Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. МоскваДело№А40-41832/2017-65-407
29 июня 2017г.
Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2017 г.
Полный текст решения изготовлен 29 июня 2017 г.
Арбитражный суд города Москвы в составе: председательствующий по делу судья Иканин Д.В.,, при ведении протокола секретарем судебного заседания Джафаровым Э.Н.., с участием сторон согласно протоколу, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску АО «СИБУР-Транс» к ФГП ВО ЖДТ России об обязании урегулировать разногласия в договоре
У С Т А Н О В И Л:
АО «СИБУР-Транс» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ФГП ВО ЖДТ России об урегулировании разногласий при заключении договора на сопровождение и охрану грузов в пути следования на условиях оферты с учетом уточнений принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ с изложением спорных пунктов в следующей редакции:
абзац 1 пункта 2.2: «Прием (выдача) грузов в цистернах (контейнерах-цистернах) от Заказчика Охране и от Охраны Заказчику или Грузополучателю осуществляется в соответствии с Порядком передачи грузов в вагонах (приложение № 2 к настоящему Договору)»;
исключить пункты 3.2.1 - 3.2.3, 3.2.7, 3.2.10 - 3.2.11, 3.5.4, 8.4, абзацы 5, 7, 8 пункта 5.4, а также пункт 7.1 приложения № 2;
пункт 3.4.3: «Информировать Заказчика о происшествиях с принятыми для сопровождения и охраны грузами (техническая, коммерческая неисправность, угрожающая сохранности груза и безопасности движения, крушение, авария и т.п.) путем предоставления оперативной сводки в течение 1 (одного) часа с момента происшествия по телефону и электронной почте, указанной в таблице № 1»;
абзац 3 пункта 4.1.1: «Расчеты между Сторонами за оказанные услуги производятся в рублях, исходя из фактического количества суток, в течение которых осуществлялась охрана (далее - фактические услуги). В случае если фактические услуги будут меньше первоначального нормативного срока доставки грузов, в стоимость услуг по охране не включается разница между фактическими услугами и первоначальным нормативным сроком доставки грузов (округление осуществляется до целых суток в меньшую сторону). В случае если фактические услуги оказались большее первоначального нормативного срока доставки грузов, Заказчик обязан оплатить сверхнормативную охрану с учетом ограничений, установленных настоящим Договором»;
пункт 4.1.5: «Заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения возвращает Охране подписанный акт сдачи-приемки оказанных услуг с приложением реестра перевозочных документов»;
абзац 2 пункта 4.4: «Датой платежа за оказание услуг является дата зачисления средств на корреспондентский счет банка Охраны»;
абзацы 1, 2 пункта 4.6.1: «За оказание услуг по сменному сопровождению и охране грузов в период времени, превышающий первоначальный нормативный срок сопровождения и охраны грузов, дополнительно уплачивается стоимость услуг за время сверхнормативной охраны. Сверхнормативная охрана не подлежит оплате Заказчиком (1) за период, когда увеличение срока охраны вызвано действиями (бездействием) Грузополучателя, владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, Перевозчика или любых иных лиц, кроме Заказчика, и/или (2) за период оцепкой вагонов в пути следования, произведенной для целей проведения текущего ремонта, согласно данным ГВЦ ОАО «РЖД». Основанием для исчисления времени сверхнормативной охраны является истечение первоначального срока доставки грузов и наличие факта нарушения срока доставки грузов, возникшего по вине Заказчика, что зафиксировано в акте общей формы»;
абзац 1 пункта 5.2: «Охрана несет ответственность за сохранность груза с момента его получения от Заказчика по акту приема (выдачи) до момента выдачи Заказчику или Грузополучателю по акту приема (выдачи), но в любом случае не более, чем до момента выдачи груза Грузополучателю в порядке, установленном правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом и правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте. С момента выдачи груза перевозчиком Грузополучателю, оказание услуг по охране грузов в пути следования, являющихся предметом Договора, прекращается»;
пункт 5.3: «В случае недостачи, утраты, повреждения груза Охрана возмещает Заказчику причиненный ущерб на основании письменной претензии»;
абзац 4 пункта 1 приложения № 2: «Выдача грузов осуществляется охраной грузополучателю на железнодорожных путях (местах) общего пользования».
