Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва 30 мая 2018 г. | Дело № А40-41543/18-120-428 |
Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2018 года
Полный текст решения изготовлен 30 мая 2018 года
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи – Блинниковой И.А.
протокол ведет – секретарь судебного заседания Ларионова Н.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
дело по исковому заявлениюГлавное управление государственного строительного надзора Московской области
ответчик: ООО «Славянское подворье Л»
о приостановлении на 12 месяцев осуществление ООО «Славянское подворье Л» деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
с участием:
от истца: ФИО1 дов. № 325-12/17 г. от 19.12.2017 г.
от ответчика: ФИО2 дов. б/н от 07.05.2018 г., ФИО3 дов. б/н от 07.05.2018 г.
УСТАНОВИЛ:
Главное управление государственного строительного надзора Московской области (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ООО «Славянское подворье Л»(далее – Общество, Ответчик) о приостановлении на 12 месяцев осуществления деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Заявление мотивировано наличием обстоятельств, предусмотренных п. 4 ч. 15 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Общества с заявленным требованием не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения сторон, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 214-ФЗ контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
В соответствии с пп. 6 п. 15 Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 03.10.2013 № 786/44 «Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Министерстве строительного комплекса Московской области», Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и осуществляет государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Московской области. Таким образом, меры административного воздействия, предусмотренные Федеральным законом № 214-ФЗ, к указанному застройщику принимались Министерством.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Московской области от 12.12.2017 № 1049/45 «О внесении изменений в Положение о Министерстве строительного комплекса Московской области, Положение о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области и в некоторые нормативные правовые акты Московской области» Главное управление государственного строительного надзора Московской области (далее - Главное управление) является правопреемником Министерства, в части осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Московской области и обязательств, связанных с осуществлением данного вида государственного контроля (надзора).
Согласно ч. 1 ст. 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> корп.2, 3, на основании Разрешения на строительство от 31.08.2012 года № 50335000-123 (от 09.11.2015 г. № 50335000-129) от 25.06.2011 г. № RU50-54-1113-2015, в соответствии с требованиями Федерального закона 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 214-ФЗ).
19.08.2017г. Первым заместителем министра строительного комплекса Московской области в отношении Общества вынесено постановление 50МС № 05/0290/17 по ч. 1 ст. 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Указанное постановление, изменено решением Арбитражного суда Московской области от 26.09.2017 по делу № А41-71791/17 в части назначенного наказания, административный штраф в размере 500 000 рублей изменен на административный штраф в размере 250 000 рублей.
13.09.2017г. постановлением 50МС № 05/0434/17 первого заместителя министра строительного комплекса Московской области Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 19.5 КоАП РФ, Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 120 000 руб.
14.02.2018г. заместителем начальника Главгосстройнадзора Московской области в отношении Общества вынесено постановление № ДС-5-0016-2018 по ч. 3 ст. 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Постановления от 13.09.2017г. и 14.02.2018г. не обжаловались и вступили в законную силу.
По мнению заявителя, допущенные Застройщиком нарушения свидетельствуют о нежелании застройщика надлежащим образом соблюдать обязанности, возложенные на него Федеральным законом № 214-ФЗ, в связи с чем, Главное управление государственного строительного надзора Московской области обратилось в суд с заявлением о приостановлении на двенадцать месяцев по осуществлении ООО «СЛАВЯНСКОЕ ПОДВОРЬЕ Л» деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Заявитель выбрал способ защиты, обратившись в арбитражный суд с заявлением, в котором просит приостановить на определенный срок деятельность ответчика.
Истец выбрал исковой способ защиты, поэтому суд исходит из положений части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в соответствии, с которой при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с п. 6 ч. 15 ст. 23 Федерального закона № 214-ФЗ контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае, если застройщиком не исполнялись требования Федерального закона № 214-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов при условии, что в течение одного года к застройщику два и более раза применялись предусмотренные Федеральным законом № 214-ФЗ меры воздействия.
Между тем, суд, исследовав доводы заявителя о нарушении ответчиком положений Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", приходит к выводу о том, что в данном случае привлечение ответчика к административной ответственности само по себе не может служить основанием для применения мер, предусмотренных пунктом 4 части 15 статьи 23 указанного Закона. Ответчиком заключены договоры долевого участия в строительстве жилья с физическими лицами, указанные договоры содержат условия о рассрочке внесения оплаты. Приостановление деятельности ответчика, в данном случае, будет противоречить задачам, которые в соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" устанавливают гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлениях от 30.06.2001 г. № 13-П и от 21.11.2002 г. № 15-П, Определении от 14.12.2000 г. № 244-О, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, а также право частной собственности.
Таким образом, п. 4 ч. 15 ст. 23 ФЗ № 214-ФЗ не устанавливает безусловной обязанности суда при наличии приведенных в этой норме оснований принять решение о приостановлении осуществления деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) объектов недвижимости.
Такая мера государственного принуждения по своей правовой природе является публично-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. Применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд учитывая, что допущенные ответчиком однократные нарушения носят несущественный характер, не свидетельствуют о грубом игнорировании и несоблюдении интересов участников долевого строительства и норма Федерального закона № 214-ФЗ.
Суд также учитывает наличие у общества заключенных договоров с участниками долевого строительства, чьи права будут затронуты в случае приостановления деятельности по привлечению денежных средств, и, как, следствие затягивание сроков строительства застройщиком и сдачи в эксплуатацию жилых помещений.
Таким образом, заявление Главного управления государственного строительного надзора Московской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 65,71 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Главного управления государственного строительного надзора Московской области о приостановлении на двенадцать месяцев осуществления ООО «Славянское подворье Л» деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья И.А. Блинникова