована закупка различных марок бытовых приборов, а также оборудования и комплектующих для стендов, не предусмотренных Техническим заданием и Планом-графиком исполнения обязательств по Соглашению;

-отсутствуют результаты исследований на стендах с указанием показателей, снимаемых с электрической сети при использовании различного вида и марок бытовых приборов, а также не подтверждена достоверность результатов исследований из-за отсутствия сведений об аттестации стендов.

С учётом выявленных недостатков Комиссией принято решение признать обязательства Получателя на этапе № 1 Плана-графика по Соглашению по пункту 4.3.15.1 Соглашения не соответствующими требованиям государственного контракта, в том числе Техническому заданию, Плану-графику исполнения обязательств (пункт 4.1 Акта оценки исполнения обязательств от 18.07.2019 № 2), а средства субсидии, потраченные в рамках работ по пункту 1.5 Плана-графика в размере 21 754 883,28 рублей - использованными нецелевым образом (пункт 4.2 Акта оценки исполнения обязательств от 18.07.2019 № 2).

Согласно пункту 18 Порядка в случае нарушения получателем субсидии целей и условий предоставления субсидии или недостижения им показателей результативности использования субсидии, предусмотренных соглашением, полученные им средства субсидии подлежат возврату в доход федерального бюджета в случае получения предписания органа государственного финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации или в течение 15 рабочих дней со дня получения требования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации о возврате средств субсидии.

Согласно пункту 7.5 Соглашение расторгается в одностороннем порядке по требованию Минобрнауки России при недостижении Получателем установленных Соглашением показателей результативности использования субсидии или иных показателей, а также при нецелевом характере использования средств субсидии на финансирование расходов, не связанных с выполнением работ, предусмотренных приложением № 2 к Соглашению.

В соответствии со статьей 773 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель в договорах на выполнение научно- исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ обязан, в том числе выполнить работы в соответствии с согласованным с заказчиком техническим заданием и передать заказчику их результаты в предусмотренный договором срок.

Согласно статье 777 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель несет ответственность перед заказчиком за нарушение договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, если не докажет, что такое нарушение произошло не по вине исполнителя.

Судом установлено, что истцом было принято решение о расторжении договора с ООО «Коннект» с полным возвратом полученной в 2018 году субсидии в размере 48 389 935 рублей, о чем в адрес общества было направлено уведомление от 12.09.2019 № МН-5.4/1715.

Согласно пункту 4.3 Акта оценки исполнения обязательств от 18.07.2019 № 2 остаток средств субсидии в размере 1 610 065 рублей не является затратами на выполнение работ в 2018 году, в связи, с чем в настоящий момент подлежит возврату

сумма в размере 48 389 935 рублей (50 000 000 - 1 610 065 = 48 389 935).

Обязанность возвратить денежные средства на дату судебного разбирательства Ответчиком  не исполнена.

Отклоняя возражения Ответчика суд принимает во внимание обстоятельства, установленные в рамках рассмотрения дела № А40-18978/20-68-128 по иску ООО "КОННЕКТ" к МИНОБРНАУКИ РОССИИ о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения Соглашения от 28 ноября 2018 г. № 075-11-2018-174 и отказе в требовании ответчика вернуть субсидию на сумму 48.389.935 руб. 91 коп.

Так судом установлено, что основанием для такого отказа послужили выводы компетентного в области бюджетного регулирования органа, решение которого никем не оспорено в установленном порядке. Правовых оснований для признания решения Министерства образования недействительным ООО «КОННЕКТ» не привело и не доказало. Суд таких оснований в рамках рассмотрения дела А40-18978/20-68-128 также не усмотрел.

Учитывая положения ст. 69 АПК РФ и установленные в судебном разбирательстве обстоятельства суд приходит к выводу об обоснованности требований Министерства образования о взыскании в доход федерального бюджета денежных средств в размере 48 389 935 (сорок восемь миллионов триста восемьдесят девять тысяч девятьсот тридцать пять) рублей субсидии.

Расходы по госпошлине подлежат возмещению сторонами в порядке ст.110 АПК РФ.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 102, 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 Р Е Ш И Л:

Взыскать с ООО "КОННЕКТ" (ОГРН: <***>) в доход федерального бюджета денежные средства в размере 48.389.935 рублей субсидии, расходы по госпошлине 200.000 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

А.П. Стародуб