Истец заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в иске.
Ответчик требования не признал по основаниям изложенным в возражениях.
Суд, рассмотрев материалы дела, оценив представленные документы, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.
Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями, применимыми к отношениям сторон.
Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Статьей 431 ГК РФ установлено, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Статьей 432 ГК РФ определено, что Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (пункт 3 статьи 1).
Статьей 434.1 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором, граждане и юридические лица свободны в проведении переговоров о заключении договора, самостоятельно несут расходы, связанные с их проведением, и не отвечают за то, что соглашение не достигнуто.
При вступлении в переговоры о заключении договора, в ходе их проведения и по их завершении стороны обязаны действовать добросовестно, в частности не допускать вступление в переговоры о заключении договора или их продолжение при заведомом отсутствии намерения достичь соглашения с другой стороной. Недобросовестными действиями при проведении переговоров предполагаются:
1) предоставление стороне неполной или недостоверной информации, в том числе умолчание об обстоятельствах, которые в силу характера договора должны быть доведены до сведения другой стороны;
2) внезапное и неоправданное прекращение переговоров о заключении договора при таких обстоятельствах, при которых другая сторона переговоров не могла разумно этого ожидать.
Если в ходе переговоров о заключении договора сторона получает информацию, которая передается ей другой стороной в качестве конфиденциальной, она обязана не раскрывать эту информацию и не использовать ее ненадлежащим образом для своих целей независимо от того, будет ли заключен договор. При нарушении этой обязанности она должна возместить другой стороне убытки, причиненные в результате раскрытия конфиденциальной информации или использования ее для своих целей.
Стороны могут заключить соглашение о порядке ведения переговоров. Такое соглашение может конкретизировать требования к добросовестному ведению переговоров, устанавливать порядок распределения расходов на ведение переговоров и иные подобные права и обязанности. Соглашение о порядке ведения переговоров может устанавливать неустойку за нарушение предусмотренных в нем положений.
Условия соглашения о порядке ведения переговоров, ограничивающие ответственность за недобросовестные действия сторон соглашения, ничтожны.
Правила настоящей статьи применяются независимо от того, был ли заключен сторонами договор по результатам переговоров.
Статьей 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
По вопросу исключения п. 3.2.10 в редакции ответчика " заказчик обязан уведомлять охрану о наличии у заказчика единых лицевых счетов плательщиков за услуги по перевозке".
Рассматривая данное требование, с учетом позиции ответчика, суд считает, что данный пункт не затрагивает отношения сторон при заключении договора, является излишним и не влияющим на права и обязанности сторон, в связи с чем подлежит исключению.
По вопросу изложения пункта 3.4.3:
в редакции истца: «Информировать Заказчика о происшествиях с принятыми для сопровождения и охраны грузами (техническая, коммерческая неисправность, угрожающая сохранности груза и безопасности движения, крушение, авария и т.п.) путем предоставления оперативной сводки в течение 1 (одного) часа с момента происшествия по телефону и электронной почте, указанной в таблице № 1»;
в редакции ответчика: пункт 3.4.3: «Информировать Заказчика (уполномоченное лицо заказчика) о происшествиях с грузом "энергетические газы", произошедшим в пути следования (техническая, коммерческая неисправность, угрожающая сохранности груза и безопасности движения, крушение, авария и т.п.) путем предоставления оперативной сводки в течение 1 (одного) дня с момента происшествия по телефону и электронной почте, указанной в таблице № 1»;
Рассматривая данный вопрос, суд считает, что редакция истца в части грузов и не только "энергетических газов" является более полной и отвечающей требованиям договора. Кроме того, с учетом специфики перевозки грузов истца, суд с учетом позиции ответчика, согласен с доводами истца о сроке извещения различных происшествий в пути следования. При этом требование истца в части исключения уполномоченного лица, удовлетворению не подлежит, поскольку в случае отсутствия такового информация будет направляться истцу, а в случае наличия уполномоченного лица истца, ответчик обязан сообщать о данных происшествиях данному лицу.
