Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-42010/20-93-314
10 июля 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 3 июля 2020 года.
Решение в полном объеме изготовлено 10 июля 2020 года.
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи Позднякова В.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Боженовой Ю.А.
с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Департамента торговли и услуг города Москвы (123112, МОСКВА ГОРОД, ПРОЕЗД КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ 1-Й, ДОМ 21, СТРОЕНИЕ 1, , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 19.01.2011, ИНН: <***>)
к ООО "Управляющая компания "Опора" (115114, МОСКВА ГОРОД, ПРОЕЗД ПАВЕЛЕЦКИЙ 2-Й, ДОМ 4, КОРПУС 2, ЭТ 1 ПОМ I КОМ 3, 10, 10А, 11, 14, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 04.07.2011, ИНН: <***>)
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ на основании протокола от 24.01.2020 №373/БЛ об административном правонарушении
при участии
от заявителя – ФИО1 доверенность от 09.10.2019 (диплом от 05.07.2019)
от заинтересованного лица – ФИО2. ген директор на основании решения №5 от 04.04.2017)
УСТАНОВИЛ:
Департамент торговли и услуг города Москвы обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО "УК "Опора" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ.
Заявленные требования мотивированы тем, что ООО "УК "Опора" осуществляло деятельность по розничной продаже алкогольной продукции без соответствующей лицензии.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ООО "УК "Опора" в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований поскольку вина в действиях общества не доказана.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления, суд признает заявление не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как следует из материалов дела, 05.12.2019 в соответствии с имеющимися полномочиями должностными лицами Департамента были проведены мероприятия по пресечению незаконного оборота алкогольной продукцией, в ходе которых был выявлен оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии, по адресу <...> в помещениях клуба «Паприка».
В ходе проведения мероприятия были получены объяснения граждан.
В целях пресечения административного правонарушения и в связи с невозможностью обеспечить сохранность алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, на основании п. 4 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ, должностным лицом Департамента была применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении - изъятие, о чем составлен Протокол изъятия от 09.12.2019.
Также была составлена Опись алкогольной продукции к протоколу изъятия вещей на 2 листах (88 ед. продукции). Изъятая алкогольная продукция, опечатана и находится по адресу: <...> (согласно акту приема - передачи продукции и (или) предметов от 04.02.2020 № y1-1606/05).
На основании выявленных нарушений консультантом Департаментом торговли и услуг города Москвы в отношении ООО «УК «ОПОРА» составлен протокол от 24.01.2020 №373/БЛ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ.
Данный протокол составлен в отсутствии законного представителя ООО «УК «ОПОРА» при наличии сведений об извещении надлежащим образом законного представителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ. Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, судом не установлено.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.17 КоАП РФ, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Субъектами данного административного правонарушения являются должностные, юридические лица, ответственные за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ).
Пунктом 16 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ предусмотрено, что под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются:
- производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другому лицу и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
При этом согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Представленное в материалах дела информационное письмо клуба «Паприка» не свидетельствует об осуществлении привлекаемым лицом предпринимательской деятельностью, связанной с розничной торговлей алкогольной продукции, лишь на том основании, что на письме стоит печать ООО «УК «ОПОРА».
Суд критически относится к представленному письму, а также к свидетельским показаниям от 05.12.2019, поскольку Департаменту поступил ответ от Исполняющего обязанности главы управы района Косино-Ухтомский города Москвы на обращение от 09.12.2019 № И/03-3776/9 по вопросу предоставления информации о хозяйствующем субъекте, ведущем деятельность в клубе «Паприка», расположенном по адресу: ул. Рудневка, д. 19.
Согласно ответу на обращение хозяйственную деятельность в данном предприятии осуществляет ООО «Независимое Бюро Недвижимости», ИНН <***>, ОГРН <***>. К ответу приложено дополнительное соглашение на 1 л.
Департаментом был направлен запрос в Московский банк ПАО «Сбербанк» о том, что для расчетов с покупателями использовался терминал для эквайринга ПАО «Сбербанк». В связи с проведением административного расследования по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, департамент просил банк в короткие сроки направить сведения о наименовании и ИНН хозяйствующего субъекта, использующего указанный терминал по данному адресу. Однако, ответа на данный запрос в материалах дела не имеется.
Тем самым Департамент при подготовке дела об административном правонарушении не установил надлежащим образом причинно-следственную связь во вменении вины ООО «УК «ОПОРА».
Кроме того, согласно пояснениям в судебном заседании законного представителяООО «УК «ОПОРА», осуществление розничной торговли алкогольной продукции осуществляется в магазине по адресу: 115114, Москва город, проезд Павелецкий 2-й, дом 4, корпус 2, эт 1 пом I ком 3, 10, 10А, 11, 14. Других адресов осуществления данной деятельности нет.
Таким образом, суд делает вывод о том, что Департаментом не в полной мере установлены обстоятельства, которые могли бы установить вину в противоправных действиях ООО «УК «ОПОРА».
При этом в силу ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом изложенного, у суда отсутствуют основания для привлечения ООО «УК «ОПОРА» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ.
Пунктом 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях» в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.11.2008 №60 разъяснено, что в соответствии с ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.
В этой связи изъятая алкогольная продукция согласно протоколу изъятия вещей и документов от 09.01.2020, подлежит конфискации.
На основании ст. ст. 2.1 - 2.4, 2.10, 4.1 - 4.3, 4.5, ч.3 ст.14.17, 23.1, 23.52, 26.1, 26.2, 26.7, 26.11, 28.2 КоАП РФ, и руководствуясь 71, 75, 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления о привлечении ООО "Управляющая компания "Опора" (115114, МОСКВА ГОРОД, ПРОЕЗД ПАВЕЛЕЦКИЙ 2-Й, ДОМ 4, КОРПУС 2, ЭТ 1 ПОМ I КОМ 3, 10, 10А, 11, 14, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 04.07.2011, ИНН: <***>) к административной ответственности по ч.3 ст.14.17 КоАП РФ – отказать.
Департаменту торговли и услуг города Москвы конфисковать изъятую алкогольную продукцию в количестве 88 единиц согласно протоколу изъятия вещей и документов от 05.12.2019 №373/БЛ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в десятидневный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме).
Судья В.Д.Поздняков