По вопросу изложения пункта 4.1.5: «Заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения возвращает Охране подписанный акт сдачи-приемки оказанных услуг с приложением реестра перевозочных документов»;
Рассматривая данное требование с учетом позиции ответчика по данному вопросу, суд считает, что редакция истца является более полной и направленной на реальное исполнение договора в обусловленные им сроки исключая негативные последствия для обоих сторон при наличии праздничных и выходных дней.
Согласен суд и с позицией истца в части изложения абзац 2 пункта 4.4: «Датой платежа за оказание услуг является дата зачисления средств на корреспондентский счет банка Охраны», поскольку срок поступления денежных средств с корреспондентского счета на расчетный счет исполнителя не может корректироваться действиями истца.
Подлежит удовлетворению и требование истца в части изложения абзаца 4 пункта 1 приложения № 2 в редакции истца: «Выдача грузов осуществляется охраной грузополучателю на железнодорожных путях (местах) общего пользования», поскольку иное толкование нарушает права стороны.
Также суд считает, что из договора подлежит исключению пункт 7.1 Приложения №2, поскольку необходимость данного пункта в договоре ответчик не обосновал, при этом им не указаны конкретные действия и документы направленные на установление порядка передачи грузов, что фактически влечет за собой предъявление различных требований на усмотрение начальников отрядов охраны, что по мнению суда является недопустимым.
Удовлетворению не подлежат следующие требования истца.
Требование об изменении абз.1 п.2.2 в части исключения уполномоченного лица заказчика и перевозчика, и указание на грузополучателя, то данное требование с учетом отсутствия нарушений прав истца редакцией предложенной ответчиком, а также необходимостью руководствоваться Соглашением "О порядке взаимодействия и ответственности при перевозках грузов железнодорожным транспортом" от 8 октября 2009 года № 935 заключенным ответчиком и ОАО "РЖД" выступающим перевозчиком, прием и выдача осуществляется по актам формы КЭУ-5, в связи с чем по мнению суда указанный порядок является надлежащим и направленным на выполнение договора.
Разногласия по пунктам 3.2.1. - 3.2.3.
Заполнять перевозочные документы в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 № 39.
3.2.2. При перевозке грузов во внутригосударственном сообщении и экспортных грузов в международном сообщении:
указывать в перевозочных документах в графе «Наименование груза» полное наименование и код груза по ЕТ СНГ, соответствующий наименованию перевозимого груза, номер и дату настоящего Договора;
в случае определения массы груза Заказчиком (уполномоченным лицом Заказчика) или совместно с Перевозчиком указывать в перевозочных документах в графе «Способ определения массы» при определении массы груза на весах или расчетным путем значение предельной погрешности измерения массы, соответствующее требованиям стандартов или методических инструкций Государственного стандарта;
вносить в соответствующую графу перевозочного документа сведения о количестве грузовых мест, погруженных в вагон для грузов в транспортных пакетах - дробью: в числителе количество пакетов, в знаменателе количество мест в одном пакете.
3.2.3. При перевозке в международном сообщении импортных и транзитных грузов по территории Российской Федерации, в случае оказания Заказчиком услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов на основании Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ»:
проставлять в перевозочных документах штемпель «Принят к оплате...» с указанием наименования Заказчика», так как необходимо обязательно указывать в перевозочных документах наименование и код груза, а так же способ определение массы груза, иначе будет противоречие с Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Несмотря на то, что данные сведения указывает грузоотправитель, а достоверность их внесения проверяет перевозчик, наличие и внесение такой информации в железнодорожную накладную необходимо для ведомственной охраны (охранный груз или не подлежит охране и др.) в связи с чем, пункты 3.2.1-3.2.3. исключению не подлежат.
Пункт 3.2.7 «Выдавать Охране доверенность (Приложение № к 3 Договору), а также предоставлять Перевозчику надлежащим образом заверенную копию доверенности (для перевозки в международном сообщении импортных и транзитных грузов по территории Российской Федерации) на входной пограничной передаточной станции».
Наличие доверенности, выданной контрагентом ведомственной охраны на право осуществлять сменное сопровождение грузов, определено требованиями п. 6 «Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей», утв. приказом МПС России от 18 июня 2003 года № 38.
Суд согласен с позицией ответчика и приходит к выводу, что данный пункт исключению не подлежит, так как не нарушает права истца.
Пункт 3.2.11 и 3.5.4. «Возмещать Охране стоимость оказанных услуг, в случае недостоверного указания в перевозочных документах сведений о номере Договора с Охраной, наименовании и коде груза по ГНГ и ЕТ СНГ, не соответствующих наименованию перевозимого груза, количестве грузовых мест, вследствие чего Охрана оказала услуги по сменному сопровождению и охране грузов, подтвержденные приемо-сдаточными актами и/или актами приема (выдачи) грузов и/или памятками приемосдатчика».
Согласно раздела 2 «Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом», утв. приказом МПС России от 18.06.2003 № 39, необходимо указывать наименование юридического лица, уполномоченного грузоотправителем (грузополучателем) на охрану груза, и номер договора на охрану. В соответствии с разделом 3 этого приказа, в накладной проставляется штемпель «Охрана» с указанием кода железнодорожной станции - в случае сопровождения груза на всем пути следования сменными проводниками ведомственной охраны.
Статьей 3 Устава установлено, что Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц, и регулируют условия перевозок грузов с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также экологической безопасности.
Не проставления в перевозочных документах, являющимися договором на перевозку груза, соответствующих отметок о его охране, является прямым нарушением п. 2.17 и п. 3.1 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 № 39. В связи с этим, в случае отсутствия в накладной номера договора на охрану груза, перевозчик вправе не принимать груз к перевозке пока грузоотправитель не заполнит перевозочные документы в соответствии с требованиями указанных правил.
С учетом изложенного данное требование истца удовлетворению не подлежит.
Абзац 3 Пункта 4.1.1 «Расчеты между сторонами за оказанные услуги производятся в рублях».
Стоимость услуг по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом, в том числе и специальных грузов (а именно газы энергетические (пропан, бутан)), входящих в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.07.2015 № 1424-р, рассчитывается в соответствии с требованиями Методики расчета ставок сбора за услуги ФГП ВО ЖДТ России по сменному сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах, при перевозке железнодорожным транспортом (далее - Методика), утвержденной приказом ФГП ВО ЖДТ России от 10.02.2011, разработанной Академией народного хозяйства и госслужбы при Президенте Российской Федерации в 2010 году ...и одобренной Минтрансом России.
Расчет и формирование ставок сбора за услуги по сменному сопровождению и охране грузов силами и средствами ФГП ВО ЖДТ России осуществляются исходя из обязательного раздельного учета объемов оказанных услуг, доходов и расходов по различным видам деятельности согласно действующей системе учета.
Основным методом расчета ставок сбора за услуги по сменному сопровождению и охране грузов является метод экономически обоснованных расходов.
Основным исходным параметром расчета экономически обоснованного уровня расходов по сменному сопровождению и охране грузов является средняя стоимость услуг одногострелка в час, которая определяется исходя из расчетной величины, необходимой валовой выручки по виду деятельности «сменное сопровождение и охрана грузов в вагонах, контейнерах», расчетной численности.
Порядок определения, утверждения и пересмотра ставок сбора, включает следующие основные этапы и процедуры:
1.Разрабатывается прогноз объемов услуг сменного сопровождения и охраны вагонов, контейнеров с грузами железнодорожным транспортом силами ФГП ВО ЖДТ России в натуральном выражении на очередной период действия ставок сбора.
2.Определяется расчетная величина среднесписочной численности стрелков, осуществляющих деятельность по сменному сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами, на очередной период действия ставок сбора с учетом прогнозного объема услуг. При этом учитываются как основные методы охраны - следование работников ведомственной охраны (проводников) вместе с грузовым поездом и обеспечение сохранности вагонов (контейнеров) с грузами в пути следования, так и дополнительные методы охраны - выставление нарядов (патрулирование) на станциях смены нарядов ведомственной охраны, применение пикетов, применение групп быстрого реагирования (ГБР), в т.ч. негласного сопровождения поездов, применение инженерно-технических и специальных средств охраны.
3.Формируется и обосновывается прогноз необходимой валовой выручки ФГП ВО ЖДТ России по виду деятельности «сменное сопровождение и охрана грузов в вагонах, контейнерах» на очередной период действия ставок сбора, в состав которой включаются постатейно обоснованные необходимые расходы непосредственно на осуществление данного вида деятельности, относимые на данный вид деятельности «общепроизводственные расходы», «внереализационные расходы», «расходы, осуществляемые за счет прибыли», и «выпадающие (либо избыточно полученные) доходы» по результатам последнего завершенного отчетного периода действия ставок сбора, а также необходимый уровень рентабельности.
4.На основе прогнозной величины необходимой валовой выручки на очередной период действия ставок сбора и среднесписочной численности стрелков определяется «средняя стоимость услуг одного стрелка в час» и «среднесетевая ставка сбора за охрану 1 вагона в сутки».
«Средняя стоимость услуг одного стрелка в час» определяется как отношение необходимой валовой выручки по виду деятельности «сменное сопровождение и охрана грузов в вагонах, контейнерах» к среднесписочному числу стрелков по данному виду деятельности.
«Среднесетевая ставка сбора за охрану 1 вагона в сутки» (Сваг/сут) рассчитывается как средняя стоимость услуг одного стрелка в час, умноженная на 24 часа и разделенная на среднее количество вагонов, охраняемых одним стрелком.
5. Рассчитываются ставки сбора с дифференциацией по видам, типам, расстояниям перевозок.
Расчет ставок производится исходя из базовой части среднесетевой ставки за охрану одного вагона в сутки, расчетного срока доставки соответствующих грузов (включая начально-конечные и движенческие операции) и поправочных коэффициентов, учитывающих особенности охраны отдельных видов грузов и типов перевозок.
6. Базовые ставки сбора и поправочные коэффициенты вводятся действие Приказом Генерального Директора ФГП ВО ЖДТ России на очередной период действия ставок сбора и применяются в расчетах с грузоотправителями с даты их ввода в действие.
В качестве периода действия ставок сбора на услуги по сменному сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах принимается 1 год и пересмотр действующих ставок производится ежегодно с 1 января очередного года.
В соответствии с пунктом 4.1.1 Договора от 30.12.2011 № УВО-2849/СТ.9286 в редакции дополнительных соглашений №1, №2 заключенного между ФГП ВО ЖДТ России и АО «СИБУР-Транс» расчет стоимости услуг по сменному сопровождению и охране грузов по территории Российской Федерации, производится по ставкам сбора за услуги по сменному сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах (далее - ставки сбора), установленным Охраной и действующим на дату предъявления груза к перевозке.
Охрана обязуется по письменному требованию Заказчика предоставить копию приказа с приложением Ставок сбора.
Что касается основания для исчисления времени сверхнормативной охраны, является истечение первоначального нормативного срока доставки грузов и нарушение срока доставки грузов, оформленного актом общей формы.
Расчет оказанных услуг по сверхнормативной охране вагонов производится в соответствии с разделом 4 проекта Договора.
Время сверхнормативной охраны рассчитывается в сутках, при охране грузов, менее суток, сбор взимается исходя из расчетной почасовой ставки.
Согласно «Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей», утв. приказом МПС России от 18.06.2003 № 38, а так же Распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.07.2015 № 1424-р, такого рода груз, который подпадает под категорию специального/опасного груза подлежит обязательной охране силами ФГП ВО ЖДТ России, от момента приема его под охрану на путях общего пользования станции отправления от грузоотправителя и до момента выдачи его на путях общего пользования станции назначения представителю Заказчика (грузополучателю).
С данной позицией ответчика согласен и суд, в связи с чем данное требование истца удовлетворению не подлежит.
Абзацы 1,2 пункта 4.6.1.
Согласно статьи 97 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов за перевозку грузов, за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.
То есть, если просрочка доставки груза произошла по вине перевозчика, то эти потери им будут возмещены грузоотправителю.
В случае отцепки в пути следования из состава поезда вагона с охраняемым грузом, и помещении его в вагонном депо для устранения технической неисправности, ответственность за сохранность груза несет ФГП ВО ЖДТ России принявшая груз Под охрану, в связи с этим, если груз не принят под охрану представителем вагонного депо по акту, вагон с грузом на все время нахождения его в депо охраняется работником ФГП ВО ЖДТ России.
Согласно, распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.06.2009 № 891-р, которым утвержден Перечень наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Росжелдора, ФГП ВО ЖДТ России обеспечивает охрану указанных в перечне объектов, в том числе объектов вагонного хозяйства, имеющие оборонное значение (предназначенные для выполнения мобилизационных планов), по договору с владельцами этих объектов, при этом договором предусматривается осуществление на охраняемых объектах пропускного режима и охраны имущества заказчика, находящегося на охраняемой территории. Охрана перевозимых грузов в случаях их нахождения на объекте договором не предусмотрена.
То есть затраты на охрану груза при производстве ремонта вагона в пути следования, если вагон с грузом не принят под охрану представителями вагонного депо, несет владелец или арендатор подвижного состава.
ФГП ВО ЖДТ России не имеет договора с грузополучателями, в том числе морскими портами, по вине которых может быть допущена сверхнормативная охрана груза (заняты места выгрузки, отсутствие судна и др.), так как заключения договора с указанными юридическими лицами на охрану груза на путях общего пользования, Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, не предусмотрено. Грузоотправитель, как поставщик товара имеет с грузополучателями договор поставки, в котором могут быть отражены условия доставки груза, как это предусмотрено пунктом 3.2.5 Договора.
То есть, в случае просрочки доставки груза по вине грузополучателя, грузоотправитель имеет возможность взыскания с него средств затраченных за сверхнормативную охрану груза.
Таким образом, ведомственная охрана для защиты от противоправных посягательств и обеспечения сохранности перевозимого груза «газ энергетический (пропан, бутан)», который входит в категорию специальных/ опасных грузов обязана его охранять до момента выдачи представителю Заказчика услуг по Договору.
С учетом изложенного данное требование истца удовлетворению не подлежит.
Абзац 1 п. 5.2. Договора.
«Охрана несет ответственность за сохранность груза с момента подписания акта приема (выдачи) груза и/или приемо-сдаточного акта при перевозке груза в цистернах от заказчика (уполномоченного лица заказчика или перевозчика) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции отправления до момента подписания акта приема (выдачи) груза и/или приемо-сдаточного акта и/или памятки приемосдатчика при передаче груза в цистерне (контейнере-цистерне) заказчику (уполномоченному лицу заказчика или перевозчику) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции назначения».
Суд учитывает, что ведомственная охрана фактически осуществляет прием не груза, а вагонов (цистерн, контейнеров) с грузом по наружному осмотру, наличию и соответствию перевозочным документам номеров запорнопломбировочных устройств (ЗПУ), что оформляется актом приема (выдачи) вагонов с грузами.
Согласно ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывающих в его адрес грузов не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. В случае отсутствия грузополучателя, перевозчик запрашивает грузоотправителя о дальнейшей судьбе груза.
Согласно разделу 5 приложения № 2 к проекту Договора ведомственная охрана выдает цистерны с грузом уполномоченному лицу Заказчика на железнодорожных путях общего пользования.
Таким образом, при своевременном уведомлении перевозчиком грузополучателя, перевозчик и ведомственная охрана практически одновременно осуществляют передачу цистерн с грузом представителю получателя, но подтверждается окончание оказания услуг перевозки и охраны разными документами. Перевозчик подписывает с контрагентом памятку приемосдатчика, а ведомственная охрана акт (приема) выдачи вагонов с грузом. Акт (приема) выдачи вагонов с грузом, подписываемый между Ответчиком и Истцом не является дополнительным документом, это самостоятельный акт, подтверждающий факт оказания услуг ведомственной охраной.
Кроме того, статья 97 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» устанавливает, что за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает грузоотправителю пении в размере 9 % платы за перевозку груза, за каждые сутки, но не более чем в размере платы за перевозку данного груза.
В связи с этим независимо по чьей вине произошла просрочка в доставке груза Охрана несет затраты на сверхнормативную охрану груза, при этом Заказчик в случае если просрочка произошла по вине перевозчика получает от него пении за каждые сутки сверхнормативной перевозки груза.
С учетом изложенного редакция ответчика полностью отражает правоотношения сторон, а также учитывает нормы регулирующие попутные отношения. в связи с чем требование истца в данной части является необоснованным.
Пункт 5.3 Договора.
«В случае недостачи, утраты, повреждения груза по вине Охраны, Охрана возмещает Заказчику причиненный ущерб в размере стоимости недостающего, утраченного, поврежденного груза, на основании письменной претензии».
Согласно ст. 1082 ГК РФ - способы возмещения вреда, лицо, ответственное за причинение вреда, возмещает вред в натуре или возмещает причиненные убытки.
Согласно п. 1 ст. 393 ГК РФ, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Убытки определяются в соответствии с правилами ст. 15 ГК РФ устанавливающими, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Пункт 2 ст. 15 ГК РФ определяет убытки как расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты и повреждения его имущества (реальный ущерб), а также не полученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать: факт нарушения обязательства, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, размер убытков, вину должника.
Таким образом, возмещение не любого ущерба, а только в размере стоимости недостающего, утраченного, поврежденного груза.
С учетом изложенного, требования истца в данной части необоснованны.
Абзацы 5,7,8 пункта 5.4 Договора.
«Охрана не несет ответственности за ущерб, причиненный Заказчику вследствие утраты, недостачи, повреждения груза в случаях:
нарушения правил проведения маневровых работ, погрузо-разгрузочных работ, аварии, крушения или иных действий, допущенных по вине Перевозчика;
нарушения правил перевозки грузов железнодорожным транспортом, технических условий размещения и крепления грузов в вагонах допущенных по вине Заказчика {уполномоченного лица Заказчика, Перевозчика);
если вагон прибыл с исправными ЗПУ, указанными в перевозочном документе, при отсутствии коммерческих неисправностей вагона в соответствии с п.5.6. Договора и без оформленных актов общей формы, удостоверяющих наличие доступа к грузу;
если недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза в открытом железнодорожном подвижном составе;
указания Заказчиком (уполномоченным лицом Заказчика) в перевозочных документах неправильных или неполных сведений, вследствие чего произошла утрата, недостача, повреждение груза;
если недостача груза не превышает норм естественной убыли и предельного расхождения в результатах определения массы груза в соответствии с требованиями п.п. 3.2.2. настоящего Договора;
если недостача груза произошла по причине течи через нижний сливной прибор в пути следования при исправном ЗПУ и технически исправном вагоне;
если недостача или повреждение груза произошли по вине Заказчика, нарушившего требования Порядка передачи грузов в вагонах установленного настоящим Договором;
если факт утраты, недостачи, повреждения груза произошел на иностранной железной дороге и подтверждается документами, предусмотренными международными нормативными актами», так как ведомственная охрана не несет ответственность за указанные в этом пункте случаи, а именно:
За нарушения правил проведения маневровых работ, погрузо-разгрузочных работ, аварии, крушения или иных действий - несет ответственность перевозчик;
Наличие исправного ЗПУ на цистерне и отсутствие попутных актов общей формы указывает на то, что это исправная перевозка;
Естественные причины - при приобретении, хранении и (или) реализации определенных видов товаров могут образоваться потери и недостачи, причиной которых является естественная убыль, являющаяся следствием естественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств товаров;
Согласно приказу МПС России от 18.06.2003 № 39 «Правила заполнения перевозочных документов на перевозку ж.д. транспортом» за правильность заполнения перевозочных документов отвечает грузоотправитель, а в соответствии со ст. 27 Устава перевозчик проверяет достоверность;
За течь груза отвечает перевозчик;
Грузоотправитель отвечает за правомерность передачи цистерн с грузом под охрану, за соблюдением порядка их передачи после их загрузки;
За недостачу груза и т.п. при международной перевозке ответственность несет иностранный перевозчик, на участке которого произошла утрата груза, которая определяется в рамках СМГС.
С учетом изложенного, данные пункты внесены ответчиком обоснованно и исключению не подлежат.
Пункт 8.4 Договора.
«При невыполнении Заказчиком обязательств, предусмотренных п.п. 3.2.4 и 3.2.6., Охрана вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение своих обязательств по Договору в соответствии со ст. 328 ГК РФ с уведомлением Заказчика о дате приостановления оказания услуг по сменному сопровождению и охране грузов».
Исключение этого пункта из Договора противоречит правовой природе возмездного договора и условиям Договора с чем согласен и суд, в связи с чем данное требование необосновано.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" указано, что ....При определении содержания конкретного пункта договора стороны должны руководствоваться требованиями законности, разумности договорного условия и его справедливости для всех сторон договора, реальности исполнения договорного условия в расчете на добросовестность участников гражданского оборота.
Государственная пошлина подлежит распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
руководствуясь ст. ст. 65, 67, 68, 71, 75, 101, 106,110, 156, 167-171, 176, 180, 181, 319 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора между АО «СИБУР-Транс» и ФГП ВО ЖДТ России на сопровождение и охрану грузов в пути следования на условиях оферты в части:
Исключить п. 3.2.10,
Изложить п.3.4.3. в следующей редакции информировать заказчика ( уполномоченное лицо заказчика) о происшествиях с грузом, в том числе энергетические газы, произошедшие в пути следования ( техническая, коммерческая неисправность, угрожающая сохранность груза и безопасности движения, крушения, аварии и т.п. ) путем предоставления оперативной сводки в течении 1 часа с момента происшествия по телефону и электронной почте, указанной в таблице 1.
Изложить п. 4.1.5 в следующей редакции Заказчик в течении 5 рабочих дней с момента получения возвращает охране подписанный акт сдачи-приемки оказанных услуг с приложением реестра перевозочных документов.
Изложить абз. 2 п.4.4 в следующей редакции Датой платежа за оказание услуг является дата зачисления средств на корреспондентский счет банка охраны.
Изложить абзац 4 п.1 приложения № 2 к договору выдача грузов осуществляется охраной грузополучателю на железнодорожных путях ( местах) общего пользования.
П.7.1 приложения №2 исключить.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ФГП ВО ЖДТ России в пользу АО «СИБУР-Транс»государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
СУДЬЯ Иканин Д.В.